Волновая передача

 

Изобретение относится к волновым передачам. Цель изобретения - повышение надежности и обеспечение реверса |за счет жесткой кинематической связи между элементами передачи. В волновой передаче разнотолщинное кольцо 4 установлено между гибким колесом 5 и роликовым генератором 3 волн, которое деформирует кольцо 4 и гибкое колесо 5 до полной выборки зазоров между зубьями гибкого и жесткого колес. Разнотолщинное кольцо 4 вращается с той же угловой скоростью, что и генератор 3 волн и за счет клиновидной формы обеспечивает беззазорную автоматическук регулировку величины радиальной деформации гибкого колеса 5. При реверсе вращения входного вала 1 ролики генератора 3 волн, перекатываясь по внутренней поверхности кольца 4, переходят на симметричный участок профиля р.авнотолщинного кольца (Л 4, имеющего противоположно направленный угол клина Механика саморегулировки генератора волн повторяется. 1 з.п.ф-лы, 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

А1 (19) (И) F 16

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

H ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3879972/25-28 (22) 08.04 ° 85 (46) 15.10.86. Бюл. ¹ 38 (71) МВТУ им. Н. Э. Баумана (72) Ю. В. Костиков (53) 621.833.7(088.8) (56) Волков Д. Л., Крайнев А. Ф.

Планетарные, волновые и комбинированные передачи строительных и дорожных машин. M. Машиностроение, 1968, с. 195, рис. 96.

Авторское свидетельство СССР

¹,1099155, кл. F 16 Н 1/00, 1983. (54) ВОЛНОВАЯ ПЕРЕДАЧА (57) Изобретение относится к волновым ередачам. Цель изобретения — повышеие надежности и обеспечение реверса за счет жесткой кинематической связи между элементами передачи. В волновой передаче разнотолщинное кольцо 4 установлено между гибким колесом 5 и роликовым генератором 3 волн, которое деформирует кольцо 4 и гибкое колесо

5 до полной выборки зазоров между зубьями гибкого и жесткого колес.

Разнотолщинное кольцо 4 вращается с той же угловой скоростью, что и генератор 3 волн и за счет клиновидной формы обеспечивает беззазорную автоматическую регулировку величины радиальной деформации гибкого колеса 5.

При реверсе вращения входного вала 1 ролики генератора 3 волн, перекатываясь по внутренней поверхности кольца 4, переходят на симметричный уча-. с0 сток профиля равнотолщинного кольца

4, имеющего противоположно направленный угол .клина. Механика саморегулировки генератора волн повторяется.

1 з.п.ф-лы, 3 ил.

126

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в редукторостроении.

Цель изобретения — повышение надежности и обеспечение реверса за счет обеспечения жесткой кинематической связи между элементами передачи.

На фиг. 1 показана передача, поперечный разрез; на фиг. 2 — то же, продольный разрез; на фиг. 3 — расчетная схема определения размеров разнотолщинного кольца.

Волновая передача содержит сое. диненный с входным валом 1 (фиг. 1 и 2) роликовый генератор 2 волн с роликами 3, разнотолщинное кольцо

4, гибкое колесо 5 и жесткое колесо

6. Разнотолщинное кольцо 4 установлено между генератором 2 волн и гибким колесом 5 симметрично относитель.но оси деформации последнего. Жесткое колесо 6 неподвижно закреплено в корgyce 7. Гибкое колесо 5 соединено с выходным валом 8.

На внутренней поверхности разнотолщннного кольца 9 (фиг. 1 и 2 ниже оси передачи ) и на внешней поверхности роликов 10 могут быть выполнены зубья.

Передача работает следующим образом.

При вращении входного вала 1, ро,лик 3 генератора 2 волн, перекатываясь по внутренней поверхности разнотолщинного кольца 4, деформирует это кольцо и гибкое колесо 5 до полной выборки зазоров между зубьями гибкого колеса 5 и жесткого колеса 6. Так как колесо 6 жестко закреплено в корпусе 7, то вращение генератора 2 волн вызывает вращение гибкого колеса

5 и соединенного с ним выходного вала 8. Раэнотолщинное кольцо 4 вращается с той же угловой скоростью, что и генератор 2 волн, и за счет клиновидной формы обеспечивает беззазорную автоматическую регулировку величины радиальной деформации гибкого колеса 5. Износ кольца 4, гибкого 5 и жесткого 6 колес компенсируется дополнительным поворотом генератора 2 волн. При реверсе вращения. входного вала 1, ролики генератора 2 волн, перекатываясь по внутренней поверхности кольца 4, переходят на симметричный участок профиля раэнотолщинного кольца 4, имеющего противоположно йг(ч) 6f =

Отсюда получим угол между касательной и нормалью

Ib = агсСд y(f)

Йф

30 где (() — допустимый угол трения между гибким колесом и разнотолщинным кольцом в точке их контакта.

Толщина кольца и в этом случае определяется иэ условия отсутствия заклинивания кинематической пары тре40 ния скольжения, состоящей из гибкого колеса и разнотолщинного кольца, дек. формированных генератором волн.

Более простая зависимость определяет толщину разнотолщинного кольца в

45 в явном виде в частном случае, когда кольцо деформируется роликовым гене-. ратором волн или кулачковым с профилем постоянной кривизны. В этом случае  — радиус деформирующего ролика, t — толщина разнотолщинного кольца по оси деформации; t (g) — толщина разнотолщинного кольца в точке с угловой координатой Ч, отсчитываемой от оси деформации. Тангенс угла кли-

55 иа раэнотОлщинного кольца,Фц(Ч) =

t-to

Из условия отсутствия заклиR Я нивания $ j/), определяется толщина

3944 направленный угол клина. Таким образом механика саморегулировки генератора 2 волн повторяется.

Передача может быть выполнена как

5 с трением скольжения в кинематической паре гибкое колесо — раэнотолщинное кольцо, так и с трением качения.

На фиг. 3 показана расчетная схема определения размеров разнотолщинного кольца при внутреннем деформировании гибкого колеса генератором волн: к произвольной точке с угловой координатой g, взятой на внешней поверхности разнотолщинного кольца в зоне опирания его на генератор 2 волн, проведены касательная — и нормаль п-п, тангенс острого угла между о-о и n-n в пределе равен произвольной от функции, описывающей профиль внешней поверхности разнотолщинного кольца г (q), взятой по углу

1263944

20 з разнотолщинного кольца: t(p) R (f xPg) + формула изобретения

1. Волновая передача, содержащая роликовый генератор волн, гибкое и жесткое колеса и клиновидные элементы, установленные между гибким колесом и генератором волн, о т л и ч а- 10 ю щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности и обеспечения реверса, клиновидные элементы выполнены в виде симметрично установленного относительно оси деформаций гибкого ко- 15 леса разнотолщинного кольца, параметры которого определены из следующего соотношения: = @r«8 7()

dr(y) где )1 — угол между нормалью н внешней поверхности разнотолщинного кольца и радиусом-вектором к данной

- точке;

r((g) — функциональная зависимость радиуса-вектора внешней поверхности разнотолщинного кольца от текущей угловой координаты в зоне опирания кольца на генератор волн; — текущая угловая координата . отсчитываемая or оси деформации гибкого колеса;

Мч) — — производная or r (g) noq

Ъ ($) — допустимый угол трения между гибким колесом и разнотолщинным колесом в точках их контакта.

2. Передача по п. 1, о т л и— ч а ю щ а я с я. тем, что на внутренней поверхности разнотолщинного кольца и на внешней поверхности роликов генератора волн выполнены зубья.

12б3944 сс 7åôàðмадис

Состав итель А. Ступаков

Редактор М. Товтин Техред Л.Сердюкова 1(орректор C. 1ерни

Заказ 5544/37

Тираж 880 Подписное

ВНИИПИ Госудррственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )К-35, Раушская наб., д. 4/5 Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Волновая передача Волновая передача Волновая передача Волновая передача 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , а именно к технике обеспечения работоспособности механических передач при работе их в вакууме или других условиях, не позволяющих применять обычные способы их смазки

Изобретение относится к машино строению, в частности к беззазорным приводам преимущественно для поворачиваемых узлов машин манипуляторов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механических волновых передачах

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к конструкциям мотор-колес и средствам , обеспечивающим подачу масла к остановленным звеньям колесного редуктора в период пуска двигателя

Изобретение относится к машиностроению , а именно к автоматическим инерциоиным передачам, служащим для преобразования скорости и крутящего момента, и позволяет повысить надежность за счет введения упругого двуплечего рычага, обеспечивающего работу передачи при перегрузке

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для изменения скорости вращения рабочих органов машин

Изобретение относится к машиностроению и позволяет увеличить долговечность выпрямителя момента путем уменьшения динамических нагрузок

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в коробках передач автомобилей

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в передачах с постоянным зацеплением зубчатых колес, разъединяемых с валом

Изобретение относится к автомобилестроению
Наверх