Устройство управления коробкой передач

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

Ш4 В 60 К 41/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

llO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3726752/27-11 (22) 28.04.84 (46) 23.08.88. Бюл. Ф 31 (71) Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (72) А.П. Недялков, Е.Д. Туртанов и В.Г. Выборнов (53) 629. 113-585(088.8) (56) Проспект фирмы "Zahnradfabrik", 1970. (54) (57) 1.УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ, содержащее корпус, в котором размещены рычаг переключения передач и пневмоцилиндр со штоком, полости которого сообщены пневмолиниями с источником давления через электромагнитные клапаны, обмотки которых соединены с источником питания, переключателем и нормально разомкнутым контактом включения сцепления, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения срока службы и надежности работы, оно снабжено пружиной, размещенной между поршнем и внутренней поверхностью крышки пневмоцилиндра, реле, датчиком блокировки и концевым выключателем, при этом источник питания соединен с реле, обмотка которого соединена с датчиком блокировки, воздушная полость которого соединена с источником давления и с пневмоцилиндром, а контакт соединен с концевым выключателем, установленным на штоке пневмоцилиндра, и нормально .разомкнутым контактом сцепления, которые соединены с переключателем.

2. Устройство по п, 1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что в нем до полнительно установлены размещенные в расточке корпуса пневмоцкпиндра чашки, между которыми расположены концентрично установленные пружины.

3. Устройство по п. 1, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что оно дополнительно снабжено контрольной лампой переключения делителя коробки передач и датчиком контрольной лампы, при этом контрольная лампа и датчик соединены с реле и источником питания.

1418100

Изобретение относится к устройствам управления коробкой передач, в частности к т м, которые используют в коробках передач транспортных машин.

Известно устройство управления ко. робкой передач, содержащее корпус, в котором размещен рычаг переключения передач и пневмоцилиндр со штоком, полости которого сообщены пнев-, молиниями с источником давления через электромагнитные клапаны, обмотки которых соединены с источником питания, переключателем и нормально разомкнутым контактом включения сцепления °

Эти устройства не обеспечивают нейтрального положения делителя, что приводит к дополнительному расходу 2р

1 топлива увеличению шумности и сии° жению срока службы из-за вращения промежуточного вала и шестерен коробок передач ° В свою очередь, включение привода делителя при малых да- 25 влениям в системе может привести к дополнительным нагрузкам на шестерни коробки передач, включение которых может быть не обеспечено при перемещении элементов синхронизатора, и тем gp самым к снижению срока службы, при этом расход воздуха для функционирования привода делителя может привести к аварийной ситуации, поскольку источник давления используют для функционирования тормозов транспорт35 ного средства.

Цель изобретения — повышение срока службы, надежности работы устройства управления коробкой передач.

Указанная цель достигается тем, что устройство управления коробкой передач, содержащее корпус, в котором размещен рычаг переключения передач и пневмоцилиндр со штоком, по- 45 лости которого сообщены пневмолиниями с источником давления через электромагнитные клапаны, обмотки которых соединены с источником питания, переключателем и нормально ра эомкнутым контактом включения сцепления, снабжено пружиной, размещенной между поршнем и внутренней поверхностью крышки пневмоцилиндра, реле, датчиком блокировки и концевым выключателем, при этом источник питания соединен с реле, обмотка которого соединена с датчиком блокировки, воздушная полость которого соединена с источником давления и с пневмоцилиндром, а контакт соединен с концевым выключателем, установленным на штоке пневмоцилиндра и нормально разомкнутым контактом сцепления, которые соединены с переключателем.

Кроме того, в нем дополнительно установлены размещенные в расточке корпуса пневмоцилиндра чашки, между которыми расположены концентрично установленные пружины.

Устройство также дополнительно снабжено контрольной лампой переключения делителя коробки передач и датчиком контрольной лампы, при э ом контрольная лампа и датчик соединены с реле и источником питания.

На фиг. 1 схематично изображена коробка передач, на фиг. 2 — схема управления коробкой передач; на фиг. 3 — электрическая схема устройства.

Устройство управления коробкой передач содержит корпус 1 (фиг. 1), прикрепленный к картеру 2 коробки передач.

В картере 2 установлен первичный вал 3, На первичном валу 3 выполнена ступица 4 синхронизатора 5 (фиг. 2).

На первом валу 3 установлена шестерня 6. На подшипнике 7 установлен вторичный вал 8. На вторичном валу 8 установлена шестерня 9. Шестерни 6 и

9 зацеплены с колесами 10 и 11 соответственно. Колеса 10 и 11 закреплены на промежуточном валу 12. На валу закреплены колеса 13 и 14, зацепленные с шестернями 15 и 16, установленными на вторичном валу 8. На валу 8 установлена шестерня 17, зацепленная с зубьями, выполненными на промежуточном валу 12 ° На ступице 18 установлена шестерня 19, которая имеет возможность зацепления с перемещаемой по оси 20 шестерней 21, зацепленной с зубьями, выполненными на промежуточном валу 12.

В корпусе 1 размещен рычаг 22 переключения передач и пневмоцилиндр

23. В корпусе 24 пневмоцилиндра 23 и корпусе 1 установлен шток 25 с вилкой 26, обеспечивающий перемещение муфты 27 синхронизатора 5. На штоке

25 установлен поршень 28. Поршень

28, корпус 24 и крышка 29 ограничивают полости 30 и 31. Полости 30 и 3 1 сообщены трубопроводом 32 (фиг. 2) с источником 33 давления через эле1418100 ктромагнитные клапаны 34 и 35. Полости 30 и 31 соединены с атмосферой.

Обмотки 36 и 37 (фиг. 3) имеют возможность соединения с источником

38 питания. Обмотки 36 и 37 соединены с переключателем 39.

Педаль 40 сцепления имеет возможность взаимодействия с нормально разомкнутым контактом 41. 10

Переключатель 39 установлен на рычаге 22, который имеет возможность взаимодействия с поводками 42-44,, закрепленными на штоках 45-47 соответственно. На штоках 45-47 закреплены вилки 48-50, которые имеют возможность взаимодействия с муфтой 51 шестернями 19 и 21.

Устройство управления коробкой передач снабжено пружиной 52, установленной между чашками 53 и 54, размещенными в расточке 55 пневмоцилиндра 23; Между чашками 53 и 54 установлена пружина 56. Пружины 52 и 54 обеспечивают нейтральное положение дели- 25 теля, о котором сигнализирует лампа 57, в цепи которой установлен датчик 58.

Устройство управления коробкой передач снабжено реле 59, контакт

60 и обмотка 61 которого соединены с источником питания 38. Обмотка 6 1 соединена с датчиком 62 блокировки включения делителя. Датчик 62 установлен на трубопроводе 32. Контакт

60 соединен с контактом 41 и выключателем 63, реагирующим на крайние положения штока 25. На штоке 25 выполнены лыски 64. Концевой выключатель 63 и нормально раэомкну40 гый контакт 41 соединены с переключателем 39. .Устройство управления коробкой передач функционирует при достижении определенной величины давления в источнике 33 ° В этих условиях сра45 батывает датчик 62, цепь обмотки 61 будет разомкнута. В свою очередь контакт 60 будет замкнут. Следовательно, при снижении давления контакт 60 будет разомкнут.

При включении любой из передач в коробке передач сцепление выключено и тем самым нет взаимодействия педали 40 на нормально разомкнутый контакт 4 1. Водитель, выбрав передачу, устанавливает одно из положений переключателя 39 и переводит рычаг 22 переключения передач в одно из положений. При нажатии на педаль 40 сцепления происходит замыкание контакта 41, что обеспечивает запитку одной из обмоток 36 и 37 электропневматических клапанов 34 и 35 соответственно. Срабатывание одного из электромагнитных клапанов

34 и 35 приводит к поступлению воздуха из источника 33 давления в полости 30 и 3 1 соответственно. Шток

25 перемещается в ту или иную сторону, замыкает концевой выключатель 63 и размыкает цепь лампы 57 по сигналу датчика 58. После того как погаснет контрольная лампа 57, можно включать сцепление„ так как процесс включения делителя закончен.

Для переключения с одного диапазона на другой нужно выключить сцепление, переместить рычажок переключателя 39 из одного положения в другое и после того как погаснет контрольная лампа 57, включить сцепление. Аналогично происходит переключение с одной передачи на другую.

При переключении электропневматических клапанов 34 и 35 без выключения сцепления шток 25 пневмоцилиндра 23 занимает нейтральное положение и контрольная лампа 57 загорается. Включение делителя происходит при нажатии педали 40 сцепления.

Использование изобретения позволит сократить потери мощности как на создание давления в источнике 33 давления, поскольку переключение не может быть обеспечено вплоть до определенной величины давления и тем самым не может произойти стравливание накачиваемого воздуха через полости 30 и 31 при неправильных действиях водителя, так и на перемешивание масла в картере коробки передач, поскольку при нейтральном положении делителя, нет вращения промежуточного вала 12 и шестерен 6, 9, 15, 16, 17 и 21, зацепленных с колесами 10» 13 и 14, установленными на нем, и зубьями, выполненными на промежуточном валу 12. Исключение вращения упомянутых деталей обеспечит снижение шумности при работе коробки передач, а также скажется на повышении срока службы, причем этому особенно способствует включение делителя при определенном давлении в источнике 33, что обеспечит надежное включение делителя. Надежное

1418100

27 включение делителя в свою очередь способствует как снижению расхода рабочего тела, поступающего из источника 33 давления, так и повышению надежности работы устройства управления коробкой передач.

1418100

Подписное

Тирах 558

ВНИИЛИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ухгород, ул. Проектная, 4

Редактор А. Ворович

Заказ 4105/15

Составитель А. Барыков

Текред М.Моргентал Корректор Г.Решетник

Устройство управления коробкой передач Устройство управления коробкой передач Устройство управления коробкой передач Устройство управления коробкой передач Устройство управления коробкой передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к механическим трансмиссиям транспортных средств и касается ее фрикционных устройств

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения, а именно к устройствам регулирования окружных скоростей передних и задних колес трактора

Изобретение относится к транспортному .viaHJMHOCTpoeHHro, в частности к гидравлическим устройствам д

Изобретение относится к машиностроению , в частности к транспортным средствам с двигателями внутреннего сгорания

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на городских и междугородных автобусах с дизельным двигателем

Изобретение относится к землеройнотранспортному машиностроению для использования при управлении на расстоянии трактором, выполняющим дорожно-строительные или транспортные операции

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а более конкретно к управлению коробкой передач и сцеплением автомобиля

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к управлению коробкой передач самоходных комбайнов, содержащих объемную гидропередачу с регулируемым насосом

Изобретение относится к системе управления агрегатом на пересеченной местности и может быть использовано в качестве системы корректирования скорости и вертикальных нагрузок на ведущие колеса, средства силового регулирования (и перераспределения) опорных реакций и скорости движения сельскохозяйственного агрегата на пересеченной местности и в горной зоне

Изобретение относится к автотракторной технике и предназначено для контроля за режимами работы и состоянием агрегатов транспортного средства

Изобретение относится к системам автоматического управления узлами и механизмами транспортного средства, а также их контроля и диагностики

Изобретение относится к области авто-, тракторо-, самолетостроении и любых других мобильных машин и может быть использовано при проектировании систем управления движением транспортных и тяговых машин, обеспечивающих устойчивость их движения, эффективность торможения и улучшение их тягово-экономических показателей

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к устройствам переключения ступеней в их коробках передач, осуществляемым фрикционными муфтами, включаемыми с помощью гидроцилиндров при подаче в них масла под давлением
Наверх