Способ оценки технического состояния шатунных подшипников двигателя внутреннего сгорания

 

Изобретение м.б. использовано при диагностировании карбюраторных двигателей. Цель изобретения - повышение точности диагностирования.Предварительно определяют частоты вращения двигателя, соответствующие резонансным колебаниям в шатунных подт1пниках при зазорах от номинального до предельного значения. При этих частотах на режиме свободного разгона двигателя измеряют параметры либрации при зазорах от номинального до предельного значения. При этом угол опережения зажигания устанавливают на 30... 35 раньше номинального. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

СОЮЗ СО8ЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н A BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТ8ЕННЫИ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4070457/25-06 (22) 22.05.86 (46) 15. 10,88,Бюл. У 38 (71) Специальное опытное проектноконструкторско-технологическое бюро

СОВАСХНИЛ (72) А.И.Гиберт, В.Г.Потанин и И.H.Ãóñüêîâ (53) 621.43-15(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 1107025, кл. G 01 М 15/00, 1982. (54) СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ШАТУННЫХ ПОДШИПНИКОВ ДВИГАТЕЛЯ

ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

„„SU„„1430789 А 1 (51) 4 G 01 М 15/00 (57) Изобретение м.б. использовано при диагностировании карбюраторных двигателей. Цель изобретения — повышение точности диагностирования. Предварительно определяют частоты вращения двигателя, соответствующиерезонанс.ным колебаниям в шатунных подшипниках при зазорах от номинального до предельного значения. При этих частотах на режиме свободного разгона двигателя измеряют параметры вибрации при зазорах от номинального до предельного значения. При этом угол опережения зажигания устанавливают на 30... о

35 раньше номинального. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

1 14307

Изобретение относится к эксплуатации и может быть использовано при диагностировании карбюраторных двигателей внутреннего сгорания.

Цель изобретения — повышение точности.

На чертеже представлена блок-схема устройства для осуществления предлагаемого способа. 10

Устройство содержит электротормоэной стенд 1, связанный с двигателем 2, на шатуне 3 которого установлен пьезометрический датчик 4 ускорения и датчики 5 и 6 малых перемещений, фото- 15 электрический датчик 7 углового положения коленчатого вала, датчик 8 момента искры, пьезометрический датчик

9 вибрации, установленный на блоке, . токосъемное устройство 10, связываю- 20 щее датчики 4 — б,установленные на шатуне, с предусилителем 11 и индуктивным преобразователем 12, блок 13 обработки сигналов и диагностический сигнализатор 14, связанные с каждым 25 из датчиков 7 — 9,осцилограф 15,связанный через самописец 16 с блоком 13 и анализатором 14, усилитель 17, связанный с предусилителем 11, индуктивным преобразователем 12, блохом 13, 30 анализатором 14, и шлейфовый осцилограф 18, связанный с выходом усилителя 17, Датчики 4 — 6 с токосъемным устройством 10, предусилитель 11, индуктив- 35 ный преобразователь l2 устанавливают на нижнюю головку шатуна 3 только в случае необходимости построения траектории движения центра подшипника для уточнения зоны автоколебаний ниж- 40 ней головки шатуна.

Способ осуществляют следующим образом.

Двигатель и аппаратура прогревают-g5 ся. Датчик 9 вибраций устанавливают через переходник в одну иэ выбранных, точек на поверхности блока двигателя 2. Двигателю 2 задают нужный угол опережения зажигания, режим работы которым управляет автоматическая система отключения зажигания по контролируемой частоте вращения в блоке измерения анализатора 14 и при заданном положении дроссельной заслонки.

На блоке 13 обработки задаются необходимые полосы частот, зоны цикла для выббрки и объемы усредняемых циклов.

Часть информации регистрируется на

89 осциллограммы, часть выводится на цифровые индикаторы.

При кривым перемещения вала в подшипнике с датчиков 5 и 6 строятся траектсрии движения центра вала.Траектории движения центра подшипника наносят вспомогательный характер и используются для уточнения зоны автоколебаний и соударений рабочих поверхностей шатунного подшипника. В дальнейшем траектории не строятся,регист- руются только вибросигналы в выбраной точке на блоке.

Двигатель с установленными на нем датчиками запускается, дроссельную заслонку устанавливают в положение максимальной частоты вращения для определенного интервала изменений, включается система автоматического отключения зажигания, которая поддерживает режим "Разгон-выбег" в заданных интервалах, при которых в латунных подшипниках при наличии повышенных зазоров возникают автоколебания.

Включаются блок 13 и анализатор 14, их работа синхронна работе двигателя, так как датчики 7 и 8 вырабатывают опорные точки отсчета ВМТ и цикла, от которых ведется отсчет. По заданному алгоритму в блоке 13 и анализаторе 14 ведется обработка и измерение сигналов вибраций. Вспомогательная ин" формация выводится на осциллографы

15 и 18 и самописец 16.

Формула и э о б р е т е н и я

1. Способ оценки технического состояния шатунных подшипников двигателя внутреннего сгорания, включающий измерения на заданном скоростном режиме работы двигателя параметров вибрации и сравнения их с эталоном, отличающийся тем, что, с целью повышения точности, предварительно определяют частоты вращения двигателя, соответствующие резонансным колебаниям в шатунных подшипниках при зазорах от номинального до предельного значения, а измерение параметров вибрации осуществляют на режиме свободного разгона двигателя при частотах вращения, соответствующих резонансным колебаниям в шатунных подшипниках, при зазорах от номинального до предельного значения.

2. Способ по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что угол опережения зажигания устанавливают на 30..35 раньше номинального.

1430789

Составитель А.Аристов

Техред М.Дидык, Корректор Э.Лончакова

Редактор Е. Копча

Тираж 847 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР

l по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 5333/42

Производственно-полиграфическое предприятие, г. ужгород, ул. Проектная 4

Способ оценки технического состояния шатунных подшипников двигателя внутреннего сгорания Способ оценки технического состояния шатунных подшипников двигателя внутреннего сгорания Способ оценки технического состояния шатунных подшипников двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к способам определения надёжности восстановленных деталей конструкции в условиях эксплуатации после ее ремонта

Изобретение относится к области испытательной техники и может быть использовано в стендах для исследования вентиляторов

Изобретение относится к области технической диагностики, преимущественно к средствам встречного контроля технического состояния системы зажигания - двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх