Способ обеспечения осевого преднатяга в подшипниковом узле

 

СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСЕВОГО ПРЕДНАТЯГА В ПОДШИПНИКОВОМ УЗЛЕ, заключающийся в том, что на валу с шестерней и резьбовым хвостовиком устанавливают два подшипника с распорной втулкой между ними, помещают вал с подшипниками и втулкой в корпус редуктора, задают кольцам подшипНИКОВ вращение и одновременно нагружают подшипники заданной осевой силой , измеряют один из геометрических размеров подшипникового узла, уменьшают осевое усилие до минимального значения, при котором остаются выбранными зазоры в подшипниковом узле, и затягивают гайку на хвостовике до получения ранее измеренного значения геометрического размера подшипникового узла, отличающийся тем, что, с целью обеспечения оптимальных параметров зацепления шестерни с колесом, ось которого перекрещивается с осью шестерни , перед сборкой редуктора вал с щестерней устанавливают вместе с сопряженным колесом в контрольно-обкатной станок, при заданной рабочей нагрузке в зацеплении перемещают шестерню и колесо в осевых направлениях до получения оптимальных параметров зацепления, контролируемых по площади и положению пятна контакта зубьев, измеряют расстояние от с $ плоскости торца шестерни до оси вращения колеса, это же расстояние выбирают в качестве измеряемого геометрического размера подшипникового узла, а перед затяжкой гайки на хвостовике вала устанавливают между шестерней и ближайшим к ней подшипником компенсаторную шайбу требуемой для подгонки этого размера толщины, выбранную из набора шайб, толщины которых последовательно возрастают на величину, меньшую допустимого перемещения кольца ближайшего к шестерне подшипника при колебаниях осевой нагрузки в заданном рабочем диапазоне.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (19> Б (ш др 4 G 01 М 13/04 »

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ 7, 3

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3757064/25-28 (22) 21.06.84 (46) 23.12.85. Бюл.й 47 (71) Московский автомеханический институт (,72) А.В.Воронин, И.А.Булавин и В.И.Харитонов (53) 658.6: 620.178.163(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

И- 1068756, кл ч 01 M 13/04, 1982. (54) (57) СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСЕВОГО

ПРЕДНАТЯГА В ПОДШИПНИКОВОМ УЗЛЕ, заключающийся в том, что на валу с шестерней и резьбовым хвостовиком устанавливают два подшипника с распоркой втулкой между ними, помещают вал с подшипниками и втулкой в корпус редуктора, задают кольцам подшипников вращение и одновременно нагружают подшипники заданной осевой силой, измеряют один иэ геометрических размеров подшипникового узла, уменьшают осевое усилие до минимального значения, при котором остаются выбранными зазоры в подшипниковом узле, и затягивают гайку на хвостовике до получения ранее измеренного значения геометрического размера подшипникового узла, о т— л и ч а ю шийся тем, что, с .целью обеспечения оптимальных параметров зацепления шестерни с колесом, ось которого перекрещивается с осью шестерни, перед сборкой редуктора вал с шестерней устанавливают вместе с сопряженным колесом в контрольно-обкатной станок, при заданной рабочей нагрузке в зацеплении перемещают шестерню и колесо в осевых направлениях до получения оптимальных параметров зацепления, контролируемых по площади и положению пятна контакта зубьев, измеряют расстояние от плоскости торца шестерни до оси вращения колеса, это же расстояние выбирают в качестве измеряемого геометрического размера подшипникового узла, а перед затяжкой гайки на хвостовике вала устанавливают между шестерней и ближайшим к ней подшипником компенсаторную шайбу требуемой для подгонки этого размера толщины, выбранную из набора шайб, толщины которых последовательно возрастают на величину, меньшую допустимого перемещения кольца ближайшего к шестерне подшипника при колебаниях осевой нагрузки в заданном рабочем диапазоне.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для обеспечения осевого преднатяга в подшипниковом узле и оптимального расположения и касания эубь ев при сборке редуктора ведущего моста автомобиля.

Целью изобретения является обес печение оптимальных параметров зацепления шестерни с колесом, ось которого перекрещивается с осью шестерни.

На фиг.1 показана схема.обеспечения осевого преднатяга в подшипниковом узле; на фиг.2 — схема измерения на контрольно-обкатном станке; на фиг.3 — графики зависимости момента трения и осевой податливости подшипников от осевого усилия °

Схема (фиг. 1) содержит подшипни. ки 1 и 2, компенсаторную шайбу 3, распорную втулку 4, вал с шестерней

5, корпус 6 редуктора, центрирующую оправку 7, измеритель 8 и гайку 9, предназначенную для завинчивания на хвостовике 10 при досборке редуктора.

Схема измерения на контрольнообкатном станке содержит элемент 11 базирования, измеритель 12, зубчатое колесо 13 и пятно 14 контакта.

Способ осуществляется следующим образом.

Перед сборкой редуктора вал с шестерней 5 устанавливают вместе с сопряженным колесом 13 в контрольно-обкатной станок, при заданной рабочей нагрузке в зацеплении переме-. щают шестерню 5 и колесо 13 в осевых направлениях до получения оптимальных параметров зацепления, контролируемых по площади и положению пятна 14 контакта зубьев, измеряют при помощи измерителя 12 расстояние от плоскости торца шестерни 5 до оси вращения колеса 13 и снимают вал с шестерней 5 и коле200155 2 со 13. с контрольно-обкатного стан ка. Затем на валу с шестерней 5 устанавливают два подшипника 1 и 2 с распорной втулкой 4 между ними, а между шестерней 5 и подшипником 1 устанавливают компенсаторную шайбу

3, выбранную из набора шайб, толщины которых последовательно возрастают на величину, меньшую допусти10 мого перемещения внутреннего кольца подшипника l при колебаниях осевой нагрузки в заданном рабочем диапазоне, т.е, 15

Б cc(F

Л макс 0 мин где 6 — величина изменения толщины шайб в наборе;

- С вЂ” податливость подшипника 1.; >„ — максимально допустимое усилие .преднатяга;

o „ — минимально допустимое усилие преднатяга; и! — показатель степени, зависящий от типа подшипников

25 (например, для подшипников типа 7807 и 7805

Ф = 0,66).

Помещают вал с шестерней 5 подшип никами 1.и 2, втулкой 4 и компенса3п торной шайбой. 3 в корпус 6 редуктора

I задают кольцам подшипников 1 и 2 вращение и одновременно нагружают подшипники 1 и 2 заданной осевой силой, с помощью измерителя измеряют pac". стояние от плоскости торца шестерни

5 до оси вращения колеса 13, матерна. лизуемой оправкой 7 изменяют осевую силу до тех пор, пока это расстояние будет равным расстоянию, зафик4О сированному на контрольно-обкатном станке. Затем снимают осевую силу и затягивают гайку 9 на хвостовике

1О до получения ранее измеренного значения расстояния, что обеспечива45 ет одновременное создание заданного преднатяга и оптимальных параметров зацепления шестерни 5 с колесом 13, 1200155

1200155 фас J

Составитель Н.Тимошенко

Редактор И.Николайчук Техред О.Ващишина Корректор С.Шекмар

Заказ 7858/48

Тираж 896 Подлисное

ВНИИПИ Гасударственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная,4

Способ обеспечения осевого преднатяга в подшипниковом узле Способ обеспечения осевого преднатяга в подшипниковом узле Способ обеспечения осевого преднатяга в подшипниковом узле Способ обеспечения осевого преднатяга в подшипниковом узле 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля готовых изделий с целью определения качества изготовления путем анализа вибрационных характеристик подшипника

Изобретение относится к измерительной технике и может быть, преимущественно, использовано для диагностирования поверхностей качения колец подшипников в узлах в процессе эксплуатации и ремонта машин и механизмов

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно подшипников качения авиационных газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для исследования и испытания подшипников качения

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно межвальных подшипников качения двухвальных авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено для использования при реализации контроля шарикоподшипников в процессе их изготовления и при осуществлении диагностики в процессе их эксплуатации

Изобретение относится к измерительной технике в машиностроении и используется для контроля и прогнозирования состояния подшипников качения в условиях, когда известен вид износа

Изобретение относится к энергетическим и транспортным машинам и механизмам

Изобретение относится к измерительной технике
Наверх