Устройство для защиты электропривода постоянного тока

 

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в замкнутых системах электропривода. Цель изобретения - повышение надежности. Устр-во содержит пороговый элемент (ПЭ) I с памятью , исполнительный элемент 2. Введение датчика 3 ЭДС двигателя, блока 4 выделения модуля ЭДС двигателя, блока 5 выделения модуля сигнала задания, узла 6 блокировки и узла 7 сравнения обеспечивает отключение двигателя от преобразователя при аварийном режиме и аварийное торможение двигателя. В переходных режимах, вызванных изменением величины (знака) напряжения задания, для исключения ложных срабатываний зашиты при подтормаживании узел 6 блокировки блокирует ПЭ 1, формирует задержку, пропорциональную длительности переходного процесса, сигналы поступают на входы операционного усилителя, охваченного отрицательной обратной связью. Выходной сигнал операционного усилителя поступает на вход ПЭ 1 и происходит процесс подтормаживания. Привод обеспечивает повышение надежности, кроме того и при нарушениях логики работы схемы управления . 2 3. п. ф-лы. 3 ил. (Л t а со о

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„SU„„1246316 (5D 4 Н 02 P 5 16, Н 02 Н 708

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К Д BT0PCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Фиг.7

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21 ) 3671595/24-07 (22) 30.11.83 (46) 23.07.86. Бюл. № 27 (71) Украинский научно-исследовательский институт станков и инструментов (72) А. Б. Гудзенко, Е. A. Смотров, Г. В. Николаенко, А. М. Фель, A. Н. Николенко, Л. А. Шпиглер и Б. В. Гулыманов (53) 621.316.718.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 765962, кл. Н 02 P 5/16, 1980.

Авторское свидетельство СССР № 664270, кл. Н 02 P 5/16, 19?9. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРОПРИВОДА ПОСТОЯННОГО ТОКА (57) Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в замкнутых системах электропривода. Цель изобретения — повышение надежности. Устр-во содержит пороговый элемент (ПЭ) 1 с памятью, исполнительный элемент 2. Введение датчика 3 ЭДС двигателя, блока 4 выделения модуля ЭДС двигателя, блока 5 выделения модуля сигнала задания, узла 6 блокировки и узла 7 сравнения обеспечивает отключение двигателя от преобразователя при аварийном режиме и аварийное торможение двигателя. В переходных режимах, вызванных изменением величины (знака) напряжения задания, для исключения ложных срабатываний защиты при подтормаживании узел 6 блокировки блокирует ПЭ 1, формирует задержку, пропорциональную длительности переходного процесса, сигналы поступают на входы операционного усилителя, охваченного отрицательной обратной связью.

Выходной сигнал операционного усилителя поступает на вход ПЭ 1 и происходит процесс подтормаживания. Привод обеспечивает повышение надежности, кроме того и при нарушениях логики работы схемы управления. 2 з. и. ф-лы. 3 ил.

1246316

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в замкнутых системах электропривода механизмов станков, роботов для предотвращения аварийного режима в электропривсде и механизме.

Цель изобретения — повышение надежности.

На фиг. 1 представлена схема устройства; на фиг. 2 и 3 — схемы датчика ЭДС двигателя и узла блокировки.

Устройство для защиты электропривода постоянного тока содержит последовательно соединенные пороговый элемент 1 с памятью и исполнительный элемент 2, датчик 3 ЭДС двигателя, блок 4 выделения модуля ЭДС двигателя, блок 5 выделения модуля сигнала задания, узел 6 блокировки, узел 7 сравнения, причем выход датчика 3 ЭДС двигателя соединен с входом блока 4 выделения модуля ЭДС двигателя, выход которого соединен с первым входом узла сравнения, вход блока 5 выделения модуля сигнала задания соединен с входом узла 6 блокировки, а выход блока 5 выделения модуля сигнала задания соединен с вторым входом узла 7 сравнения, выход узла 6 блокировки и выход узла 7 сравнения соединены с входами порогового элемента 1 с памятью, подключенного к входу исполнительного элемента 2.

Кроме того, датчик 3 ЭДС двигателя содержит операционный усилитель 8, два диода 9 и 10, причем к инверсному входу операционного усилителя 8 подключены последовательно соединенные первый резистор 11 и диод 9 в прямом направлении и второй резистор 12, другой вывод которого образует первый вход датчика ЭДС двигателя, к прямому входу операционного усилителя 8 подключены последовательно соединенные третий резистор 13 и второй диод 10 в прямом направлении, аноды обоих диодов 9 и 10 образуют второй вход датчика ЭДС двигателя, а операционный усилитель 8 охвачен отрицательный обратной связью посредством параллельно соединенных четвертого резистора 14 и конденсатора 15. Кроме Того, прямой вход операционного усилителя 8 соединен через пятый резистоп 16 с потенциометром 17.

Узел 6 блокировки содержит операционный усилитель 18, конденсатор 19, два диода 20 и 21, шесть резисторов 22 — 27, причем к инверсному входу операционного усилителя 18 подключен первый резистор 22, второй вывод которого подключен к аноду первого диода 20 и к второму резистору. 23, второй вывод которого предназначен для подключения к положительному полюсу источника питания блока управления электропривода, к прямому входу операционному усилителя подключен третий резистор 24 и четвертый резистор 25, второй вывод которого предназначен для подключения к поло5

4 )

55 жительному полюсу источника питания блока управления электропривода, второй вывод третьего резистора 24 подключен к катоду второго диода 21 и пятому резистору 26, второй вывод которого предназначен для подключения к отрицательному полюсу источника питания блока управления электропривода, катод первого диода 20 соединен с анодом второго диода и с выводом конденсатора 19, второй вывод которого предназначен для подключения к источнику задания электропривода, операционный усилитель 18 охвачен отрицательной обратной связьк> посредством шестого резистора 27, а его выход образует выход узла 6 блокировки.

Устройство работает следующим обраЗО f.

Сигнал с выхода датчика 3 ЭДС двигателя поступает нг вход блокd 4 и-. деления модуля ЭДС двигателя. x IpH нормальной раооте электp0flpHBoäÿ разность выходных сигналов блока 4 выделения модуля ЭДС и блока 5 выделения модуля задания в установившемся режиме приблизительно равна нулю и пе превышает порога срабатывания порогового элемента 1. При возникновении аварийного режима, например, вследствие обрыва ш.llH тахогеператора .»ибо;1арушения логики работы схемы управления, при превышеHHH фактическим значением скорости заданн< го значения, имеет место превышение гыходного сигнала блока 4 выделения модуля ЭДC (/E«f/) «a выходным сигналом блока 5 выделения модуля сигнала задания (1) ыдаы. f).

При этом разность указанных сигналов, определенная узлсм 7 сравнения, превышает порог срабатывания порогового элемента 1, гго приводит к срабатыванию указанного элемента 1 и включению исполнительного элемента 2, который осуществляет отключение исполнительного двигателя от преобразователя и обеспечивает режим аварийного торможения двигателя (динамическое торможение либо механический тормоз).

Б п..реходных режимах, вызванных изменением величины (знака) напряжения задания, для исключения ложных срабатываний защиты при торможении ïîäòîðìàæHванин), когда имеет место неравенство

I1 - ь/>/(-) з ма /, узел 6 блокировки блокирует пороговый элемент 1.

Узел 6 блокировки форм ирует временную задержку, пропорциональную, в первом приближении, длительности переходного процесса, вызванного приращением задания.

При этом сигнал задания от источника задания электропривода поступает через конIIeifcarop 19»а входы Операционного усилителя 18, охвач<-нного Отрицательной обратной связью посредством резистора 27. При положительном значение сигнала производной напряжения задания поступает через

1246316

Формула изобретения

20 резистор 24 и диод 21 на прямой вход операционного усилителя 18, а отрицательное значение сигнала производной задания поступает через резистор 22 и диод 20 на инверсный вход операционного усилителя 18.

Таким образом, выходной сигнал операционного усилителя 18 представляет собой модуль производной напряжения задания, поступающий на вход порогового элемента 1 и блокирующий последний на время процесса торможения (подтормаживания).

Для повышения чувствительности устройства к малым сигналам, устранения в некоторой степени нелинейности, вносимой диодами 20 и 21, последние приоткрываются посредством подачи смещения от источника питания блока управления электроприводом через резисторы 23 и 26. Резистором 25 устанавливается нуль операционного усилителя 18.

В случае, если к энергоприводу предьявляются высокие точности требования, то узел 6 блокировки целесообразно выполнять в виде датчика торможения, содержащего четыре однополярных усилителя, два трехвходовых элемента И, элемент ИЛИ и датчик модуля тока с зоной нечувствительности.

Датчик ЭДС двигателя формирует на выходе операционного усилителя 8 сигнал, пропорциональный ЭДС двигателя, в соответствии с формулой

1- — Itt Ra, где Еав — — ЭДС двигателя;

Us. — напряжение на якоре двигателя;

IttRa — падение напряжения на якорной цепи.

Причем сигнал, пропорциональный падению напряжения на якорной цепи, поступает»а инверсный вход операционного усилителя 8 от датчика тока электропривода через резистор 12. Сигнал, пропорциональный напряжению на якоре двигателя, представляет собой среднее значение выходного напряжения импульc»oro регулятора электропривода. Для его формирования сигналы с выходов импульсного регулятора через последовательно соединенные диод 9 и резистор 11, а также диод 10 и резистор 13 поступают соответственно на инверсный и прямой входы операционного усилителя 8, который для получения срЕднего значения, поступающего от импульсного регулятора сигнала, охвачен отрицательной обратной связью посредством параллельно соединенных резистора 14 и конденсатора 15. Для установки нуля операционного усилителя 8 служит потенциометр 17 и резистор !6.

Таким образом, предлагаемое устройство обеспечивает повышение надежности привода и механизма за счет срабатывания защиты не только при обрыве цепи тахогенератора, но и при нарушении логики работы схемы управления электропривода.

55! . Устройство для защиты электропривода постоянного тока, содержащее последовательно соединенные пороговый элемент с памятью и исполнительный элемент, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности, в него введены датчик ЭДС двигателя, блок выделения модуля ЭДС двигателя, блок выделения модуля сигнала задания, узел блокировки, узел сравнения. причем выход датчика ЭДС двигателя соединен с входом блока выделения модуля ЭДС двигателя, выход которого соединен с первым входом узла сравнения, вход блока выделения модуля сигнала задания соединен с входом узла блокировки, и с выходом блока задания, а выход блока выделения модуля сигнала задания соединен с вторым входом узла сравнения, выходы узлов блокировки и сравнения соединены с входами порогового элемента с памятью.

2. Устройство по и. 1, отличающееся тем, что датчик ЭДС содержит операционный усилитель, два диода, резисторы и конденсатор, причем к инверсному входу операционного усилителя подключены последовательно соединенные первый резистор и первый диод в прямом направлении и второй резистор, другой вывод которого образует первый вход датчика ЭДС двигателя, к прямому входу операционного усилителя подключены последовательно соединенные третий резистор и второй диод в прямом направлении, аноды обоих диодов образуloT второй вход датчика ЭДС двигателя, а операционный усилитель охвачен отрицательной обратной связью посредством параллельно соединенных четвертого резистора и конденсатора.

3. Устройство по п. l, отличающееся тем, что узел блокировки содерж1гг операционный усилитель. два диода, шесть резисторов и конденсатор, причем к инверсному входу операционного усилителя подключен первый резистор, второй вывод которого подключен к аноду первого диода и к второму резистору, второй вывод которого предназначен для подключения к положительному полюсу источника питания, к прямому входу операционного усилителя подключен третий резистор и четвертый резистор, второй вывод которого предназначен для подключения к положительному полюсу источника питания, второй вывод третьего резистора подключен к катоду второго диода и пятому резистору, второй вывод которого предназначен для подключения к отрицательному полюсу источника питания, катод первого диода соединен с анодом второго диода и с выводом конденсатора, второй вывод которого предназначен для подключения к блоку зада1246316

/1 датчику тока

К блоку Выделения мофлр щС

Фиг.. 2,оогодому

ЕИту

К ист за дан

Составитель М. Кряхтунова

Техред И. Верее Корректор М. Максимишинец

Тираж 53! Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Редактор Н. Бобкова

Заказ 4018/53 ния электропривода, операционный усилитель охвачен отрицательной обратной связью посредством шестого резистора, а его выход образует выход узла блокировки.

Устройство для защиты электропривода постоянного тока Устройство для защиты электропривода постоянного тока Устройство для защиты электропривода постоянного тока Устройство для защиты электропривода постоянного тока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводе .механизмов

Изобретение относится к электротехнике и может быть испбльзова - но в реверсивном электроприводе

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для защиты электродвигателя от нерегрузки в автоматизированном электроприводе различных механизмов

Изобретение относится к электротехнике - защите электродвигателя от перегрузки - и может быть использовано для электродвигателей пассажирских лифтов

Изобретение относится к защите судовых электроэнергетических систем при питании от береговых источников электроэнергии

Изобретение относится к электротехнике , в частности-к электроприводу, может быть использовано при настройке тепловых и токовых защит трехфазных электродвигателей и является дополнительным к устройству для проверки токовых реле электродвигателя по авт

Изобретение относится к электротехнике - тепловой защите электродвигателя от тока, перегрузки, и может быть использовано для защиты электродвигателей нажимных винтов в прокатном стане и является дополнительным к изо бретенйю по авт.

Изобретение относится к области электротехники и позволяет повысить надежность защиты и расширить функциональные возможности устройства для защиты электродвигателя от анормальных режимов питания,путем регистрации трех значений питающего напряжения и хранения информации о величинах питакмцёго напряжения в момент аварии

Изобретение относится к электротехнике, в частности к преобразователям и защитным аппаратам электроподвижного состава, и предназначено для быстрого гашения поля главных полюсов тяговых двигателей, питаемых через тиристорные преобразователи
Наверх