Способ суперфиниширования дорожек качения колец шариковых подшипников

 

Изобретение относится к машиностроению , а именно к технологии отделочной обработки металлов методом суперфиниширования с использованием абразивного и алмазного инструмента. Целью изобретения является повьппениё точности формы поперечного профиля дорожки качения шариковых подшипников при суперфинишировании путем выравнивания съема припуска по образующей дорожки качения. На абразивном бруске 6 по обе стороны от оси обрабатываемого кольца 9 симметрично расположены выборки. Брусок 6 установлен на конце шарнирно подпружиненного рычага 1 с помощью эластичного элемента с возможностью упругих перемещений относительно рычага 1 и самоустановки по дорожке качения обрабатываемого кольца 9. 5 ил. i (Л со 4 С S рагЛ

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (19) (II) А1 и 4 В 24 В 19/06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ФигЛ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3978510/27-08 (22) 22.11.85 (46) 23.10.87. Бюл. У 39 (71) Всесоюзный научно-исследователь" ский конструкторско-технологический институт подшипниковой промышленности (72) П.Н.Орлов, А.И.Алферов, П.В.Кондауров, В.Б.Бальмонт, Б.М.Бродский и М.В.Шорникова (53) 621.923.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 848304, кл. В 24 В 19/06, 1979. (54) СПОСОБ СУПЕРФИНИШИРОВАНИЯ ДОРОЖЕК КАЧЕНИЯ КОЛЕЦ ШАРИКОВЫХ ПОДШИПНИКОВ (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к технологии отделочной обработки металлов методом суперфиниширования с использованием абразивного и алмазного инструмента.

Целью изобретения является повышение точности формы поперечного профиля дорожки качения шариковых подшипников при суперфинишировании путем выравнивания съема припуска по образующей дорожки качения. На абразивном бруске 6 по обе стороны от оси обрабатываемого кольца 9 симметрично расположены выборки. Брусок 6 установлен н» конце шаРнирно подпружиненного рычага 1 с помощью эластичного элемента с возможностью упругих перемещений относительно рычага 1 и самоуста- C Ж новки по дорожке качения обрабатываемого кольца 9. 5 ил.

1346402

Изобретение относится к м«шиностроению, л именна к области технологии отделочной обработки металлов методом суперфиниширов«ния с использо- ванием абразивного и алмазного инструмепта.

Цель изобретения — повышение точности формы поперечного профиля дорожки качения шариковых подшипников при суперфинишировлнии путем выр«внивания съема припуска по образующей дорожке качения.

На фиг.1 изображено устройство для реализации способа, разрез; нл фиг.2 — то же, вид сверху; на фиг.3— разрез A-А на фиг.2; на фиг„4 — поперечный профиль дороя.ки качения радиуса R с погрешностью Л (W-эффект); нл фиг.5 — схема обработки при наличии смещения < дорожки кл.чения от номинального положения.

При суперфинишировании дорожек качения внутренних колец.шарикоподшипников призматическими брусками квадратного или прямоугольного сечения возникает нер«вномерность съем« припуска по обр«зующей дорожки качения в поперечном сечении. При этом вследствие недостаточного съема припуска в центральной зоне дорожки качения поперечный .профиль дорожки качения приобретает характерную форму в виду буквы W.

При суперфинишировании контактирование инструмента и детали происходит по дуге окружности поперечного профиля дорожки качения только в плоскости колебаний, проходящей через ось вращения кольца и центр кривизны поперечного профиля дорожки качения, через который проходит oeü колебаний инструмента. В центральном положении инструмента при = О) контакт инструмента и детали происходит только в этой плоскости, при этом поперечная дуга контакта инструмента имеет наибольшую длину. В других плоскостях, п«раллельных рассматриваемой, инструмент и деталь нг контактируют (при,= О), так как траектория движения любой точки поверхности бруска представляет собой дугу окружности, а профиль сечения кольца — эллиптическую кривую. Контакт с частью этой кривой в крайних полсжениях инструмента (при повороте на угол 4) придает боковой поверхности бруска фор5

40 му части тороидлльной поверхности дорожки качения. При этом площадь контакта инструмента и детали возрастает с поворотом бруска на угол 1 . Поэтому возникает неравномерность съема припускл по образующей дорожке качения в поперечном сечении, и поперечный профиль преобретает погрешность характерной формы (W-эффект), так как в центральной зоне образующей дорожки качения съем металла всегда мень- . ше.

Увеличение съема припуска в центральной зоне достигается инструментом с выполненными в плоскости колебаний выборк«ми, расположенными симметрично по обе стороны от оси обрабатываемого поперечного профиля дорожки качения. Поперечный размер выборок (в нлправлении оси вращения кольцл) выбирают таким, чтобы в центральном положении (при = О! брусок и деталь контактировали не по всему профилю дорожки к«чения кольца (в поперечном сечении ), а в центральной зоне. Этим достиг«ется увеличение съем« металл« в указанной зоне при обработке.

Устройство, реализующее способ, состоит из шарнирно подпружиненного рычага 1, неподвижно закрепленного нл оси 2 поворота, расположенной в шпинделе доводочной головки 3, возвратной пружины 4, штока 5 пневмоцилиндр«, «бразивного бруска 6 с выборк«ми 7, з«крепленного в рычаге 1 с помощью упругого элемента В и прижим«ющегося усилием Г к обрабатываемой детали 9.

Устройство работает следующим образом.

Рычаг 1 совершает колебательное движение вокруг оси от шпинделя доводочной головки 3. Закрепленный в рычаге 1 абразивный брусок 6 прижимается с усилием F передаваемым через рычаг 1 вследствие поворота относительно оси 2 поворота с помощью штока 5 пневмоцилиндра, и совершает колебательное движение вокруг центра кривизны О поперечного профиля дорожки качения с углом колебаний "- . Установленный эластичный элемент 8 в месте крепления абразивного бруска позволяет бруску 6 упругие перемещения относительно рычага 1 и самоустановки по дорожке качения кольца 9, 6402 фи 2.,7 фиг.2

Фиа4

Фиг.5

Составитель А.Шутов

Техред Л.Олийнык

Корректор В. Бутяга

Редактор В. Данко

Заказ 5078/13 Тираж 714 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 з 134 вращающегося со скоростью V, как н поперечном, так и в продольном на— правлениях. При наличии смещения дорожки качения от номинального положен3 я, как показано на фиг.5, брусок перемещается на величину с/ в поперечном направлении относительно дорожки качения. После окончания работы шток 5 пневмоцилиндра отходит вправо, рычаг 1 при этом под действием возвратной пружины поворачивается на оси 2 и отводит брусок 6 от кольца 9.

Под действием упругих сил эластичного элемента 8 брусок 6 возвращается в исходное положение.

Формула изобретения, Способ суперфиниширования дорожек качения колец шариковых подшипников, при котором устанавливают в держателе абразивный инструмент в виде призмы с квадратным или прямоугольным сечением, сообщают ему колебательное

5 движение вокруг центра кривизны поперечного профиля дорожки качения и прижимают с постоянным усилием к обрабатываемой поверхности, о т л и— ч а ю шийся тем, что, с целью повышения точности формы поперечного профиля дорожки качения путем выравнивания съема припуска по образующей дорожки качения, берут инструмент с выборками, расположенными в плоскости колебаний симметрично по обе стороны от оси обрабатываемого поперечного профиля дорожки качения, и упруго закрепляют на держателе.

Способ суперфиниширования дорожек качения колец шариковых подшипников Способ суперфиниширования дорожек качения колец шариковых подшипников Способ суперфиниширования дорожек качения колец шариковых подшипников 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в производстве подшипников

Изобретение относится к способам получения на обрабатываемых поверхностях типа тел вращения регулярного микрорельефа

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к области подшипникового производства, позволяет повысить качество подшипников и включает приемы доводки подшипника в сборе под нагрузкой в абразивной суспензии, причем частоту относительного враш,ения колец подшипника циклически изменяют, в диапазоне n t-fi:

Изобретение относится к машино- ;строению и может быть использовано для суперфиниширования беговой дорожки наружных колец роликовых поршнят рей- Рычаг 7 изподшипников

Изобретение относится к машиностроению, а именно к технологии отделочной обработки сложных криволинейных поверхностей металлов методом суперфиниширования с использованием специального доводочного инструмента

Изобретение относится к машиностроению, а именно к технологическим операциям чистовой обработки деталей типа колец высокоточных подшипников

Изобретение относится к металлообработке и может найти применение в суперфинишной обработке наружных колец подшипников

Изобретение относится к технике финишной обработки и может быть использовано для суперфиниширования поверхности качения бочкообразных роликов конических и цилиндрических подшипников

Изобретение относится к процессам приработки подшипников в собранном виде

Изобретение относится к машиностроению, а именно к способам окончательной обработки поверхностей вращения, например роликовых дорожек качения колец подшипников

Изобретение относится к области станкостроения, а именно к шлифовальным станкам с бесцентровым шлифованием, и может быть использовано, например, для восстановления дорожек качения или буртов наружных или внутренних колец подшипников качения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при суперфинишировании криволинейных поверхностей деталей, преимущественно дорожек качения наружных и внутренних колец шариковых подшипников

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при окончательной обработке конических поверхностей вращения, например дорожек качения колец конических подшипников, с использованием абразивного инструмента

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при чистовой обработке деталей типа колец высокоточных подшипников
Наверх