Трансмиссия транспортного средства

 

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (19) (11) (д) 4 В 60 К 17/08 (21) 3794085/27-11 (22) 29.09.84 (46) 30.01.86. Бюл. 11: 4 (71) Харьковский тракторный завод им. С.Орджоникидзе

1,72) А.Д.Левитанус, Л.М.Зеликовский, Т.Б.Волошина, 3.Э.Забелышинский и В.Я.Злобинцева (53) 629.113-585.1 (088.8) (56) Львовский К.Я. и др ° Трансмиссии тракторов. — М.: Машиностроение, 1976, с. 45-47, рис. 36. (54) (57) ТРАНСМИССНЯ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА, содержащая переключаемую под нагрузкой коробку передач и расположенный за ней диапазонный удвоитель с зубчатыми колесами постоянного зацепления и замыкающими элементами для соединения с соответствующим валом, установленными с возможностью проворота ведомого зубчатого колеса низшего диапазона и ведущего зубчатого колеса высшего диапазона, кинематически связанного с механиэмом заднего хода, о т л и ч а ю щ ая с я тем, что, с целью повышения производительности транспортного средства на транспортных работах и увеличения долговечности, замыкающий элемент низшего диапазона выполнен в .виде муфты свободного хода, а замыкающий элемент высшего диапазона выполнен в виде фрикционной муфты, при этом муфта свободного хода связана с ведомым зубчатым колесом.

1207827

45

55

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано преимущественно в трансмиссиях сельскохозяйственных тракторов.

Цель изобретения — повышение производительности транспортного средства на транспортных работах и увеличение долговечности трансмиссии.

На чертеже показана кинематическая схема трансмиссии.

Трансмиссия состоит из коробки передач 1 и расположенного эа ней диапазонного удвоителя 2. Коробка передач I содержит переключаемые под нагрузкой передачи, ходоуменьшитель и механизмы заднего хода.

Переключаемые под нагрузкой передачи расположены в отдельном отсеке, где на первичном валу 3 жестко закреплены ведущие зубчатые колеса 4 — 7, находящиеся в постоянном зацеплении с ведомыми зубчатыми колесами 8 — 11, установленными с возможностью проворота на вторичном валу 12, на котором жестко закреплены фрикционные муфты 13.

Ходоуменьшитель содержит жестко закрепленные на вторичном валу 12 зубчатое колесо 14 и зубчатую муфту 15, жестко закрепленные на валу 16 зубчатые колеса 17 и 18 и установленное на входном валу 19 диапаэонного удвоителя 2 подвижное зубчатое колесо 20, выполненное заодно с зубчатой муфтой 21.

Механизм заднего хода содержит установленные на валу 22 подвижное зубчатое колесо 23 и жестко закреп— ленное зубчатое колесо 24.

Диапазонный удвоитель 2 содержит входной вал 19 и выходной вал 25, являющийся приводным валом заднего моста. На входном. валу 19 жестко закреплены ведущее зубчатое колесо 26 низшего диапазона и фрикционная муфта 27, соединяющая с валом 19 установленное с возможностью проворота на подшипниках 28 ведущее зубчатое колесо 29 высшего диапазона, находящееся в постоянном зацеплении с зубчатым колесом 24. На выходном валу, 25 жестко закреплены ведомое зубчатое колесо 30 высшего диапазона, находящееся в постоянном зацеплении с ведущим зубчатым колесом 29, и муфта свободного хода 31, соединяющая с.валом 25 установленное с возможностью проворота на подшипниках 32 ведомое зубчатое колесо 33 низшего диапазона, находящееся в постоянном зацеплении с ведущим зубчатым колесом 26. На приводном валу 34 переднего моста установлено подвижное зубчатое колесо 35.

Трансмиссия работает следующим образом.

Включение основного ряда передач производят перемещением зубчатого колеса 20 из нейтрального положения изображено на чертеже> влево, соединяя зубчатыми муфтами 15 и 2) валы 12 и 19. Затем замыкают фрикционную муфту 13, жестко соединяя зубчатое колесо 9 первой передачи с валом 12. Крутящий момент с вала 3 посредством пары зубчатых колес 5 и 9 передается на вал 12 и далее на вал 19. С вала 19 крутящий момент парой зубчатых колес 26 и 33 передается на муфту свободного хода 31 и, эаклинивая ее (т..е. жестко соединяя зубчатое колесо 33 с валом 25) — на . вал 25. Фрикционная муфта 27 при этом выключена.

Жестко соединяя с валом 12 зубчатые колеса 10,. 11 и 8 (путем последовательного замыкания соответствующих фрикционных муфт), посредством пар зубчатых колес 6 и 10, 7 и 11 или 4 и 8 производят переключения на вторую, третью и четвертую передачи.

При этом включаемую фрикционную муфту замыкают раньше, чем размыкают выключаемую. 3а счет перекрытия передач производят переключение .их под нагрузкой, без разрыва потока мощности. Для включения следующей, пятой передачи (первой передачи высшего диапазона) замыкают фрикционную муфту 13 первой передачи и фрикционную муфту 27.

В начале переключения крутящий момент с вала 19 передается на вал 25 двумя потоками посредством зубчатых пар 26 и 33, 29 и 30. Когда угловая скорость вала 25 превэойдет угловую скорость зубчатого колеса 33, муфта свободного хода 31 автоматически рассоединяет зубчатое колесо 33 и вал 25, не допуская возникновения циркуляции мощности. Таким образом обеспечивается переключение диапазонного удвоителя под нагрузкой.

Составитель С.Панкратов

Техред О.Ващишина Корректор Т.Колб

Редактор К.Волощук

Тираж 648 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб °, д.4/5

Заказ 149/21

Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная,4

Жестко сбединяя с валом 12 зубчатые колеса 10, 11 и 8 путем последовательного замыкания соответствующих фрикционных муфт, производят дальнейшее переключение на шестую, седьмую и восьмую передачи (вторую, третью и четвертую передачи высшего диапазона)

Вкхпочение передач ходоуменьшителя производят перемещением зубчатого колеса 20 из нейтрального положения вправо до ввода его в зацепление с зубчатым колесом 18 ° Крутящий момент с вала 12 передается парой зубчатых колес 14 и 17 на вал 16 а затем парой зубчатых колес 18 и 20 на вал 19. Так же, как и на основном ряду, получают первые четыре передачи, переключаемые под нагрузкой.

Как и в прототипе для предохранения трансмиссии от повышенных крутящих моментов высший диапазон при работе на ходоуменьшителе не используют, блокируя фрикционную муфту 27 от включения.

Включение передач заднего хода производят перемещением подвижного

207827

4 зубчатого колеса 23 иэ нейтрального положения (показано иа чертеже) влево до ввода его в зацепление с зубчатым колесом 17. При этом подвижное зубчатое колесо 20 установлено в нейтральном положении (изображено на чертеже) . Фрикцион ная муфта 27 выключена. Крутящий

:момент от вторичного вала 12 пере10 дается парой зубчатых колес 14 и 17 на вал 16, затем парой зубчатых колес 17 и 23 — на вал 22, с которого парами зубчатых колес 24 и 29, 29 и 30 — на выходной вал 25, обеспечивая четыре передачи заднего хода, переключаемые под нагрузкой. Муфтой свободного хода 31 посредством пары зубчатых колес 33 и 26 низшего диа" пазона вращения с вала 25 передаетро ся на вал 19. При этом вал 19 и зубчатое колесо 29 вращаются в одном направлении и, следовательно, относительная угловая скорость подшипников 28 равна разности их угловых

25 скоростей. Для включения вала 34 переднего моста зубчатое колесо 35 перемещают влево до ввода его в зацепление с зубчатым колесом 30,

Трансмиссия транспортного средства Трансмиссия транспортного средства Трансмиссия транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается выполнения трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к бесступенчатой трансмиссии для автомашин, тракторов и других транспортных средств, и может быть использовано в различных установках, где требуется плавное изменение передаточного отношения

Изобретение относится к сложным трансмиссиям "5х2" для транспортных средств

Изобретение относится к механическим трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено, в частности, в приводе хода экскаватора

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, применяемым в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств, и может быть использовано в различных колесных и гусеничных машинах
Наверх