Механизм винтового движения штосселя

 

МЕХАНИЗМ ВИНТОВОГО ДВИЖЕНИЯ ШТОССЕЛЯ по авт. св. И 1093444, о тл и ч a ю щ и и с я тем, что, с целые повышения надежности, механизм снабжен дополнительной зубчато-реечной передачей, закрепленньвч на ее рейке диском и толкателем, шарнирно смонтированным в дополнительно вьтолненном радиальном пазу диска и предназначенным для связи со столом станка, причем, зубчатое колесо дополнительной передачи кинематически связано с валом, на котором размещены колеса основных зубчато-реечных передач.

,SU„„

СОЮЭ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

ФСЮ В 2 F 5/12

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР пО ДЕЛАМ ИЗСБРЕТЕНИй V ОТНРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ.р

М (61) 1093444 (21) 3690375/25-08 (22) 11. 01. 84 (46) 23.04.85. Бюл. Р 15 (72) А. И. Голембиев ский и Г.Е.Голембиевская (71) Новополоцкий политехнический институт им. Ленинского комсомола

Белоруссии (53) 621.914.5.002.54(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

У 1093444, кл. В 23 F 5/12, 1983 (прототип). (54) (57) МЕХАНИЗМ ВИНТОВОГО ДВИЖЕНИЯ

ШТОССЕЛЯ по авт. св. У 1093444, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности, механизм снабжен дополнительной зубчато-реечной передачей, закреплениьм на ее рейке диском и толкателем, шарнирно смонтированным в дополнительно выполненном радиальном пазу диска и предназначенным для связи со столом станка, причем, зубчатое колесо дополнительной передачи кинематически связано с валом, на котором размещены колеса основных зубчато-реечных передач.

Цель изобретения — повышение надежности станка.

Поставленная цель достигается тем, что в механизм винтового движения, выполненный в виде двух зубчато-реечных передач, причем рейка одной из этих передач закреплена на гильзе 45 штосселя, а на рейке другой передачи установлен диск, шарнирно соединенный через радиальный паз с толкателем, установленным с возможностью взаимодействия с подвижным в осевом направлении червяком делительной пары штосселя, и зубчатые колеса обеих передач установлены на одном валу, введены дополнительная зубчато-реечная передача, закрепленный на ее 55 рейке диск и толкатель, смонтированный посредством шарнира в дополнительно выполненном радиальном пазу

Ф 11513

Изобретение относится к станкостроению и может быть использовано в зубодолбежных станках.

По основному авт.св. В 1093444 известен механизм винтового движения штосселя, выполненный в виде двух зубчато-реечных передач, причем рейка одной из этих передач закреплена на гильзе штосселя, а на рейке другой передачи установлен диск, !О шарнирно соединенный через радиальный паз с толкателем, установленным с возможностью взаимодействия с подвижным в осевом направлении червяком делительной пары штосселя, и зубчатые колеса обеих передач установлены на одном валу Е1 3.

Недостаток известного механизма заключается в том, что нарезание косозубого колеса воспроизводится 2О поступательно-возвратным движением гильзы штосселя, несущего долбяк, и согласованным с ним поворотно-возвратным движением штосселя. При увеличении угла наклона зубьев нареза- 25 емого колеса возрастает угол поворота в поворОтно-возвратном движении, а это приводит при одной и той же скорости поступательно-возвратного движения гильзы к возрастанию скорос- 30 ти поворотно-возвратного движения.

В итоге возрастает скорость скольжения в делительной червячной паре штосселя и возрастают динамические усилия. Это снижает технологическую надежность станка и, как следствие, 35 снижает точность получаемых при обработке косозубых колес.

90 2 диска и предназначенный для связи со столом станка, причем зубчатое колесо дополнительной передачи кинематически связано с валом, на котором размещены колеса основных зубчатореечных передач.

На чертеже представлена кинематическая схема механизма винтового движения станка.

Первая зубчато-реечная передача включает рейку 1, закрепленную на гильзе 2 штосселя 3 долбяка, и зубчатое колесо 4.

Зубчатое колесо 5 второй зубчатореечной передачи расположено на общем валу 6 с зубчатым колесом 4. Рейка 7 второй зубчато-реечной передачи размещена с возможностью перемещения вдоль оси 0„ -0„ штосселя 3.

На рейке 7 установлен диск 8 с радиальным пазом 9. Червяк делительной пары 10 штосселя 3 смонтирован с возможностью осевого перемещения и снабжен толкателем 11 который взаимодействует с помощью шарнира 12 с радиальным пазом 9 диска 8. На штосселе 3 установлен долбяк 13.

Зубчатое колесо 14 дополнительной зубчато-реечной передачи посредством кинематической цепи 15 связано с . валом 6. Рейка 16 этой передачи размещена с возможностью перемещения вдоль оси Оz -0 делительного стола 17.

На рейке 16 установлен диск 18 с радиальным пазом 19. Червяк делительной пары 20 делительного стола 17 смонтирован с возможностью осевого перемещения и снабжен толкателем 21, который взаимодействуетс помощью шарнира 22 с радиальным пазом 19 диска 18.

Зубчатые колеса 4, 5 и 14,имеют одинаковые модули и числа зубьев.

Привод механизма осуществляется

:от электродвигателя 23 через орган 24 настройки на скорость резания, приводной вал 25 и кулисный механизм 26.

Настройка механизма на угол наклона линии зуба нарезаемого колеса, равный углу наклона линии зуба долбяка осуществляется посредством установочного поворота дисков 8 и

18 относительно реек соответственно 7 и 16 на углы соответственно о/ и р составляющие в сумме угол наклона линии зуба нарезаемого коле51390 4 ка 18 и шарнира 22 преобразуется в поступательно-возвратное движение толк ателя 21 ° Толк атель, перемещая червяк делительной пары 20 в осевом направлении, сообщает делительному столу 17 поворотно-возвратное движение В

В результате описанного взаимодействия штоссель 3 с долбяком и делительный стол 17 с заготовкой будут совершать винтовое движение, воспроизводящее линию зуба нарезаемого косозубого колеса.

3 11 са. Причем диски 8 и 18 при настройке поворачиваются в противоположные стороны.

Механизм винтового движения работает следующим образом.

При включении электродвигателя 23 получает вращательное движение с рабочей круговой частотой приводной вал 25, каждый оборот которого посредством кулисного механизма 26 преобразуется в один двойной ход гильзы 2 (движение П ).

Движение П„ посредством эубчатореечной передачи 1-4 преобразуется в поворотно-возвратное движение вала 6 и затем посредством зубчатореечных передач 5-7 и 14-16 в поступательно-возвратные движения реек 7 и 16 этих передач.

Поступательно-возвратное движение рейки 7 посредством подвижного соединения, наклоненного под углом с к рейке паза 9 диска 8 и шарнира 12 преобразуется в поступательно-возвратное движение толкателя 11.

Толкатель, перемещая червяк делительной пары 10 в осевом направлении, сообщает штосселю 3 поворотно-возI вратное двикение В .

Аналогично поступательно-возвратное движение рейки 16 посредством подвижного соединения, наклоненного под углом р к рейке паза 19 дисПредлагаемый механизм по сравнению с известным имеет более высокую технологическую надежность. Объясняется это тем, что вращательное движение, входящее s сложное винтовое, в предлагаемом механизме выполняется штосселем и делительным столом. Причем при повороте зти узлы ,совершают только часть, например, половину требуемого угла поворота с меньшей по сравнению с базовым устройством скоростью. Это снижает скорость скольжения в делительных парах штосселя и стола и уменьшает динамическое воздействие на станок, что в свою очередь повьппает долговечность ответственных узлов и является резервом повьппения производительности станка.

1151390

Составитель В.Слиткова

ТехредЛ,Мартяшова Корректор А.06ручар

Редактор А.Сабо

Филиал ППП "Патент", г.Ужгород, ул.Проектная, 4

Заказ 2223/9 Тираж 108б Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Механизм винтового движения штосселя Механизм винтового движения штосселя Механизм винтового движения штосселя Механизм винтового движения штосселя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к обработке зубчатых колес резанием

Изобретение относится к машиностроению, в частности к обработке зубьев цилиндрических колес

Изобретение относится к машиностроению, к обработке конических зубчатых колес
Изобретение относится к металлообработке и может быть использовано в различных областях машиностроения, а именно, для обработки различных закаленных деталей с чередующимися выступами и впадинами

Изобретение относится к области обработки металлов резанием, в частности к станкам для чистовой обработки зубьев зубчатых колес крупного модуля, преимущественно закаленных

Изобретение относится к области механической обработки зубчатых поверхностей и может быть использован при обработке различных зубчатых профилей

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к обработке в условиях обката долбяком зубчатых колес с криволинейной формой по длине зуба

Изобретение относится к зубообработке, преимущественно криволинейных по длине зубьев цилиндрических зубчатых колес с наружными и внутренними зубьями в условиях обката
Наверх