Узел сцепления толкаемой ледокольной приставки с судном

 

УЗЕЛ СЦЕПЛЕНИЯ ТОЛКАЕМОЙ ЛЕДОКОЛЬНОЙ ПРИСТАВКИ С СУДНОМ, содержащий центрирующее устройство , установленное в кормовом вырезе корпуса ледокольной приставки, и установленные на корпусе ледокольной приставки бортовые упоры с выдвижными элементами, имеющими возможность взаимодействия с толкающим судном; отличающийся тем, что, с целью повыщения его надежности и расширения эксплуатационных возможностей, он снабжен цилиндрическими резиновыми амортизаторами, выполненными с возможностью регулирования зазора между ними и установленными в кормовом вырезе корпуса ледокольной приставки между ее корпусом и центрирующим устройством , которое выполнено в виде свободно подвещенного фигурнога металлического листа, имеющего возможность обхвата носовой оконечносги толкающего судна, а выдвижной элемент каждого из бортовых упоров снабжен шаровым шарниром со смонтированным на нем опорным щитом, имеющим на поверхности, обращенной к борту толкающего судна, обшивку с антифрикционным покрытием. (Л to о го

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)4 В 63 В 21/56 ЮЯю р. д

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPGHGMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ иг.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3704129/27-11 (22) 09.01.84 (46) 07.09.85. Бюл. № 33 (72) А. Т. Лупа, А. Н. Писарев, Н. Н. Крупенин и Г. Л. Фрейдин (53) 629.12.013.33 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 850499, кл. В 63 В 21/56, 1978. (54) (57) УЗЕЛ СЦЕПЛЕНИЯ ТОЛКАЕМОЙ ЛЕДОКОЛЬНОИ ПРИСТАВКИ С

СУДНОМ, содержащий центрирующее устройство, установленное в кормовом вырезе корпуса ледокольной приставки, и установленные на корпусе ледокольной приставки бортовые упоры с выдвижными элементами, имеющими возможность взаимодействия с толкающим судном; отличающийся

„„SU„„1177202 A тем, что, с целью повышения его надежности и расширения эксплуатационных возможностей, он снабжен цилиндрическими резиновыми амортизаторами, выполненными с возможностью регулирования зазора между ними и установленными в кормовом вырезе корпуса ледокольной приставки между ее корпусом и центрирующим устройством, которое выполнено в виде свободно подвешенного фигурного металлического листа, имеющего возможность обхвата носовой оконечнос-.и толкающего судна, а выдвижной элемент каждого из бортовых упоров снабжен шаровым шарниром со смонтированным на нем опорным щитом, имеющим на поверхности, обращенной к борту толкающего судна, обшивку с антифрикционным покрытием. е

1177202

15

Изобретение относится к судостроению, в частности к узлам сцепления толкаемой приставки с судном.

Цель изобретения — повышение надежности узла сцепления толкаемой ледокольной приставки с судном и расширение эксплуатационных возможностей.

На фиг. 1 изображен узел сцепления толкаемой ледокольной приставки с толкающим судном в рабочем положении, вид сверху; на фиг. 2 — то же, вид сбоку; на фиг. 3 — бортовой упор, продольный вертикальный разрез; на фиг. 4 — центрирующее устройство с форштевнем толкающего судна, вид сверху; на фиг. 5 — то же, с совокупностью сил, поясняющих его работу.

На юте корпуса 1 ледокольной приставки по ее диаметральной плоскости (ДП) установлена натяжная станция 2, обеспечивающая натяг соединительного троса 3, закрепленного одним концом на гаке 4 натяжной станции 2, а другим концом пропущенного через носовой клюз 5 толкающего судна 6 и закрепленного на его носовом биттенге 7.

В носовой части выреза приставки на цепной подвеске 8 смонтировано центрующее устройство 9, обеспечивающее фиксацию форштевня 10 толкающего судна 6 и состоящее из свободно подвешенного фигурного металлического листа 11 с закрылками 12, имеющего облегающую форштевень 10 толкающего судна 6 форму, расположенных между металлическим листом 11 и корпусом 1 приставки цилиндрических резиновых амортизаторов 13, установленных с зазором между ними, регулируемым гибкой связью 14, например, цепью с талрепом.

В кормовой части выреза корпуса 1 приставки установлены бортовые упоры 15, состоящие из фундамента 16, выдвижного элемента 17 с шаровой опорой 18, на которой со стороны выреза смонтирован опорный щит 19, снабженный деревянными брусьями с насалкой привода выдвижения, например, из тросов 20 и 21 и блоков 22 и 23, установленных на фундаменте 16, а также винта 24 с хвостовиком 25 и закладного пальца 26 для стопорения выдвижного элемента 17 и точной регулировки вылета опорного щита 19.

Устройство работает следующим образом.

Перед началом работы состава приставка-толкающее судно нос судна вводится в вырез приставки. При этом форштевень

10 толкающего судна 6 упирается в металлический лист 11 центрирующего устройства 9. Соединительный трос 3 закрепляют одним концом на гаке 4 натяжной станции 2, а другой его конец проводят через центральный носовой клюз 5 толкающего суд5

55 на 6 и закрепляют на его носовом биттенге 7.

С помощью талрепа натяжной станции 2 обтягивают соеди интел ьный трос 3. При этом форштевень 10 подтягивается к корпусу l приставки и плотно облегается металлическим листом 11, входящим своей вогнутой частью в заранее отрегулированный зазор между цилиндрическими резиновыми амортизаторами 13. Величина зазора меньше вогнутой части металлического листа 11.

При неточной заводке судна форштевень 10, скользнув по привальным брусьям выреза и пройдя по закрылкам, касающимся внутренних поверхностей выреза под тупым углом, неизбежно попадает в выемку листа 11.

Затем ДП толкающего судна совмещают с ДП приставки работой винтов судна, ориентируясь по носовой мачте судна и мачтам приставки (не показано) .

Опорные щиты 19 с помощью выдвижных элементов 17, судового шпиля, канатов 20 и блоков 22 подводят к бортам толкающего судна 6, при этом шаровые опоры 18 обеспечивают прилегание щитов 19 по форме обводов толкающего судна 6, винтом 24 совмещают ближайшее отверстие в фундаменте 16 с отверстием хвостовика 25 и закладывают палец 26, тем самым обеспечив стопорение выдвижного элемента 17.

При движении состава форштевень 10 толкающего судна 6 упирается в вогнутую часть металлического листа 11, который, благодаря заранее отрегулированному зазору между цилиндрическими резиновыми амортизаторами 13, прогибается и плотно облегает форштевень 10. Если носовая оконечность 10 уже, чем выемка в листе (фиг. 5), то форштевень касается листа 11 в ДП и воздействует на него с силой F, при этом со стороны амортизаторов 12 действуют силы F и F . Разойтись амортизаторам не дает гибкая связь 4 (не показана). Силы Fz и F> можно разложить на составляющие Fq, Fg, F6 и F Силы Р4 и Fz плавно компенсируют силу F,, Fq и Г„и создают изгибающий момент, под действием которого лист 11 плотно облегает форштевень 10 толкающего судна 6. Если форштевень 10 шире, чем выемка в листе 11, то он давит на лист 11 с силой F /2 в двух точках (Р» — усилие толкания) . Со стороны амортизаторов 13 на лист 11 действуют силы Fz и F>. От этих пар F,/2, Fz и Fz/2, F> возникают изгибающие моменты, заставляющие лист разогнуться и плотно обхватить форштевень. Аналогичные схемы можно привести для любого горизонтального сечения центрирующего устройства.

Таким образом, центрирующее устройство 9 обеспечивает четкую фиксацию форштевня 10 и, в то же время, не препятствует его вертикальным перемеще1177202 ниям относительно корпуса 1 ледокольной приставки. Кроме того, нагрузки от приставки на носовую оконечность толкающего судна передаются по всей площади листа 11 и, следовательно, напряжения, возникающие в обшивке толкающего судна, ниже допустимых тем самым повышается безопасность работы сцепки толкающее судно-приставка. Бортовые упоры 15 при этом предотвращают излом оси состава, а деревянная подушка с насалкой щитов 19 предохраняет борт толкающего судна 6 от повреждений и также не препятствует относительному вертикальному смещению борта судна 6.

Резиновые амортизаторы 13 демпфируют ударные нагрузки и вибрацию при работе состава во льду, а также предотврашают деформ ацию носовой обшивки толкающего судна 6.

Расстыковка состава производится следующим образом.

С бака толкающего судна 6, с помощью специального каната (не показан) вручную отдается гак 4 натяжной станции 2, выбирается соединительный канат 3 и нос толкающего судна 6 выводится из выреза приставки. Отвода щитов 19 бортовых упоров 5 не требуется. В том случае, когда необходимо отвести щиты 19 за габариты корпуса 1 приставки освобождают закладной палец 26, выдвижной элемент 17 с помощью судового шпиля, канатов 21 и блоков 23 отводят в сторону борта приставки. Винтом 24 совмещают отверстие в фундаменте 16 с отверстием хвос-.овика 25 и закладывают палец 26.

Узел сцепления толкаемой ледокольной приставки позволяет использовать для ее толкания любые судна с шириной корпуса, не превышающей ширину приставки, устранить необходимость дооборудования толкающих судов, обеспечить надежность соединения приставки с судном, не препятствуя

20 в то же время их относительному вертикальному перемещению.

1177202

19

И

Редактор О. Головач

Заказ 5452/18

Составитель Ю. Серов

Техред И. Верес Корректор А. Зимокосов

Тираж 435 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ПГ1Л «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Узел сцепления толкаемой ледокольной приставки с судном Узел сцепления толкаемой ледокольной приставки с судном Узел сцепления толкаемой ледокольной приставки с судном Узел сцепления толкаемой ледокольной приставки с судном 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроениям, в частности к толкаемым судовым составам

Изобретение относится к судостроению, в частности к средствам вождения судов методом толкания

Изобретение относится к судостроению, в частности к буксировке судов

Изобретение относится к судостроению, к устройствам для буксировки судов методом толкания

Изобретение относится к водному транспорту и может быть использовано при транспортировании айсбергов из полярных морей в засушливые районы

Изобретение относится к судостроению, в частности к транспортным комплексам для водной среды, и может быть использовано для транспортировки барж по внутренним водным магистралям

Изобретение относится к судам и прочим плавучим средствам, а именно к буксирам

Изобретение относится к судостроению, в частности к конструкции судов, состоящих из двух частей

Изобретение относится к судостроению, в частности к способу и устройству для соединения судна другим судном
Наверх