Устройство для определения положения верхней мертвой точки поршня дизеля

 

Изобретение относится к области диагностирования технического состояния двигателей внутреннего сгорания. Целью изобретения является расширение функциональных возможностей устройства и повышение точности и производительности диагностирования. Устройство содержит сдвоенный переключатель с тремя неподвижными контактами , усилитель напряжения с инвертирующим вьпсодом, усилитель-ограничитель , схему регистрации максимума, I конденсатор, три токопроводящие пластины , являющиеся обкладками переменSeanHutj поршень Цилиндр HUIKHUU поршень ных конденсаторов, и четыре резистора . Устройство обеспечивает определение положения верхней мертвой точки (ВМТ) каждого поршня в дизелях с противоположно движущимися поршня- М1 и ВМТ, общую для обоих поршней, когда объем камеры сгорания минимален . Для диагностирования двигателя, в цилиндрах которого имеется по одному поршню, переключатель необходиг МО установить в такое положение, при котором его подвижные контакты соединены с той пластиной, которая ближе остальных расположена к поршню. Импульс на выходе вырабатывается при минимальном расстоянии между пластинами 3 и 4 и нижним или верхним поршнем цилиндра в случае установки переключателя 1 в верхнее или среднее положение, т.е. при фактическом расположении соответствующего поршня в ВМТ. При переводе переключателя 1 в нижнее положение на выходе устройства появляется импульс в момент достижения минимума расстояния между верхним и нижним поршнями, т.е. когда поршни находятся в общей ВМТ, 1 ил. i (О ю 00 00 ел 00 4

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (И) А1 (51) 4 G 01 M 15/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ дгркнии лОршень

3 б

5 б

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3940815/25-06 (22) 07.08.85 (46) 15.0 1.87. Бюл. N - 2 (72) А.Н. Борисенко, В.Н. Соболь, В.Н. Зайончковский, E.Ã. Заславский, Г.Я. Неважский и А.А. Ремпель (53) 621.436.001.5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Р 1002877, кл. G 01 M 15/00, 1983. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ВЕРХНЕЙ МЕРТВОЙ ТОЧКИ ПОРШНЯ ДИЗЕЛЯ (57) Изобретение относится к области диагностирования технического состояния двигателей внутреннего сгорания.

Целью изобретения является расширение функциональных возможностей устройства и повышение точности и производительности диагностирования. Устройство содержит сдвоенный переключатель с тремя неподвижными контактами, усилитель напряжения с инвертирующим выходом, усилитель-ограничитель, схему регистрации максимума, конденсатор, три токопроводящие пластины, являющиеся обкладками переменных конденсаторов, и четыре резистора. Устройство обеспечивает определение положения верхней мертвой точки (ВМТ) каждого поршня в дизелях с противоположно движущимися поршнями и ВМТ, общую для обоих поршней, когда объем камеры сгорания минимален. Для диагностирования двигателя, в цилиндрах которого имеется по одному поршню, переключатель необходи-. мо установить в такое положение, при котором его подвижные контакты соединены с той пластиной, которая ближе остальных расположена к поршню.

Импульс на выходе вырабатывается при минимальном расстоянии между пластинами 3 и 4 и нижним или верхним поршнем цилиндра в случае установки пе" реключателя 1 в верхнее или среднее положение, т.е. при фактическом расположении соответствующего поршня в

BMT. При переводе переключателя 1 в нижнее положение на выходе устройства появляется импульс в момент достижения минимума расстояния между верхним и нижним поршнями, т.е ° ког. да поршни находятся в общей ВМТ. 1ил.

1283584

Изобретение относится к диагностированию технического состояния двигателей внутреннего сгорания, в частности дизелей, и может быть использовано для определения положения верхней мертвой точки в поршневых двигателях.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей устройства и повышение точности и произво-. дительности диагностирования.

На чертеже представлена блок-схема предлагаемого устройства применительно к дизелю с противоположно движущимися поршнями.

Устройство содержит сдвоенный переключатель 1, второй и третий не- подвижные контакты которого соединены между собой и с первой неподвижно установленной в камере сгорания и изолированной от цилиндра 2 токопроводящей пластиной 3. Первый и третий неподвижные контакты переключателя 1 соединены между собой и со второй неподвижно установленной в камере сгорания и изолированной от цилиндра 2 токопроводящей пластиной 4.

Третья токопроводящая пластина 5 неподвижно установлена между пластинами 3 и 4, изолирована от них диэлектриком 6 и подключена к цилиндру 2.

Подвижные контакты переключателя 1 соединены между собой, с вычитающим входом блока 7 вычитания и первым зажимом первого резистора 8. Выход блока 7 вычитания подключен к входу усилителя-ограничителя 9, а выход последнего соединен с вторым зажимом первого резистора 8, входом одновибратора 10 и через второй резистор 1 1 связан с вычитающим входом блока 7 вычитания и первым зажимом третьего резистора 12. Выход одновибратора 10 через четвертый резистор 13 связан с первой обкладкой конденсатора 14 и входом усилителя 15 напряжения.

Вторая обкладка конденсатора 14 соединена с вторым зажимом резистора

12 и цилиндром 2 дизеля. Инверсный выход усилителя 15 напряжения подключен к входу схемы 16 регистрации максимума, выход которой объединен с выходом устройства. Токопроводящие пластины 3, 4 и 5 могут быть выполнены из металла, например стали, меди, латуни, бронзы и т.д. В качестве диэлектрика 6 может быть использован фторопласт, слюда, керамика и др.

Переключатель 1 может быть галетного типа на три положения или трехклавишный типа П2-К. Резисторы 8, 11, 12 и

13 могут быть любого типа, например

МЛТ, УЛИ, УЛМ и др. В качестве конденсатора 14 может быть взят конденсатор типа МБМ, БМ, МБГП, КСГ и т.д.

Блок 7 вычитания, усилитель-ограничитель 9, одновибратор 10, усилитель

15 напряжения и схема 16 регистрации максимума могут быть реализованы на микросхемах К140 УД6, К140 УД12, 153 УД1, 153 УД5, 553 УД1 и др. или транзисторах серий КТ или ГТ.

Переключатель 1 служит для переключения режима работы устройства: при установке его в верхнее (по схеме) положение устройство определяет положение BMT (верхней мертвой точки) нижнего поршня; при установке. в среднее положение — ВМТ верхнего поршня, при установке в нижнее положение — общую для обоих поршней BMT.

Пластины 3 и 4 являются одними обкладками переменных конденсаторов, другими обкладками которых являются поршни. Пластина 5 служит для устранения влияния положения верхнего (нижнего) поршня на емкость конденсатора, образованного пластиной 4(3) и нижним (верхним) поршнем.

Блок 7 вычитания, усилитель-ограничитель 9, первый резистор 8, второй резистор 11, третий резистор 12, связанные между собой, образуют автоколебательный мультивибратор, частота выходных импульсов которого зависит от емкости, включенной между вычитающим входом указанного блока и вторым зажимом третьего резистора 12.

Одновибратор 10 предназначен для формирования из выходного сигнала мультивибратора однополярных импульсов (положительных или отрицательных в зависимости от выбранной элементной базы), нормированных длительности и амплитуды. Усилитель 15 напряжения усиливает и инвертирует подаваемый на него сигнал, благодаря чему при положительных приращениях сигнала на его входе выходное напряжение получает усиленные отрицательные приращения, а при отрицательных приращениях — усиленные положительные приращения. Четвертый резистор 13 и конденсатор 14 образуют фильтр нижних частот, который формирует постоянное (по знаку) напряжение, 1283584 пропорциональное частоте выходных импульсов одновибратора. Схема 16 регистрации максимума вырабатывает единичный импульс калиброванных амплитуды и длительности, при дости- 5 жении сигналом на ее входе максимального значения.

Устройство работает следующим образом.

Пусть переключатель 1 установлен в верхнее по схеме положение. В этом случае вторая токопроводящая пластина 4 через замкнутые неподвижные и подвижный контакты второй секции указанного переключателя соединена с вычитающим входом блока 7 вычитания и первым зажимом первого резистора 8.

При этом между входом блока 7 вычитания и вторым зажимом третьего резистора 12 оказывается подключенным конденсатор, образованный пластинами

4, 5 и нижним поршнем. Емкость этого конденсатора увеличивается при уменьшении расстояния между пластиной 4 и указанным поршнем. Поэтому при расположении нижнего поршня в ВМТ величина указанной емкости максимальна.

Мультивибратор, образованный блоком

7 вычитания, усилителем-ограничителем 9, первым резистором 8, вторым резистором 11 и третьим резистором

12, генерирует импульсы, частота следования которых определяется выражением

2 в Са п (1+2 к

+ г

4,5 4 (2) где E

E,— абсолютная электрическая проницаемость диэлектрика 6; абсолютная электрическая проницаемость среды между пластиной 4 и поршнем; расстояние между пластинами

4и5;

4,5 где R — сопротивление резистора 8;

С4 — емкость конденсатора, обра- 4О зованного пластинами 4, 5 и нижним поршнем;

Rö — сопротивление резистора 11;

R, — сопротивление резистора 12.

Поскольку пластины 4 и 5 имеют 45 одинаковые размеры и форму, а площадь их меньше поверхности цилиндра, образующей камеру сгорания, то емкость равна

d4 — расстояние между пластиной

4 и нижним поршнем.

После подстановки формулы (2) в (1) получают выражение 14 4,5

2R ° $ (Е, d + E,d 4 ) P „(1+2R „Я, (3) из которого следует, что при минимальном d, т.е. при расположении нижнего поршня в ВМТ, частота импульсов на выходе усилителя-ограничителя 9 минимальна, а при расположении этого поршня в нижней мертвой точке — максимальна. В соответствии с этим частота выходных импупьсов одновибратора 10 и величина постоянной составляющей на конденсаторе 14 минимальны при расположении поршня в ВМТ и максимальны — при расположении его в НМТ. На инвертирующем выходе усилителя 15 напряжения в связи с этим сигнал максимален при распо-. ложении нижнего поршня в BMT и миниS мален при расположении нижнего поршня в НМТ. При действии максимального сигнала на выходе усилителя 15 напряжения схема 16 регистрации максимума вырабатывает единичный импульс, который соответствует моменту захода нижнего поршня в BMT.. Следовательно, при установке переключателя 1 в верхнее (по схеме) положение устройство обеспечивает определение положения

BMT нижнего поршня.

Пусть переключатель 1 установлен в средее (по схеме) положение ° При этом первая токопроводящая пластина

3 через замкнутую первую секцию этого переключателя оказывается подключенной к вычитающему входу блока 7 вычитания и первому зажиму первого резистора 8, благодаря чему между этим зажимом и вторым зажимом третьего резистора 12 включается конденсатор, образованный пластинами 3 и 5 и верхним поршнем. Так как пластины 3 и 5 имеют одинаковые размеры и форму, а площадь их меньше поверхности верхнего цилиндра, образующей камеру сгорания, то емкость указанного конденсатора равна

С = +, (4) 13,5 где E — абсолютная электрическая

3 проницаемость среды между

1283584!

О оэ о<

20 (5) пластиной 3 и верхним поршнем;

d>< — расстояние между пластинами

3 и 5;

d — расстояние между пластиной з

3 и верхним поршнем.

Благодаря изменению емкости С в зависимости от расстояния изменяется частота импульсов, генерируемых мультивибратором, образованным блоком 7 вычитания, усилителем-ограничи- телем 9, резисторами 8, 11 и 12. Для получения аналитического выражения этой частоты подставляют выражение (4) в формулу (1) 2К S E,, d> +Я д ) <, 1+2R<ã7к«

Из полученного .соотношения следует, что при расположении верхнего поршня в BMT т.е. при минимальной величине d> частота импульсов на вы. ходе усилителя-ограничителя 9 минимальна. Эти импульсы поступают на вход одновибратора 10, который формирует из них импульсы калиброванной длительности и амплитуды. Частота следования этих импульсов также определяется выражением (5). Фильтр низкой частоты, образованный четвертым резистором 13 и конденсатором 14, из импульсной серии одновибратора формирует постоянное (по знаку) напряжение, величина которого пропорциональна частоте 1. В связи с этим при расположении верхнего поршня в BMT. сигнал на выходе усилителя 15 напряжения минимален, а при удалении поршня от ВМТ растет. На инвертирующем же входе усилителя 15 напряжение изменяется в противофазе по отношению и достигает максимума при расположении верхнего поршня в

ВМТ. Выходной сигнал указанного усилителя поступает на вход схемы 16 регистрации максимума, которая в соответствии с изложенным формирует единичный импульс при заходе верхнего поршня в BMT. Следовательно, при установке переключателя 1 в среднее (по схеме) положение предлагаемое устройство обеспечивает определение положения ВМТ верхнего поршня.

При переводе переключателя 1 в нижнее (по схеме) положение к входу

55 блока 7 вычитания через этот переклю<. чатель подключаются параллельно соединенные пластины 3 и 4. Суммарная емкость конденсатора, образованного пластинами 3, 4, 5 и поршнями, определяется суммой С +С, слагаемые которой определяются формулами (2) и (4). Поэтому максимальное значение С имеет место при минимальном расстоянии между нижним и верхним поршнями, т.е. при минимальном объеме камеры сгорания, образованной этими поршнями, что соответствует положению обоих по >шней в общей BMT.

Частота следования импульсов на выходе усилителя-ограничителя 9 в этом случае определяется по формуле

2R (С,+С4) 3„(1+2R< R«) Далее выходной сигнал усилителяограничителя, проходя по остальным звеньям устройства, преобразуется аналогично вышеизложенному и на выходе устройства формируется импульс при расположении поршней в общей для них BMT.

Предлагаемое устройство обеспечивает определение положения BMT каждого поршня в дизелях с противоположно движущимися поршнями BMT— общую для обоих поршней, когде объем камеры сгорания минимален. При использовании предлагаемого устройства для диагностирования двигателя, Ф в цилиндрах которого имеется по одному поршню, переключатель 1 необходимо установить в такое положение, при котором его подвижные контакты соединены с той пластиной, которая ближе остальных пластин расположена к поршню. Например, если поршень в таком дизеле расположен также, как нижний поршень на прилагемом чертеже, то переключатель 1 следует установить в верхнее (по схеме) положение. Поскольку предлагаемое устройство обеспечивает определение BMT в обычных дизелях и в агрегатах с противоположно движущимися поршнями, то его функциональные воэможности шире, чем у известного устройства, которое не позволяет определить положение каждого поршня в цилиндрах двигателя со встречно движущимися поршнями.

В предлагаемом устройстве импульс на выходе вырабатывается при мини1283584 формула и з о б р е т е н и я первым зажимом третьего резистора, выход одновибратора через четвертый резистор связан с первой обкладкой конденсатора и входом усилителя напряжения, инвертирующий выход которого соединен с входом схемы регистрации максимума„ вторая обкладка конденсатора соединена с вторым зажимом третьего резистора, цилиндром дизеля и третьей токопроводящей пластиной, неподвижно установленной в камере сгорания между первой и второй пластинами и изолированной от них.

Составитель Н. Патрахальцев

Редактор Л. Повхан Техред Л.Сердюкова Корректор В. Бутяга

Заказ 7429/39 Тираж 776 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4 мальном расстоянии между пластиной

4(3) и нижним (верхним) поршнем цилиндра в случае установки переключателя 1 в верхнее (среднее) положение, т.е. при фактическом расположении соответствующего поршня в ВМТ. При переводе переключателя 1 в нижнее положение на выходе предлагаемого устройства появляется импульс в момент достижения минимума расстояния между верхним и нижним поршнями, т.е. когда поршни находятся в общей BMT.

Следовательно, при любом положении переключателя устройство вырабатывает импульс при расположении поршня (поршней) в BMT независимо от сил сопротивления, преодолеваемых поршнем (поршнями), благодаря чему наличие утечек, прогаров, задиров в цилиндро-поршневой группе и т.д. не влияет на момент формирования выходного импульса устройства. Это означает, что по сравнению с известным устройством, в котором указанные факторы влияют на момент формирования импульса BMT предлагаемое устройство обеспечивает более высокую точность определения положения ВМТ поршня двигателя.

Для формирования импульса BMT предлагаемым устройством необходимо и достаточно, чтобы при движении поршней расстояние между ними и соответствующими пластинами достигало минимума независимо от того, прокручивается ли двигатель от постороннего источника энергии или сам отдает энергию в нагрузку. Благодаря этому предлагаемое устройство обеспечивает определение положения

ВМТ поршней на работающем двигателе и нет необходимости специально создавать режим прокрутки и тем самым затрачивать дополнительное время и труд. Следовательно, предлагаемое устройство обеспечивает более высокую производительность диагностирования двигателя по сравнению с из, вестным.

Устройство для определения положения верхней мертвой точки поршня дизеля, содержащее переключатель, усилитель напряжения, усилитель-ограничитель, схему регистрации максимума, конденсатор, о т л и ч а ю— щ е е с я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей устройства и повышения точности и производительности диагностирования, в него дополнительно введены третья токопроводящая пластина, третий и четвертый резисторы, блок вычитания и одновибратор, усилитель напряжения снабжен инвертирующим выходом, а переключатель выполнен сдвоенным и дополнительно содержит третий неподвижный контакт, второй и третий неподвижные контакты первой секции переключателя соединены между собой и с первой токопроводящей пластиной, первый и третий неподвижные контакты второй секции переключателя соединены между собой и со второй токопроводящей пластиной, подвижные контакты переключателя соединены между собой и с вычитающим входом блока вычитания, подключенного к входу усилителя-ограничителя, выход которого соединен с вторым зажимом первого резистора и входом одновибратора и через второй резистор связан с суммирующим входом блока вычитания и

Устройство для определения положения верхней мертвой точки поршня дизеля Устройство для определения положения верхней мертвой точки поршня дизеля Устройство для определения положения верхней мертвой точки поршня дизеля Устройство для определения положения верхней мертвой точки поршня дизеля Устройство для определения положения верхней мертвой точки поршня дизеля 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области диагностики механизмов и машин, преимущественно двигателей внутреннего сгорания (две)

Изобретение относится к двигателестроению и позволяет повысить надежность и достоверность контроля путем определения числа, неработающих цилиндров

Изобретение относится к технике испытания двигателей внутреннего сгорания с записью магнитных меток на шкив коленчатого вала

Изобретение относится к испытаниям и диагностике поршневых двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области двигателестроения и позволяет повысить точность определения частотных характеристик, снизить трудоемкость их определения и упростить конструкцию стенда

Изобретение относится к области испытаний двигателей внутреннего сгорания и позволяет упростить конструкцию стенда, повысить его надежность и экономичность

Изобретение относится к оборудованию для испытания вращающихся электрических машин, предназначенных для работы в системах автоматического управления промьтшейными роботами

Изобретение относится к области двигателестроения и можйт быть использовано в условиях серийного производства , в ремонтных:мастерских, в научно-исследовательских лабораториях и т.п

Изобретение относится к области холодильной те.хпики и позволяет сократить время проведения испытаний и повысить их точность

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх