Способ обработки дорожки качения кольца шарикоподшипника

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в производстве подшипников. Целью изобретения является повышение точности обработки беговой дорожки кольца . Предложенный способ включает вращение кольца вокруг собственной оси, качательное движение бруска и подачу его на врезание на глубину, определяемую в зависимости от возникающей погрешности, после чего обработку завершают без качательного движения бруска при плавном уменьшении подачи на врезание и частоты вращения кольца до нуля. 3 ил. со 00 00 ел 4: СП

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (19) (11) (51) У В 24 В 19/06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ .(21) 4059680/27-08 (22) 21,04.86 (46) 30.08.87, Бюл. У 32 (71) Куйбышевский филиал Всесоюзного научно-исследовательского конструкторско-технологического института подшипниковой промышленности (72) T.Á.Ñìàãèíà и Б.В,Иванов (53) 621.9 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

)1- 791505, кл, В 23 g 15/10, 1978. (54) СПОСОБ ОБРАБОТКИ ДОРОЖКИ КАЧЕНИЯ

КОЛЬЦА ШАРИКОПОДШИПНИКА (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в производстве подшипников. Целью изобретения является повышение точности обработки беговой дорожки кольца. Предложенный способ включает вращение кольца вокруг собственной оси, качательное движение бруска и подачу его на врезание на глубину, определяемую в зависимости от возникающей погрешности, после чего обработку завершают без качательного движения бруска при плавном уменьшении подачи на врезание и частоты вращения кольца до нуля. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть"использовано в производстве подшипников.

Целью изобретения является повы5 шение точности обработки беговой дорожки колец за счет изменения приемов обработки при съеме части припуска, величину которой определяют в зависимости от погрешности профиля, возникающей при обработке, На фиг,1 представлена схема обработки дорожки; на фиг.2 — профилограмма профиля с погрешностью; на фиг.3 — то же, без погрешности. 15

Предложенный способ включает в себя вращение кольца вокруг собственной оси, качательное движение бруска в осевой плоскости, подачу на врезание на глубину 20

6и = Л вЂ” (1,0-2,0)4ц где Ь вЂ” припуск

g W . — величина погрешности профиля в осевом сечении кольца. 25

Дальнейшую обработку кольца до окончательного размера осуществляют без качательного движения бруска при плавном уменьшении подачи на врезание и частоты вращения кольца до нуля. 30

В начальный момент обработки брусок имеет профиль, приданный ему при предварительном профилировании более твердым абразивным инструментом или полученный при изготовлении.

Совершая качательные движения, брусок снимает прнпуск 4 и и при этом частично выходит в своих крайних положениях из контакта с беговой дорожкой, и величина его выхода (перебега) 4р оказывает существенное влияние на профиль дорожки в осевом сечении, способствуя образованию формы, которая называется эффект буквы W или

W-эффект в связи с тем, что профило- 45 грамма осевого сечения дорожки качения в этом случае напоминает букву11, Наличие W-эффекта на дорожке качения ухудшает такие выходные характеристики подшипника, как относитель- 5р ное смещение колец в осевом направлении, момент трения, долговечность.

Ликвидация W-эффекта на дорожках ка-1 чения колец приближает фактические параметры подшипника к расчетным, т.е. улучшает его качество. Однако ликвидировать W-эффект при качательном движении бруска практически невозможно, но путем подбора режимов

2 обработки можно уменьшить его величину.

Измерение величины W-эффекта выполняют на приборах радиусного принципа действия. Б зависимости от измеренной величины W-эффекта определяют время начала окончательного этапа обработки, заключающегося в прекращении качательных движений бруска и сообщении ему поступательного движения на врезание по оси, проходящей через центр кривизны до рожки качения, При этом брусок на чинает работать на врезание, придавая обрабатываемой поверхности форму своей рабочей части, Профиль рабочей части бруска в осевом сечении представляет собой дугу окружности, поэтому дорожка качения в свою очередь приобретает в осевом сечении профиль, описанный дугой окружности.

При снятии припуска (1,0-2,0) 4 W (величина припуска определена экспе— риментально) дорожка качения становится поверхностью, по которой при,рабатывается брусок при плавном умень,шении частоты вращения кольца.. В зависимости от величины получаемого при качательном движении бруска Иэффекта поступательное движение брус ка по оси дорожки может уменьшаться непрерывно и плавно или осуществляться эа счет его износа при сохранении усилия прижима бруска к обрабатываемой поверхности, созданного при качательном движении, Непрерывное плавное поступательное движение бруска осуществляется при значительной величине W-эффекта, поступатель— ное движение — за счет износа бруска в случае, если величина W-эффекта не превышает 1,4 мкм.

Существенным признаком предложенного способа является использование величины (образованной при качательном движении бруска) погрешности профиля дорожки качения (W-эффекта) в качестве критерия, определяющего момент начала поступательного движения бруска при завершении обработки °

Пример, Обработка колец

1006095Е на станке мод. 186 бруском

1,5>2>15 АСМ10Б1 507, В течение 40 с брусок совершал качательные движения, после чего был отведен от обрабатываемого кольца, и на дорожке качения были измерены отклонения профиля на приборе "Тали15

3 13335 серф-4". Величина погрешности (Wэффекта) составила 2,5 мкм. Съем

8 мкм, При обработке следующего кольца был осуществлен предложенный способ обработки, согласно которому в течение 36 с брусок совершал качательные движения и снимал с поверхности дорожки качения 5 мкм, последующие 4 с брусок двигался поступа- 10 тельно под действием усилия, превосходящего 10 Н (при отключенном узле осцилляции), и осуществлял съем

3,0 мкм. Частота вращения кольца при этом плавно уменьшалась до полного останова, Погрешность профиля после обработки составила 0,3 мкм в осевом сечении.

В процессе обработки кольца установлено, что величина W-эффекта, до- 20 стигнутая при 35 с работы бруска в режиме качания, составила 1,5 мкм.

Учитывая это, обработку осуществляли следующим образом: в течение 30 с брусок совершал качательные движения 25 относительно оси, проходящей через центр кривизны беговой дорожки, после чего узел осцилляции был отключен, но брусок продолжал находиться в контакте (5 с) с кольцом, скорость ЗО вращения которого уменьшалась до нуля. В этом случае поступательное движение бруска осуществлялось за счет его износа, Профилограмма дорожки качения в осевом сечении кольца показана на фиг.3. о

Угол качания бруска составил 20 число двигательных качаний бруска в минуту — 1000, усилие прижима бруска

10,0 Н, частота вращения кольца при качательном движении бруска

-1

1400 мин . Полученные результаты

4 подтверждают о тсутст ние на дорожках качения W-эффекта, Таким образом, предложенный способ обработки обеспечивает следующие преимущества: за счет повышения точности рабочей поверхности бруска становится возможной ликвидация Wэффекта, что существенно повьш ает точность изготовления профиля дорожки качения колец в осевом сечении; за счет исключения качательного движения бруска на обрабатываемой поверхности создаются микронеровности, на— правление которых параллельно направлению качения шара в подшипнике, Отсутствие надорожках качения М-эффекта в сочетании с указанным расположением микронеровностей позволяет значительно снизить уровень шума подшипников, Ф о р м у л а изобретения

Способ обработки дорожки качения кольца шарикоподшипника абразивным бруском, согласно которому кольцу сообщают вращение вокруг собственной оси с переменной скоростью, а бруску— качательное движение в осевой плоскости.и радиальную подачу на врезание, отличающийся тем, что, с целью повышения точности обработки, врезание бруска при его качательном движении осуществляют на глубину

6vl = и -(1,0-2,0) W где h. — припуск;

AW — величина погрешности профиля в осевом сечении кольца, после чего обработку ведут без качательного движения бруска при плавном уменьшении подачи на врезание и частоты вращения кольца до нуля.

Составитель H,Åðìàêîâà

Редактор Л,Повхан Техред М.Моргентал Корректор А.Тяско

Заказ 3910/15 Тираж 714 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб.„ д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r, Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ обработки дорожки качения кольца шарикоподшипника Способ обработки дорожки качения кольца шарикоподшипника Способ обработки дорожки качения кольца шарикоподшипника Способ обработки дорожки качения кольца шарикоподшипника 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способам получения на обрабатываемых поверхностях типа тел вращения регулярного микрорельефа

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к области подшипникового производства, позволяет повысить качество подшипников и включает приемы доводки подшипника в сборе под нагрузкой в абразивной суспензии, причем частоту относительного враш,ения колец подшипника циклически изменяют, в диапазоне n t-fi:

Изобретение относится к машино- ;строению и может быть использовано для суперфиниширования беговой дорожки наружных колец роликовых поршнят рей- Рычаг 7 изподшипников

Изобретение относится к машиностроению, а именно к технологии отделочной обработки сложных криволинейных поверхностей металлов методом суперфиниширования с использованием специального доводочного инструмента

Изобретение относится к машиностроению, а именно к технологическим операциям чистовой обработки деталей типа колец высокоточных подшипников

Изобретение относится к металлообработке и может найти применение в суперфинишной обработке наружных колец подшипников

Изобретение относится к технике финишной обработки и может быть использовано для суперфиниширования поверхности качения бочкообразных роликов конических и цилиндрических подшипников

Изобретение относится к процессам приработки подшипников в собранном виде

Изобретение относится к машиностроению, а именно к способам окончательной обработки поверхностей вращения, например роликовых дорожек качения колец подшипников

Изобретение относится к области станкостроения, а именно к шлифовальным станкам с бесцентровым шлифованием, и может быть использовано, например, для восстановления дорожек качения или буртов наружных или внутренних колец подшипников качения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при суперфинишировании криволинейных поверхностей деталей, преимущественно дорожек качения наружных и внутренних колец шариковых подшипников

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при окончательной обработке конических поверхностей вращения, например дорожек качения колец конических подшипников, с использованием абразивного инструмента

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при чистовой обработке деталей типа колец высокоточных подшипников
Наверх