Устройство для дистанционного управления многодвигательной судовой гребной установкой

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ МНОГОДВИГАТЕЛЬНОЙ СУДОВОЙ ГРЕБНОЙ УСТАНОВКОЙ, содержащее центральную и соседние с ней рукоятки, свободно насаженные своими втулками на общую ось, кинематически связанные с системой топливоподачи , а также с системой реверса ,5 { ,n Kv:;;C. г.:.;: . каяздого двигателя в отдельности и снабженные гребенками с пружинными защелками, удерживакнцими рукоятки от самопроизвольного смещения, о.т личающееся тем, что, с целью упрощения ручного управления двигателями при необходимости аварийного торможения судна, в нем втулка центральной рукоятки выполнена с расположенными на ее торцах пазами , а втулки соседних с ней рукояток снабжены расположенными на одном из их торцов выступами, взаимодействующими с пазами втулки центральной рукоятки , гребенка которой снабжена несимметричными зубьями для перемещения центральной рукоятки в сторону (Л сброса оборотов без воздействия на пружиннз защелку этой рукоятки.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (!9) О 1) 4 (5 () В 63 Н 21 /22

OflHCAkHE HSOEPETEkHR

Н ABTOPGHOlVIV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ HOMHTET СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3648886/27-11 (22) 05.10.83 (46) 07.03.85. Бюл. М 9 (72) Б.З. Леви и В.В. Горобец (53) 621.431.74(088.8) (56) 1. Горин А.Ф., Чаплыгин И.В.

Конструкция систем дистанционного управления главными .двигателями речных теплоходов. М., "Транспорт", 1968, с. 11, рис. 5 (прототип). (54)(57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ МНОГОДВИГАТЕЛЬНОЙ

СУДОВОЙ ГРЕБНОЙ УСТАНОВКОЙ, содержащее центральную и соседние с ней рукоятки, свободно насаженные своими втулками на общую ось, кинематически связанные с системой топливоподачи, а также с системой реверса каждого двигателя в отдельности и снабженные гребенками с пружинными защелками, удерживающими рукоятки от самопроизвольного смещения, о.т— л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью упрощения ручного управления двигателями при необходимости аварийного торможения судна, в нем втулка центральной рукоятки выполнена с расположенными на ее торцах пазами, а втулки соседних с ней рукояток снабжены расположенными на одном из их торцов выступами, взаимодействующими с пазами втулки центральной рукоятки, гребенка которой снабжена несимметричными зубьями для перемещения центральной рукоятки в сторону сброса оборотов без воздействия на пружинную защелку этой рукоятки..

1143647 . 2

Изобретение относится к судостроению, в часгности к устройствам для дистанционного управления многодвигательной судовой гребной установкой.

Известно устройство для дистан- % ционного управления многодвигательной судовой гребной установкой, содержащее центральную и соседние с ней рукоятки, свободно насаженные своими втулками на общую ось, кинематически связанные с системой топливоподачи, а также с системой реверса каждого двигателя в отдельности и снабженные гребенками с пружинными защелками, удерживающими рукоятки от 15 самопроизвольного смещения Ц .

Недостатком известного устройства является сложность ручного управления двигателями при необходимости аварийного торможения судна из-за 20 того, что перестановку рукояток в нужное положение можно осуществить только последовательно, что ведет к соответствующей потере времени и удлинению тормозного пути судна.

Цель изобретения — упрощение ручного управления двигателями при необходимости аварийного торможения судна.

Для достижения указанной цели в 36 устройстве для дистанционного управления многодвигательной судовой гребной установкой, содержащем центральную и соседние с ней рукоятки, свободно насаженные своими втулками на общую ось, кинематически связанные с системой топливоподачи, а также с системой реверса каждого двигателя в отдельности и снабженные гребенками с пружинными защелками, удер-1О живающими рукоятки от самопроизвольного смещения, втулка центральной рукоятки выполнена с расположенными на ее торцах пазами, а втулки соседних с ней рукояток снабжены расположенными на одном из торцов выступами, взаимодействующими с пазами втулки центральной рукоятки, гребенка которой снабжена несимметричными зубьями для перемещения центральной у1 рукоятки в сторону сброса оборотов без воздействия на пружинную защелку этой рукоятки.

На фиг. 1 изображено устройство для дистанционного управления судо у вой гребной установкой с тремя главными двигателями, общий вид; на

Фиг. 2 — сечение А-А на фиг. 1.

Устройство содержит полые рукоятки 1-3, свободно насаженные своими втулками на общую ось 4, закрепленную в корпусе 5. Рукоятки имеют кинематическую связь 6 с органами управления системой топливоподачи и системой реверса двигателей. В стержне каждой рукоятки предусмотрена прорезь, через которую заведена соответственно гребенка 7 или 8, а на торце установлена кнопка пружинной защелки 9 пропущенной через полость рукоятки и взаимодействующей с зубьями гребенки.

Зубья гребенок рукояток двигателей, которые чаще других используются цля маневрирования либо прежде всего необходимы для отработки заднего хода в аварийной ситуации, имеют обычную симметричную форму. В рассматриваемом конкретном примере это гребенки 7 рукояток 1 и 3 управления двумя бортовыми двигателями.

Гребенки остальных рукояток, в данном случае гребенка 8 рукоятки 2 управления двигателем форсированного хода, имеют зубья несимметричной формы (типа храповое колесо), что позволяет этим рукояткам перемещаться в сторону сброса оборотов двигателя (фиг. 2) без воздействия на кнопку защелки.

Втулки рукояток 1 и 3, гребенки которых имеют симметричные зубья, снабжены торцевыми выступами 10, а втулка рукоятки 2, находящаяся между ними, имеет пЬ торцам взаимодействующий с выступами элемент, например впадину с передней и задней границами.

Взаимное расположение выступов и впадин выполнено таким образом, что при нахожденйи осей всех взаимодействующих рукояток в одной плоскости каждый выступ 10 упирается в границу своей впадины, причем эта граница находится со стороны перемещения рукояток 1 и 3 в направлении сброса оборотов переднего хода (фиг. 2).

Протяженность впадины, т.е. другая ее граница должна быть удалена от первой на угол /3, превышающий угол перекладки рукояток К . Этим определяется возможность работы двигателей, обеспечивающих маневрирование, во всем диапазоне подачи топлива и их реверсирование, когда остальные

3 !436 рукоятки, в данном случае рукоятка 2 форсажного реверсивного агрегата, . занимает крайнее исходное положение, соответствующее режиму "Стой".

Исходным положением рукояток и 3 управления двигателями с ревер- сивными устройствами в пультах кулачкового типа, как известно, является среднее. Перемещение этих рукояток вперед либо назад последователь- 30 но включает в нужном направлении реверс-редуктор, а затем уже воздействует на подачу топлива для повышения частоты вращения от холостых оборотов до номинальных. При этом f5 пуск таких двигателей и их прогрев на холостых оборотах осуществляется в среднем положении рукояток отдель.ным стоп-рычагом (не показан).

Для пуска и прогрева двигателя, управляемого рукояткой 2, при работающих на холостых оборотах бортовых двигателях указанная рукоятка перемещается .в пределах угла $, который on- 25 ределяется сектором возможного перемещения рукояток и 3 до границы постоянных холостых оборотов, т.е. до риски "Вперед".

При наборе оборотов в ходовом режиме сначала перемещаются рукоятки ! и 3, а затем рукоятка 2.

Уменьшение оборотов и остановка двигателей в нормальной эксплуатации производится в обратной последовательности.

В случае необходимости экстренного торможения судна рукоятки и 3 отводятся в положение заднего хода и одновременно с собой перемещают рукоятку.2, что достигается благодаря описанным особенностям гребенки и взаимосвязи рукояток через выступы и впадины.

Наличие указанной взаимосвязи н несимметричная форма зубьев гребенки позволяют в общем случае одной рукояткой осуществлять аварийную остановку и реверсирование трех двигателей, поскольку втулка указанной ру- . коятки, снабженная с обеих сторон выступами, способна с их помощью перемещать две соседние рукоятки.

Таким образом, одним человеком возможно достаточно быстрое дистанционное воздействие на шестидвигательную гребную установку в аварийной ситуациие

1143647 ,4- А

Составитель Ю. Серов редактор О. Юрковецкая Техред О.Ващишина Корректор И. Муска

Заказ 834/17 Тираж 435 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб ., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для дистанционного управления многодвигательной судовой гребной установкой Устройство для дистанционного управления многодвигательной судовой гребной установкой Устройство для дистанционного управления многодвигательной судовой гребной установкой Устройство для дистанционного управления многодвигательной судовой гребной установкой 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению, в частности, к системам автоматического контроля и диагностирования технического состояния пропульсивного комплекса судна, включающего в себя двигатель, редуктор, муфту, линию вала, гребной винт

Изобретение относится к судостроению, в частности к дистанционным приводам и системам управления судовыми двигателями, преимущественно судовыми газотурбинными двигателями

Изобретение относится к судостроению, а именно к системам дистанционного управления судовыми двигателями

Изобретение относится к судостроению, в частности к системам дистанционного автоматизированного управления судовыми энергетическими установками (СЭУ)

Изобретение относится к области автоматизации силовых установок транспортных средств, в частности к многодвигательным силовым установкам, установленным, например, на судах

Изобретение относится к судостроению, в частности к системам управления движителями, в том числе винтом регулируемого шага, подруливающим устройством, водометным движителям с реверсивно-рулевым устройством, состоящим из рулей и барабанов, а также крыльчатым движителям
Наверх