Сочлененное транспортное средство

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к шарнирно сочлененным сельскохозяйственным гусеничным тракторам с активными секциями. Цель изобретения - улучшение условий труда путем исключения наезда ведомого звена на ведущее. Сочлененное транспортное средство содержит ведущую и ведомую секции с собственными двигателями и трансмиссиями . Секции соединены сцепным устройством , на котором установлен выключатель . Выключатель связан электрической цепью с обмоткой тягового реле. Рейка топливного насоса двигателя ведомого звена кинематически связана с ведомым рычагом. Последний закреплен на конце вала и может поворачиваться вместе с ним под действием пружины. В средней части вала закреплен диск. Диск имеет на наружной поверхности выточки. На другом конце вала на подшипниках установлен стакан, одним концом связанный с сердечником тягового реле. На другом конце стакана закреплен ведущий рычаг, на котором установлены шипы д.тя взаимодействия с выточками диска. Ведущий рычаг связан гибкой связью с органами управления. 2 з. п. ф-лы, 10 ил. (е (Л со сд Ю со со

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК аи 4 В 62 D 53/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСК0МУ СВйДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4094638/40-11 (22) 25.07.86 (46) 07.12.87. Бюл. № 45 (72) Ю. С. Беленький, В. П. Шевчук и М. В. Дьяков (53) 629.114.3 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 867701, кл. В 60 D 1/00, 1979. (54) СОЧЛЕНЕННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ

СРЕДСТВО (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к шарнирно сочлененным сельскохозяйственным гусеничным тракторам с активными секциями.

Цель изобретения — улучшение условий труда путем исключения наезда ведомого звена на ведущее. Сочлененное транспортное средство содержит ведущую и ведомую

„„SU„„1357299 А 1 секции с собственными двигателями и трансмиссиями. Секции соединены сцепным устройством, на котором установлен выключатель. Выключатель связан электрической цепью с обмоткой тягового реле. Рейка топливного насоса двигателя ведомого звена кинематически связана с ведомым рычагом.

Последний закреплен на конце вала и может поворачиваться вместе с ним под действием пружины. В средней части вала закреплен диск. Диск имеет на наружной поверхности выточки. На другом конце вала на подшипниках установлен стакан, одним концом связанный с сердечником тягового реле. На другом конце стакана закреплен ведущий рычаг, на котором установлены шипы для взаимодействия с выточками диска. Ведущий рычаг связан гибкой связью с органами управления. 2 з. п. ф-лы, 10 ил.

1357299

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к шарнирносочлененным сельскохозяйственным гусеничным тракторам с активными секциями.

Цель изобретения — улучшение условий труда путем исключения наезда ведомой секции на ведущую, На фиг. 1 изображено сцепное устройство сочлененного трактора, вид снизу; на фиг. 2 — разр.ез А-А на фиг. 1; на фиг. 3— узел 1 на фиг. 2; на фиг. 4 — элементы кабины водителя ведущей секции с рычагами управления в положении максимальной подачи топлива обоих двигателей; на фиг. 5— вид Б га фиг. 3; на фиг. 6 — элементы привода топливного насоса двигателя ведомой секции в положении максимальной подачи топлива; на фиг. 7 — разрез В-В на фиг. 6; на фиг. 8 — ведущий рычаг привода; на фиг. 9 — поводок; на фиг. 10 — электрическая схема устройства.

Сцепное устройство содержит заднее звено 1, цапфа 2 которого связана с промежуточным звеном 3, образуя продольный шарнир. Заднее звено 1 закреплено на ведомой секции (не показана) с помощью горизонтально-поперечного шарнира 4. Переднее звено 5 с помощью горизонтально-поперечного шарнира 6 закреплено на ведущей секции (не показана). Ведущая и ведомая секции представляют собой два одинаковых трактора, содержащих собственные двигатели, трансмиссии и гусеничные движители.

Переднее звено 5 и промежуточное звено 3 соединены осью 7, образуя вертикальный шарнир 8. Кроме того, звенья 3 и 5 соединены шарнирно закрепленными на них гидроцилиндрами 9 и 10 поворота. На цапфе 2 шарнирно с возможностью осевого перемещения закреплено коромысло ll, которое с помощью пальца связано с вилкой 12 амортизатора. Цапфа 2 выполнена с буртом, отстоящим от торца коромысла 11 на расстоянии а (фиг. 1) . Центральная часть вилки 12 выполнена в виде трубы 13 и имеет радиальные продольные отверстия. Такие же отверстия имеют стержень 14 расположенный внутри трубы 13. Предварительно сжатая пружина 15 охватывает трубу 13 и опирается своими торцами на тарелки 16 и 17, в радиальных отверстиях которых расположены пальцы 18 и 19. Пальцы 18 и 19 проходят через продольные отверстия в трубе 13 и стержне 14 и воспринимают усилие пружины 15. Конец стержней 14 закреплен в гнездах коромысла 20, которое с помощью оси 21 шарнирно связано со звеном 3. На звене 3 с помощью кронштейнов 22 закреплен упор

23, рабочая зона которого ограничена концентрическими окружностями с центром на геометрической оси цапфы 2. На заднем звене 1 с помощью кронштейна 24 закреплен поворотный выключатель 25, рычаг 26 которого снабжен роликом 27. Выключатель 25 проводами 28 и 29 электрически связан с об2 моткой 30 тягового реле 31 и источником 32 питания ведомой секции. Тяговое реле 31 закреплено на передней стенке 33 кабины ведомой секции с помощью кронштейна 34.

Якорь 35 тягового реле расположен соосно с вращающимся валом 36 привода топливного насоса двигателя ведомой секции. Вал

36 расположен во втулках кронштейна 37, также закрепленного на стенке 33. Ведущий рычаг 38 привода смонтирован на консоль10 ной части вала 36 с возможностью осевого перемещения и поворота относительно последнего и с помощью тяги 39 регулируемой длины и пальца 40 связан с якорем 35 тягового реле. На валу 36 закреплен диск 41 и ведомый рычаг 42. Диск 41 выполнен с радиальными пазами 43. Торец ведущего рычаша 38 со стороны диска 41 снабжен шипами 44, входящими в радиальные пазы 43 диска. Пружина 45 тягового реле 31 расположена на якоре 35 между его буртом и тор20 цом кронштейна 34. Ведущий рычаг 38 шарнирно связан с помощью гибкой связи 46 в гибкой направляющей оболочке 47 с рычагом 48 управления в кабине 49 ведущей секции. При этом задний конец оболочки 47 с помощью кронштейна 50 закреплен на ос2 тове ведомой секции, а передний ее конец с помощью кронштейна 51 — на задней стенке кабины 49. На передней стенке кабины 49 смонтирован рычаг 52 управления подачи топлива двигателя ведущей секции.

Водитель сочлененного трактора располагается на сиденье 53 кабины 49.

Ведомый рычаг 42 тягой 54 связан с одним из концов двуплечего рычага 55. Второй конец этого рычага с помощью тяги 56 связан с рейкой топливного насоса дизеля ведомой секции (не показана). Рычаг 55 сидит на оси 57 кронштейна 58, закрепленного на стенке 35 кабины ведомой секции. Рычаг 55 выполнен с выступом 59 для взаимодействия его с подпружиненным упором 60, закрепленным на кронштейне 58. Кронштейн

40 58 содержит также подвижный зацеп 61 пружины 62, которая противоположным концом присоединена к ведомому рычагу 42.

Якорь 35 тягового реле снабжен контактным диском 63, взаимодействующим ". контактами 64, которые электрически связаны проводами 65 через разъемы 66 с контактами штатной кнопки 67 звукового сигнала 68 ведущей секции. Сигнал 68 проводами 69 и 70 через кнопку 67 электрически связан с источником 71 пи ания ведущей секции.

Сцепное устройство работает следующим образом.

При установившихся режимах движения и работающих двигателях обеих секций растягHBBIoLllàÿ тяговая сила, действующая между секциями, не превышает усилий пред55 варительно сжатых пружин 15, и сцепное устройство работает как жесткая связь.

При этом тяговая сила передается от ведущей секции через переднее звено 5, ось 7, 1357299

35

Формула изобретения

3 промежуточное звено 3, ось 21, коромысло 20, амортизаторы, коромысло 11, цапфу 2 и заднее звено 1 на ведомую секцию. Неустановившийся режим движения характерен появлением пиковых значений тяговой силы, превышающих суммарное усилие предварительно сжатых пружин 15. В этом случае сглаживание пиковых нагрузок осуществляется за счет дополнительной деформации пружин !5 в пределах продольных отверстий в трубе 13 и стержне 14.

Во время выполнения технологической операции рабочие органы сельхозорудия заглублены в почву, а рычаги 48 и 52 управления находятся в крайнем нижнем положении, что соответствует максимальной подаче топлива. В конце гона водитель выглубляет рабочие органы и, последовательно воздействуя сначала на рычаг 48, а затем на рычаг 52, уменьшает скорость движения сочлененного трактора до требуемой величины, после чего осуществляет разворот машиннотракторного агрегата. В начале гона эти операции осуществляются в обратном порядке. В случае нарушения последовательности воздействия на рычаги 48 и 52, например, в результате недостаточной квалификации водителя может возникнуть ситуация, при которой скорость движения ведомой секции будет больше скорости ведущей секции. Это вызывает наезд ведомой секции на ведущую, в результате чего в сцепном устройстве происходит уменьшение расстояния а за счет уменьшения расстояния между осями шарниров 4 и 8. При этом ролик 27 рычага 26 входит в контакт с упором 23 и происходит замыкание контактов выключателя 25, после чего обмотка 30 тягового реле 31 оказывается под напряжением источника 32 питания.

Следствием этого является перемещение якоря 35, который, преодолевая усилие пружины 45, через тягу 39 воздействует на ведущий рычаг 38, перемещая его влево вдоль оси вала 36. Одновременно шипы 44 выходят из пазов 43 диска 41 и вал 36 вместе с ведомым рычагом 42 поворачивается благодаря воздействию пружины 62, а ведущий рычаг

38 остается в исходном положении под воздействием гибкой связи 46 и фиксирующего механизма рычага 48 (не показано). Воздействие ведомого рычага 42 на рейку топливного насоса ведомой секции передается через тягу 54, двуплечий рычаг 55 и тягу 56, в результате чего резко снижается скорость движения ведомой секции. Вращение вала 36 происходит до тех пор, пока выступ 59 рычага 55 не коснется упора 60. Требуемые обороты двигателя определяются регулировкой положения упора 60 по высоте относительно кронштейна 58, а интенсивность срабатывания предварительным натяжением пружины 62 — регулировкой положения зацепа 61. Одновременно при перемещении якоря 35 контактный диск 63 замыкает контакты 64, вследствие чего звуковой сигнал 68

4 ведущей секции оказывается под напряжением своего источника 71 питания. После резкого снижения скорости движения ведомой секции ведущая секция, продолжая движение с прежней скоростью, воздействует на тягово-сцепное устройство и восстанавливает расстояние а между буртом цапфы 2 и торцом коромысла 11. При этом упор

23 отходит от ролика 27 рычага 26, а выключатель 25 размыкает свои контакты, обесточивая обмотку 30 тягового реле 31. После обесточивания обмотки 30 происходит обратное перемещение якоря 35 и диска 63 под действием пружины 45, в результате чего размыкаются контакты 64, т. е. прекращается подача звукового сигнала, а торцы шипов 44 упираются в привалочную поверхность диска 41. Таким образом, предотвращается наезд ведомой секции на ведущую.

Для возвращения системы управления подачей топлива ведомой секции в рабочее состояние водитель переводит рычаг 48 в верхнее положение. При этом шипы 44 скользят своими торцами по поверхности диска 41 до совмещения с пазами 43, после чего ведущий рычаг 38 входит в зацепление с поводком 41 под действием пружины 45.

Возвращением рычага 48 в нижнее положение водитель выравнивает скоростные режимы двигателей обеих секций.

Для глушения двигателя ведомой секции водитель переводит рычаг 48 в верхнее положение, при котором выступ 59 касается упора 60, затем дополнительным перемещением рычага 48 за счет деформации пружины упора 60 перемещает рейку топливного насоса в положение, при котором полностью прекращается подача топлива.

1. Сочлененное транспортное средство, содержащее ведущую и ведомую секции, снабженные двигателями и соединенные сцепным устройством, на котором установлен выключатель, связанный электрической цепью с системой управления, включающей обмотку тягового реле, отличающееся тем, что, с целью улучшения условий труда путем исключения наезда ведомой секции на ведущую, привод рейки топливного насоса двигателя ведомой секции включает в себя вал, на одном конце которого закреплен кинематически связанный с рейкой подпружиненный ведомый рычаг, в средней части вала закреплен диск с выполненными на его наружной поверхности диаметрально расположенными выточками, на другом конце вала на подшипниках установлен стакан с ведущим рычагом на одном торце, связанный другим торцом с подпружиненным сердечником тягового реле, а ведущий рычаг выполнен с шипами на торцовой поверхности, взаимодействующими с выточками диска, причем ведущий рычаг связан посредством

1357299

5 гибкой тяги с органами управления транспортным средством.

2. Транспортное средство по п. 1, отличающееся тем, что сердечник тягового реле расположен соосно с валом привода рейки топливного насоса двигателя ведомой секции

3. Транспортное средство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью повышения безопасности в работе, сердечник тягового реле снабжен диском, взаимодействующим с контактами включателя звукового сигнала.

1357299

1357299

1357299 фиг. Я

1357299

Составитель Г. Гандыбин

Редактор С. Пекарь Техред И. Верес Корректор О. Кравцова

Заказ 5489/17 Тираж 567 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Сочлененное транспортное средство Сочлененное транспортное средство Сочлененное транспортное средство Сочлененное транспортное средство Сочлененное транспортное средство Сочлененное транспортное средство Сочлененное транспортное средство Сочлененное транспортное средство 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспорту, в частности к сцепным устройствам транспортных средств

Изобретение относится к области транспортиых средств и может быть использовано ДЛЯ машин, имеющих составную раму

Изобретение относится к области транспорта, а именно к сцепным устройствам , и является дополнительным к авт.св

Изобретение относится к транспорту, а именно к базовым шасси с гидрообъемной трансмиссией, преимущественно агрегатируемым с различным технологическим дорожно-строительным и сельскохозяйственным оборудованием

Изобретение относится к самоходным безрельсовым средствам передвижения, в том числе креслам-коляскам, преимущественно с электроприводом и сервоуправлением для инвалидов, которые лишены нижних конечностей или их подвижности

Изобретение относится к высокоманевренным транспортным средствам и может быть использовано для перемещения людей с ограниченной подвижностью в помещениях и на улице

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к транспортным средствам, которые предназначены для грузоперевозок

Изобретение относится к транспортным средствам повышенной проходимости

Изобретение относится к области транспортного машиностроения

Изобретение относится к самоходному агрегату с шарнирным шасси
Наверх