Мотор-колесо транспортного средства

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1425101 А1 дц 4 В 60 К 7 00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

Il0 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3270696/27-11 (22) 07.04.81 (46) 23.09.88. Бюл. № 35 (75) П. И. Мохов и В. Г. Выборнов (53) 629.113-585.127 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 382529, кл. В 60 К 17/14, 1970. (54) (57) МОТОР-КОЛЕСО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее электродвигатель, установленный в ступице колеса, редуктор и коробку передач, представляющую собой трехзвенный планетарный механизм, одно звено которого соединено . непосредственно с полым валом электродвигателя и через фрикцион — с другим звеном упомянутого механизма, а водило — с выходной шестерней редуктора, тормоз, связанный с корпусом коробки передач и одним из упомянутых звеньев, при этом нажимной фланец тормоза установлен с возможностью осевого перемещения от привода и выполнен с упором, управляемый механизм, образованный из установленного с ч возможностью осевого перемещения первого диска и второго диска, Между которыми установлена пружина для опирания первого диска о диски фрикциона, причем первый диск установлен в исходном положении с зазором относительно упора на нажимном фланце тормоза со стороны, противоположной опиранию пружины на этот диск, а на последнем смонтированы диски тормоза и пружинный энергоаккумулятор, отличающееся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей путем обеспечения режимов управления энергоаккумулятором, оно снабжено дополнительным приводом, представляющим собой пневмоцилиндр с корпусом, прикрепленным к корпусу коробки передач, и штоком, одним концом опертым о диски тормоза со сто<0 роны, противоположной размещению нажимного фланца тор коза, пружинный энергоаккумулятор связан с упомянутым штоком и корпусом, а второй диск управляемого механизма закреплен на валу коробки передач.

1425101

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к мотор-колесам.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей путем обеспечения режимов управления энергоаккумулятором.

На фиг. 1 изображено мотор-колесо, вертикальный разрез; на фиг. 2 — коробка передач, вертикальный разрез; на фиг. 3 — — положение элементов коробки передач на стоянке; на фиг. 4 — то же, на первой передаче; на фиг. 5 — то же, на в)орой передаче; на фиг. 6 — моторколесо с расположением шестерен коробки передач в корпусе редуктора, вертикальный разрез.

15

Мотор-колесо (фиг. 1) содержит электродвнгатс.lb 1, установленный в ступице 2 колеса, которая окружена ободом 3 с пневматн есной шиной 4. Корпус 5 редуктора 6 соснинеll со ступицей 3, а корпус 7 — с элек- 20 тродвигаплем 1. Вал 8 коробки 9 передач сосдн l ll с входной шестерней 10 редуктора 6. Фланец 1 служнт для креллення мотор-колеса к раме машины (не показана).

В коробке 9 передач (фиг. 2) коронная нестерня 12 соединена с полым валом 13 электродвигателя 1 и винтами 14 с полой ступицей 15, в которой установлены фрикционные диски 16, диски .17 и нажимная пластина 18. Диски 17 и нажимная пластина 18 имеют выступы 19 и 20 соответственно, которыми они смонтированы в лазах 21 полой ступицы 15 так, что могут перемещаться в осевом направлении, но не имеют углового перемещения по отношению к ней. Фрикционные диски 16 выполнены с внутренними зубьями, котос)ыми сцеплены с наружными зубьями 22 тулки 23, установленной на валу 24.

Фрикционные диски 16, диски 17 и нажимная пластина 18, расположенная внутри г!олой ступицы 15, образуют фрикцион, способный соединить коронную шестерню 12 с солнечной шестерней 25, установленной на валу 24.

Водило 26 соединено валом 8 с входной шестерней 10 редуктора 6. В водиле 26 45 установлен вал 27 с сателлитом 28, сцепляющимся с шестернями 12 и 25.

На втулке 23 выполнены наружные зубья 29, на которых посредством внутренних зубьев установлен нажимной стакан 30, имеющий наружные зубья 31. Нажимной стакан 30 мо- 50 лет перемещаться под действием пружины 32, онертой на него и на упорный стакан 33, зафиксированный на валу 24 кольцом 34.

В цилиндре 35, прикрепленном к электродвигателю 1, установлен поршень 36 с выступом 37, перемещаемый жидкостью, подаваемой через отверстие 38. Между выступом 37 и нажимным стаканом 30 есть зазор 39.

К цилиндру 35 прикреплен корпус 40, внутри которого установлены фрикционные диски 41, диски 42 и нажимная часть 43 штока 44. Фрикционные диски 41 выполнены с внутренними зубьями, взаимодействующими с наружными зубьями 31 нажимного стакана 30. Поршень 36, диски 42 и нажимная часть 43 штока 44 смонтированы выступами 45, 46 и 47 соответственно в пазах 48 корпуса 40 с возможностью перемещения. Фрикционные диски 41, диски 42, нажимная часть 43 штока 44 и поршень 36 образуют тормоз для остановки солнечной шестерни 25.

Шток 44 связан через диафрагму 49 и кольцо 50 с пружинным энергоаккуму лятором 51 с возможностью взаимодействия с дисками 41 и 42 тормоза и перемещения относительно крышки 52, присоединенной к корпусу 40. В полость 53 между диафрагмой 49 и корпусом 40 через отверстие 54 подают воздух под давлением.

В штоке 44 выполнено резьбовое отверстие 55, в которое ввернут болт 56, проходящий через отверстие 57 крышки 52.

Корпус 40, шток 44, диафрагма 49, кольцо 50 и крышка 52 образуют камеру с пружинным энергоакуумулятором 51.

На фиг. 6 показано мотор-колесо с расположением коронной шестерни 12, солнечной шестерни 52, сателлита 28 и водила 26 в корпусе 5 редуктора 6. На одном конце полого вала 13 установлена коронная шестерня 12, а на другом — полая ступица 15. Связь коронной шестерни 12 и солнечной шестерни 25 с фрикционом, тормозом, управляемым элементом, образованным из поршня 36 с выступом 37 и установленным относительно него с зазором 39 нажимного стакана 30, и камерой с пружинным энергоаккумулятором 51 осуществлена валом 24.

Поскольку осуществлены индивидуальное управление пружинным энергоаккумулятором, работающим от тормозной системы транспортного средства, и фиксация управляемого элемента относительно шестерен коробки передач, повышена надежность и работоспособность предлагаемого мотор-колеса.

Мотор-колесо работает следующим образом.

На стоянке (фиг. 3) отсутствует давлеление воздуха в полости 53 и давление жидкости под поршнем 36; Пружинный энергоаккумулятор 51, действуя через кольцо 50 и диафрагму 49 на шток 44, тормозит фрикционные диски 11 и диски 42 между его нажимной частью 43 и поршнем 36. Солнечная шестерня 25 устанавливается от вращения по отношению к корпусу 40. Действие пружины 32 через нажимной стакан 30 на нажимную пластину 18 сцепляет фрикционные диски 16 и диски 17 фрикциона. Коронная шестер1425101

3 ня 12 блокируется с солнечной шестерней 25.

Рассмотренный эффект обеспечивает с одной стороны остановку полого вала 13 электродвигателя 1 на корпус 40, а с другой стороны обода 3 колеса, соединенного через входную шестерню 0 редуктора 6 с валом 8 коробки 9 передач. Таким образом осуществляется стояночное торможение транспортного средства, на котором установлено мотор-колесо.

Для движения на первой передаче в полость 53 подается воздухом под давлением, а под поршень 36 — жидкость под давлением (фиг. 4). Шток 44 перемещается и сжимает пружинный энергоаккумулятор 51, поршень 36 тормозит фрикционные диски 41 и диски 42 на корпус 40. В результате солнечная шестерня 25 останавливается от вращения. Выступ 37 поршня 36, выбрав зазор 39 при перемещении, давит на нажимной стакан 30 и сжимает пружину 32, фрикционные диски 16 и диски 17 освобождаются от действия нажимной пластины 18, в коронная 12 и солнечная 25 шестерни деблокируются. Вращающий момент с полого вала 13 электродвигателя 1 передается коронной шестерней !2 через сателлит 28 на водило 26, затем валу 8 и от шестерни 10 к другим элементам редуктора 6, далее ободу 3 колеса и шине 4. Вращение происходит с изменением передаточного числа от полого вала 13 электродвигателя 1 к валу 8 коробки 9 передач.

При движении на второй передаче (фиг; 5) в полости 53 находится воздух под давлением и пружинный энергоаккумулятор 51 отторможен. Из-под поршня 36 устраняется жидкость. Пружина 32, действуя через нажимной стакан 30 на выступ 37 поршня 36, перемещает последний на величину зазора 39. Фрикционные диски 41 и диски 42 освобождаются и отсоединяют солнечную шестерню 25 от корпуса 40.

Пружина 32 перемещает нажимной стакан 30 и сжимает фрикционные диски 16 и диски 17 фрикциона. В результате коронная шестерня 12 блокируется с солнечной шестерней 25. Передаточное число от полого вала 13 электродвигателя 1 к валу 8 коробки 9 передач становится равным единице.

Вращающий момент от электродвигателя 1 передается валом 8 на шестерню IO редуктора 6 и через его другие элементы к ободу 3 колеса и шине 4.

Одновременное сжатие пружиной 32 фрикциона и пружинным энергоаккумулятором 51 тормоза позволяет осуществить как стояночное, так и аварийное торможение мотор-колеса, что повышает надежность его работы при выходе из строя привода рабочих тормозов. Растормаживание пружинного энергоаккумулятора 51 для включения коробки 9 передач осуществляют при повреждениях привода стояночного тормоза. При утечках, понижении или от20 сутствии давления воздуха в полости 53 камеры пружинный энергоаккумулятор 51 не может быть отторможен, а коробка 9 передач включена. Это позволяет контролировать исправность системы управления камерой в начале движения. Если при указанных неисправностях возникает необходимость движения, например для буксировки поврежденного при аварии транспортного средства или срочной эвакуации, пружинный энергоаккумулятор 51 может быть растормо30 жен механически, вворачиванием болта 56 (фиг. 2).

Переключение передач мотор-колеса осуществляется как на стоянке, так и при движении транспортного средства. Включение фрикциона или тормоза не требует

3 специальных прис |особлений для синхронизации их элементов. Контроль за износом дисков 4! и 42 тормоза осуществляется через пазы 48 корпуса 40. Для замены дисков тормоза и фрикциона необходимо отсоединить камеру с пружинным энерго40 аккумулятором 51.

1425101

1425101

13 В

6 7 57

Q 8 25!

17 уу 18 30 32

1á 17 18 37 50

Юыг. Ф

1425101

Составитель С. Белоусько

Редакгор А. Мотыль Техред И. Верес Корректор Л. Патай

Заказ 4730/(8 Тираж 558 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Мотор-колесо транспортного средства Мотор-колесо транспортного средства Мотор-колесо транспортного средства Мотор-колесо транспортного средства Мотор-колесо транспортного средства Мотор-колесо транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к вспомогательному оборудованию транспортных средств

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к мотор-колесам самоходных энергонасыщенных кормоуборочных комбайнов

Изобретение относится к приводам машин

Изобретение относится к транспортному и сельскохозяйственному машиностроению в частности трансмиссии прицепных и мобильньк сельхозмашин

Изобретение относится к транспортному манжностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к гидромотор-колесам , и может быть использовано в качестве привода колес самоходной или прицепной машины, где необходимо обеспечение автоматического включения и выключения гидромотор-колеса в зависимости от условий эксплуатации машины

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к конструкциям колес грузовых тележек, окрасочных аппаратов и установок

Изобретение относится к колесным узлам транспортных средств

Изобретение относится к области энергетики и может быть использовано в различных отраслях народного хозяйства

Изобретение относится к наземному транспорту и может быть использовано в качестве колеса или ведущей звездочки в ходовой части колесных или гусеничных машин

Изобретение относится к электротехнике, а именно, к торцевым электрическим машинам с короткозамкнутыми роторами или постоянными магнитами и двумя статорами и может найти применение в электроприводе промышленных роботов, транспорте, робокарах или в электрокарах и электромобилях

Изобретение относится к приводным устройствам для передвижных средств, и может быть использовано при изготовлении роликовых платформ, инвалидных колясок и комплектующих их приводных мотор-колес

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в качестве источника энергии для электропривода

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве мотор-колеса транспортных средств

Изобретение относится к транспортному средству, приводимому в движение мышечной силой, в частности к креслам-коляскам

Изобретение относится к области энергомашиностроения
Наверх