Способ определения жесткости зубчатого зацепления

 

Изобретение относится к машиностроению , а именно к испытательной технике, и может быть использовано при измерении жесткости зубчатых зацеплений , например зубчатых колес. Целью изобретения является повьт1ение| точности путем исключения влияния на точность измерения деформаций осей, основания и перекосов в зацеплениях, а. также уменьшения относительной погрешности измерений. Вводят в зацепление друг с другом испытуемые зубчатые колеса 2, 3, 4 и последовательно размещают на основании 1 в шахматном порядке так, чтобы ось, связывающая центры крайних колес 3, 4, была параллельна направляющей 9. Нагружение осуществляют возвратно-поступательным перемещением по направляющей 9 крайних колес 3, 4 и измеряют сум- , марное перемещение по всем зацеплениям микрометрическими индикаторами 15, 16, по результатам которых определяют жесткость исследуемого зацепления . 2 ил. i (Л Фот.г

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (19) (111 (504 С 01М13 2

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ASTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3973602/25-28 (22) 10.11.85 (46) 30.04.87. Бюл. N- 16 (7l) Ленинградский политехнический институт им. М. И. Калинина (72) В. И. Егоров, П. Л. Ливотов, А. П. Тюрин и В. Н, Востров

-(53) 621,833(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 890103, кл. G 01 M 13/02, 1980.

Авторское свидетельство СССР

Ф 75031?, кл, G 01 М 13/02, 1978. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЖЕСТКОСТИ

ЗУБЧАТОГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано при измерении жесткости зубчатых зацеплений, например зубчатых колес.

Целью изобретения является повышение точности путем исключения влияния на точность измерения деформаций осей, основания и перекосов в зацеплениях, а также уменьшения относительной погрешности измерений. Вводят в зацеп- . ление друг с другом испытуемые зубчатые колеса 2, 3, 4 и последовательно размещают на основании 1 в шахматном порядке так, чтобы ось, связывающая центры крайних колес 3, 4, была параллельна направляющей 9. Нагружение осуществляют возвратно-поступательным перемещением по направляющей

9 крайних колес 3, 4 и измеряют сум-. . марное перемещение по всем зацеплениям микрометрическими индикаторами

15, 16, по результатам которых определяют жесткость исследуемого зацепления. 2 ил, !

20

1 13

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано при измерении жесткости зубчатых зацеплений, например, зубчатых колес.

Целью изобретения является повышение точности путем исключения влияния на точность измерения деформаций осей (основания) и перекосов в зацеплениях, а также уменьшения относительной погрешности измерений.

На фиг. 1 изображена схема осуществления способа; на фиг. 2 — устройство, обеспечивающее его реализацию.

Устройство содержит основание 1, имеющее плоскую ровную поверхность, предназначенную для размещения испытуемых зубчатых колес 2, крайние колеса 3, 4, которые закрепляются в пластинах 5 и 6 при помощи осей 7 и штифтов 8, Пластины 5, 6 установлены на основании 1 с возможностью перемещения вдоль направляющих 9, которые закреплены в неподвижных опорах 10, 11 основания 1. Нагружающий механизм состоит из винта 12, ввернутого в опору 10 и взаимодействующего с вилкой 13, на которой установлен тензодатчик 14. На основании 1 расположены микройетрические индикаторы 15, 16, взаимодействующие с пластиной 5.

07?69 2 в каждом зубчатом зацеплении имеет место относительное перемещение зубьев. Измерение суммарного перемещения по всем зацеплениям осуществляют при помощи микрометрических индикаторов 15, 16. По известной суммарной жесткости последовательности эубча— тых зацеплений простым пересчетом определяют жесткость исследуемого зубчатого зацепления.

Повышение точности измерений достигается за счет того, что испытуемые колеса размещены на плоскости с возможностью самоустановки (без осей), в связи с чем исключается влияние на измеряемую величину деформаций осей испытуемых колес и основания, Кроме того, самоустановка испытуемых колес исключает возможность образования перекосов в зацеплениях. При использовании в измерениях большого числа колес погрешности изготовления зубьев каждого колеса взаимно компенсируются, что также повышеет точность измерений. Последовательная установка большого числа зубчатых колес обеспечивает возможность изме-. рения жесткости мелкомодульного зацепления (модуль менее 1 мм) и при малых нагрузках, которые соответствуют реально действующим в механиэ35

55

Способ реализуется в следующей последовательности.

Вводят в зацепление друг с другом испытуемые зубчатые колеса 3, 4 и последовательно размещают на основании 1 в шахматном порядке так, чтобы ось, связывающая центры крайних колес

3, 4, была параллельна направляющей

9 и с возможностью самоустановки и под углом d. образованным между отрезками, соединяющими центры трех последовательных колес 2, 3, 4 и равным углу зацепления. Нагружают зацепление поворотом в опоре 10 винта 12, усилие которого через вилку 13 и пластину 5 обеспечивает перемещение крайнего испытуемого колеса 2, при этом пластина 6 упирается в опору 11.

Величину нагрузки регистрируют с помощью тензодатчика 14, При этом нагрузки, действующие на зубья каждого испытуемого колеса 2, 3, 4, взаимно компенсируются, и после приложения нагрузки система иэ испытуемых колес 2, 3, 4 находится в состоянии равновесия . Под действием нагрузки мах нагрузках.

Использование большого числа последовательно установленных образцов с зубьями позволяет уменьшить относительную погрешность измерений.

Формула изобретения

Способ определения жесткости зубчатого зацепления, заключающийся в том, что испытуемые зубчатые колеса вводят в зацепление друг с другом, нагружают зацепление и измеряют отно— сительное перемещение зубьев имити— руемых колес, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что, с целью повышения точности, испытуемые колеса последова— тельно размещают на плоской поверхности в шахматном порядке с возможностью самоустановки и под углом, образованным отрезками, соединяющими центры трех последовательных колес, . и равным углу зацепления, а нагружение зацепления осуществляют путем возвратно-поступательного перемещения крайних колес вдоль оси, соединяющей их центры.

1307269

Составитель Ю. Красиенко

Техред В.Кадар

Редактор Н, Швыдкая

Корректор С. Черни

Заказ 1621/39 Тираж 777

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-ÇS, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ определения жесткости зубчатого зацепления Способ определения жесткости зубчатого зацепления Способ определения жесткости зубчатого зацепления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машино-

Изобретение относится к машиностроению , а именно к испытательной технике, и используется при испытании по схеме замкнутого контура силовых зубчатых передач, например ведущих мостов и трасмиссий транспортных и тяговых средств

Изобретение относится к машиностроению , а именно к испытательной технике , и может быть использовано при проведении ресурсных испытаний зубчатых передач

Изобретение относится к машиностроению , а именно к испытательной технике, и может быть использовано в стендах замкнутого контура или обкатке и испытании зубчатых передач

Изобретение относится к машиностроению и позволяет повысить точность результатов испытаний за счет , исключения инерционных нагрузок на элементы испытуемых шарниров, возникающих при колебательном движении рамки и отсутствующих в реальных условиях эксплуатации

Изобретение относится к машиностроению , а именно к испытательной технике, и может быть использовано при испытании по разомкнутой схеме нагружения различных передач, например автомобильных коробок перемены передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к области испытаний моторно-трансмиссионных групп

Изобретение относится к машиностроению , а именно к испытательной технике, и может быть использовано при обкатке и динамических испытаниях по разомкнутой схеме нагружения различных .передач , например автомобильных коробок перемены передач, с рекуперацией электрической энергии

Изобретение относится к транспортному средству и может быть использовано при лабораторно-исследовательских испытаниях моторно-трансмиссионной установки транспортного средства

Изобретение относится к испытательным машинам и стендам

Изобретение относится к испытательным машинам и стендам, а именно к стендам с замкнутым силовым контуром

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано для исследования прочности зубчатых колес и их элементов

Изобретение относится к машиностроению, касается испытательной техники и может быть использовано при испытании агрегатов трансмиссий, передающих большую мощность
Наверх