Способ контроля качества изготовления и сборки аэродинамических опор роторов узлов

 

СПОСОБ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ИЗГОТОВЛЕНИЯ И СБОРКИ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ ОПОР РОТОРОВ УЗЛОВ, заключающийся в создании вынужденных колебаний узла и в измерении резонансных частот узла, отличающийся тем, что, с целью повышения точности контроля за счет учета изменения резонансных частот при всплытии и посадке опор, создают осевые и радиальные вынужденные колебания со сдвигом по фазе 90° и непрерывно измеряют осевые и радиальные резонансные, частоты узла в момент всплытия или посадки опор. S (Л О5 ;о

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51) 4 G 01 М 13/04

ВСЕСОЮЗ111 @

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3815239/25-27 (22) 23.11.84 (46) 07.12.85. Бюл. № 45 (71) Каунасский политехнический институт им. А. Снечкуса (72) И. П. Воболис и К. М. Рагульскис (53) 658.562.012.7 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 631795, кл. G 01 М 13/04, 1978. (54) (57) СПОСОБ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА

ИЗГОТОВЛЕНИЯ И СБОРКИ АЭРОДИНА„„SU„„1196719 A

МИЧЕСКИХ ОГ!ОР РОТОРОВ УЗЛОВ, заключающийся в создании вынужденных колебаний узла и в измерении резонансных частот узла, отлачаюишйся тем, что, с целью повышения точности контроля за счет учета изменения резонансных частот при всплытии и посадке опор, создают осевые и радиальные вынужденные колебания со сдвигом по фазе 90 и непрерывно измеряют осевые и радиальные резонансные частоты узла в момент всплытия или посадки опор.

1196719

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля качества изготовления и сборки аэродинамических опор.

Цель изобретения — повышение точности контроля качества изготовления и сборки за счет учета изменения резонансных частот при всплытии и посадке опор.

На фиг, 1 представлена функциональная схема устройства, реализующего предлагаемый способ; на фиг. 2 — круговая диаграмма сигналов для плоскости УОХ, где 1— диаграмма переходного режима пуска или

/ выбега ротора, 11 — диаграмма рабочего режима ротора, 111 — диаграмма после посадки ротора; на фиг. 3 — аналогичные круговые диаграммы для плоскости YOZ.

Устройство содержит основание 1, раму 2, упругие элементы 3, через которые рама 2 прикреплена к основанию 1, а также плиту 4 и упругие элементы 5, через которые плита 4 прикреплена к раме 2.

Кроме того, устройство содержит датчики 6 и 7 колебаний, установленные на раме 2 и плите 4 соответственно, управляющие блоки 8 и 9, подключенные положительной обратной связью к соответствующим датчикам 6 и 7, двухкоординатный регистрирующий прибор 10, а также исследуемый узел 11, имеющий ротор 12, установленный на аэродинамических опорах 13.

Способ осуществляется следующим образом.

При помощи датчика 7 колебаний и управляющего блока 9 плите 4, на которой установлен исследуемый узел 11, сообщают резонансные колебания по оси Y. Одновременно аналогичным образом создают колебания по оси Х. Фазы колебаний по осям Х и Y отличаются на 90 . Жесткость упругих элементов 3 и 5 подбирают такими, что колебания по осям Х и . Y происходят на одинаковых частотах.

Частоты указанных колебаний определяются по формулам

1,/ c, 2fj где с„с,— коэффициенты жесткости упругих элементов 3 и 5 соответствен-, но;

rn„rn — колеблющиеся массы по осям Х и Y соответственно.

При режиме пуска и выбега ротор 12, установленный на аэродинамических опо рах 13, совершает сложное движение, например, в плоскости ХОУ, осуществляя всплытие или посадку относительно опор 13.

Так как составной частью масс All и тг яв- ляется подсоединенная масса ротора 12 по осям Х и Y соответственно, отсоединение массы ротора по любой из указанных осей резко изменяет резонансную частоту

В связи с этим во время переходного процесса (всплытия или посадки ротора) колебания по осям Х и Y являются модулированными по частоте.

При помощи блоков 8 и 9 фиксируют из15 менение (частотную модуляцию) этих колебаний, а при помощи регистратора 10 из полученных на выходах блоков 8 и 9 сигналов строят круговую диаграмму (фиг. 2).

При сложном движении ротора 12 (вблизи всплытия или посадки) круговая диаграмма является сложной кривой (кривая I, фиг. 2), после всплытия или посадки ротора 12 диаграммы являются окружностями (кривые II и III, фиг. 2) различных диаметров, так как частоты колебательных систем

25 при этих режимах изменяются в противоположные стороны.

Аналогичным образом осуществляются указанные операции и в плоскости YOZ.

В зависимости от качества сборки опор

13 (давления смазывающих газов, зазоров, перекосов и т.д.) моменты всплытия или посадки происходят на различных скоростях вращения ротора 12, различными также являются и переходные процессы, поэтому круговые диаграммы (фиг. 3) также различ35 ны для каждого узла.

Далее по форме круговых диаграмм судят о различных режимах движения ротора 12.

40 Таким образом, сообщением исследуемому узлу резонансных колебаний по двум координатам, одна из которых проходит по оси вращения ротора, в каждой из двух перпендикулярных плоскостей, проходящих через ось вращения ротора, фиксированием

45 изменения частот этих колебании и построением соответствующих круговых диаграмм создается возможность точного определения момента всплытия и посадки, а также переходного процесса роторов окончательно собранных и закрытых узлов.

1!967!9

Редактор С. Саенко

Заказ 7556/40

ВН

Составитель И. Баранов

Техред И. Верес Коррсктор Л. Пилипенко

Тираж 896 Подписное

ИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретении и открытий

1l3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ контроля качества изготовления и сборки аэродинамических опор роторов узлов Способ контроля качества изготовления и сборки аэродинамических опор роторов узлов Способ контроля качества изготовления и сборки аэродинамических опор роторов узлов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля готовых изделий с целью определения качества изготовления путем анализа вибрационных характеристик подшипника

Изобретение относится к измерительной технике и может быть, преимущественно, использовано для диагностирования поверхностей качения колец подшипников в узлах в процессе эксплуатации и ремонта машин и механизмов

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно подшипников качения авиационных газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для исследования и испытания подшипников качения

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно межвальных подшипников качения двухвальных авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено для использования при реализации контроля шарикоподшипников в процессе их изготовления и при осуществлении диагностики в процессе их эксплуатации

Изобретение относится к измерительной технике в машиностроении и используется для контроля и прогнозирования состояния подшипников качения в условиях, когда известен вид износа

Изобретение относится к энергетическим и транспортным машинам и механизмам

Изобретение относится к измерительной технике
Наверх