Способ контроля технического состояния подшипникового узла

 

Изобретение относится к машиностроению- , и касается диагностики техническог о состояния подшипникового узла преимздцественно с подшипником скольжения. Цель - повышение надежности контроля величины зазора в под1пипн1«совом узле. К подшипниковому узлу прикладьшают горизонтальную гармоническую силу от внепшего источ ника, ориентируют ее перпендикулярно к оси вала, изменяют частоту внешней зынуа цающей силы, возбуждают резонансные колебания шейки в зазоре подшипникового узла, а затем фиксируют собственн по частоту огибающей частоты вращения вала подшипникового узла. 2 ил.

(19) (И) союз советсних с оциАлистичесних

РЕСПУБЛИН (д g С 01 М 13/04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Ю госуд ственный номитет сссР пО делАм изОБРетений и ОтнРытий (61) 1247709 (21) 4219982/31-27 (22) 12,02,87 (46) 15.09.88 Бюл. У 34 (71) Ленинградский кораблестроительный институт (72) А.В.Авринский, С.А.Рыков и В.Е.Степанов (53) 658.562.012.7(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

1(1247709, кл. С 01 М 13/04, 1986. (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО

СОСТОЯНИЯ ПОДШИПНИКОВОГО УЗЛА (57) Изобретение относится к машиностроению и касается диагностики технического состояния подшипникового узла преимущественно с подшипником скольжения. Цель — повышение надежности контроля величины зазора в подшипниковом узле. К подшипниковому узлу прикладывают горизонтальную гармоническую силу от внешнего источника, ориентируют ее перпендикулярно к оси вала, изменяют частоту внешней вынуждающей силы, возбуждают резонансные колебания шейки в зазоре подшипникового узла, а затем фиксируют соб" ственную частоту огибающей частоты вращения вала подшипникового узла.

2 ил.

1423926

Изобретение относится к машиностроению, а именно к диагностике технического состояния подшипникового уэла преимущественно с подшипником

1 .Э сКольжения.

Целью изобретения является повышение надежности контроля величины зазора в подшинпикавом узле. (На фиг. 1 приведена схема устин вки вибровозбудителя на подшипников м узле; на фиг.2 - принципиальная с ема колебаний шейки вала в зазоре и дшипниковога узла при действии в ешней силы. 15

Устройство для диагностики зазора в подшипниковом узле механизма сод ржит вибростенд 1, соединенньп с оим рабочим элементом 2 с подшипн ковым узлом 3. Рабочий элемент рас-2п п ложен напротив шейки вала горизонт льна и перпендикулярно к оси вала 4, Вибростенд создает внешнюю горизонт льную гармоническую силу, перпендик лярную оси вала. Она сообщает ме- 25 х низму ускорение а . Инерция ротора о уславливает Heñêîìïåíñèðîâàííûé мо" м нт, вызывающий его смещение (р

Э и смещения описываются уравнением ! 30

i i + тщ сРЦ = шас . совсем, (1) г е 1,т, d — - моменты инерции, масса и зазор вала

g — ускорение свободного. падения.

При малых колебаниях сов 1. После прекращения действия вынуждающей силы возникают свободные затухающие колебанйя на маятниковой частоте Л, .

При периодическом возмущении с частотой Д из (1) следует, чта

1Я1 (2) а(1 - (— )I а йО

Из (2) видно, что при высокочастотном возмущении (Я»g, ), вызванные колебания очень малы. Максимальный эффект можно получить лишь в случае, 9 ефли возмущающая сила имеет частоту в районе частоты.Я . В этом случае коэффициент модуляции оборотной частаты максимален, Оценить диапазон частот, в котором должна изменяться вынуждающая сила, чтобы надежно возбудить резонансные колебания шейки вала в зазоре, можно из следующих соображений. С одной стороны, зазор в падшипниковам узле не может быть меньше некоторого значения с/1 которое обеспечивает работу механизма без заклинивания. "„ другой стороны, зазор не мажет быть больше величины д, т.к, в противном случае механизм также перестает функционировать. Учитывая эта, частота вынуждающей силы должна лежать в пределах.

2mgd,, (2m@ dã, — — ---ая (I z д,, с — минимально и максимально допустимые эаэары в подшипникавам узле.

Изменяя текущее значение частоты

Й вынуждающей силы в указанных выше пределах, находим частоту Я,, на которой возникают колебания шейки вала,в подшипнике с зазорам.Эти резонансные колебания гривадят к значительному росту коэффициента амплитудной модуляции на частоте вращения.Таким образом, изменяя коэффициент амплитудной модуляции на оборотной частоте, можно всегда. определить резонансные колебания шейки вала в зазаре и величину зазора.

Использование изобретения позволяет повысить надежность определения частоты.Я в падшипниковом узле при ь работе механизма.

Формула н э обретения

Способ контроля технического состояния подшипниковаго узла по авт. св. Р 1247709, о т л и ч а ю щ и йс я тем, чта, с целью павьппения надежности определения зазора в подшипниковом узле, перед измерением собственной частоты огибающей частоты вращения вала падшипниковага узла создают горизонтальные вынужденные колебания шейки вала в зазоре подшипникового узла на резонансной частоте.

1423926

Составитель Т.Хромова

Техред Л.Олийнык Корректор В.Романенко

Редактор И.Рыбченко

Заказ 4683/47 Тираж 847 Подписное

В11ИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ контроля технического состояния подшипникового узла Способ контроля технического состояния подшипникового узла Способ контроля технического состояния подшипникового узла 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при усталостных испытаниях подшипников качения

Изобретение относится к подтип-

Изобретение относится к подшипниковой промьшшенности и может быть использовано для диагностики подшипкачения в сборочных узлах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для диагностики элементов машин и механизмов трения

Изобретение относится к виброизмерительной технике и может быть использовано для контроля состояния подшипников качения

Изобретение относится к области электромашиностроения и может быть использовано для контроля сборки

Изобретение относится к маи иностроению, преимущественно к безразборной диагностике технического состояния подшипниковых узлов машин и механизмов

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля готовых изделий с целью определения качества изготовления путем анализа вибрационных характеристик подшипника

Изобретение относится к измерительной технике и может быть, преимущественно, использовано для диагностирования поверхностей качения колец подшипников в узлах в процессе эксплуатации и ремонта машин и механизмов

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно подшипников качения авиационных газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для исследования и испытания подшипников качения

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно межвальных подшипников качения двухвальных авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено для использования при реализации контроля шарикоподшипников в процессе их изготовления и при осуществлении диагностики в процессе их эксплуатации

Изобретение относится к измерительной технике в машиностроении и используется для контроля и прогнозирования состояния подшипников качения в условиях, когда известен вид износа

Изобретение относится к энергетическим и транспортным машинам и механизмам

Изобретение относится к измерительной технике
Наверх