Монорельсовая транспортная система

 

Изобретение относится к монорельсовому транспорту и позволяет перемещать транспортное средство в любых взаимно перпендикулярных плоскостях пространства. Монорельсовое транспортное средство содержит монорельс 1 с прямолинейными и криволинейными взаимно перпендикулярньми участками, тележку-тягач 7 с опорными колесами 8-15 и приводными зубчатыми колесами 42-45, привод 29 с коническим автомобильным дифференциалом 30. Прямолинейные участки монорельса снабжены зубчатыми рейками 17-20, а криволинейные - зубчатыми секторами. При включении в работу привода 29 зубчатые колеса 42-45 перемещают тележкутягач 7 на опорных колесах 8-15 по опорным поверхностям монорельса. 1 з.п. ф-лы, 4 ил. i

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ.(21) 3882813/27-11 (22) 09.04.85 (46) 23.02.88. Вюл. В 7 (75) Х.Х.Каняфиев (53) 625.54(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 692772, кл. В 66 С 11/00, 1979. (54) МОНОРЕЛЬСОВАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИС-, ТЕМА (57) Изобретение относится к монорельсовому транспорту и позволяет перемещать транспортное средство в любых взаимно перпендикулярных плоскостях пространства. Монорельсовое тран„„SU„„1375492 А 1 (М 4 В 61 В 13/04, В 61 С 13/06 спортное средство содержит монорельс

1 с прямолинейными и криволинейными взаимно перпендикулярными участками, тележку-тягач 7 с опорными колесами

8-15 и приводными зубчатыми колесами

42-45, привод 29 с коническим автомобильным дифференциалом 30. Прямолинейные участки монорельса снабжены зубчатыми рейками 17-20, а криволинейные — зубчатыми секторами. При включении в работу привода 29 зубчатые колеса 42-45 перемещают тележкутягач 7 на опорных колесах 8-15 по опорным поверхностям монорельса.

1 зп. флы, 4 ил.

1375492

Изобретение относится к монорельсовому транспорту и может быть использовано в различных отраслях промышленности для перемещения грузов.

Цель изобретения — обеспечение возможности -передвижения тележки-тягача по монорельсу в любых взаимно перпендикулярных плоскостях пространства. 10

На фиг. 1 изображен монорельс, расположенный в различных взаимно перпендикулярных плоскостях; на фиг.2 и

3 — криволинейные участки с зубчатыми секторами1 на фиг.4 — кинематическая 15 схема механизма передвижения тележки-тягача в сечении по левой и правой опорным поверхностям монорельса.

Монорельсовое транспортное средство состоит из монорельса 1 с про- 20 дольной осью 2, с прямолинейными участками, с криволинейными участками с параллельно расположенными относительно друг друга верхней опорной поверхностью 3 и нижней опорной поверх- 25 ностью 4 и с перпендикулярными им (опорным поверхностям 3 и 4) параллельно расположенными относительно друг друга левой опорной поверхностью

5 и правой опорной поверхностью 6 30 и состоит также из тележки-тягача 7 с опорными колесами 8-15, установленными на опорных поверхностях 3-6 и механизма передвижения тележки-тягача 7 по монорельсу 1. Монорельс 1 расположен продольной осью 2 в различных (в любых) взаимно перпендикулярных плоскостях пространства, в том числе в горизонтальных, вертикальных и наклонных плоскостях пространства.

На монорельсе 1могут быть расположены на опорных поверхностях зубча° тые рейки и зубчатые сектора. Профиль наружного контура 16 поперечного сечения монорельса 1 выполнен в виде прямоугольника, стороны которого являются образующими опорных поверхностей 3-6. На прямолинейных участках монорельса 1 две противоположные опорные поверхности 3 и 4 снабжены прикрепленными к ним зубчатыми рейками 17 и 18, две другие противоположные опорные поверхности 5 и 6 снабжены прикрепленными к ним зубчатыми рейками.19 и 20, а на криволинейных участках две противоположные опорные поверхности 3 и 4 выполнены в виде цилиндрических поверхностей 21-24, а две другие противоположные опорные поверхности 5 н 6 выполнены в виде цилиндрических поверхностей 21-24 и снабжены прикрепленными к ним зубчатыми секторами 25-28 внутреннего и внешнего зацеплений. Тележка-тягач 7 и механизм передвижения тележки-тягача 7 по монорельсу 1 вьг полнены в виде привода 29 с коническим автомобильным дифференциалом 30 с левой полуосью 31, снабженной левым приводом вала 32, кинематически связанным с левой полуосью 31 посредством конической пары колес 33 и 34 и с правой полуосью 35, снабженной правым приводным валом 36 и верхним приводным валом 37, кинематически связанным между собой и правой полуосью 35 посредством конических пар колес 38-41. Оси вращения полуосей

31 и 35 и приводных валов 32, 36 и

37 расположены в одной нормальной плоскости поперечного сечения монорельса. На левой полуоси 31 закреплено приводное зубчатое колесо 42, имеющее возможность зацепления с зубчатыми рейками 18 прямолинейных участков и с зубчатыми секторами 25 и 27 внутреннего зацепления и с зубчатыми секторами 26 и 28 внешнего зацепления криволинейных участков, располоЖен-: ными на нижней опорной поверхности 4.

На левом приводном валу 32 закреплено приводное зубчатое колесо 43, имеющее возможность зацепления с зубчатыми рейками 19 прямолинейных участков, с зубчатыми секторами 25 и 27 внутреннего зацепления и с зубчатыми секторами 26 и 28 внешнего зацепления криволинейных участков, расположенными на левой опорной поверхности

5. На правом приводном валу 36 закреплено приводное зубчатое колесо

44, имеющее возможность зацепления с зубчатыми рейками 20 прямолинейных участков, зубчатыми секторами 25 и

27 внутреннего зацепления и с зубчатыми секторами 26 и 28 внешнего зацепления криволинейных участков, расположенными на правой опорной по-. верхности 6. На верхнем приводном валу 37 закреплено приводное зубчатое колесо 45, имеющее воэможность зацепления с зубчатыми рейками 17 прямолинейных участков, с зубчатыми секторами 25 и 27 внутреннего зацепления и с зубчатыми секторами 26 и 28 внешнего зацепления криволинейных участ1375492 ков, расположенными на верхней опорной поверхности 3. Полуоси 31 и 35 и приводные валы 32, 36 и 37 установлены на шарнирных опорах 46-53, предусмотренных в приводе 29. Все приводные зубчатые колеса 42-45, зубчатые рейки 17-20 и зубчатые сектора

25-28 имеют одинаковый модуль зубьев и одинаковый непрерывный между собой шаг зубьев. Все приводные зубчатые колеса 42-45 имеют одинаковое число зубьев. Все конические колеса 33, 34, 38-41 конических пар имеют одинаковый модуль и одинаковое число зубьев.

Опорные колеса 9-15 шарнирно установлены на полуосях 31 и 35 и на приводных валах 32, 36 и 37. На верхней, горизонтальной опорной .:поверхности

3 установлено опорное колесо 8, шарнирно закрепленное на соосном с приводным валом 37 оси 54, прикрепленной, в свою очередь, к приводу 29.

Монорельс 1 закреплен на консольных опорах 55 и 56 и на подвесных опорах 25

57-59 ° Привод 29 снабжен самотормозящим устройством или может быть снабжен, например, червячным редуктором обеспечивающим самоторможение тележки-тягача на любом участке монорельса 1. Привод 29.снабжен корпусом 60.

На монорельсе 1 размещены шины 61 для питания привода 29 электричеством, соответственно на корпусе 60 предусмотрены токосъемники 62. Транспортируемый, груз может быть разме35 щен в специальном контейнере 63, mapнирно подвешенном к корпусу 60 привода 29.

На прямолинейных и криволинейных участках монорельса 1, расположенных своей продольной осью в одной rtaocкости пространства, зубчатые рейки и зубчатые сектора установлены на двух (на одних и тех же) противоположно расположенных опорных поверхностях. Опорные поверхности расположены . :на горизонтальных и вертикальных плоскостях (фиг.5 и 6).

Для упрощения описания принципа работы монорельсового транспортного средства в дальнейшем описании условно принято называть тележкой — тележку-тягач и механизм передвижения тележки-тягача по монорельсу, диффе55 ренциалом — конический автомобильный дифференциал, колесом - приводное зубчатое колесо, рейкой — зубчатую рейку, сектором — зубчатый сектор внутреннего или внешнего зацепления.

Монорельсовое транспортное средство работает следующим образом.

При включении в работу привода 29 начинают вращаться полуоси 31 и 35 дифференциала, затем вращение от них передается колесом 42-45 посредством конических колес 33, 34, 38-41, при этом колеса 42-45, зацепляясь с рейками 17-20 и с секторами 25-28, перемещают тележку по монорельсу 1. Опорные колеса 8-15 катятся по опорным поверхностям 3-6, При перемещении тележки по монорельсу 1, расположенному своей продольной осью в различных взаимно перпендикулярных плоскостях пространства, могут возникнуть неравномерные нагрузки на колеса 42-45, которые вызывают неравномерное сопротивление движению. Применение дифференциала позволяет уравновешивать эти нагрузки.

При перемещении тележки по прямолинейному участку монорельса 1, расположенному своей продольной осью 2 в горизонтальной плоскости, могут возникнуть неравномерно нагрузки на колеса, зависящие от различных факторов. Допустим, колесо 43, имеющее зацепление с рейкой 19, менее нагружено, чем колесо 44, имеющее зацепление с рейкой 20, соответственно и сопротивление движению у него будет меньше. Тогда колесо 43 за счет дифференциала стремится обогнать (забежать вперед) колесо 44 и при дальнейшем перемещении начинает как бы заклиниваться. При этом нагрузка на колесах 43 и 44 уравновешивается.

При дальнейшем движении тележки это заклинивание может увеличиваться и тогда колесо 44 будет иметь меньшее сопротивление движению и будет стремиться обогнать колесо 43. При дальнейшем перемещении колесо 44 тоже начнет как бы заклиниваться и нагрузка на колесах 44 и 43 уравновешивается опять за счет дифференциала. При переходе тележки с прямолинейного участка на криволинейный и при перемещении по криволинейному участку монорельса, расположенному своей продольной осью 2 на горизонтальной плоскости пространства, сначала может встретить наибольшее сопротивление

5 1 3754 движению колесо 43, имеющее зубчатое зацепление с сектором 27, а колесо

44, имеющее зацепление с сектором 28, имеет меньшее сопротивление движению, поэтому оно обгоняет колесо 43 опять

5 за счет дифференциала и при дальнейшем движении начинает как бы заклини-, ваться и sa счет дифференциала опять уравновешивает нагрузки. При. переме- О щении по криволинейному участку колеса 42 и 45 перемещаются по секторам

25 и 26, расположенным на опорных поверхностях 3 и 4, при этом вначале колесо 42 обгоняет колесо 45 и при дальнейшем движении начинает как бы заклиниваться и за счет дифференци.ала опять происходит уравновешивание нагрузок. При дальнейшем движении колесо 45 может обгонять колесо 42, затем оно начинает как бы заклинн-.:. ватьея и при этом опять за счет дифференциала происходит уравновешивание нагрузок. Аналогичным образом перемещается тележка на всех остальных участках монорельса 1.

"формула изобретения

1., Монорельсовая транспортная система, содержащая монорельс с прямолинейными и криволинейными участками и с зубчатой рейкой, взаимодействующей с приводным зубчатым элементом

92 6 тележки, имеющей расположенные по обе стороны рейки опорные колеса, отличающаяся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, монорельс выполнен прямоугольным в поперечном сечении, его криволинейные участки расположены в различных плоскостях и снабжен дополнительными зубчатыми рейками, смонтированными на каждой стороне монорельса, тележка также снабжена дополнительными опорными колесами и размещенными между ними приводными зубчатыми элементами для взаимодействия с указанными зубчатыми рейками, которые на криволинейных участках расположены в плоскости изгиба участка, при этом привод тележки снабжен дифференциалом, одна из полуосей .которого через коническую передачу связана с валом одного из приемных зубчатых элементов, а другая полуось также посредством конических передач последовательно связана с валами двух других приводных зубчатых элементов, а четвертый приводной зубчатый элемент смонтирован на одной полуоси.

2.Транспортная система по п.1, отличающаяся тем, что опорные колеса шарнирно установлены на полуосях дифференциала и валах приводных зубчатых элементов.

1375492

Составитель Н.Манько

Те>ред Л.Олийнык Корректор А.Зимокосов

Редактор А.Ворович

Заказ 723/18

Тирах 464 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Рауаская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ухгород, ул. Проектная, 4

Монорельсовая транспортная система Монорельсовая транспортная система Монорельсовая транспортная система Монорельсовая транспортная система Монорельсовая транспортная система 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортным системам с приводом.от линейного электродвигателя и касается конструкции монорельсовой подводной дороги

Изобретение относится к промышленному транспорту и может быть использовано в горнодобывающей промышленности

Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам

Изобретение относится к подъемно-транспортному оборудованию, а именно к шахтным подвесным монорель совым дорогам с канатной тягой, предназначенным для перевозки людей и грузов

Изобретение относится к промышленному транспорту и может быть использовано на внутрицеховых и межцеховых монорельсовых перевозках

Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам,в частности к промьшшеиному транспорту для грузовых и людских перевозок

Изобретение относится к пассажирским транспортным системам навесного типа и предназначено для использования при разработке конструкции монорельсовых дорог и ходовых частей транспортных средств

Изобретение относится к пассажирским транспортным системам

Изобретение относится к скоростным монорельсовым транспортным системам навесного типа

Изобретение относится к транспортным системам, включая монорельсовый транспорт, аттракционы, подвесной транспорт и т.п

Изобретение относится к пассажирским транспортным системам и предназначено для использования при построении монорельсовых систем эстакадного типа

Изобретение относится к транспортным комплексам крупных городов, охватывающим подземный и наземный виды пассажирского транспорта

Изобретение относится к транспортным системам самого разнообразного назначения

Изобретение относится к пассажирским транспортным системам, а именно к монорельсовым системам эстакадного типа с линейным тяговым приводом

Изобретение относится к транспорту, в частности к транспортным системам эстакадного и подвесного типа, использующим рельсовую путевую структуру
Наверх