Коробка передач

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1216032 (51) 4 В 60 17 08 - ГОЮЗИдя .",,Ä13

<@ 1".ЧКОТККА

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

H А ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3776400/27-11 (22) 02.08.84 (46) 07.03.86. Бюл. № 9 (71) Курганский машиностроительный институт (72) В. И. Некрасов, А. С. Терехов и Г. Н. Шпитко (53) 629.113-585.1 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1150106, кл. В 60 К 17/06, 03.05.84. (54) (57) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ транспортного средства, содержащая корпус с размещенными в нем входным, выходным и промежуточным валами с шестернями внешнего зацепления, при этом шестерни на промежуточном валу закреплены жестко с однорядным планетарным механизмом, с муфтами переключения передач и блокировки планетарного механизма, причем промежуточный вал с закрепленными на нем шестернями выполнен трубчатым и установлен на выполненных коаксиальными валах водила и солнечной шестерни планетарного механизма, отличающаяся тем, что, с целью расширения диапазона и увеличения количества передач при снижении металлоемкости коробки передач, первая муфта установлена на выходе планетарного механизма для соединения каждого из звеньев планетарного механизма с шестерней внешнего зацепления, свободно посаженной на валу солнечной шестерни, вторая муфта установлена на выходе планетарного механизма для связи блока шестерен внешнего зацепления с корпусом планетарного механизма и с валом водила, а также для связи корпуса планетарного механизма с корпусом коробки передач и вала с водилом, третья муфта расположена с одной из сторон упомянутого блока шестерен для соединения этого блока с валом солнечной шестерни и с валом водила, а также для связи вала солнечной шестерни с корпусом коробки передач, четвертая муфта установлена между первичным и вторичным валами коробки передач для соединения рядом расположенных шестерен между собой и каждой из них с вторичным валом.

1216032

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к трансмиссии транспортных м а шин.

Цель изобретения — расширение диапазона и увеличение количества передач при снижении металлоемкости коробки передач.

На чертеже изображена коробка передач с двадцатью четырьмя ступенями переднего и шестью передачами заднего хода.

Входной (первичный) вал 1 с зубчатым венцом соединен муфтой 2 переключения со свободно установленными на этом валу шестернями 3 или 4. Шестерня 3 постоянно зацеплена с шестерней 5, а шестерня

4 с шестерней 6. Шестерни 5 и 6 и ступица 7 образуют блок шестерен, на концах которого имеются зубчатые венцы.

Муфта 8 соединяет вал 9 солнечной шестерни с корпусом 10 коробки передач (КП), левый зубчатый венец ступицы 7 с зубчатым венцом вала 9, или с зубчатым венцом трубчатого вала 11, или обеспечивает нейтральное положение. Муфта 12 соединяет правый зубчатый венец ступицы 7 с трубчатым валом 11 или с зубчатым венцом корпуса 13 планетарного механизма, в котором закреплена эпициклическая шестерня 14, муфта 12 также соединяет корпус

10 КП с корпусом 13 планетарного механизма и эпициклической шестерней 14, или с трубчатым валом 11, или обеспечивает нейтральное положение. Вал 11 соединен с водилом 15, на котором установлены сателлиты 16, находящиеся в зацеплении с эпициклической 14 и солнечной

17 шестернями планетарного механизма. Солнечная шестерня 17 закреплена на валу 9.

Муфта 18 соединяет свободно установленную на валу шестерню 19 с каждым из звеньев планетарного механизма или обеспечивает нейтральное положение. Шестерня

19 соединена с шестерней 20, свободно установленной на выходном (вторичном) валу 21. Муфта 22 соединяет вал 21 с шес- тернями 20 или 23. Свободно установленная на валу 21 шестерня 23 зацеплена с шестерней 24, закрепленной на корпусе планетарного механизма 13. Муфта 25 соединяет между собой шестерни 4 и 23 или каждую из них с валом 21, или обеспечивает нейтральное положение.

Коробка передач работает следующим образом.

1 передача.

От входного вала 1 через муфту 2 (положение I) шестерни 3 и 5, ступицу 7, шестерни 6 и 4 крутящий момент муфтой

25 (положение 111) подается на шестерни

23 и 24, далее через корпус 13 планетарного механизма на эпициклическую шестерню 14, сателлиты 16, водило 15 муфтой 18 (положение III) на шестерню 19. Солнечная шестерня 17 при этом остановлена муфтой 8 (положение 1). От шестерни 19 кру5 l0

55 тящий момент передается на шестерню 20 и далее через муфту 22 (положение III) на выходной вал 21. Муфта 12 находится в положении 11.

2 передача.

От входного вала 1 до корпуса 13 планетарного механизма крутящий момент передается аналогично первой передаче, далее муфтой 18 (положение 1) на шестерни 19 и 20 и муфтой 22 (положение 111) на выходной вал 21. Муфта 8 находится в положении III, муфта 12 в положении II.

3 передача.

От входного вала 1 через муфту 2 (положение I) шестерни 3 и 5, ступицу 7, крутящий момент муфтой 8 (положение 11) передается на вал 9 и солнечную шестерню 17, сателлиты 16, водило 15 и муфтой

18 (положение 11Ц на шестерню 19 и далее как в предыдущих передачах.

Муфта 25 может находиться в положениях 11 или IV. Муфта 12 находится в положении IV, останавливая при этом эпицикл, связав его с корпусом 10.

4 передача.

От входного вала 1 крутящий момент через муфту 2 (положение III), шестерни

4 и 6 передается на ступицу 7 и далее как в третьей передаче.

5 передача.

От входного вала 1 крутящий момент через муфту 2 (положение I), шестерни 3 и 5 передается на ступицу 7. Муфтой 12 (положение III) крутящий момент передается на корпус 13 планетарного механизма и далее как в первой передаче. Муфта 25 находится в положении II или IV. Солнечная шестерня 17 остановлена муфтой 8 (положение 1) .

6 передача.

От входного вала 1 крутящий момент через муфту 2 (положение 111) передается на шестерню 4 и далее как в первой передаче. Солнечная шестерня 17 остановлена муфтой 8 (положение I) .

7 передача.

От входного вала 1 крутящий момент через муфту 2 (положение III), шестерни

4 и 6 передается на ступицу 7. Муфтой 12 (положение 111) крутящий момент передается на корпус 13 планетарного механизма и далее как в первой передаче. Муфта 25 находится в положении 11 или IV. Солнечная шестерня 17 остановлена муфтой 8 (положение 1).

8 передача.

От входного вала 1 крутящий момент через муфту 2 (положение 1), шестерни 3 и 5, ступицу 7 муфтой 12 (положение 1) передается на трубчатый вал 11 и водило 15, сателлиты 16, эпицикл 14, корпус 13 планетарного механизма. От корпуса 13 муфтой

18 (положение 1) крутящий момент передается на шестерню 19 и далее как в первой передаче. Муфта 8 находится в положении

1216032

I, солнечная шестерня 17 при этом остановлена. Муфта 25 находится в положении II или IV.

9 передача.

От входного вала 1 крутящий момент передается муфтой 2 (положение I II) на шестерни 4 и 6 и ступицу 7, далее как в восьмой передаче.

10 передача.

Крутящий момент к корпусу планетарного механизма подводится аналогично восьмой передаче. От корпуса 13 крутящий момент шестернями 24 и 23, муфтой 22 (положение I) передается выходному валу 21.

Муфта 18 находится в нейтральном положении I I или IV. Солнечная шестерня 17 остановлена муфтой 8 (положение I)

10 передача.

Отличается от 10 передачи только тем, что с шестерни 23 крутящий момент передается на выходной вал 21 муфтой 25 (положение V) . Муфта 22 находится при этом в нейтральном положении II.

11 передача.

От входного вала 1 крутящий момент муфтой 2 (положение 111) шестернями 4 и 6 передается на ступицу 7 и далее аналогично десятой передаче.

12 передача.

Крутящий момент на корпус 13 планетарного механизма передается аналогично пятой передаче, далее муфтой 18 (положение 1) на шестерню 19 и далее как в первой передаче.

12 передача.

Крутящий момент на ступицу 7 передается аналогично первой передаче. Со ступицы

7 крутящий момент муфтой 8 (положение II) передается на вал 9 и муфтой 18 (положение V) на шестерню 19 и далее как в первой передаче. Муфта 12 находится в нейтральном положении II.

12" передача.

Отличается от передачи 12 тем, что муфта 8 (положение IV) передает крутящий момент на трубчатый вал 11, водило 15 и далее муфтой 18 (положение 111) на шестерню 19. С последней крутящий момент передается как в первой передаче.

13 передача.

Крутящий момент на ступицу 7 передается аналогично первой передаче. Со ступицы 7 крутящий момент передается через шестерни 6 и 4 муфтой 25 (положение 1) на выходной вал 21. Муфта 8 находится в нейтральном положении III, муфта 12 в нейтральном положении II, муфта 18 в нейтральном положении II или IV, муфта 22 в нейтральном положении II.

14 передача.

Крутящий момент на ступицу 7 передается аналогично первой передаче, далее муфтой 12 (положение 111) на корпус 13 планетарного механизма, шестерни 24 и 23, муфтой 22 (положение 1) на выходной вал 21

Муфты 18 и 25 находятся в нейтральном положении.

14 передача.

Отличается от четырнадцатой передачи только тем, что с шестерни 23 крутящий момент муфтой 25 (положение V) передается на ведомый вал 21. Муфта 22 находится в нейтральном положении 11.

15 передача.

От входного вала 1 муфтой 2 (положение III) крутящий момент через шестерню 4, муфту 25 (положение 1), шестерни

23 и 24 передается на корпус 13 планетарного механизма и далее муфтой 18 (положение I) через шестерни 19 и 20 муфтой 22 (положение III) на выходной вал 21.

Муфта 8 находится в нейтральном положении 111, муфта 12 в нейтральном положении II.

16 передача.

От входного вала 1 крутящий момент через муфту 2 (положение 111), шестерни

4 и 6 передается на ступицу 7, далее муфтой 12 (положение II I) на корпус 13 планетарного механизма, муфтой 18 (положение 1) на шестерню 19 и далее как в первой передаче. Муфта 8 находится в кейтральном положении III, муфта 25 — в нейтральном положении II или IV.

16 передача.

Крутящий момент на ступицу 7 передается аналогично шестнадцатой передаче, далее муфтой 8 (положение IV) на трубчатый вал 11, водило 15, муфтой 18 (положение 111) на шестерню 19 и далее как в первой передаче. Муфта 12 находится в нейтральном положении II, муфта 25 — в нейтральном положении 11 или IV.

16" передача.

Крутящий момент на ступицу 7 передается аналогично шестнадцатой передаче, далее муфтой 8 (положение II) на вал 9, муфтой 18 (положение V) на шестерню 19 и далее аналогично первой передаче. Положение муфт 12 и 25 ка к в и редыду щей переда че.

17 передача (прямая).

Крутящий момент от входного вала 1 через муфту 2 (положение 111), шестерню 4, муфту 25 (положение I) передается на выходной вал 21. Муфты 8, 12, 18 и 22 находятся в нейтральном положении.

18 передача.

От входного вала 1 через муфту 2 (положение III), через шестерни 4 и 6 муфтой 12 (положение 111) крутящий момент передается на корпус 13 планетарного механизма, шестерни 24 и 23, муфтой 22 (положение 1) на выходной вал 21. С шестерни 23 крутящий момент может также передаваться муфтой 25 (положение V) на выходной вал 21, тогда муфта 22 будет находиться в нейтральном положении 11.

19 передача.

Крутящий момент на сателлиты 16 передается аналогично восьмой передаче. От

1216032

ВНИИПИ Заказ 948/2I Тираж 648 Подписное

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 сателлитов 16 крутящий момент передается солнечной шестерне 1? и далее муфтой 18 (положение V) на шестерню 19, затем аналогично первой передаче. Муфта 12 находится в положении IV, останавливая эпицикл.

Муфта 25 находится в нейтральном положении II или IV.

20 передача.

От входного вала l крутящий момент через муфту 2 (положение 111), шестерни

4 и 6 передается ступице 7 и далее как в !О девятнадцатой передаче.

21 передача.

Крутящий момент на планетарный механизм передается двумя потоками (ветвями).

Первая ветвь — от входного вала 1 через муфту 2 (положение I) шестерни 3 и 5, ступицу 7, шестерни 6 и 4, муфту 25 (положение 111), шестерни 23 и 24, корпус 13 планетарного механизма, эпицикл 14, сателлиты 16, водило 15. Вторая ветвь передается от ступицы 7 муфтой 8 (положение II) на вал 9, солнечную шестерню 17, сателлиты

16, водило !5. От последнего крутящий момент передается обычным путем: муфтой 18 (положение III) шестернями 19 и 20, муфтой 22 (положение III) на выходной вал 21.

22 передача.

Крутящий момент на выходной вал 21 попадает по двум направлениям: первое аналогично шестой, второе — четвертой передаче.

23 передача.

Крутящий момент суммируется на солнечной шестерне 17, попадая туда по двум направлениям. Первое направление — от входного вала через муфту 2 (положение III), шестерни 4 и 6, ступицу 7, муфту 8 (положение IV), трубчатый вал 11, водило 15, сателлиты 16. Второе направление — от входного вала 1 через муфту 2 (положений I! I), шестерню 4, муфту 25 (положение 111), шестерни 23 и 24, корпус 13 планетарного механизма, эпицикл 14, сателлиты !

6. От солнечной шестерни 17 момент пере- 40 дается муфтой 18 (положение Ч) на шестерни 19 и 20, муфту 22 (положение III) на выходной вал 21.

23 передача.

Крутящий момент на выходной вал 21 попадает по двум направлениям — первое

45 аналогично первому направлению при двадцать второй передаче, второе аналогично двадцатой.

24 передача.

Крутящий момент на солнечную шестерню 7 попадает по двум направлениям.

Первое направление — от входного вала 1 через муфту 2 (положение I II), шестерни

3 и 5, ступицу 7, муфту 8 (положение IV), трубчатый вал 11, водило 15, сателлиты 16.

Второе направление — от входного вала 1 через муфту 2 (положение Ш), шестерни

3 и 5, ступицу 7, шестерни 6 и 4, муфту 25 (положение 111), шестерни 23 и 24, корпус 13 планетарного механизма, эпицикл

14, сателлиты 16. От солнечной шестерни

17 момент передается аналогично двадцать третьей передаче.

Задний ход.

1 передача.

От входного вала 1 через муфту 2 (положение 1), шестерни 3 и 5, ступицу 7, крутящий момент муфтой 8 (положение II) передается на вал 9, солнечную шестерню

17, сателлиты 16, водило 15 и корпус 13 планетарного механизма. От корпуса 13 крутящий момент муфтой 18 (положение 1) передается на шестерни 19 и 20 и через муфту

22 (положение 111) на выходной вал 21.

Муфта 12 находится в положении V и останавливает водило 15. Муфта 25 находится в нейтральном положении II или IV.

2 передача.

От входного вала 1 через муфту 2 (положение 111), шестерни 4 и 6 крутящий момент передается на ступицу 7 и далее аналогично первой передаче заднего хода.

3 передача.

Крутящий момент на корпус 13 планетарного механизма передается аналогично первой передаче заднего хода, далее через шестерни 24 и 23 муфтой 22 (положение 1) на выходной вал 21, или от шестерни 23 муфтой 25 (положение V) на выходной вал 21.

4 передача.

Крутящий момент на ступицу 7 передается аналогично второй передаче заднего хода, далее муфтой 8 (положение!1) на вал

9, солнечную шестерню 17, сателлиты 16, водило 15, корпус 13 планетарного механизма, далее аналогично третьей передаче зад. него хода.

5 передача.

Крутящий момент на ступицу 7 передается аналогично первой передаче заднего хода, далее шестернями 6 и 4, муфтой 25 (положение Ill), шестернями 23 и 24 — на корпус 13 планетарного механизма. От корпуса 13 через эпицикл 14, сателлиты 16, солнечную шестерню 17 муфтой 18 (положение V) крутящий момент передается на шестерни 19 и 20, муфтой 22 (положение III) выходному валу 21. Муфта 12 находится в положении Ч и останавливает водило 15.

6 передача.

От входного вала 1 через муфту 2 (положение 111), шестерню 4, муфту 25 (положение III), шестерни 23 и 24 крутящий момент передается на корпус 13 планетарного механизма, далее аналогично пятой передаче заднего хода.

Коробка передач Коробка передач Коробка передач Коробка передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается выполнения трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к бесступенчатой трансмиссии для автомашин, тракторов и других транспортных средств, и может быть использовано в различных установках, где требуется плавное изменение передаточного отношения

Изобретение относится к сложным трансмиссиям "5х2" для транспортных средств

Изобретение относится к механическим трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено, в частности, в приводе хода экскаватора

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, применяемым в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств, и может быть использовано в различных колесных и гусеничных машинах
Наверх