Сигнализатор предельного значения тепловой деформации блок- картера и опор коренных подшипников коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания

 

Изобретение относится к автотракторному двигателестроению и позволяет повысить надежность работы коленчатого вала и коренных подшипников двигателя. Сигнализатор содержит индуктивные преобразователи 1 и 2, компараторы 3, 6 напряжения, элемент 4 сравнения, датчик 5 т-ры масла, установленный в под доне картера, датчик 7 т-ры охлаждающей жидкости, резисторы 10, 11 и индикатор 12. При прогреве двигателя блок-картер деформируется и крайняя опора с преобразователями 1 и 2 смещается , в результате чего сигналы преобразователей меняются и на 1зь1ходе компаратора 3 появляется отрицательный сигнал Ugjj. По мере прогрева двигателя т-ра охлаждающей воды становится вьше т-ры масла в поддоне, поэтому сигналы от датчиков 5 и 7 будут не равны и на выходе компаратора 6 появляется положительный сигнал а на элементе 4 - положительный сигнал Ugjj|.j , который зажигает индикатор 12, информирующий о запрете дальнейшего нагружения двигателя. 1 з.п. ф-лы, 3 ил. С S (Л

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (19) (И) (б1) 4 G 01 М 15/00 оьт р

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР пО делАм изОБРетений и ОткРытий (21) 3938493/25-06 (22) 02.08.85 (46) 30.07.8?. Бюл. )(р 28 (72) В.И. Титов (53) 621.43.222(088.8) (56)Авторское свидетельство СССР

У 1090902,. кл. У G 01 М 15/00, 1984.

:(54) СИГНАЛИЗАТОР ПРЕДЕЛЬНОГО ЗНАЧЕ.,НИЯ ТЕПЛОВОЙ ДЕФОРМАЦИИ БЛОК-КАРТЕРА И ОПОР КОРЕННЫХ ПОДШИПНИКОВ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГО РАНИЯ (57) Изобретение относится к автотракторному двигателестроению и позволяет

IIoBblcHTb надежность работы коленчатого вала и коренных подшипников двигателя.

Сигнализатор содержит индуктивные преобразователи 1 и 2, компараторы 3, 6 напряжения, элемент 4 сравнения, датчик 5 т-ры масла, установленный в поддоне картера, датчик 7 т-ры охлаждающей жидкости, резисторы 10, 11 и индикатор 12. При прогреве двигателя блок-картер деформируется и крайняя опора с преобразователями 1 и 2 смещается, в результате чего сигналы преобразователей меняются и на выходе компаратора 3 появляется отрицательный сигнал Ub„„ . По мере прогрева двигателя т-ра охлаждающей воды становится выше т-ры масла в поддоне, поэтому сигналы от датчиков 5 и 7 будут не равны и на выходе компаратора 6 появляется положительный сигнал U а на элементе 4 — положительный сиг- с ф нал U который зажигает индикатор 12, информирующий о запрете даль- (/) нейшего нагружения двигателя. 1 s.n. ф-Jlbl 3 HJI, 1 13269

Изобретение относится к машиностроению, в частности к автотракторному двигателестроению, и может быть использовано в тех отраслях народного

5 хозяйства, в которых эксплуатируют автомобили и тракторы.

Целью изобретения является повышение надежности работы коленчатого вала и коренных подшипников двигателя.10

На фиг. 1 приведена блок-схема предлагаемого сигнализатора; на фиг. 2 — положение коленчатого вала и блок-картера без тепловой деформации; на фиг. 3 — то же, с тепловой ,деформацией.

Сигнализатор содержит индуктивные преобразователи 1 и 2 (фиг. 1), компаратор 3 напряжения. элемент 4 сравкения, датчик 5 температуры масла, установленный в масляном поддоне картера, компаратор 6 напряжения, датчики 7 температуры охлаждающей жидкости, блок-картер 8, коленчатый вал 9, резисторы 10 и 11 и индикатор 25 12.

Сигналиэатор работает следующим образом, Преобразователи 1 и 2 подключены соответственно к первому (инвертирую 30 щему) и второму (неинвертирующему) входам компаратора 3„ выход которого соединен с инвертирующим входом элемента 4 сравнения. Датчик 5 температуры масла подключен к инвертирующему входу компаратора 6 напряжения, к второму входу которого подключен датчик 7 температуры охлаждающей жидкости. Выход компаратора 6 соединен с вторым входом элемента 4 сравнения. Резистор 40

10 служит для калибровки схемы, а резистор 11 ограничивает величину тока инцикатора 12.

Преобразователь 1 устанавливают в крайнем коренном подшипнике блоккартера 8 над коренной шейкой коленчатого вала 9, а преобразователь 2 под той же шейкой коленчатого вала.

До пуска двигателя блок-картер 8 не имеет тепловой деформации (фиг 2) 50

И его температура везде одинакова, поэтому коренные подшипники соосны с коленчатым валом. При этом индуктивный преобразователь 1, установленный в верхней части подшипника, расположен дальше от шейки коленчатого вала 9, чем преобразователь 2, расположенный в нижней части подшипника, поэтому

U, < U и компаратор 3 напряжения на

37 2 выходе имеет положительный сигнал.

Так как температура верхней части блок-картера (Т1 ) и нижней его части (T>) одинаков и равны Т, т.е. Т

= T = Т, то,цатчики 5 и 7 не имеют разйости в сигналах, поэтому компаратор 6 напряжения не выдает на элемент 4 сравнения напряжения управляю- щего сигнала и на выходе элемента сравнения возникает отрицательное (минимальное по величине) напряжение

U и индикатор 12 не светится, так как напряжение мало.

При прогреве двигателя блок-картер деформируется (фиг, 3) и крайняя опора с индуктивными преобразователями 1 и 2 смещается на некоторый угол относительно первоначального положения, т.е. преобразователи изменяют свое положение относительно. шейки коленчатого вала, а именно преобразователь 1 приближается к шейке, а преобразователь 2 удаляется от шейки, в результате чего сигналы U и U меняются (U< ) Uz) и на выходе компаратора 3 появляется отрицательный ,с и г H BJI Б р цх

По мере прогрева двигателя его температура увеличивается и температура охлаждающей жидкости в головКе блока .будет выше температуры масла в поддоне картера, поэтому сигналы от датчиков 5 и 7 будут не равны (U4 ) U ) и на выходе компаратора 6 появляется положительный сигнал 0 выход а на элементе 4 сравнения — положительный сигнал U ц„, который зажигает индикатор 12, информируя водителя о том, что нагружать двигатель нельзя.

Формула изобретения

1. Сигнализатор предельного значения тепловой деформации блок-картера и опор коренных подшипников коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания, содержащий датчик температуры охлаждающей жидкости, первый и второй преобразователи контролируемого параметра, установленные в коренном. подшипнике, элемент сравнения и индикатор, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, сигнализатор дополнительно содержит датчик температуры масла, установленный в масляном поддоне двигателя, первый и второй резисторы и первый з 132693 и второй компараторы напряжения, причем датчик температуры охлаждающей жидкости подключен к неинвертирующему входу первого компаратора напря5 женин, к инвертирующему входу которого подключен датчик температуры масла, первый преобразователь контролируемого параметра подключен к инвертирующему входу второго. комнара, к неинвертирующему входу которого подключен второй преобразователь, а выход первого компаратора напряжения подключен к неинвертирующему входу элемента сравнения и параллельно — к первому резистору, вы7

4 ход второго компаратора напряжения соединен с инвертирующим входом элемента сравнения, выход которого через второй резистор соединен с индикатором.

2. Сигнализатор по и. 1, о т л и — . ч а ю шийся тем, что преобразователи контролируемого параметра установлены в крайнем коренном подшипнике в вертикальной плоскости, проходящей через ось коленчатого вала, причем первый преобразователь установлен в подшипнике над коленчатым валом, а второй — в подшипнике под коленчатым валом.

1326937

Составитель В. Горбунов

Техред Л.Олийнык Корректор В, Бутяга

Редактор Ю. Середа

Заказ 3273/37 Тираж 776 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж"35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г..ужгород, ул. Проектная, 4

Сигнализатор предельного значения тепловой деформации блок- картера и опор коренных подшипников коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания Сигнализатор предельного значения тепловой деформации блок- картера и опор коренных подшипников коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания Сигнализатор предельного значения тепловой деформации блок- картера и опор коренных подшипников коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания Сигнализатор предельного значения тепловой деформации блок- картера и опор коренных подшипников коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при испытании муфт свободного хода

Изобретение относится к двигателестроению и позволяет повысить точность контроля

Изобретение относится к диагностированию технического состояния двигателей Внутреннего сгорания

Изобретение относится к оборудованию для испытания рабочих органов землеройных машин, предназначенных для разработки грунта

Изобретение относится к области двигателестроения и позволяет приблизить условия испытаний к реальным процессам впуска работающего двигателя , повысить точность исследования

Изобретение относится к области двигателестроения и позволяет обеспечить качественную приработку двигателя и сокращение времени ее приведения

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх