Гидромеханическая коробка передач транспортного средства

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (SD 4 В 60 К 17 08 17 10

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ /"

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ »""

8 (21) 3805466/27-11 (22) 26.10.84 (46) 30.03.86. Бюл. № 12 (72) Г. И. Лифшиц (53) 629.113-585.2 (088.8) (56) Мазалов Н. Д. и Трусов С. М. Гидромеханические коробки передач. — М.: Машиностроение, 1971, с. 208 †2, рис. 88 — 91. (54) (57) ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая входной и выходной валы, гидротрансформатор, насосное колесо которого соединено с входным валом, а турбинное — с первичным валом коробки передач, несущим корпус гидроцилиндра с двумя поршнями, с нажимными и oIIOpHblMH элементами которых связаны установленные в корпусе ведущие диски двух фрикционных

„„Я0„„1220944 A муфт, ведомые диски одной из которых установлены на ступице выходного вала, а второй — на ступице шестерни, зацепленной с шестерней промежуточного вала, две другие шестерни которого зацеплены с шестернями, установленными на выходном валу, и периферийно размещенные золотники, отличающаяся тем, что, с целью повышения долговечности путем снижения динамических нагрузок и снижения работы буксования фрикционных муфт, поршни установлены в корпусе гидроцилиндра с образованием рабочих полостей между цилиндром и первым поршнем и между поршнями, а периферийно размещенные золотники установлены на первом поршне и соединены каналами, выполненными в этом поршне, с полостями с0 между цилиндром и первым поршнем, а также между поршнями.

1220944

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных машин.

Цель изобретения — повышение долговечности путем снижения динамических нагрузок и снижения работы буксования фрикционных муфт.

На фиг. 1 дана к}инематическая схема гидромеханическои коробки передач, первый вариант; на L!«a} 2 — ко}.стр активная схеМа гидроцилиндра с поршнями и золотниками; »а фиг. 3 — первый вариант установки и использования золотников; на фиг. 4 — — то же, второй вариант; на фиг. 5— то же, третий вариант; на фиг. 6 — кинематическая схема гидромеха»«.ческой коробки переда ., второй вариант.

С входным валом 1 гидромеханической коробки передач соединено насосное колесп ? гидротрансформатора 3, турбинное колесо 4 которого соединено с »ервичным валом 5 корооки переда;, несуш Hv, гидроцилиндр 6 с»оршнями t и Й, о«эразующими с гидроцилиндром и между собой рабочие полости 9 и 10. Гидроц}}линдр 6 и поршни 7 и S сн}lбжены нажим»b}ми и опор»ыMи элементами 11 — 14. В ш,}и} свых пазах гидро»или»дра 6 уста» }алены ве«}у»}ие диски 15 и 16 д;.ъу х Фгикцитнных ифт, ведомыс диски 17 и 18 кото»И}х,:ста}}овле}}ы }а»}лицевом соединении на ступицах 13 и 20. Ступица 19 установле»а на ступице шестерни 21.. зацепле}1»ой с шестерней 22 промежуточного вала

2 .«, несущего шестерни 24 и 25. Шестер}1«1

24 зацеплена с шестерней 26, а шестерня 25 через промежуточную шестерню 27 зацеплена с шестерней 28. }Пестерни 26 и 28 свобод»о у«та}}овле}1ы на выходном валу 29, на котором между» ими жестко уста}}о}«лена ступица 30, несущая муфту 31 для соединения шестерен 26 и 28 с валом 29. Ступица 20 установлена на выходном валу 29. На поршне 7 в окнах 32 гидроцилиндра 6 установлены корпуса 33 периферийных золотников

34, штоки которых соединены с кольцом 35, управляемым поводком (вилкой) 36. В»оршне 7 и корпусах 33 золотников вы»олнены каналы 37 и 38 для соединения полостей

9 и 10 с периферийными золотниками 34.

Ведущие диски 15 и 16 установлены «а шлицевом соединении в пазах 39 гидроцилиндра

6, a»a <}}M»a}} acT -dopa»«} 7 снабжена шли«}евыми Б}>!ступами 40, проходя1цими сквозь шлицевые»азы дисков 16. Ведущие диски 15 и 16 снабжены разводящими их

»ружинами любой конструкции (»е показаны) . При их отсутс г}«ии для отвода поршней могу". быть установлены пружины 41 и 42.

Для подвода рабочей жидкости в валу 5 выпол»е. канал 43. Возможно несколько вариантов схем уста»овки золотников — с использованием одного 44 и двух 44 и 45 э.,«ектромагнитов с симметричным или асимметричным расположением нейтрали. Корпус 33

3G

55 золотника может быть снабжен сливным каналом 46.

В зависимости от относительного расположения поясков золотника 34 и каналов 37 и 38 возможна реализация различных схем управления переключением ступеней.

На фиг. 3 показан вариант, при котором в исходном (нейтральном) положении золотника 34 каналы 37 и 38 расположены в зоне за пояск" ìè золотника 34 и поэтому обе полости 9 и 10 соеди нены со сливом через открытый торец корпуса ЗЗ золотника.

При включении электромагнита 44 золотник 34 через поводок 36 и кольцо 35 перемещается в положение, при котором его задний поясок рас»олагается между каналами 37 и 38, поэтому»олость 1О остается соединенной со сливом, а слив из полости 9 перекрывается поясками золотника 34 и рабочaÿ жидкость, поступающая под давлением по каналу 43 в полость 9, перемещает поршень 7 до сжатия пакета дисков

15- — 17. С увеличением давления в полости 9 низшая передача включается. Поскольку при перемещении поршня 7 изменяется относительное положение золотника 34 и его корпуса 33, то для того, чтобы канал 37 оставался при этом в зоне между поясками золотника 34, расстояние Н между каналами 37 и 38 должно бьггь больше ширины В пояска золотника 34 не менее, чем на величину хода h поршня 7, т. е. H >8+h.

Для переключения на высшую передачу включается электромагнит 45 и золотник 34 через поводок 36 и кольцо 35 получает дальнейшее перемещение в положение, при котором каналы 37 и 38 будут расположены между поясками золотника 34. В результате полости 9 и 10 соединяются между собой и после заполнения последней давление в них начинает уравниваться. С повышением давления в полости 10 поршень 8 перемещается до смыкания пакета дисков !6 — 18 муфты высшей передачи.

С дальнейшим повышением давления в по лости 10 и усилия на поршне 8 синхронно будет снижаться результирующее усилие на поршне 7. Это обеспечивает одновременность изменения усилий на поршнях 7 и 8, т. е. перекрытие и плавность переключения. К концу процесса переключения поршень 7 будет уравновешен давлением в полостях 9 и 10 и под действием пружин (не показаны), разводящих диски 15, или под действием отжимной пружины 41 переместится в исходное положение. Для того, чтобы при этом расположение каналов 37 и 38 сохранилось в зоне между поясками золотника 34, расстояние t между этими поясками должно быть больше расстояния Н между каналами 37 и 38 не менее чем на величину хода h поршня 7, т. е. Г)Н+1}.

Для переключения с высшей на низшую передачу отключается электромагнит 45

1220944

Pцг. 2 и включается электромагнит 44. Золотник вновь займет положение, при котором его задний поясок будет расположен между каналами 37 и 38, а полость 10 соединится со сливом через открьггый торец корпуса 33 золотника, с падением давления в полости 10 синхронно будет увеличиваться результирующее усилие, действующее на поршень 7 от разности давлений в полостях

9 и 10. Под действием этого давления поршень 7 переместится до смыкания пакета дисков 15 — 17. С освобождением полости !О от жидкости пакет дисков 15 — 17 будет полностьк> воспринимать передаваемый момент, а пакет дисков 16 — 18 разомкнется и поршень 8 отойдет в исходное положение под действием пружин, разводящих диски б (не показаны) или пружин 42.

На фиг. 4 показан вариант, при котором положение золотника в нейтральном состоянии коробки передач является средним между положениями высшей и низшей передачи. В этом случае в исходном (нейтральном) положении заданий поясок золотника 34 расположен в зоне между каналами

37 и 38, а в корпусе 33 выполнено сливное отверстие 46. Поэтому полость 10 соединена со сливом через открытый —:î,ð= ö корпуса ЗЗ золотника 34, а полость 9 соединена со сливом через канал 37 и канал 46.

При включении электромагнита 44 золотник

34 перемещается влево относительно исходного положения, так что задний поясок золотника 34 закрывает канал 37, в результате чего поднимается давление подаваемой по каналу 43 в полость 9 жидкости и происходит включение низшей передачи. Ширина В заднего пояска золотника должна быть больше ширины Ь канала 37 не менее, чем на величину хода h поршня 7, а расстояние

1 между поясками золотника 34 должно быть больше расстояния Н между каналами 37 и 38 также не менее, чем на величину хода поршня 7, т. е. E)H+h. При отключении электромагнита 44 и включении электромагнита 45 золотник 34 перемещается вправо в положение, при котором каналы 37 и 38 расположены между поясками золотника 34, а сливное отверстие 46 выходит из зоны между поясками золотника 34, и включение высшей передачи осуществляется так же, как и в предыдущем случае. При отключении электромагнита 45 и включении электромагнита 44 происходит обратное переключение аналогично предыдушему случаю.

На фиг. 5 показан вариант с применением одного электромагнита. В исходном положении задний поясок золотника 34 расположен между каналами 37 и 38, полость 10 соединена со сливом через открытый торец корпуса 33, а полость 9 изолирована от слива поясками золотника 34. Включение низшей передачи осуществляется подачей давления жидкости в полость 9 по каналу 43.

Переключение на высшу.ю передачу осугцествляется ".ê.ë.þ.÷åíèåì электромагнита 44, который перемещает золотник 34 в положение, при котором каналы 37 и 38 будут расположены между поясками золотника 34. Все процессы переключений происходят аналогично тому, как было описано выше. Для обратного переключения электромагнит 44 отключается и поводок 36 с кольцом 35 и золотником 34 под действием пружины (не показана) устанавливаются в исходное положение, в результате чего полость 10 соединяется со сливом и синхронно снижается усилие на поршне 8 и увеличивается на поршне 7 аналогично предыдушему. Для обеспечения нейтрали прекращается подача жидкости по каналу 43. В отличие от предыдуших вариантов в этом случае рабочая жидкость из полости 9 в нейтрали не сливается, поэтому для обеспечения возврата поршня 7 усилие отжимной пружины 41 должно быть рассчитано на преодоление усилия от центробежного давления оставшейся в полости

9 жидкости.

1220944

Составитель С. Белоусько

Редактор М. Товтин Техрсд И. Верес Корректор В. Бутяга

Заказ 1529/19 Тираж 648 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

37 38

Диг. 3

38

Фиг. 5

З7 38 рие. Ф

Гидромеханическая коробка передач транспортного средства Гидромеханическая коробка передач транспортного средства Гидромеханическая коробка передач транспортного средства Гидромеханическая коробка передач транспортного средства 

 

Похожие патенты:
Наверх