Устройство для отображения учебной информации

 

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть иснользовано нри обучении и контроле навыков маи1И11истов :(кскаваторов и лру| их землеройных маН1ИН . Целью изобретения является расширение дидактических возможностей устройства путем отображения на экране электронно-лучевой трубки информации о режиме копания. Цель достигается тем, что в известное устройство, содержащее генераюры 1 и 2 строчной и кадровой развертки, отк.:1оняюн1ие системы 3 и 4, индикатор 5, введены интеграторы 7, 10, делители 9, 11, 15 напряжения, переключатель 8, семь пороговых элементов 13, 21,22, 23, 24, 32, 33, элементы И 14, 25, 28, 34, инверторы 26, 27, 35, 36, 37 и сумматоры 12, 17, 18, 19, 20, i5(), 31. Сущность изобретения основана на {)тоб)ажении информации профиля забоя о п);1ожении ковша экскаватора и его заполнении , что повьпнает качество обучения. 2 ил. lO (Л оо кэ ГчЭ 00 01

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51) 4 б 09 В 7<02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (211 4013576, 24-24 (221 21.01.86 (461 07. 07.87. Б юл. № 25 (711 (1ермский Ilo:»ITeKEIH«((-KHII институт (721 F. М. Васильев, И.. с. Шарыбин, В. А. Р»фман и А. Я. Шаповалов (531 681.3.071 (088.81 (561 Злектposl»c y<.Tposf(.TEE à от»Г>p;»женин информации в автоматизированны.(система)(связи. — М.: Гов. радио, 1980, с. 33.

Ант»рское свидетельство О.СР № 1023388, кл. Ез 09 В 1;16, 1(183. (541 У(.ТРОИГТВО Д. 1Я ОТОБЕ)АЖЕ1111Я

УЧЕБИОР1 ИНФОРМАЦИИ (571 Изобрстениг »TEIO<.HT(EI к обуч(3<»пи(м устр()йсTEIHII и можеT быть исп<)льз<>пан()

I1pH»б H EIHI1 H KOHTp01(. навык»в XIEIIIIHIIIIOтон экскаваторов и други.(землеройнь(), ма„„SU„„1322357 А 1 п(ин. Целью изобретения является расширение дидактичесKHx возможностей устройства путем отображения на экране электронн»-лучевой трубки информации о режиме копания. Цель достигается тем, что в изн(стное l стройство, содержа(нее генераl o()E i 1 H 2 Tpoч н»й H кадровой рази(. pTKII, ()ткл(н(ян)шие системы 3 и 4, индикатор 5, ш3едены интеграторы 7, 10, делители (1, 11, 15 напряжен)(я, переключатель 8. семь nopolo()I элементов 13, 21,22, 23, 24, 32, 33, э.)ем(нты И 14, 25, 28,:34, иннерторы 26, 27, 35. 36, 37 и сумматоры 12. 17, 18, )(S, 20.

30, 11. Гущность изобретения основана на о)»бражении информации профиля забоя о )<)л<)женин ковша экскаватора и еlo заIlo.EH IlHH, чт» повышает качество обу <ения.

2 и.).!

322357

Формула изобретения

Изобретение относится к обучающим устройствам и может найти применение при обучении и контроле навыков машинистов экскаваторов и других землеройных машин.

Цель изобретения — расширение дидактических возможностей устройства при обучении машинистов экскаватора.

На фиг. 1 представлена функциональная схема устройства; на фиг. 2 — изображение, формируемое на экране ЭЛТ.

Устройство для отображения учебной информации содержит генераторы строчной

1 и квадратной 2 развертки, соединенные с отклоняющими системами 3 и 4 электроннолучевой трубки (ЭЛТ) индикатора 5, блок

6 отображения информации о профиле забоя, включающий интегратор 7, переключатель 8, делитель 9 напряжения, интегратор 10, делитель 11 напряжения, сумматор 12, пороговый элемент 13, элемент И 14, делитель 15 напряжения, блок 16 отображения информации о положении ковша экскаватора, включающий сумматоры 17 — 20, пороговые элементы 21 24, элемент И 25, инверторы 26 и 27, элемент И 28, а также блок 29 отображения информации о заполнении ковша, включающий сумматоры 30 и 31, пороговые элементы 32 и 33, элемент И 34, инверторы 35 37.

Устройство работает следующим обра3()M.

Во время обратного хода луча индикатора 5 по кадрам интеграторы 7 и 10 работают в режиме «Установка нуля», во время прямого хода — в режиме «Интегрирование», Блок 6 формирует изображение взорванной массы с различными коэффициентами рыхления (линия Х,,; „, на фиг. 2).

Если переключателем 8 вход интегратора 7 соединен с делителем 9, то сигнал на выходе интегратора 7 во время прямого хода изменяется по линейному закону". у„, = А.Х, где А — тангенс угла естественного откоса.

При равенстве координаты Х координате электронного луча на экране индикатора 5 Х„срабатывает элемент 13 и через элемент 14 включается синий луч индикатора 5. Координата точки Х„(фиг. 1) устанавливается делителем 15. В результате на экране индикатора 5 формируется изображение забоя, соответствующее погрузке сыпучих материалов (например, песка) .

При формировании изображения забоя, соответствующего разработке твердых (например, скальных) пород, переключатель

8 соединяет входы интеграторов 7 и 10. При этом сигнал на выходе интегратора 10 изменяется по линейному, а на выходе интегратора 7 — по параболическому закону, и изображение профиля забоя на экране

40 индикатора 5 имеет вид, представленный штриховыми линиями на фиг. 2.

Блок 16 вычисляет координаты Х,, („,, Х„ и Укг границ прямоугольника, отображающего ковш экскаватора, суммируя координаты Х„и У» центра ковша с величиной Х (шириной ковша) и вычитая из этих координат текущие координаты Х„ и У на плоскости экрана ЭЛТ. При равенстве нулю сигналов на выходах сумматоров

17 20 (т.е. при попадании электронного луча в прямоугольник с заданными координатами) срабатывают элементы 21 — 24 и на выходе элемента 25 появляется сигнал логической единицы, включающий через элемент 28 красный луч индикатора 5.

Аналогично суммированием координат

Х« и У с величиной Х, (степенью наполнения ковша породой) в блоке 29 вычисляются Xr и Уг, ограничивающие прямоугольник, отображающий породу, находящуюся в ковше экскаватора.

При попадании луча в область, ограниченную координатами Х„, Xw; Y, Y,, срабатывают элементы 23, 32, 22 и 33 и элемент 34 включает модулятор зеленого луча индикатора 5.

В случае одновременного срабатывания элементов 25 и 34 прохождение сигнала, включающего красный луч, запрещено приходящим на вход элемента 28 сигналом с инвертора 36, что предотвращает смещение цветов.

Аналогично нулевой сигнал на выходе инвертора 37, возникающий при формировании изображения ковша, запрещает прохождение через элемент 14 сигналов, включающих синий луч.

Положительный эффект от использования данного изобретения состоит в расширении функциональных возможностей, позволяет повысить качество и сократить срок обучения за счет того, что обучаемый получает более полную информацию о положении ковша экскаватора относительно забоя и информацию о процессе заполнения ковша.

Устройство для отображения учебной информации, содержащее генераторы строчной и кадровой развертки, выходы которых соединены с соответствующими отклоняющими системами индикатора, отличающееся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства при обучении машинистов экскаватора, в него введены первый и второй интеграторы, первый, второй и третий делители напряжения, переключатель, первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой и седьмой пороговые элементы, первый, второй, третий и четвер1322357 r — уе

Х arl>I

Х„, Х; õ

Хг е оставитег)ь А Карлов

Редактор (.. ((екарь Гехред И. Верее Корректор М. немчик

Заказ 2871/49 Тираж 433 ((одписиое

ВIIИИПИ Госх парс гн(flit(!f (! ломи,(I I (. (.(.1 .I!! .IC.I I)I и (о(>рг T(иий и (II крг(тий

11,3и33), .Ч(hi l;!, Ж . I:). I>;! ill(h;III ний, д 4 () (I()oH3H(> I(òí(till(! поли(р(фи (сh(>(пре ill()t(HI! (, I ) к(ор(> i, у i Ill)(>(к) иая. 4 з тый элементы И. первый, второй, третий четвертый и пятый инверторы, первый, ВТорой, третий, четвертый, пятый, шестой и седьмой сумматоры, выходы которых соединены с входами соответственно второго, третьего, четвертого, пятого, шестого и седьмого пороговых элементов, выходы которых ио1ключены соответственно к первому входу второго элемента И, входу первого инвертора, второму входу второго элемента И, входу второго инвертора, первому входу четвертого элемента и входу третьего инвертора, выход которых соединен с вторым входом четвертого элемента И, третий вход которого подключен к выходу четвертого порогового элемента, четвертый вход к выходу первого инвертора, а выход к первому информационному входу индикатора и Входу четвертого инвертора, выход третьего элемента И соединен с вторым информационным входом индикатора, первый вход с выходом четвертого и нвертора, à второй вход с выходом второго элемента И, подключенным к входу пятого инвертора, выход которого соединен с первым входом первого элемента И, выход которого подключен к третьему информационному входу индикатора, а вто(.ой вход к выходу первого порогового элемента, вход которого соединеи с выходом первого сумматора, третий и четвертый входы второго элемента И подключены к выходам первого и второго инверторов соответственно, первые входы второго, третьего и пятого сумматоров являются первым входом устройства, вторые входы второго и третьего сумматоров — вторым вхоloM устройства, первый вход четвертогo сумматора и второй вход пятого сумматора третьим входом устройства, а первые входы шестого и седьмого сумматоров четвертым входом устройства, первый вход первого сумматора и третьи входы второго и третьего сумматоров соединены с выходом генератора строчной развертки, второй вход

15 четвертого сумматора, третий вход пятого сумматора и второй вход седьмого сумматора подключены к выходу генератора кадровой развертки, второй вход шестого сумматора соединен с выходом третьего сумматора, второй вход первого сумматора подклк)чеи к выходу третьего делителя напряжения, а третий вход к выходу первого интегратора, вход которого соединен с выходом перек1ктчателя, один вход которого подключен к выходу первого делителя на25 иряжения, а другой вход — к выходу второго интегратора, вход которого соединен с выходом второго делителя напряжения.

Устройство для отображения учебной информации Устройство для отображения учебной информации Устройство для отображения учебной информации 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к тренажерной технике и может использоваться для задания программы обучения

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, является усовершенствованием устройства по авт

Изобретение относится к техническим средствам обучения и может быть использовано для -оценки качества программ, применяемых при машинном контроле и обучении

Изобретение относится к техническим средства1М обучения и предназначено для обучения операторов систем управления автоматизированными, например, сортировочно-пакетирующими линиями

Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники, в частности к устройствам автоматизированного приема экзаменов, контрольных работ и закрепления знаний обучаемых j и может быть использовано в учебном процессе в различных учебных заведениях

Изобретение относится к обучающим устройствам и позволяет повысить эффективность обучения

Изобретение относится к техническим средствам обучения, предназначено для использования его в учебном процессе и позволяет расширить дидактические возможности устройства путем повьшения достоверности результатов контроля знаний обучаемых

Изобретение относится к области обучающих устройств и может быть использовано при обучении различным дисциплинам и профессиям

Изобретение относится к учебным устройствам и может быть использовано для обучения методикам поиска неисправностей по электрическим схемам систем электрооборудования автомобилей
Изобретение относится к области образовательных систем и может применяться в народном образовании как самостоятельно, так и в сочетании с традиционными образовательными методиками
Изобретение относится к образовательным системам, в частности компьютерному тестированию абитуриентов

Изобретение относится к учебным устройствам и может быть использовано для обучения и контроля знаний и диагностики качества обучения в различных учебных заведениях независимо от формы обучения, в том числе и с применением дистанционных технологий, а также может найти применение в отделах охраны труда и техники безопасности предприятий

Изобретение относится к устройствам обучения и предназначено для использования при изучении электротехнических дисциплин

Изобретение относится к устройствам обучения и предназначено для использования в различных учебных заведениях с использованием очного и дистанционного форм обучения

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к устройствам автоматизированного приема экзаменов, контрольных работ и закрепления знаний обучаемых при изучении нового материала путем ответа на поставленные вопросы, ответы на которые можно проранжировать по степени важности

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для объективной оценки ответов водителей и по знанию правил дорожного движения при сдаче ими зачетов и экзаменов, а также для объективной оценки их умения по выбору оптимального маршрута движения транспортного средства на схеме при предрейсовом инструктаже водителей

Изобретение относится к устройствам для обучения и контроля знаний и может быть использовано в различных учебных заведениях

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для автоматизации учебного процесса
Наверх