Устройство для контроля угла контакта шарикоподшипников

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть, использовано для контроля угла контакта шарикопод- Ш.ИПНИКОВ при сборке или исследованиях работоспособности подшипниковых узлов. Цель изобретения - повьшение точности контроля путем измерения среднего диаметра и его дисперсии .шарикоподшипника в условиях, приближенных к реальным. На валу крепится кольцо контролируемого подшипника, с помощью механизма осевого нагружения к наружному кольцу прикладывают нормированную осевую нагрузку и приводят вал во вращение. При этом на выходах датчиков формируются импульсы за счет прохождения мимо них соответственно меток и тел качения. Одновременно перемещают каретку из одного крайнего положения в другое и измеряют ее перемещение с помощью датчика. При этом амплитуда импульсов на выходе датчика пропорциональна расстоянию между ним и поверхностью тел качения и имеет максимальное значение при минимальном расстоянии. В блоке сравнения регистрируется наибольшее число импульсов, по которому фиксируется позиция датчика линейных перемещений и отсчитьшается средний диаметр ширикоподшипника. По числу счетчиков и по количеству импульсов в каждом из счетчиков определяют дисперсию среднего размера диаметра в шарикоподшипнике . 1 ил. kn ГС S

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51) 4 G 01 И 13 04

Ж " :" - "

OllHCAHHE ИЗОБРЕТЕНИЯ ..

К ABTQPCHQMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЬП ИЙ (21) 3778855/25-28 (22) 06,08.84 (46) 07.03.86. Бюл. №- 9 (71) Институт проблем надежности и долговечности машин АН БССР (72) В.А. Шапарь, Н.Т. Минченя, Ю.В. Скорынин и В.И. Адашкевич (53) 658.562.012.7(088.8) (56) Подшипниковая промышленность.

Экспресс-информация, 1972, ¹ 8, с. 1-12.

:(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ УГЛА

КОНТАКТА ШАРИКОПОДШИПНИКОВ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть. использовано для контроля угла контакта шарикоподшипников при сборке или исследованиях работоспособности подшипниковых узлов. Цель изобретения — повышение точности контроля путем измерения среднего диаметра и его дисперсии .шарикоподшипника в условиях, приближенных к реальным. На валу крепится кольцо контролируемого подшипника, с

„„Я0„„1216700 A помощью механизма осевого нагружения к наружному кольцу прикладывают нормированную осевую нагрузку и приводят вал во вращение. При этом на выходах датчиков формируются импульсы за счет прохождения мимо них соответственно меток и тел качения. Одновременно перемещают каретку из одного крайнего положения в другое и измеряют ее перемещение с помощью датчиКа.

При этом амплитуда импульсов на выходе датчика пропорциональна расстоянию между ним и поверхностью тел качения и имеет максимальное значение при минимальном расстоянии. В блоке сравнения регистрируется наибольшее число импульсов, по которому фиксируется позиция датчика линейных перемещений и отсчитывается средний диаметр ширикоподшипника. По числу счетчиков и по количеству импульсов в кажпом из счетчиков определяют дисперсию среднего размера диаметра в шарикоподшипнике. 1 ил.

1216

on axe при К с1.

Изобретение относится к машино— строению и может быть использовано для контроля угла контакта шарикоподшипников при сборке или исследованиях работоспособности подшипниковых .узлов.

Целью изобретения является повышение точности контроля путем измерения среднего диаметра и его дисперсии шарикоподшипника в условиях, 10 приближенных к реальным.

На чертеже показана схема устройства для контроля угла контакта ша1рикоподшипников.

Устройство содержит корпус 1, уста-15 новленный в нем приводной вал 2 для фиксации внутреннего кольца 3 шарикоподшипника с метками 4, число которых равно числу тел 5 качения в шарикоподшипнике, установленный на 20 корпусе i с возможностью взаимодействия с наружным кольцом 6 шарикоподшипника механизм 7 осевого нагружения, закрепленные на корпусе датчик 8 частоты вращения приводного вала 2 и датчик 9 положения тел 5 качения, установленную на корпусе 1 радиально по отношению к приводному валу 2 каретку 10, на которой закреплен датчик 9, закрепленный на кор- З0 пусе 1 датчик 11 линейных перемещений и отсчетно-регистрирующий блок, выполненный в виде подключенных к выходам датчиков 8 и 9 формирователей

12 и 13 импульсов, подключенного к выходам формирователей 12 и 13 блока 14 определения отношения частот вращения вала 2 и сепаратора 15 шарикоподшипника, двух компараторов

16 и "17, подключенных к выходу дат-,щ чика 9, источника 18 опорного напряжения, подключенного к компаратору

i6, клапана 19, один из входов которого подключен к выходу компаратора

16, делителя 20 частоты, вход которого подключен к выходу компаратора

17, а выход - к второму входу клапана 19, распределитепя 21, счетный вход которого подключен к выхо.ду клапана 19, а управляющий вход— к датчику ti, подключенных к входам распределителя 21 счетчиков 22-25 импульсов и блока 26 сравнения.

Устройство работает следующим образом. 55

Закрепляют на приводном валу 2 внутреннее кольцо 3 контролируемого, шарикоподшипника, с помощью механиз700 1 ма 7 осевого нагружения прикладывают к наружному кольцу 6 шарикоподшипника. нормированную осевую нагрузку и приводят вал 2 во вращение. При этом на выходах датчиков 8 и 9 формируются импульсы за счет прохождения мимо них соответственно меток 4 и тел 5 качения, которые проходят через формирователи 12 и 13 на блок

14 определения отношения частот вращения вала 2 и сепаратора 15. Одновременно перемещают каретку 10 из одного крайнего положения в другое и измеряют ее перемещение с помощью датчика 11. При этом амплитуда импульсов на выходе датчика 9 пропорциональна расстоянию между ним и поверхностью тел качения и имеет максимальное значение Uöä„ при минимальном расстоянии. Величина опорного напряжения с выхода источника 18 устанавливается равной

На выход компаратора 16 проходят импульсы с датчика 9 с амплитудой вы-i ше опорного напряжения, а на выход компаратора 17 проходят все импульсы с датчика 9. Делитель 20 частоты образует цикл измерения в соответствии с коэффициентом деления и открывает клапан 19 только на время, равное циклу измерения, за которое импульсы с выхода компаратора 16 проходят на распределитель 21 и далее на один из счетчиков 22 или 23, 24 или 25, в зависимости от сигнала датчика 11.

Если, например, датчик 11 выполнен в виде дискретного позиционного датчика, то каждой из его позиции соответствует определенный кодовый сигнал, который и обеспечивает подключение одного из счетчиков 22-25, количество которых соответствует коли.честву позиций через управляющий вход распределителя 21. Таким образом, в течение одного цикла измерения один из счетчиков зарегистрирует количество импульсов, прошедших через компаратор 16. При переходе датчика через все позиции счетчики 22-25 зарегистрируют соответствующие числа импульсов в зависимости от положения тел 5 качения относительно окружности, соответствующей номинальному среднему диаметру шариколодшипника.

На положение тел 5 качения оказываВНЙИПИ Заказ 995/54 тираж 778 Подписное

Филиал ППП "Патеит", г. Ужгород,ул.Проектная, 4 ют влияние погрешности формы дорожек качения колец 3 и 6, тел 5 качения и разноразмерность тел 5 качения. В блоке 26 сравнения выделяется счетчик, зарегистрировавший наибольшее число импульсов, по которому фиксируется позиция датчика 11 и отсчитывается средний диаметр шарикоподшипника. По числу счетчиков, в которых записаны импульсы, и по количеству импульсов в каждом из счетчиков определяют дисперсию среднего диаметра в шарикбподшипнике при заданных нагрузке и частоте вращения с учетом погрешностей изготовления и монтажа деталей шарикоподшипника. По величине дисперсии судят также о качестве изготовления подшипника либо о степени утраты им работоспособности.

Формула изобретения

Устройство для контроля угла контакта шарикоподшипников, содержащее корпус, установленный в нем приводной вал для фиксации внутреннего кольца .шарикоподшипника, установленный на корпусе с возможностью взаимодействия с наружным кольцом шарикоподшипника механизм осевого нагружения, закрепленные на корпусе датчик 4 частоты вращения приводного вала и положения тел качения, и отсчетно-регистрирующий блок, о т л и ч а ю— ,щ е е с я тем, что, с целью повышения точности контроля путем измере16700 4 ния среднего диаметра и его дисперсии шарикоподшипника в условиях, приближенных к реальным, оно снабжено установленной на корпусе радиально по отношению к приводному валу кареткой с приводом ее перемещения и закрепленным на корпусе датчиком линейных перемещений, контактирующим с кареткой, датчик положения тел

10 качения закреплен на каретке, а отсчетно †регистрирующ блок выполнен в виде подключенных к выходам датчиков частоты вращения приводного вала и положения тел качения формироватеf5 лей импульсов, подключенного к выходам формирователей блока определения отношения частот вращения вала и сепаратора ширикоподшипника, двух компараторов 16, 17, подключенных к рр выходу датчика 9 положения тел 5 качения, источника 18 опорного напряжения, подключенного tc одному из компараторов 16, клапана 19, один из входов которого подключен к выходу

25 первого компаратора, делителя частоты, вход которого подключен к выходу второго компаратора, а выход — к другому входу клапана, распределителя, счетный вход которого подключен к выходу клапана, а управляющий вход — к датчику линейных перемещений, подключенных к выходам распределителя счетчиков импульсов и блока сравнения, подключенного к с етчикам.

Устройство для контроля угла контакта шарикоподшипников Устройство для контроля угла контакта шарикоподшипников Устройство для контроля угла контакта шарикоподшипников 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к стендам для испытаний деталей машин, например буксовых узлов реверсивного подвешивания

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля готовых изделий с целью определения качества изготовления путем анализа вибрационных характеристик подшипника

Изобретение относится к измерительной технике и может быть, преимущественно, использовано для диагностирования поверхностей качения колец подшипников в узлах в процессе эксплуатации и ремонта машин и механизмов

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно подшипников качения авиационных газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для исследования и испытания подшипников качения

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно межвальных подшипников качения двухвальных авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено для использования при реализации контроля шарикоподшипников в процессе их изготовления и при осуществлении диагностики в процессе их эксплуатации

Изобретение относится к измерительной технике в машиностроении и используется для контроля и прогнозирования состояния подшипников качения в условиях, когда известен вид износа

Изобретение относится к энергетическим и транспортным машинам и механизмам

Изобретение относится к измерительной технике
Наверх