Система управления гидромеханической передачей транспортного средства

 

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Цель изобретения - повышение долговечности и надежности передачи за счет исключения буксования фрикционов и снижения динамических нагрузок при переключении передач. Система управления содержит источник 1 давления рабочей жидкости, подключенный напорной гидролинией к гидросистеме управления фрикционами передачи и через управляемый рабочим давлением и связанный с атмосферой гидроклапан 14 - к входу гидротрансформатора 13, сливная гидролиния которого сообщена с баком посредством подпорного гидроклапана 18, при этом управляюш.ая полость гидроклапана сообшена с напорной гидролинией. В гидротрансформаторе 13 в зоне наибольшего радиуса насосного колеса параллельно оси его врашения установлен по крайней мере один подпружиненный гидравлически управляемый клапан опорожнения 20, управляющая полость которого сообщена с напорной гидролинией 2. В рабочем режиме гидротрансформатора клапан 20 перекрывает сливные отверстия в насосной колесе, а в момент переключения ступеней в коробке передач сообщает серез сливные отверстия полость гидротрансформатора с гидробаком 11.2 ил. сл 20 г оо о 00 О1

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (19) (11) (5D 4 В 60 К 17 10

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ у)с f "l((ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ,,ц

К A BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ ( (21) 3897873/30-11 (22) 20.05.85 (46) 15.04.87 Бюл. № 14 (71) Челябинский филиал Государственного союзного научно-исследовательского тракторного института (72) А. С. Суетин и А. Я. Ургапов (53) 629.113 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 753692, кл. В 60 К 41/12, 1978. (54) СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧЕЙ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Цель изобретения — повышение долговечности и надежности передачи за счет исключения буксования фрикционов и снижения динамических нагрузок при переключении передач.

Система управления содержит источник 1 давления рабочей жидкости, подключенный напорной гидролинией к гидросистеме управления фрикционами передачи и через управляемый рабочим давлением и связанный с атмосферой гидроклапан 14 — к входу гидротрансформатора 13, сливная гидролиния которого сообщена с баком посредством подпорного гидроклапана 18, при этом управляющая полость гидроклапана сообщена с напорной гидролинией. В гидротрансформаторе 13 в зоне наибольшего радиуса насосного колеса параллельно оси его вращения установлен по крайней мере один подпружиненный гидравлически управляемый клапан опорожнения 20, управляющая полость которого сообщена с напорной гидролинией 2. В рабочем режиме гидротрансформатора клапан 20 перекрывает сливные отверстия в насосной колесе, а в момент переключения ступеней в коробке передач сообщает серез сливные отверстия полость гидротрансформатора с гидробаком 11. 2 ил.

1303445

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к системам управления гидромеханическими трансмиссиями транспортных средств.

Цель изобретения — повышение долговечности и надежности передачи за счет исключения буксования фрикционов и снижение динамических нагрузок при переключении передач.

На фиг. 1 представлена гидропневматическая схема системы управления. гидромеханической трансмиссией; на фиг. 2 — конструктивная схема клапана опорожнения, размещенного в корпусе насосного колеса гидротрансформатора.

Система содержит источник давления рабочей жидкости — насос 1, подключенный напорной магистралью 2 к распределителю 3 системы управления фрикционами передач, имеющему выходы, сообщенные гидролиниями 4 и 5 с бустерами 6 и 7 фрикционов 8 и 9 передач и сливной гидролинией 10 — с резервуаром 11. К напорной магистрали 2 подключен гидролинией 12 подпитки вход гидротрансформатора 13 через управляемый гидроклапан 14, имеющим линию 15 связи с атмосферой, гидролиния 16 управления которого связана с напорной магистралью 2. В сливной гидролинии 17 гидротрансформатора 13 установлен подпорный клапан 18. В корпусе 19 насосного колеса гидротрансформатора 13 параллельно оси его вращения установлен, по крайней мере, один подпружиненный клапан 20 опорожнения, управляющая гидролиния 21 которого связана с гидролинией 12 подпитки.

Клапан 20 опорожнения (фиг. 2) выполнен, например, в виде двухпояскового золотника 22, размещенного в расточке 23 корпуса 19, имеющей сливные отверстия 24.

Золотник 22 взаимодействует с пружиной 25, а управляющая полость 26 клапана со стороны, противоположной пружине 25, соединена с управляющей гидролинией 21.

Источник давления рабочей жидкости снабжен предохранительным клапаном 27.

В корпусе насосного колеса гидротрансформатора 13 выполнен канал 28, сообщенный с рабочим контуром насосного колеса для уравновешивания золотника 22 клапана 20 опорожнения от. действия центробежных сил рабочей жидкости.

При нейтральном положении распределителя 3 (как показано на фиг. 1) весь поток рабочей жидкости от насоса 1 направляется через сливную гидролинию 10 в резервуар 11. В бустерах 6 и 7 фрикционов 8 и 9 передач давление отсутствует и фрикционы выключены. Давление в гидролинии 16 управления управляемого гидроклапана 14 также отсутствует и в результате этого гидролиния 12 подпитки отключается от напорной магистрали 2 и сообщается с линией 15 связи с атмос5

55 ферой. Вследствие этого рабочее давление в гидролинии 21 клапана 20 опорожнения отсутствует и под действием пружины 25 золотник 22 перемещается в правое (фиг. 2) крайнее положение, открывая сливные отверстия 24. Под действием центробежных сил при вращении насосного колеса гидротрансформатора 13 рабочая жидкость удаляется из последнего, при этом связь гидролинии 12 подпитки с атмосферой исключает образование вакуума в круге циркуляции, обеспечивая полное и быстрое опорожнение гидротрансформатора. Это позволяет при нейтральном положении распределителя исключить потери мошности на барботаж рабочей жидкости в гидротрансформаторе и разъединять кинематическую связь приводного двигателя с фрикционами передач.

Для трогания транспортного средства распределитель 3 переводят, например, в правое, крайнее положение, при котором напорная магистраль 2 сообщается с гидролинией 4 и с бустером 6 фрикциона 8 передач. По мере заполнения бустера 6 и включения фрикциона 8 происходит повышение давления и в гидролинии 16 управления гидроклапана 14. Под действием этого давления гидроклапан 14 переводится в положение, при котором гидролиния 12 подпитки отключается от линии 15 связи с атмосферой и подключается к напорной магистрали 2. Давление в управляющей гидролинии 21 возрастает и золотник 22 клапана 20 опорожнения, сжимая пружину 25, перемещается в крайнее левое положение, перекрывая сливные отверстия 24.

Подпорный клапан 18 в сливной гидролинии 17 поддерживает заданное давление в гидротрансформаторе 13. Происходит заполнение гидротрансформатора и по мере его заполнения постепенное увеличение крутящего момента на выходном валу гидротрансформатора и плавное трогание транспортного средства без буксования фрикционов.

При этом, трогание транспортного средства может осуществляться при номинальной скорости вращения приводного двигателя.

При переключении ступеней в коробке передач, осуществляемом переводом распределителя в левое крайнее положение, бустер 6 фрикциона 8 сообщается со сливной гидролинией 10 и резервуаром 11, а бустер 7 фрикциона 9 подключается к напорной магистрали 2. Фрикцион 8 выключается, а по мере заполнения бустера 7, фрикцион 9 включается. На период заполнения бустера 7 (которое длится, например, на тракторе Т вЂ” 330 примерно 0,5 с) давление в напорной магистрали 2 и соответственно в гидролинии 16 управления гидроклапана 14 падает. Гидроклапан 14 переводится в положение, при котором

1303445 0ыг2

Составитель С. Белоусько

Редактор И. Сегляник Техред И. Верес Корректор М. Пожо

Заказ 1261/20 Тираж 599 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1! 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 гидролиния 12 подпитки отключается от напорной магистрали 2 и сообщается с линией 15 связи с атмосферой.

Давление в управляющей гидролинии 21 падает в клапан 20 опорожнения сообщает полость гидротрансформатора 13 со сливом через сливные отверстия 24. Под действием центробежных сил происходит быстрое опорожнение гидротрансформатора (согласно рассчетам для гидротрансформатора трактора Т вЂ” 330 при наличии четырех клапанов при номинальной скорости вращения двигателя время полного опорожнения составляет 0,3 — 0,5 с, т.е. за тот же период, что и заполнение бустера фрикциона).

При этом, кинематическая связь двигателя с трансмиссиеЙ разрывается и включение фрикционов осуществляется без буксования. Как только по заполнении бустера 7 давление в напорной магистрали 2 и соответственно в гидролинии 16 управления повысится. гидроклапан 14 подключит напорную магистраль 2 к гидролинии 12 подпитки, клапан 20 опорожнения закроет сливные отверстия 24 и гидротрансформатор 13 будет заполняться рабочей жидкостью. По мере заполнения будет постепенно увеличиваться передаваемый гидротрансформатором крутящий момент, исключая динамические нагрузки в трансмиссии и буксование фрикционов.

Формула изобретения

Система управления гидромеханической передачей транспортного средства, содержащая источник давления рабочей жидкости, сообщенный напорной гидролинией через управляемый гидрораспределитель с фрикционами передач и через управляемый рабочим давлением и связанный с атмосферой гидроклапан — с входом гидротрансформатора, сливная гидролиния которого сообщена с баком посредством подпорного гидроклапана, при этом управляющая полость гидроклапана сообщена с напорной гидролинией, отличающаяся тем, что, с целью повышения долговечности и надежности передачи за счет исключения буксования фрикционов и снижения нагрузок при переключении передач, она снабжена по крайней мере одним установленным в гидротрансформаторе в зоне наибольшего радиуса насосного колеса параллельно оси его вращения подпружиненным гидравлически управляемым клапаном, управляющая полость которого сообщена с напорной гидролинией, а вход и выход — соответственно с перифери Й ной полостью гидротрансформатора и баком.

Система управления гидромеханической передачей транспортного средства Система управления гидромеханической передачей транспортного средства Система управления гидромеханической передачей транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению и может быть использовано в машинах с гидрообъемной трансмиссией привода ходовых колес, например, свеклоуборочной КС-6Б, картофелеуборочном комбайне КСК-4-1, кормоуборочном - и др

Изобретение относится к трансмиссиям тракторов и строительно-дорожных машин, в частности к дополнительным устройствам этих трансмиссий - ходоуменьшителям

Изобретение относится к машиностроению , а именно к транспортным средствам, в частности к тракторам

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в силовых передачах землеройно-транспортных машин, в частног« ьучтровео ерсриости малогабаритных погрузчиках с бортовым поворотом

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано в трансмиссиях колесных и гусеничных MaHjHH

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в передачах транспортных средств и стационарных установках

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применениев силовых передачах пневмоколесных транспортных средств, в частности строительно-дорожных машин

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к гидроходопреобразователям - устройствам для изменения и бесступенчатого регулирования скорости тракторов и аналогичных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению, к гидромеханическим трансмиссиям для самоходных машин

Изобретение относится к гидроприводам передвижения транспортных средств и может быть использовано в строительно-дорожном машиностроении

Гидрообъемный привод ходовой части транспортного средства, система автоматической смены рабочей жидкости гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, насосный агрегат гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, система кондиционирования и реверса гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства и гидромоторный агрегат гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства // 2108507
Изобретение относится к гидрообъемному приводу ходовой части транспортного средства, системе автоматической смены рабочей жидкости гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, насосному агрегату гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, системе кондиционирования и реверса гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, гидромоторному агрегату гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, предназначенному для самоходных машин

Изобретение относится к области транспорта и позволяет избавиться от механического ручного переключения передач в коробке передач при сохранении высокого КПД коробки передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к гидроходопреобразователям - устройствам для изменения и бесступенчатого регулирования скорости тракторов и аналогичных машин

Изобретение относится к лесному хозяйству и лесной промышленности, в частности к конструкциям энергетических средств

Изобретение относится к гидроприводам транспортных средств

Изобретение относится к области тракторного машиностроения, в частности к тракторам сельскохозяйственного назначения со всеми ведущими мостами

Изобретение относится к транспортному средству, в частности к механизму автоматической трансмиссии
Наверх