Гребная электрическая установка

 

Изобретение относится к.электротехнике и может быть использовано в гребных электрических установках. Устройство расширяет функции гребной установки, обеспечивая ее работу в. режимах генератор-двигатель и неизменного тока не только при постоянстве частоты вращения , но и при постоянстве мощности за счет согласованного регулирования возбуждения генератора и двигателя гребной установки. В системе достигается исключение колебаний нагрузки на первичных тепловых двигателях и повьппается их моторесурс . 1 ил.. (Л IS9 4 СХ) о ю to

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU,„, 1248022 А1 (51) 4 Н 02 Р 5/16

jet nip"." .> .

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ASTOPCKOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

00 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3839619/24-07 (22) 08.01.85 .(46) 30. 07. 86. Бюл. йъ 28 (71) Мурманское высшее инженерное морское училище им.Ленинского комсомола (72) О.Н.Аронов, Ю.В.Неклюдов и В.Ф.Штыков (53) 621. 316. 718. 5 (088. 8) (56) Рукавишников С.Б., Богомолов В.С.

Гребные электрические установки неизменного тока. Калининград: Книжное изд-so, 1972, с. 13-15.

Аронов О.Н. Гребные электрические установки и их эксплуатация: Методические указания и контрольные задания для студентов заочных факультетов

ВУЗов по спец. 1613 "Эксплуатация судового электрооборудования". Калининград, УОП КТИРПИХ. 1983, с. 40-46. (54) ГРЕБНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА (57) Изобретение относится к. электротехнике и может быть использовано в гребных электрических установках.

Устройство расширяет функции гребной установки, обеспечивая ее работу s. режимах генератор-двигатель и неизменного тока не только при постоянстве частоты вращения, но и при постоянстве мощности за счет согласованного регулирования возбуждения генератора и двигателя гребной установки.

В системе цостигается исключение колебаний нагрузки на первичных тепловых двигателях и повьппается их моторесурс. 1 ил.

12480

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в гребных электрических установках.

Целью изобретения является поддержание постоянства гребной мощности установки в неустановившихся режимах.

На чертеже приведена функциональная схема гребной электрической установки

Гребная электрическая установка содержит последовательно соединенные генераторы 1 и электродвигатель 2 постоянного тока, регулятор 3 возбуж.дения генераторов, к выходу коуорого подключены обмотки 4 возбуждения ге-. нераторов, регулятор 5 возбуждения электродвигателя, к выходу которого подключены обмотки 6 возбуждения электродвигателя, четыре ключа 7-10, последовательно соединенные устано- ®0 вочный потенциометр 11 тока якорей и регулятор 12 постоянства тока якорей, выход которого подключен к входу первого ключа 7, последовательно соединенные задатчик 13 интенсивности 2 генераторов и первый регулятор 14 режимов генераторов, выход которого, подключен к входу второго ключа 8, установочный потенциометр 15 тока воздуждения, соединенный с входом третьего ключа 9, последовательно соединенные задатчик 16 интенсивности двигателя и регулятор 17 режимов электродвигателя, выход которого подключен к входу четвертого ключа 35

10, потенциометр 18 поста управления, выходом соединенный с входами задатчиков 13 и 16 интенсивности, датчик

19 тока якорей, датчик 20 тока возбуждения генераторов и датчик 21 тока возбуждения электродвигателя, выходы которых подключены к соответствующим входам регулятора 12 постоянства тока якорей, регулятора 3 возбуждения генераторов и регулятора 5 45 тока возбуждения электродвигателя, датчик 22 частоты вращения электродвигателя, связанный с входами регуляторов 14 и 17 режимов. Выходы первого 7 и второго 8 ключей .соеди-: 50 нены с вторым входом регулятора 3 возбуждения генераторов, а выходы третьего 9 и четвертого 10 ключей— вторым входом регулятора 5 возбуждения электродвигателя. Управляющие у входы первого 7 и четвертого 10 ключей соединены с первой шиной управления, а управляющие входы второ22 2

ro 8 и третьего 9 ключей — с второй шиной управления.

Установка также содержит два оптрона 23 и 24, инвертор 25, компаратор 26, два диода 27 и 28, два ключа

29 и 30, датчик 31 напряжения и датчик 32 мощности, входы которого соединены с выходами датчика 31 напряжения и датчика 19 тока якорей; а выход подключен к информационному входу первого оптрона 23 непосредственно и к информационному входу второго оптрона 24 через инвертор 25, входы пятого и шестого ключей 29 и

30 соединены с датчиками 20 и 21 токов возбуждения соответственно гегераторов 1 и электродвигателя 2, выходы подключены к входу компарато.— ра 26, выходом соединенного с управляющим входом первого оптрона 23 через первый диод 27, включенный в прямом направлении, и с управляющим входом второго оптрона 24 через второй диод 28, включенный в обратном направлении, а также позиционный переключатель 33, первый неподвижный контакт которого соединен с датчиком 22 частоты вращения, второй неподвижный контакт — с выходами оптронов 23 и 24, а подвижный контакт подключен к соответствующим входам регулятора 14 режима генераторов и регулятора 17 режимов электродвигателя. Управляющие входы пятого и шестого ключей 29 и 30, соединены с управляющими входами соответственно второго и первого ключей

8и7.

Гребная электрическая установка работает следующим образом.

В зависимости от положения позиционного переключателя 33 гребная установка работает или в режиме стаби" лйзации частоты вращения электродвигателя, или в режиме поддержания постоянства мощности первичных тепловых двигателей в неустанорившихся режимах, например при тралении в условиях волнения. При стабилизации частоты вращения электродвигателя 2 система управления устройством обеспечивает или режим стабилизации тока якорей (замкнуты первый 7 и четвертый 10 ключи, частота вращения регулируется за счет изменения возбуждения электродвигателя 2) или режим генератор-двигатель (замкнуты второй

8 и третий 9 ключи, возбуждение элект8022 4

3 124 родвигателя постоянно), частота вращения регулируется за счет изменения, возбуждения генераторов).

При работе установки в режиме постоянства мощности и неизменного тока якорей посредством штатного переключателя (не показан), находя щегося в регуляторе 3 возбуждения генераторов, подается сигнал, замыкающий электронные ключи 7 и 10, à 10 также ключ 30. Система управления генераторами, построенная попринципу системы подчиненного регулирования и состоящая в данном случае из внутреннего контура тока возбуждения, в 15 который входят обмотки 4 возбуждения генераторов, датчик 20 тока возбуждения и регулятор 3 возбуждения генераторов 1, и из внешнего контура тока якорной цепи, состоящего из якорной 20 цепи установки, датчика 19 тока якорей и регулятора 12 постоянства тока якорей, обеспечивает с высокой степенью точности поддержание заданного значения тока в якорной цепи 25 установки, величина которого задается сигналом, поступающим на вход регулятора 12 постоянства тока якорей от уетановочного потенциометра 11.

Система управления электродвигателем gp также построена по принципу системы подчиненного регулирования. Сигнал заданного значения мощности от потенциометра 18 поста управления подается на задатчики 13.и 16 интенсив-.з ности. Далее этот сигнал, линейно возрастающий до заданного значения на выходе задатчиков интенсивности, поступает на регуляторы 14 и 17 режимов, работающие в данном случае в качестве регуляторов мощности. С выхода регулятора 17 через ключ 10 сигнал подается в регулятор 5 возбуж. дения электродвигателя 2 ° В результате этого по обмоткам 6 возбуждения 45 электродвигателя 2 начинает протекать ток возбудения и появляется сигнал на выходе датчика 21 тока возбуждения, который через ключ 30 поступает на вход компаратора 26. В зависнмос- р ти от полярности этого сигнала начи-. нает протекать ток по цепи источника излучения или оптрона 23 через диод

27, или оптрона 24 через диод 28, открывая тем самым путь для прохожде"5g ния сигнала действительного значения электромагнитной мощности с выхода датчика 32 этой мощности. Сигнал на выходе датчика 32 электромагнитной мощности формируется их сигнала действительного значения тока якорной цепи, поступающего от датчика -19 тока якорей, и сигнала напряжения якоря, поступающего с выхода датчика

3 1 напряжения, путем вычитания из сигнала напряжения якоря сигнала, пропорционального падению напряжения в якорной цепи двигателя, и перемножения этой разности на сигнал действительного значения тока якоря. Если изменяются условия работы судна и увеличивается момент сопротивления на гребном винте (например, при работе с тралом), то происходит уменьшение частоты вращения гребного электродвигателя, что приводит в первоначальный момент к уменьшению противоэлектродвижущей силы и электромагнитной мощности электродвигателя. На выходе регулятора 17 режимов появляется разность между заданным и действительным значением мощности, в результате чего в соответствии с пропорционально.-интегральным законом регулирования, реализуемым в данном. случае регулятором 17 мощности, увеличивается сигнал на выходе регулятора мощности, увеличивается ток возбуждения двигателя и с высокой точностью и быстродействием восстанавливается заданное значение мощности электродвигателя. Аналогичные явления происходит и при уменьшении момента сопротивления на гребном винте. Если судно работает в условиях волнения, то изменение момента сопротивления происходит с частотой волнения, однако мощность, потребляемая гребным электродвигателем, остается на заданном уровне.

При работе установки в режиме генератор-двигатель с постоянством мощности, сигнал на замыкание подается на затворы (полевых транзисторов) электронных ключей 8 и 9 и ключа 29. В этом случае.ток возбуждения гребного электродвигателя не изменяется и поддерживается регулятором 5 возбуждения электродвигателя 2 на уровне, заданном установочным потенциометром 15 тока возбуждения электродвигателя 2. Сигнал с выхода регулятора 14 режимов генератора через ключ 8 подается на регулятор 3 возбуждения генератора 1 ° в в эезтчьтате чего по обмоткам 4

1248022 бИИИПИ Заказ 4138/56

ТиРаж 631 Подписное роизв -полигр пр ™е, г Ужгород ул Проектная возбуждения генераторов начинает протекать ток возбуждения и появляется сигнал на вьмоде датчика 20 тока возбуждения, который через ключ 29 поступает на вход компаратора 26.

Далее работа установки аналогична работе в режиме неизменного тока, за исключением того, что функции регулятора 17 режимов выполняет ре- 10 гулятор 14 режимов.

Изобретение расширяет функции установки, обеспечивая ее работу в режимах генератор-двигатель и неизменного тока не только при простоян- 15 стве частоты вращения, но и при постоянстве мощности, за счет чего исключаются колебания нагрузки на первичных тепловых двигателях и повышается их моторесурс.. 20

Ф ормула из об ре те ния

Гребная электрическая установка, содержащая последовательно соединен- 25 ные генераторы и электродвигатель постоянного тока, регулятор возбуждения генераторов, к выходу которого подключены обмотки возбуждения генераторов, регулятор возбуждения элект- З0 родвигателя, к выходу которого подключены обмотки возбуждения электродвигателя, четыре ключа, последовательно соединенные, установочный потенциометр тока якорей и регулятор постоянства тока якорей, выход которого подключен к входу первого ключа, последовательно соединенные задатчик интенсивности генераторов и регулятор режимов генераторов, выход кото- 40 рого подключен к входу второго ключа, установочный потенциометр тока возбуждения, соединенный с входом третьего ключа, последовательно соединенные задатчик интенсивности элект- 45 родвигателя и регулятор режима электродвигателя, выход которого подключен к входу четвертого ключа, потен-. циоментр поста управления, соединенный с входами задатчиков интенсивности, датчик тока якорей, датчик тока возбуждения генераторов и датчик тока возбуждения электродвигателя, вьмоды которьм подключены к соответствующим входам регулятора постоянства тока, якорей, регулятора возбуждения генераторов и регулятора возбуждения электродвигателя, а также датчик частоты вращения электродвигателя, связанный с входами регуляторов режимов, причем вьмоды первого и второго ключей соединены с вторым входом регулятора возбуждения генераторов, выходы третьего и четвертого ключей — с вторым входом регулятора возбуждения электродвигателя, управляющие входы первого и четвертого ключей — с первой шиной управления, а управляющие вхощ второго и третьего ключей — с второй шиной управления; о т л и ч а ю щ а- . я с я тем, что, с целью поддержания постоянства мощности гребной установки в неустановившихся режимах, в нее введены два оптрона, инвертор, компаратор, два диода, датчик напряжения и датчик мощности, входы которого соединены с датчиком напряжения и датчиком тока якорей, а выход подключен к информационному входу первого оптрона непосредственно и информационному входу второго оптрона через инвертор, пятый и шестой ключи, входы которых соединены с датчиками токов возбуждения соответственно генераторов и электродвигателя, выходы подключены к входу компаратора, выходом. соединенного с управляющим входом первого оптрона через первый диод, включенный в прямом направлении, и с управляющимивходом второго оптрона через второй диод, включенный . в обратном направлении, а также позиционный переключатель, первый неподвижный контакт которого соединен с датчиком частоты вращения, второй неподвижный контакт — с выходами оптронов, а подвижный контакт подключен к соответствующим входам регулятора режима генераторов и регулятора режима электродвигателя, причем управляющие входы пятого и шестого ключей соединены с управляющими входами соответственно второго и первого ключей.

Гребная электрическая установка Гребная электрическая установка Гребная электрическая установка Гребная электрическая установка 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в замкнутых системах электропривода

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводе .механизмов

Изобретение относится к электротехнике и может быть испбльзова - но в реверсивном электроприводе

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для привода различных механизмов с питанием от однофазной сети переменного тока

Изобретение относится к тяговым электроприводам транспортных средств, питающихся от сети постоянного тока

Изобретение относится к устройствам для регулирования и стабилизации скорости электродвигателей постоянного тока

Изобретение относится к тяговым электроприводам постоянного тока

Изобретение относится к тяговым электроприводам постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в качестве тягового электропривода в электроподвижном составе метрополитена и наземных железных дорог

Изобретение относится к области электротехники, а именно к вентильным электроприводам с обратной связью по ЭДС

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в маломощных приводах различных механизмов, требующих регулирования скорости вращения вниз от номинальной скорости
Наверх