Устройство для создания трибохимического режима в масляной системе механизма

 

Изобретение позволяет повысить эффективность устр-ва и может быть использовано в системе смазки двигателя внутреннего сгорания. Для этого в устр-ве установлены невозвратный клапан 11 из маслостойкой резины на входе масла в корпус устр-ва, который предотвращает вытекание масла в корпус устр-ва во время остановки двигателя , перепускной клапан 13 с прибором 10 контроля загрязненности устрва, работающий непосредственно от открытия перепускного клапана. Это позволяет не обеднять маслом механизм при засорении фильтров, а также контролировать момент засорения фильтров. Полость щелочного реагента снабжена наполнителем из алюминиевых колец 8, которые предотвращают спекание гранул реагента и служат источником модификаторов трения на алюминиевой основе . Последние в контакте с иодом при высоких локальных т-рах на поверхностях трения диффундируют в сталь, чугун , медь и их сплавы, аллитируя поверхность трения. 2 ил. i сл 2 со 4 СО о Д;; СП

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

ÄÄSUÄÄ 1343045 (51) 4 F 01 M 9 02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4018490/ 25-06 (22) 05.02.86 (46) 07.10.87. Бюл. Р 37 (72) Б.П.Григорьев, О.В.Рыжов, Ц.А.Логинов, С.Т.Чурилов, Б.B.Ðîìàíoâ и Н.В.Кустов (53) 621.431-72(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Ф 353054, кл. F 01 M 9/02, 1972. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЗДАНИЯ ТРИБОХИИИЧЕСКОГО РЕЖИМА В МАСЛЯНОЙ СИСТЕМЕ

MEХАНИ3МА (57) Изобретение позволяет повысить эффективность устр-ва и может быть использовано в системе смазки двигателя внутреннего сгорания. Для этого в устр-ве установлены невозвратный клапан 11 из маслостойкой резины на входе масла в корпус устр-ва, который предотвращает вытекание масла в корпус устр-ва во время остановки двига— теля, перепускной клапан 13 с прибором 10 контроля загрязненности устрва, работающий непосредственно от открытия перепускного клапана. Это позволяет не обеднять маслом механизм при засорении фильтров, а также контролировать момент засорения фильтров.

Полость щелочного реагента снабжена наполнителем из алюминиевых колец 8, которые предотвращают спекание гранул реагента и служат источником модификаторов трения на алюминиевой основе. Последние в контакте с иодом при высоких локальных т-рах на поверхно — а стях трения диффундируют в сталь, чугун, медь и их сплавы, аллитируя поверхность трения. 2 ил.

С::

-134 3045

Изобретс ние оз н»с итгя к машино— строению, а именно к системам смазки цвигателей внутренне г о сгорания.

Цель изобретения — повышение зф6 фективногти угтройгтн».

На фиг. 1 изображено устройство, разре», на фиг 2 — нид А на фиг.1.

Устройгтво состоит из корпуга 1, крышки 2, днища корпуса .3 с отвергти- 10 ями для входа 4 и выхода 5 масла, фильтра 6 из тканог0 хлопчатобумажного или шерстяного материала, щелоч— ного химического реагента 7, выполненного в ниле гранул сплава натрий- 16 олово, с наполнителем в виде алюминиевых колец 8, предотвращающих спекание гранул, фильтра-дозатора 9 галоидного химического реагента, представляющего собой хлопчатобумажный 20 или шерстяной материал, пропитанный

5, HbIM раствором иода в этиловом спирте, прибора 10 контроля степени загрязненности устройства, невозвратного клапана 11 с армирующей шайбой

12, перепускного клапана 13 с пружиной 14, размещенного в корпусе 15, жестко закрепленном на пластинчатой пружине 16. 11ерепускной клапан 13 име— ет кольцо 17, которое посредством З0 гибкого связующего элемента 18, проходящего через сальниковое устройство

19, связано с прибором 10 контроля степени загрязненности устройства.

Внутри корпуса 1 устройства располо— жен внутренний пакет, состоящий из нижней 20 и верхней 2 1 крышек и трех цилиндрических вставок с отверстиями

22 для прохода магла. На цилиндрической вставке 23 малого диаметра разме- 40 щен фильтр-дозатор 9 иода, на цилиндрической вставке 24 среднего диаметра размещен фильтр 6, а в полости между фильтром 6 и цилиндрической вставкой

25 большого диаметра щелочной реагент 46

7 с напопнителем 8.

Устройство работает следующим об— разом.

При запуске двигателя масло из картера подается через отверстие 4 и В0 невозвратный клапан 11 в устройство для создания трибохимического режима.

Далее через отверстия 22 цилиндрической вгтавки 25 большого диаметра масло поступает н полость со щелочным реагентом 7 и наполнителем 8. В этой полости прссдукчы работающего масла взаимопгйствук,т со щелочным реагентом

7 и в неtf p 1(f т шс.1(чное число (мг

}iOH на 1 г масла), а из щелочного реагента высвобождаются мелкодисперсные частицы на основе олова. Места прямых контактов гранул щелочного реагента 7 с алюминиевым наполнителем 8 при прокачке масла могут контактировать с водой, всегда в незначительных количегтнах присутствующей в работающих маслах. В этом случае окисная пленка алюминия растворяется гидроксидом HG трия NOH с образованием алюминатов голей, содержащих алюминий в составе аниона

Alã О з + 2NaOH + 3Н20 2ИасА1(ОН)и .

Алюминий, лишенный защитной пленки, взаимодействует с водой, при этом выделяется водород и образуется гидроксид алюминия

2А1 + 6Н О - 2А1(ОН)з + 3Н .

Образующееся незначительное количество водорода является хорошим восстановителем в окислительных процес вЂ, сах, происходящих в работающем масле, а гидроксид алюминия Al(OH)p, являющийся типичным амфотерным гидроксидом, легко образует с маслом коллоидный раствор и может вступать в реакцию с кислотами, образуя соли.

Обработанное щелочным реагентом и обогащенное мелкодисперсными частицами на основе олова и алюминия работающее масло проходит далее через фильтр 6, где отбираются загрязнения, а также отколовшиеся от гранул укрупненные частицы щелочного реагента и через отверстия 22 во втулке среднего диаметра 21 поступает на фильтр-дозатор 9 иода.

Здесь мелкозернистые частицы на основе олова и алюминия, проконтактировав с иодом, приобретают свойства модификаторов трения и вместе с работающим маслом проходят через фильтрдозатор 9 иода и далее через отверстия 22 во втулке 23 и выходное отверстие 5 поступает в систему смазки двигателя.

В случае загрязнения фильтра 6 и фильтра-дозатора 9 иода в корпусе 1 устройства будет повышаться давление, которое откроет перепускной клапан 13 и масло будет проходить мимо пакета химических реагентов с фильтрами.

При этом кольцо 17 потянет гибкий связующий элемент 18 и прибор 1О контроля степени загрязнения устройства будет показывать величину открытия перепускного клапана 13 и количество

1 3773045 масла, проходящего мимо и7елочного реагента 7 и фильтра 6 и фильтра-до— затора 9 по з аранее оттарированным шкапам. По показаниям устройства мож6 но судить о необходимости очистки или перезарядки реагента и фильтров.

Таким образом, повышение эффективности трибохимического режима мас-. ляной системы ДВС при использовании устройства достигается эа счет установки невозвратного клапана из маслостойкой резины на входе масла в корпус устройства, который предотвращает вытекание масла из устройства во время остановки двигателя, и тем самым предотвращает разложение химических реагентов пакета на воздухе, причем не увеличивая металлоемкости устройства.

Установка перепускного клапана с прибором контроля загрязненности устройства, работающим непосредственно от открытия перепускного клапана поЭ 25 зволяет не обеднять маслом механизм при засорении фильтров, а также контролировать момент засорения фильтров и принимать своевременные меры по их очистке при перезарядке.

Кроме того, снабжение полости щелочного реагента наполнителем из алюминиевых колец, которые предотвращают спекание гранул щелочного реагента в процесге работы и служат источником модификаторов трения на алюминиевой основе, которые в контакте с иодом при высоких локальных температурах на поверхностях трения диффундируют в

40 сталь, чугун, медь и их сплавы, алитируя поверхности трения, позволяет восстановить не только износ деталей, изготовленных иэ баббитов или бронз, что обегпечивают модификаторы трения

45 на основе олова, но и детали, изготовленные из гт<7ли, чугуна, меди и их сплавов . При этом трущиеся поверхно< ти деталей эа счет алитирования при< бретают антифрикционность, жаростойкость и антикоррозионность а

У в работающем масле повинна< т< я т< пло— проводность.

Ф о р м у л а и э о б р е т е н и я

Устройство для создания триб< ..симического режима в масляной системе механизма, состоящее пз корпуса, крышки, днища корпуса с отверстиями для входа и выхода масла, фи..7ьтра и химических реагентов: щелочного преимущг— ственно сплава натрия и олова, и галоидного фильтра-дозатора преимущественно-.на основе иода, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью повыше— ния эффективности, оно дополнительно снабжено прибором контроля степени загрязненности устройства, невозврат— ным клапаном, перепускным клапаном и внутренним пакетом для размещения химических реагентон и фильтров, причем щелочной реагент выполнен в виде гра— нул с использованием в качестве наполнителя алюминиевь<х к<7леи, а гл77оидный фильтр-дозатор выполнен на nc— ноне тканого хлопчатобумаж77ог о илп шерстяного материа.Ia, пропитанного

57.-ным раствором иода в ->т77ловом спирте, HFâoýâðàòíllé клапан выполнен иэ маслостойкой резины, фильтр ныпо I— нен из тканого хлопчатобумажного или шерстяного материала, а внутренний пакет выполнен иэ нижнеи и верхн H крышек и трех цилиндрических вставок большого, среднего и малого циамеT ров, снабженных отнергтиями д7я прохода масла, ненозвратный клапан угT;I новлен на днище корпуса с возможног— тью перекрытия отверстий для входа масла в устройство, перепускноп клав пан установлен и корпусе и связан г прибором ко77троля степени загря7ненности устройства, филь

1343045

Составитель С.Аронов

Техред Л.Сердюкова

Корректор N. Пожо

Редактор А.Кочорнз

Заказ 4616/31

Тираж 481

ВНИИ11И Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113015, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для создания трибохимического режима в масляной системе механизма Устройство для создания трибохимического режима в масляной системе механизма Устройство для создания трибохимического режима в масляной системе механизма Устройство для создания трибохимического режима в масляной системе механизма 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к двигателестроению и эксплуатации двигателей внутреннего сгорания (ДВС)

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в системах смазки ДВС, агрегатов и узлов трансмиссий и ходовой части машин

Изобретение относится к стабилизации эксплуатационных свойств (СЭС) моторных масел (ММ) в двигателях внутреннего сгорания (ДВС) и оптимизации трибохимического режима (ОТР) в масляной системе (МС) ДВС
Изобретение относится к машиностроению, к смазочным ремонтно-восстановительным композициям с твердыми присадками, применяемым при приработке и восстановлении трущихся поверхностей эксплуатируемых двигателей внутреннего сгорания
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в системах смазки двигателей внутреннего сгорания (ДВС), других машин и механизмов, эксплуатирующихся на маслах с многофункциональными присадками

Изобретение относится к двигателестроению, смазочным материалам, технической эксплуатации двигателей внутреннего сгорания (ДВС) и может быть использовано в системе смазки ДВС для стабилизации и улучшения физико-химических свойств работающего масла, а также для регенерации отработанного масла одинаковой марки путем долива его "на угар" вместо свежего

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к установкам для регенерации смазочных масел
Наверх