Способ определения износа деталей двигателя внутреннего сгорания

 

Изобретение может быть использовано при оценке технического состояния двигателей внутреннего сгорания, в частности при определении их износа . Цель изобретения состоит в повышении точности определения износа. Для этого на изнашиваемой поверхности детали, например на поверхности поршневого кольца, равномерно размещают несколько меток с различными радиоактивными изотопами, с определенным порядком размещения и энергетическими спектрами. Затем измеряют исходные интенсивности излучения меток . После работы двигателя в течение заданного времени его останавливают и устанавливают поршень в В.м.т. Над головкой цилиндра по траектории движения меток перемещают на известные расстояния скеннер с дакой угловой коллимацией, устанавливают положение одной из меток и определяют износ детали в местах расположения меток . 1 ил. (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

09) (И) (58 4 С 01 М 15 00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3706729/25-06 (22) 05.03.84 (46) 23.04.86. Бюл. I 15 (72) Ю.П.Карягин и М.В.Филаретов (53) 621.43.001(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Ф 184501, кл. С 01 Я 3/56, 1966.

Авторское свидетельство СССР

lP 1038823, кл. G 01 М 15/00, 1981. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИЗНОСА ДЕТАЛЕИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Изобретение может быть использовано при оценке технического состоянйя двигателей внутреннего сгорания, в частности при определении их износа, Цель изобретения состоит в повышении точности определения износа.

Дпя этого.на изнашиваемой поверхности детали, например на поверхности поршневого кольца, равномерно размещают несколько меток .с различными радиоактивными изотопами, с определенным порядком размещения и энергетическими спектрами. Затем измеряют исходные интенсивности излучения меток. После работы двигателя в течение заданного времени его останавливают и устанавливают поршень в В.м.т.

Над головкой цилиндра по траектории движения меток перемещают на известные расстояния скеннер с узкой угловой коллимацией, устанавливают положение одной из меток и определяют из- З нос детали в местах расположения меток. 1 ил.

1 12261

Изобретение относится к технической эксплуатации двигателей внутреннего сгорания и может быть применено йри оценке их технического состояния, в частности для определения износа деталей.

Цель изобретения — повышение точности определения износа методом радиоактивных баэ.

На чертеже показаны спектры иэлу- 10 чения применяемых изотопов и интервалы измерения интенсивности их излучения.

Способ осуществляется следукщим образом. 15

На изнашиваемой поверхности.детали, например поршневого кольца, равномерно размещают несколько меток с различными радиоактивными изотопами.

Число меток, порядок их размещения 20 и состав изотопов выбирают так, чтобы проникновением квантов излучения от соседних меток через спинки коллиматора можно было пренебречь. Измеряют исходные интенсивности иэлу- 25 чения от изотопов меток в выбранных интервалах и устанавливают их взаимосвязь с толщиной меток. Определение интенсивности излучения осуществляют по характеристикам энергетических спектров излучений отдельных изото- . пов с использованием анализатора излучения. После этого осуществляют работу двигателя в течение заданного времени. Затем двигатель останав35 ливают и устанавливают поршень в

71 2 верхнюю мертвую точку. Над головкой цилиндра по траектории движения меток перемещают скеннер с узкой угловой коллимацией, и устанавливают по ложение одной иэ меток, По типу излучения определяют изотоп метки и по изменению суммарной интенсивности излучения метки определяют износ поршневого кольца. Последовательно перемещая скеннер на известные расстояния по траектории движения меток

Э определяют износ поршневого кольца в местах расположения меток.

Формула изобретения

Способ определения износа деталей двигателя внутреннего сгорания, произвольно вращающихся вокруг своей оси, заключающийся в том, что измеряют интенсивность излучения радиоактивной метки, размещенной на исследуемой детали и по отклонению интенсивности излучения метки от исходного значения оценивают величину износа, отличающийся тем, что, с целью повышения точности определения износа деталей, на детали равномерно размещают несколько дополнительных радиоактивных меток с различными энергетическими спектрами излучения, а интенсивность излучения каждой метки измеряют при помощи скеннера с узкой угловой коллимацией путем его перемещения по траектории движения меток.

1226171

128

Ы РР

КБН0ПЫ

Составитель А.Аристов

Техред В.Кадар

Редактор С.Лыжова

Корректор И. Эрдейи

Заказ 2116/34

Подписное

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Р/

Рб

РФ

РГ

ДР

Р,Ю

РФ

Р,3

1 7

:>.

Рб

Дф

4) 4 1Р

Р8

Рб

gp ь

Ð,2

Р,/

Р,Х

04

Р2

Тираж 778

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делах изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Способ определения износа деталей двигателя внутреннего сгорания Способ определения износа деталей двигателя внутреннего сгорания Способ определения износа деталей двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технической физике и предназначено для обнаружения и индикации равномерности работы цилиндров ДВС и определения степени задымпенности выхлопных газов

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для выявления дефектов машин -И механизмов

Изобретение относится к виброакустической диагностике и позволяет повысить достоверность контроля за счет использования интегральных оценок , включающих в себя большой процент энергии сигнала, а также за счет обеспечения выделения любых интересующих участков, соответствующих имеющимся кинематическим парам

Изобретение относится к технической диагностике машин и может использоваться для безразборного контроля технического состояния роторных машин

Изобретение относится к области технической эксплуатации машин и позволяет упростить оценку технического состояния цплпндропоршневои группы по прорыву газов в картер

Изобретение относится к области испытаний на надежность различных объектов, преимущественно машин и их элементов, и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства , занимающихся испытанием машин, их элементов и других объектов с целью определения показателей их надежности , ресурса, износостойкости и т.п

Изобретение относится к способам и средствам для испытания и диагностики двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к испытательной технике

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх