Устройство для восстановления движений в коленном суставе после операций на капсульно-связочном аппарате

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„Я(.1„„1232238 А (5114 А 61 В 17/56, 17/58

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ / "

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3790044/38-14 (22) 12.09.84 (46) 23.05.86. Бюл. № 19 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт физической культуры (72) В. Ф. Башкиров, И. А. Баранов, В. Г. Деев, М. И.Гершбург и В. М. Грачев (53) 6! 6.725.4 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1146021, кл. А 61 В 17/58, 1982. (54) (57) 1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЙ В КОЛЕННОМ

СУСТАВЕ ПОСЛЕ ОПЕРАЦИЙ НА КАПСУЛЬНО-СВЯЗОЧНОМ АППАРАТЕ, содержащее гильзы с дистальной и проксимальной шинами, последняя связана с шарнирным узлом, выполненным в виде зубчатого колеса с осью и двух секторов с дужками и зубьями, входящими в зацепление с зубчатым колесом и имеющими возможность поворота и фиксации при помощи крышки со шкалой и кольцевым пазом под дужки и прижимного винта, установленного в оси, с которой шарнирно связана проксимальная шина, отличающееся тем, что, с целью уменьшения травматичности суставных поверхностей путем обеспечения разгрузки разрабатываемого сустава, шарнирный узел снабжен корпусом, на котором зеркально основному установлен дополнительный шарнирный узел, причем корпус скреплен с зубчатыми колесами обоих шарнирных узлов, а их крышки связаны с возможностью разъема, дистальная шина шарнирно связана с осью зубчатого колеса дополнительного шарнирного узла, секторы имеют выступы, на внутренних концах шин, выполненных с пазами, установлены под углом рессоры, свободные концы которых размещены в пазах и контактируют с выступами секторов.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью создания диапазона между суставными концами, проксимальная шина выполнена телескопической.

1232238

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к устройствам для механотерапии.

Цель изобретения — уменьшение травматичности суставных поверхностей путем обеспечения разгрузки разрабатываемого сустава благодаря дозированию величины дистракции, скорости и амплитуды движения в коленном суставе, а также создание диапазона между суставными концами путем использования раздвижной проксимальной шины.

На фиг. 1 изображено устройство для восстановления движений в коленном суставе после операций на капсульно-связочном аппарате, установленное на нижней конечности; на фиг. 2 — коленный узел устройства, вид спереди с частичным продольным сечением; на фиг. 3 — то же, вид сбоку; на фиг. 4 — сечение А — А на фиг. 2; на фиг. 5— коленный узел устройства, вид сзади с частичным сечением; на фиг. 6 — сечение Б — Б на фиг. 5; на фиг. 7 — сечение  — В на фиг. 2; на фиг. 8 — сечение à — Г на фиг. 2; на фиг. 9 — сечение Д вЂ” Д на фиг. 3; на фиг. 10 — проксимальная шина, вид спереди с частичным сечением; на фиг. 11 — то же, вид сверху; на фиг. 12 — сечение Š— Е на фиг. 10; на фиг. 13 — сечение Ж вЂ” Ж на фиг. 10.

Устройство состоит из жестких гильзы 1 бедра и гильзы 2 голени, фиксируемых на сегменте с помощью элементов 3 крепления н виде кожаных ремней с пряжками или застежек типа «репейник». К гильзе 1 бедра жестко крепится втулка 4 с пазом 5 проксимальной шины 6 бедра, выполненной телескопической и соединенной коленным узлом 7 с дистальной шиной 8 голени, жестко связанной с гильзой.2 голени. На торцовой стороне 9 втулки 4 имеются симметрично расположенные относительно осевой линии втулки два паза 10 для крепления в них регулировочного винта 11 с опорным кольцом 12. Резьбовая часть 13 регулировочного винта 11 входит в отверстие 14 с резьбой в шине 6 бедра. По бокам втулки 4 имеются резьбовые отверстия 15 для крепления к гильзе 1 бедра, а в дистальной части на наружной поверхности — отверстия 16 с резьбой под стопорный винт 17, входящий в установочные отверстия 18 на шине 6 бедра. Между втулкой 4 и гильзой 1 бедра помещена для жесткости изогнутая под тупым углом пластина 19. Подвижная часть 20 телескопической шины 6 бедра снабжена шкалой 21 с делениями для определения величины раздвижения проксим ал ьной шины 6.

Коленный узел 7 состоит из двух — основного и дополнительного — шарнирных узлов 22, снабженных корпусом в виде пластины 23 с ребрами 24 жесткости. При этом дополнительный шарнирный узел установлен на корпусе зеркально основному и корпус скреплен с зубчатыми колесами 25 обоих шарнирных узлов. В каждом шарнирном узле зубчатое колесо 25 снабжено осью 26 с центральным резьбовым отверстием 27. На конце оси 26 посажены прижимные крышки 28 на глубину посадочного отверстия 29 и фиксированы прижимными винтами 30, установленными в осях 26 и проходящими через центральное сквозное отверстие 31. На осях 26 основного и дополнительного шарнирных узлов 22 между прижимной крышкой 28 и плоскими поверхностями 32 зубчатых колес 25 установлены шарнирно соответственно шины

6 и 8 бедра и голени.

Между прижимной крышкой 28 и зубьями

33 зубчатого колеса 25 по обе стороны от шин помещены два зубчатых кольцеобразных

15 сектора 34 с зубьями 35, входящими в зацепление с зубьями 33 зубчатых колес 25.

Кроме того, секторы 34 снабжены дужками 36, входящими в кольцевой паз 37, выполненный с внутренней стороны прижимной крышки 28, радиальными поверхностями 38, ограничивающими угол поворота шин, определяемый положением имеющейся на шинах риски 39 по шкале 40 с делениями, нанесенной на прижимной крышке 28, выступами 41, расположенными в плоскости движения шарнирного узла с обращенных к шине сторон и насечкой 42, нанесенной для удобства обслуживаний на наружной цилиндрической поверхности выступов 41.

Таким образом, секторы 34 шарнирных

30 узлов имеют возможность поворота и фиксации при помощи крышки 28 и прижимного винта 30.

Прижимные крышки 28 соединены между собой в сагиттальной плоскости замком 43 типа «ласточкин хвост» с возможностью разъема во фронтальном направлении.

Обе шины 6 и 8 имеют узлы 44 снижения скорости, которые снабжены двумя пакетами 45 рессор в виде плоских пружин 46, установленных под углом, контактирующих свободными концами 47 с выступа40 ми 41 зубчатых кольцевых секторов 34 и расположенных под углом в сквозном пазу 48 на внутренних концах шин. С другой стороны, пакеты 45 пружин 46 консольно закреплены между боковой поверхностью 49 шины и корпусом, образуемым скобообразны4 ми пластинами 50 и 51, верхней и нижней, расположенных встречно. Нижняя пластина

51 жестко закреплена к шинам 6 и 8 с внутренней стороны 52, а верхняя с наружной стороны 53 крепится крепежным винтом 54, при этом боковые поверхности 55 верхней скобообразной пластины 50 входят между боковыми поверхностями 56 нижней скобообразной пластины 51. Для исключения продольного перемещения плоских пружин 46 шины 6 и 8 содержат по два штиф та 57, направленные перпендикулярно расположению пакетов 45 плоских пружин 46, входящие в паз 58 в боковой поверхности 55 верхней скобообразной пластины 50 и имею1232238 щие в сечении усеченный параллельными плоскостями круг 59. Плоские пружины 46 имеют круглые отверстия 60 для посадки на штифт 57.

Устройство используют следующим образом.

Сразу после операции сустав иммобилизируют гипсовой повязкой в среднем физиологическом положении. Показано возвышенное положение травмированной конечности, покой. При необходимости может быть использован общепринятый комплекс медикаментозного и физиотерапевтического лечения. После адаптации к послеоперационной травме на травмированную конечность устанавливают устройство. Если позволяет характер травмы, то установку и подгонку устройства осуществляют до проведения операции и иммобилизацию осуществляют уже устройством. Для этого из термопластического материала, например, «полевик» изготавлива ют съемные гильзы 1 и 2 бедра и голени и фиксируют их элементами 3 крепления. На шину 6 бедра помещают втулку 4 на всю глубину паза 5 и фиксируют стопорным винтом 17. К гильзам бедра и голени по наружной и внутренней поверхности прикладывают соединенные между собой коленным узлом 7 шины 6 и 8 бедра и голени со снятыми пакетами 45 плоских пружин 46 таким образом, чтобы суставная щель располагалась между осями 26 шарнирных узлов 22, а продольные оси шин 6 и 8 пересекались в заключительной фазе разгибания сустава кпереди от оси его вращения. Расположенные таким образом шины 6 и 8 крепятся к гильзам крепежными винтами с помощью гаек, а к гильзе 2 голени — винтами в резьбовых отверстиях 15 втулки 4.

После этого прижимные винты 30 отворачивают на величину, чуть большую высоты зубьев 33 зубчатых колес 25, и зубья 35 кольцеобразных секторов 34 выходят из зацепления с зубьями 33 зубчатых колес 25, позволяя шинам 6 и 8 свободно поворачиваться на осях 26. По положениям рисок 39 на шинах, по шкалам 40 на наружной стороне. крышек 28 путем сгибания и разгибания определяют амплитуду движения в коленном суставе до боли. При этом под действием шин 6 и 8 зубчатые кольцеобразные секторы 34 перемещаются по окружности за счет дужек 36 по кольцевому пазу 37 на внутренней стороне прижимной крышки 28.

Определенную амплитуду фиксируют. Для

l5

З0

45 этого, заворачивая прижимные винты 30 посредством прижимных крышек 28, вводят в зацепления зубья 35 кольцеобразных секторов 34 с зубьями 33 зубчатых колес 25 таким образом, чтобы их радиальные поверхности 38 ограничивали углы поворота шин 6 и 8 на осях 26 в соответствии с определенной амплитудой, а при движении происходило самоцентрирование положения коленного узла 7 по отношению к мгновенной оси вращения коленного сустава. Дополнительный шарнирный узел 22 может быть зафиксирован для установки проксимального в выбранном положении, при этом коленный узел 7 будет работать как одношарнирный. Если в острой стадии разгибание в суставе приближается к полному, то уже в этой стадии определяют минимальную величину дистракции коленного сустава в заключительной фазе разгибания, обеспечивающую безболезненную опорность на конечность. Для этого при максимально возможном выпрямлении ноги, вывернув стопорный винт 17, выдвигают регулировочным винтом

11 шину 6 бедра из втули 4 на величину, обеспечивающую безболезненную опорность на конечность стоя и при отталкивании во время движения. Определенную таким образом величину дистракции фиксируют стопорным винтом 17 в установочных отверстиях 18 на шине 6 бедра. После этого, подбирая различные комбинации плоских пружин 46 в пакетах 45, определяют диапазон и степень снижения скорости в момент приближения сегментов, составляющих сустав, к фиксированным границам безболезненной зоны. Для этого отворачивают крепежный винт 54, снимают верхнюю скобообразную пластину 50, на штифт 57 надевают плоские пружины 46 и фиксируют верхней пластиной 50 с помощью крепежного винта 54. Производят активное сгибание и разгибание в коленном суставе в пределах фиксированной амплитуды с максимально возможной для текущего состоя" ния скоростью и субъективных ощущений больного, набирают комбинацию пружин, обеспечивающую ощущение «комфортности» движения. Обычно «комфортный» диапазон изменения положения сегментов сустава лежит в угловом диапазоне 4 — 12 .

Таким образом, благодаря разгрузке разрабатываемого сустава, устройство обеспечивает уменьшение травматичности суставных поверхностей при восстановлении движений в коленном суставе.

42

1232238

И 72

Л1 22

26 о ZG

72

Л

31

1232238

28

В-В

Д-л

Г-l

2З 33 35

28 39 сРиг.8

1232238

E-E

71

Фиг.12

Фиг. 70 Риг.71

Ж-Ж

Фиъ. U

Редактор Е. Папп

Заказ 2492/5

17 б

Соста витель Л. Соловьев

Техред И. Верес Корректор В. Синицкая

Тираж 660 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для восстановления движений в коленном суставе после операций на капсульно-связочном аппарате Устройство для восстановления движений в коленном суставе после операций на капсульно-связочном аппарате Устройство для восстановления движений в коленном суставе после операций на капсульно-связочном аппарате Устройство для восстановления движений в коленном суставе после операций на капсульно-связочном аппарате Устройство для восстановления движений в коленном суставе после операций на капсульно-связочном аппарате Устройство для восстановления движений в коленном суставе после операций на капсульно-связочном аппарате 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к медицине, в частности к травматологии и нейрохирургии
Наверх