Гидромеханическая передача транспортного средства

 

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано в трансмиссиях колесных и гусеничных MaHjHH. Цель изобретения - повышение КПД и увеличение силового диапазона . Передача имеет входной вал 1, выходной вал 11, гидротрансформаторы (ГТ) на входном валу. Г1ри этом насосное колесо первого ГТ жестко связано с входным валом , а насосные колеса всех других ГТ связаны с входным валом через фрикционы, имеюн;ие бустеры, куда жидкость поступает через золотниковые аппараты. Турбинные колеса всех, кроме последнего ГТ, связаны с выходным валом 11 через передачи с обгонными муфтами 12 и 44. Органы управления золотниками выполнены в виде передачи, через скользяш,ую муфту связанную с передачей связи турбинных колес ГТ с выходным валом. 4 ил. 2. 5 (Л ю со 1 сд Фиг1

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

„Л0„„1291454

15ц 4 В 60 К 17 10

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Д7. 5

7.

Рыг 7

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3984492/27-11 (22) 13. 08. 85 (46) 23.02.87. Бюл. № 7 (72) A. И. Сафонов, А. А. Магденко, Ф. Ф. Ефименко и А. И. Кацюба (53) 629.113-585.2 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1079478, кл. В 60 К 17/10, 1978. (54) ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ Г1ЕРЕДАЧА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано в трансмиссиях колесных и гусеничных машин. Цель изобретения — повышение КПД и увеличение силового диапазона. Передача имеет входной вал 1, выходной вал 1, гндротрансформаторы (ГТ) на входном валу. Гlри этом насосное колесо первого ГТ жестко связано с входным валом. а насосные колеса всех других ГТ связаны с входным валом через фрикционы, имеющие бустеры. куда жидкость поступает через золотниковые аппараты. Турбинные колеса всех, кроме последнего ГТ, связаны с выходным валом 11 через передачи с обгонными муфтами 12 и 44. Органы управления золотниками выполнены в виде передачи, через скользяшую муфту связанную с передачей связи турбинных колес

ГТ с выходным валом. 4 ил.

1291454

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях гусеничных и колесных машин.

Цель изобретения — повышение КПД, увеличение силового диапазона.

На фиг. 1 представлена кинематическая схема гидромеханической -передачи (ГМП), разрез по валам; на фиг. 2 — часть ГМ(1, разрез по валам; на фиг. 3 — разрез

А — А на фиг. 2 по управляю«(ему золотнику фрикциона в положении выкл|оченного фрикциона; «а фиг. 4 — то же, в положении включенного фрикциона.

Ведущий вал 1 ГМП соединен с приводным двигателем. На ведущем валу 1 размешены гидротрансформаторы (ГТ) 2--4 с фрикцио«а ми 5 и 6. Hdcoc!- кол(со 7

ГТ 2 связано непосредствен«э с ведущим валом 1. Турбинное колесо 8 соединено с шестерней 9, сцепленной с шестерней 10, которая связана с ведомым валом !1 через муфту 12 свободног(> хода МСХ. На ступице 13 шестерни !О размещен всдучций диск 14 муфты 15 скольжения. Ведомый диск !6 муфты 15 прижат к ведущему диску 4 слабой пружиной 17. С ведомым диском !б си«за«а шестерня !8, сцспле«вЂ”

«ая с шестерней 19. Последняя посредством рычага 20 может переме цать зол(>г ник 2! фрикциона 5. Золотник 21 размегцен в корпусе 22 ГТ 3, снабженном шанцевым бараоа«ом 23, «и шлицах 24 которого установлены ведущие диски 25. Ведомые диски 26 установлены на шлицах 27 насосного колеса 28 ГТ 3. Насосное колесо может вращаться на ведущем валу 1 «а подшипниках 29. Веду«Иве 25 и ведомые 26 !

lHCk(H C>HH!Ha!OTCH «a>I(HV«hIM, kHCk"OI(tI 30, H

KoToph!H через тяги 31 воздействует оустер 32, установленный в расточке 33 корпуса 22.

Возврат нажим«ого диска 30 в исходное положение осугцествлястся пружинами 34.

Золотник 21 сообщает расточку 33 корпуса 22 через каналы 35 и 36 с внутрен«ей полост>ио 37 ГТ 3 либо через каналы 36 II 38 с II(>лос1 I !(> 39 ка j) I (. ра 40, в котором установлен- ГМП. Турб"I«k!Oc колесо 41 ГТ 3 соединено с шестерней 42, находящейся в зацеплении с шестерней 43, соединенной с ведомым валом 11 !!Осредством МСХ 44. На сту«ице 45 шестерни 43 размещен ведугций диск 46 муфты 47 скольже«ия. Ведомый диск 48 прижат к ведущему диску 46 пружиной 49. С ведомым диском 48 связана шестер«я 50, сцепленная с шестерней 51, которая посредством рычага 52 перемещает золотник 53 фрикциона 6. По àíà„3 в ГТ 4 имеются шлицевой барабан 54, ведущие 55 и ведомые 56 диски, шлицы 57 насосного колеса 58. Диски 55 и 56 сжимаются нажимным диском 59 .ерез тяги 60 с помощью бустера 61, ул а«овленного в расточке 62 корпуса 63. Для возврата на5

1О !

20 ъ5 Q

56

55 жимного диска 59 служит пружина 64. Сообщение золотника 53 с полостью 65 ГТ 4 и полостью 39 картера 40 осуществляется через каналы 66 — 68. Турбинное колесо 69

ГТ 4 соединено с шестер«ей 70, которая находится в зацеплении с шестерней 71, сидящей на ведомом валу 11.

При трогании с места ведомый вал 11 остановлен, шестерни 10, 43 и 71 не вращаю тся. Оста«овлены и связан«ые с ними шестерни 9, 42 и 70 и турбинные кол са 8, 4 и 69. Корпуса 22 и 63, соеди«енные с ведущим валом 1, врагцаются и посредством рычагов 20 и 52 вращают шестерни 19 и 51 и сцепленные с ними п естерни 18 и 50. При этом муфты 15 и 47 скольжения пробуксовывают, создавая некоторый крутящий момент, достаточный для того, чтобы связа««ые с рычагами 20 и 52 золотники 21 и 53 бь. ли отжаты в положение, показанное > а фиг. 3. Зологники 21 и 53 сообщаю-; м:. :-,.ky собой каналы 36 и 38 ГТ 3 и ка«алы 67 и 68 ГТ 4.

Рабочая жидкость из расточек 33 и 62

KOpll>COB 22 H 63 Icj>c3 KHk!2;Ibl 36, 38. 67 и 68 вытекает в полосгь 39 картера 40 ГМП.

Пружины 34 и 64 отводят нажимные диски 25, 26, 55 H 56, фрикцио«ы 5 и 6 включе«ы, насосные колеса 28 и 58 отсоедиIIcHbl от ведушегс вала 1. Вся MQIklk!ocTb двигателя передается через ГТ 2, шестерни 9 и 10 и МСХ 12. Передато «ое чис.flo;!IecaepHH 9 и 10 выбирается большим, поэтому на ведомом валу 11 получается большой крутящий момент. По мере увеличения оборотов ведоь,.ого вала 11 (обороты ведущего вала здсс и далее предполагаются близкими к пос гояп:;„. ; I увел и чиваются обороты п(естер«и !О и связанного с ней ведущего диска 14. Передаточное число шестере !8 и 19 выбирается из условия уравпива«ия угловых скоростей шестерен 10 и !8 при некотором расчетном значении передаточного от«ошения ГТ 2. Дальнейшее увеличение оборотов ведомого вала 1!,в«водит к тому, что шестерня 18 ст1>смится вращать шестерню

19 с оборотами боль«и>ими, чем обороты веду«пего вала 1 и корпуса 22 ГТ 3. При этом рычаг 20 перемешает золотник 21 в поло>кение, показанное на фиг. 4, когда соединены между собой каналы 35 и 36, а канаfl 38 перекрыт. Тогда рабочая жидкость из полости 37 ГТ 3 попадает в расточку 33 и ьоздействует на бустер 32 за счет давления от центробеж«ых сил, возникаюгцих в рабочей жидкости при вращении корг,уса 22. Усилие бустера 32 посредством тяги 31 передается на>кимному диску 30, который сжимает всдугцие 25 H ведомые 26 диски. (!>рикцион 5 начинает передавать кру ягцийся моме«T и насосное колесо 28 врггцается с оборотами ведущего вала 1. Могц«ость двигателя псрелаетСя двумя потоками --- один — через ГТ 2, шестерни 9 и !О

1291454 и МСХ 12, другой — через ГТ 3, шестерни 42 и 43 и МСХ 44. При дальнейшем увеличении оборотов ведомого вала 11 возрастают обороты, шестерен 10 и 9 и турбинного колеса 8 ГТ 2. Когда обороты турбинного колеса 8 становятся равными оборотам насосного колеса 7, крутящий момент, передаваемый ГТ 2, становится равным нулю, и МСХ 12 отключается. Мощность двигателя передается одним потоком через ГТ 3, шестерни 42 и 43 и

MCX 44. Дальнейшее увеличение оборотов ведомого вала 11 приводит к тому, что, аналогично изложенному для ГТ 3, выравниваются числа оборотов шестерен 43 и 50, затем шестерня 51, увлекаемая шестерней 50, за счет пробуксовки муфты 47 скольжения посредством рычага 52 перемещает золотник 53, сообщая расточку 62 через каналы 66 и 67 с полостью ГТ 4. Рабочая жидкость, воздействуя на бустер 61, через тяги 60 и нажимной диск 59 сжимают веду- 20 щие 55 и ведомые 56 диски, что приводит к включению фрикциона 6 и соединению насосного колеса 58 с ведущим валом 1. Мощность двигателя передается через ГТ 3 и Гт 4 Далее по мере раз 25 гона ведомого вала 11 выравниваются обороты насосного колеса 28 турбинного 41 ГТ 3, выключается МСХ 44 и мощность двигателя идет через ГТ 4, шестерню 70 и закрепленную на ведомом валу шестерню 71. Таким образом, по мере разгона ведомого вала, т. е. по мере уменьшения передаточного числа ГМП, работает вначале первый ГТ. а затем подключается второй, далее первый выключается, работает второй ГТ, затем подключается третий и т. д., а в конце разгона работает один последний ГТ. При уменьшении оборотов ведомого вала 11 включение МСХ и включение фрикционов происходит в обратном порядке. Г1ри использовании иного чем на схеме фиг. 1 числа ГТ работа ГМП происходит аналогично, при этом всегда насосное колесо первого ГТ связано непосредственно с ведущим валом, а выходная шестерня от последнего

ГТ соединена с ведомым валом без МСХ.

МСХ выключается, когда крутящий момент на соответствующих шестернях становится равным нулю. Также и включение MCX происходит при нулевой нагрузке и лишь по мере дальнейшего уменьшения оборотов ведомого вала на МСХ появляется крутящий момент, фрикционы включаются в условиях, когда часть крутящего момента от двигателя продолжает передаваться через предыдущий ГТ, т. е. при частичной нагрузке. Эти свойства ГМП обеспечивают надежную работу МСХ и фрикционов.

Формула изобретения

Гидромеханическая передача транспортного средства, содержащая ведущий и ведомый валы, гидротрансформаторы, насосное колесо первого из которых непосредственно связано с входным валом, а насосные колеса других гидротрансформаторов связаны с входным валом кинематически, турбинное колесо каждого гидротрансформатора связано с выходным валом через передачу с обгонной муфтой, отличающаяся тем, что, с целью повышения КГ1Д, увеличения силового диапазона, насосное колесо каждого гидротрансформатора, кроме первого, связано с входным валом через управляемый фрикцион, управляющая полость которого через золотниковый гидроаппарат, имеющий устройство перемещения золотника, сообщена с источником давления рабочей среды, при этом устройство управления перемещением золотника выполнено в виде зубчатой передачи с муфтой скольжения, связанной с передачей связи турбинного ко.песа предыдущего гидротрансформатора.

129!454

32,61 36,672153(— 6666 Ябб 33 40

"г Г

8,47

1,ба — 37,65

2.. 6,J зб сб

1043 18,50 1746 14,46

Ф г.Я

Составитель (.. 11аикри гон

Редактор А. Козориз Техред И. Верее Корр- :

Заказ 191!21 Тираж 3119 Под :.:."

ВНИИПИ Государственного комитета (.(.(.Р ио дслкги изоорс сини и о к. ь иб

113035, Москва, Ж- 35, Ра1гискаи иыб., л. 1

Производственно-воли графикеское lipi,(ириитие. г. УiK )pipi. 1, i, 11"

Гидромеханическая передача транспортного средства Гидромеханическая передача транспортного средства Гидромеханическая передача транспортного средства Гидромеханическая передача транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в передачах транспортных средств и стационарных установках

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применениев силовых передачах пневмоколесных транспортных средств, в частности строительно-дорожных машин

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к гидроходопреобразователям - устройствам для изменения и бесступенчатого регулирования скорости тракторов и аналогичных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению, к гидромеханическим трансмиссиям для самоходных машин

Изобретение относится к гидроприводу транспортных средств и применяется в гидрообъемных трансмиссиях тракторов и автомобилей

Изобретение относится к гидромеханическим передачам, используемым в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к способам управления ступенчатыми коробками передачи самоходных машин

Изобретение относится к маншностроению и может быть иснользовано в качестве гидромеханической трансмиссии для мобильных энергетических средств

Изобретение относится к гидроприводам передвижения транспортных средств и может быть использовано в строительно-дорожном машиностроении

Гидрообъемный привод ходовой части транспортного средства, система автоматической смены рабочей жидкости гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, насосный агрегат гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, система кондиционирования и реверса гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства и гидромоторный агрегат гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства // 2108507
Изобретение относится к гидрообъемному приводу ходовой части транспортного средства, системе автоматической смены рабочей жидкости гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, насосному агрегату гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, системе кондиционирования и реверса гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, гидромоторному агрегату гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, предназначенному для самоходных машин

Изобретение относится к области транспорта и позволяет избавиться от механического ручного переключения передач в коробке передач при сохранении высокого КПД коробки передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к гидроходопреобразователям - устройствам для изменения и бесступенчатого регулирования скорости тракторов и аналогичных машин

Изобретение относится к лесному хозяйству и лесной промышленности, в частности к конструкциям энергетических средств

Изобретение относится к гидроприводам транспортных средств

Изобретение относится к области тракторного машиностроения, в частности к тракторам сельскохозяйственного назначения со всеми ведущими мостами

Изобретение относится к транспортному средству, в частности к механизму автоматической трансмиссии
Наверх