Способ контроля состояния подшипников качения и устройство для его осуществления

 

Изобретение относится к виброизмерительной технике и может быть использовано для контроля состояния подшипников качения. Цель - повътение точности определения состояния подшипников качения. Контроль состояния подшипника ведется по разности пиковых значений положительных и отрицательных полуволн. Параллельно контроль ведется по разности среднеквадратических значений положительных и отрицательных полуволн, а также по разности полученных значений разностей. Вибросигнал нормируется по пиковому значению в полосе информативных частот от кГц и выше и детектируется при помощи пиковых и среднеквадратических детекторов положительных и отрицательных полуволн ударного импульса. Далее при помощи электрометрических вычитателей определяется разность пиковых значений и параллельно - разность среднеквадратических значений полуволн, а также определяется разность этих разностей . Все три значения разностей при помощи режимного переключателя последовательно выводятся на индикатор. Способ позволяет определить величину дефекта по первой разности, количество дефектов и их протяженность - по второй, сделать заключение о степени износа подшипника - по третьей. 2 с.п. ф-лы, 1 ил. Ф (Л

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (И) (sg 4 G 01 М 13/04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

Н А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4182265/31-27 1 (22) 22. 01.87 (46) 23.08.88. Бюл. № 31 (71) Ижевский механический институт (72) А.С.Рябов, Ю.В.Корепанов, С.В.Евдокимов и А.И.Абрамов (53) 658.562.012.7 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 1323895, кл.G 01 М 13/04, 29.08.86.. (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ

ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (57) Изобретение относится к виброизмерительной технике и может быть использовано для контроля состояния подшипников качения. Цель — повьпение точности определения состояния подшипников качения. Контроль состояния подшипника ведется по разности пиковых значений положительных и отрицательных полуволн. Параллельно контроль ведется по разности среднеквадратических значений положительных и отрицательных полуволн, а также по разности полученных значений разностей. Вибросигнал нормнруется по пиковому значению в полосе информативных частот от кГц и выше и детектируется при помощи пиковых и среднеквадратических детекторов положительных и отрицательных полуволн ударного импульса. Далее при помощи злектрометрических вычитателей определяется разность пиковых значений и параллельно - разность среднеквадратических значений полуволн, а также определяется разность этих разностей. Все три значения разностей при помощи режимного переключателя последовательно выводятся на индикатор.

Способ позволяет определить величину дефекта по первой разности, количество дефектов и их протяженность — по второй, сделать заключение о степени износа подшипника — по третьей. 2 с.п. ф-лы, 1 ил.

1418590

ЗО

Изобретение относится к виброизмерительной технике и предназначено для контр оля сос то я ния подшипников качения в процессе эксплуатации.

Цель изобретения — повышение точ5 ности определения состояния подшипников качения.

Сущность способа заключается в том, что производят автонормирование сигнала вибрации по пиковому его значению. Нормирование сигнала необходи-. мо для приведения сигналов вибрации подшипников, различных по уровню, к выбранному единичному уровню для дальнейшей их обработки. Реальный информативный спектр вибрации подшипников для контроля их состояния составляет полосу частот от 1 кГц и выше, так как низкочастотные колебания ниже 1 кГц вносят большие помехи, связанные с дисбалансом валов, работой близко расположенных механизмов с зубчатыми передачами и т.д. Сущность способа заключается также в том, что

) контроль ведут по разности пиковых . значений положительных и отрицательных полуволн ударных импульсов, по разности среднеквадратических значений положительных и отрицательных полуволн. ударных импульсов и по разности результирующих значений разностей пиковых значений положительных и отрицательных полуволн и разности среднеквадратических значений положительных и отрицательных полуволн уцар-35 ных импульсов. Разность пиковых значений положительных и отрицательных полуволн ударных импульсов позволяет судить о величине дефекта, поскольку она возникает при появлении дефекта в подшипнике (скол йа телах качения, раковина на дорожке качения и т д.) и растет пропорционально увеличению дефекта. Разность среднеквадратических значений указывает на протяжен- 45 ность дефекта или увеличение количества дефектов. Увеличение раэностч среднеквадратических значений пропорционально удлинению раковины на дорожке качения, увеличению протяжен- щ ности трещины или увеличению количества единичных дефектов как на телах, так и на дорожках качения. Разность значений разности пиковых значений отрицательных и положительных полу- 55 волн и среднеквадратических значений положительных и отрицательных полуволи ударного импульса рактеризует стадии работы подшипника, При большои разности между пиковыми значениями и большой разности среднеквадратических значений разность значений указанных разностей практически равна или близка нулю и указывает на то, что подшипник работает в аварийном режиме и близок к разрушению.

На чертеже изображена блок-схема устройства для осуществления способа.

Устройство содержит последователь» но соединенные вибропреобразователь

1, согласующий усилитель 2, фильтр 3 верхних частот, блок 4 автонормирования, пиковый детектор 5 отрицательных полуволн ударных импульсов, пиковый детектор 6 положительных полуволн ударных импульсов, детектор 7 среднеквадратических значений положительных полуволн ударных импульсов, детектор

8 среднеквадратических значений отрицательных полуволн ударных импульсов, злектрометрический вычитатель 9 пиковых значений положительных и отрицательных полуволн ударных импуль-.— сов, электрометрических значений положительных и отрицательных полуволн ударных импульсов, электрометрический вычитатель 10 среднеквадратических значений положительных и отрицательных полуволн импульсов, электрометрический вычитатель 11 разностей пиковых значений положительных и отрицательных полуволн ударных импульсов и среднеквадратических значений положительных и отрицательных полуволн ударных импульсов, режимный переклю-чатель 12, индикатор 13, причем входы пикового детектора 5 отрицательньл полуволн ударных импульсов, пикового детектора 6 положительньгх полуволн ударных импульсов, детектора

7 среднеквадратических значений положительных полуволн ударных импульсов, детектора 8 среднеквадратических значений отрицательных полуволн ударных импульсов соединены с выходом блока 4 автонормирования, а выходы пикового детектора 5 отрицательных полуволн ударных импульсов и пикового детектора 6 положи-. тельных полуволн ударных импульсов соединены соответственно с первым и вторым входами электрометрического вычитателя 9, выходы детектора 7 срецнеквадратических значений положительных полуволн ударных импульсов и детектора 8 среднеквадратических значений отрицательных полуволн ударных импульсов соединены соответствен3 141 но с первым и вторым входами электрометр ич еского вычи тателя 1 О, выходы электрометрических вычитателей 9 и 10 соединены соответственно с первым и вторым входами электрометрического вычитателя 11 и первым и вторым входами режимного переключателя 12, выход электрометрического вычитателя

11 соединен с третьим входом режимного переключателя 12, а выход режимного переключателя 12 соединен с входом индикатора 13.

Способ осуществляется следующим образом.

С закрепленного на корпусе подшипника вибропреобразователя 1 электрический сигнал, пропорциональный уровню вибрации подшипника, усиливается согласующим усилителем 2 и подается на вход фильтра верхних частот, с помощью которого срезаются низкочастотные составляющие спектра вибрации ниже 1 кГц, не несущие информации о состоянии подшипника, Далее сигнал поступает на блок 4 автонормирования, где производится нормировка сигнала по пиковому его значению. С выхода блока 4 сигнал поступает одновременно на пиковый детектор 5 отрицательных полуволн ударного импульса, пиковый детектор б положительных полуволн ударного импульса, детектор 7 среднеквадратических значений положительных полуволн ударного импульса, детектор 8 среднеквадратических значений отрицательных пслуволн ударного импульса. Сигнал, сйимаемый с пикового детектора 5 отрицательных полуволн ударных импульсов и пикового детектора 6 положительных полуволн ударных импульсов, поступает соответственно на первый и второй входы электрометрического вычитателя 9, а с выхода электрометрического вычитателя

9 на первый вход режимного переключателя 12 и первый вход электрометрического вычитателя 11.

В положении "1" режимного переключателя 12 сигнал с электрометрического вычитателя 9 поступает на индикатор 13. Сигналы, снимаемые с детектора 7 среднеквадратических значений положительных полуволн ударных импульсов и детектора 8 среднеквадратических значений отрицательных полувапн ударных импульсов поступают соответственно на первый и второй входы электрометрического,вычитателя 10, а с выхода электрометрического вычи10

55 на индикатор 13 ° Сигнал, снимаемый с выхода электрометрического вычитателя 11, поступает на третий вход режимного переключателя 12, на индикатор 13 этот сигнал поступает в па ложении "3" режимного переключателя

12. По стрелке индикатора 13 отсчитывают разностный сигнал положительных и отрицательных пиковых значений ударных импульсов, разностный сигнал положительных и отрицательных среднеквадратических значений ударных импульсов и разность разностных пиковых отрицательных и положительных значений ударных импульсов и разностных среднеквадратических отрицательных и положительных значений ударных импульсов, пропорциональных величине дефекта в подшипнике.

При снятии показаний возможны три характер ных случая.

Первый случай. Разности между пиковыми значениями положительных и отрицательных полуволн ударного импульса и среднеквадратическими значениями положительных и отрицательных полуволн ударного импульса в делениях шкалы относительно невелики и соизмеримы, т.е ° разность между разностями пиковых значений положительных и отрицательных полуволн и среднеквадратическими значениями положительных и отрицательных полуволн ударного импульса близка к нулю или незначительно от него отличается — это говорит о том, что подшипник работает в нормальном режиме и не имеет дефекта.

Относительный рост показаний в этом случае указывает на появление мелкой сыпи вследствие, например, усталостного выкрашивания или загрязнения смазки.

Второй случай. Разность между пиковыми значениями положительных и отрицательных полуволн ударного импульса несоизмеримо больше разности между среднеквадратическими значениями положительных и отрицательных полуволн ударного импульса, и, как следствие, велика разность межпу разностями пиковых значений положительных и отрицательных полуволн и средне8590 тателя 10 на второй вход режимного переключателя 12 и второй вход электрометрического вычитателя 11.

В положении "2" режимного переключателя 12 сигнал с выхода электрометрического вычитателя 10 поступает

1418590 квадратическими значениями положительных и отрицательных полуволн ударного импульса — это говорит о том, что в

Подшипнике имеется единичный небольШой дефект на дорожках или телах ка5

Че ния.

Третий случай. При развитии дефека и появлении новых дефектов разость среднеквадратических и пиковых начений положительных и отрицательНых полуволн ударных импульсов возрастает, а разность между разностями

Пиковых значений положительных и отрицательных полуволн и срецнеквадратических значений положительных и отрицательных полуволн ударного импульса уменьшается, а когда она приблизится к нулю, это указывает на то, - то подшипник работает в. аварийном ежиме, дефекты в нем значительны. !

Положительный эффект от применения

1 зобретения заключается в повышении

1 очности определения состояния под= ипников на ранней стадии появления них дефектов, а значит, и более

1очного расчета остаточного ресурса работы подшипника., в исключении аварийных выходов из строя подшипников, находящихся под периодическим контролем, а значит, и в сокращении внеплановых простоев машины, а также в большей эффективности планово-предупредительных ремонтов, скорректированных в соответствии с показаниями прибора, а значит, и в сокращении материальных затрат и времени ремонта.

Формула изобретения

1. Способ контроля состояния под4О шипников качения, заключающийся в том, что измеряют сигнал вибрации подшипника, производят автонормирование по пиковому значению сигнала вибрации, измеряют пиковое значение

45 в полосе частот 1/3 октавы с центральной частотой, уровень ограниченности частотного спектра вибрации. на которой по среднему абсолютному значению составляет 0,28 величины авто-56 нормированного сигнала, и определяют состояние подшипника по пиковому значению сигнала вибраций, о т л и ч аю щ v и с я тем, что, с целью повышения точности определения состояния подшипников, измеряют разности пиковых значений положительных и отрицательных полуволн ударных импульсов для определения величины дефекта, измеряют разности среднеквадратических значений положительных и отрицательных полунолн ударных импульсов для определения количества дефектов и их протяженности и измеряют разность результирующих значений, разности пиковых значений положительных и отрицательных полуволн и разности среднеквадратических значений положительных и отрицательных полуволн ударных импульсов для определения степени износа подшипника.

2. Устройство для контроля состояния подшипников качения, содержащее последовательно соединенные вибропреобразователь, согласующий усилитель, фильтр верхних частот, блок автонормирования, режимный переключатель, индикатор, отличающееся тем, что в него введены детекторы пиковых значений полоямтельных и отрицательных полуволн ударных импульсов, детекторы среднеквадратических значений положительных и отрицательных полуволн ударных импульсов, первый., второй и третий электрометрические вычитатели, причем входы детекторов пиковых значений полуволн и детекторов среднеквадратических зна« чений полуволн соединены с выходом блока автонормирования, выходы пиковых детекторов положительных и отрицательных полуволн соединены соответственно с первым и вторым входами первого электрометрического вычитателя, выходы детекторов среднеквадратических значений положительных и отрицательных полуволн соответственно соединены с первым и вторым входами второго электрометрического вычитателя выходы первого и второго элек1 трометрических вычитателей соответственно соединены с первым и вторым входами третьего электрометрического вычитателя и с первым и вторым входами режимного переключателя, выходы третьего электрометрического вычитателя соединены с третьим входом режимного переключателя.

1418590

Составитель В. Бродягин

Техред Л. Олийнык Корректор М.Шароши

Редактор Е.Папп

Тираж 847 Под пис ное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, R-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 4146/40

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ контроля состояния подшипников качения и устройство для его осуществления Способ контроля состояния подшипников качения и устройство для его осуществления Способ контроля состояния подшипников качения и устройство для его осуществления Способ контроля состояния подшипников качения и устройство для его осуществления Способ контроля состояния подшипников качения и устройство для его осуществления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электромашиностроения и может быть использовано для контроля сборки

Изобретение относится к маи иностроению, преимущественно к безразборной диагностике технического состояния подшипниковых узлов машин и механизмов

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано преимущественно для диагностики подшипников качения в процессе их испытаний и эксплцатации

Изобретение относится к области машиностроения и может быть исполь зовано для диагностики, контроля и прогнозирования технического состоя- .ния подшипниковых опор качения

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для контроля виброакустических характеристик подшипников качения и при диагностике их состояния после испытаний или в эксплуатации

Изобретение относится к контрольноизмерительной технике и может быть использовано при неразрушающем контроле сборочных узлов, в частности подшипников (П) качения

Изобретение относится к подшипниковой йромьшшенности.и может быть использовано в стендах для испытаний подшипников качения и систем смазки

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля готовых изделий с целью определения качества изготовления путем анализа вибрационных характеристик подшипника

Изобретение относится к измерительной технике и может быть, преимущественно, использовано для диагностирования поверхностей качения колец подшипников в узлах в процессе эксплуатации и ремонта машин и механизмов

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно подшипников качения авиационных газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для исследования и испытания подшипников качения

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно межвальных подшипников качения двухвальных авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено для использования при реализации контроля шарикоподшипников в процессе их изготовления и при осуществлении диагностики в процессе их эксплуатации

Изобретение относится к измерительной технике в машиностроении и используется для контроля и прогнозирования состояния подшипников качения в условиях, когда известен вид износа

Изобретение относится к энергетическим и транспортным машинам и механизмам

Изобретение относится к измерительной технике
Наверх