Способ базирования вращающейся детали

 

Изобретение относится к бесцентровому шлифованию. Цель - повьпаение стабильности.вращения детали и уменьшение износа опор. Деталь типа тела вращения при бесцентровой обработке базируют по кольцевой поверхности на радиальные и осевые опоры из поликристаллов на основе кубического нитрида бора, при этом рабочим поверхностям придают кривизну, равную по величине и обратную по знаку кривизне базовой поверхности детали, суммарную площадь опор задают не менее 20% площади опорной кольцевой поверхности детали при давлении прижатия детали к опорам 0,16-2,8 МПа. 10 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

А1 (19) (11) (5)) 4 В 24 В 5/18

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BT0PCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4012922/25-08 (22) 19.11.85 (46) 30.01.89. Бюл. Р 4 (71) Специальное конструкторское бюро прецизионного станкостроения (72) И.Д.Гебель, Г.JI.Амитан, В.П.Васильев, M.Ñ.Друй, M.С.Клибанов, А.И.Нефедов и M.Я,Старкина (53) 621 .924.1 (088.8) (56) Современные синтетические сверхтвердые материалы и области их применения. M,: ВНИИАЛИАЗ, 1976, с. 75 — 78. (54) СПОСОБ БАЗИРОВАНИЯ ВРАЩА1()ЩЕЙСЯ

ДЕТАЛИ, 57) Изобретение относится к бесцентИзобретение относится к бесцентровому шлифованию и может быть использовано-при обработке точных деталей.

Целью изобретения является повышение стабильности вращения детали и износостойкости опор за счет поверхностного контакта с нормированным давлением.

На фиг.1 показана схема реализации предложенного способа при шлифовании желоба наружного кольца шарикового подшипника; на фиг. 2 — сечение А-A на фиг.1; на фиг. 3 — осевая опора; на фиг. 4 — радиальная опора для базирования по наружной поверхности; на фиг, 5 — то же, для базирования по отверстию; на фиг. 6 схема реализации предложенного способа применительно к ультразвуковому суперфинишированию желоба внутреннеровому шлифованию. Цель — повышение стабильности вращения детали и уменьшение износа опор. Деталь типа тела вращения при бесцентровой обработке базируют по кольцевой поверхности на радиальные и осевые опоры из поликристаллов на основе кубического нитрида бора, при этом рабочим поверхностям придают кривизну, равную по величине и обратную по знаку кривизне базовой поверхности детали, суммарную площадь опор задают не менее

20Х площади опорной кольцевой поверхности детали при давлении прижатия детали к опорам 0,16-2,8 MIIa.

10 ил.

ro кольца шарикового подшипника; на фиг. 7 — сечение R-Б на фиг.6; на фиг. 8 — видоизмененная схема по фиг.1; на фиг.9 — вид В на фиг.й; на фиг.1 0 — сечение Г-Г на фиг.8.

Деталь 1 (фиг.1,2), в данном слу-. чае наружное кольцо миниатюрного ша- . рикового подшипника, базируют по периферии на неподвижную радиальную

10 опору 2, изготовленную иэ поликристаллического материала на основе кубического нитрида бора (зльбора P), С деталью 1 взаимодействуют два ролика 3 и 4, связанные с приводом вращения; по торцу деталь 1 базируют на осевую опору 5, также изготовленную из эльбора Р, Основание 6 ollopbI

2 и основание 7 опоры 5 жестко закреплены в корпусе 8 бабки иэдЕлия

20 станка. Деталь 1 приводят во враще1454655

4 ности детали равна не менее 10 ее максимального диаметра, а суммарная площадь опор составляет не менее 20 площади базовой поверхности детали

Давление прижатия детали к опорам задают в диапазоне 0,16 — 2,8 ИПа с соблюдением условия

F ч К, 10 где ние роликами 3, 4, один из которых

1 установлен на неподвижной оси, а вто рой подпружинен в направлении к детали, и обрабатывают абразивным инструментом 9, закрепленным на шпинделе 10 шлифовальной бабки станка, 0си роликов. 3 и 4 установлены наклон но по отношению к оси детали 1 для создания усилия прнжатия торца этой, детали к осевой опоре 5. Максималь ные размеры опор 2 и 5 определяются, технологией изготовления вставок из, эльбора Р; эти вставки имеют форму (фиг.3) цилиндров с диаметром 3,5

4,2 мм и высотой 4 мм.

В качестве осевых опор используются плоские торцы одной или нескольких вставок 11 по фиг,3, в качестве радиальных опор для базирования по наружной поверхности — вставки 12 по фиг.4 с дополнительно обработанной вогнутой базовой поверхностью !

13, для базирования по отверстию— вставки 14 по фиг. 5 с дополнительно

:обработанной выпуклой базовой по" ! верхностью 15.

Взаимодействующая с наружной цилиндрической поверхностью детали 1 поверхность 13 опбры 2.(12) имеет форму участка вогнутой цилиндрической поверхности, ее кривизна ранна .. но в еличин е и обр атна по знаку кривизне наружной поверхности .детали 1.

Торец детали 1 прилегает к плоскости торца опоры 5 всей своей поверхностью; кривизна обеих упомянутых пло ск о с т ей р ав на нулю.

В модификации способа по фиг,6,7 внутреннее кольцо 16 шарикового подшипника при суперфинишной обработке его желоба бруском 1 базируют по отверстию на оправку 18, в которой закреплены две опоры 14 (фиг.5), а по торцу — на торцы четырех опор 11 (фиг.3), закрепленных на общем основании 7. В модификации способа по фиг. 8

10 кольцо 19 базируют по наружной, nîíåpõíîñòè на радиальную опору

2 (12), связанную с основанием 6, а по торцу — на торцы трех осевых опор 11, связанных с общим основани= ем 7. В последнем предусмотрены каналы 20, 21 с выходным отверстием

22 для подачи СОМ на кольцевые базовые поверхности кольца 1 9, Во всех случаях ширина взаимодействующей с опорами кольцевой поверхF — усилие прижатия детали к опорам, Н; ч — средняя скорость скольжения у м/с, 15 K = К„К К D „„„- критерий;

K, — коэффициент, зависящйй от материала; .для подшипниковой стали о11 составляет 3 10 МПа ;

20 К вЂ” коэффициент относительной и площади опор, равный отношению суммарной площади опор к площадьт базовой поверхности детали;

25 K — коэффициент относительйой

3 ширины базовой поверхностр, равный отношению ее ширины к максимальному диаметру, 30 0 „. — максииальный диаметр базовой поверхности.

Примеры осуществления способа применительно к шлифованию колец приборных подшипников представлены в таблице. В указанной таблице площадь кольцевой базовой поверхности подсчитана по формулам: цилиндр — 8 ;,з

2 КрПммкс 1

40 плоский торец - S@ = Т(Э„,, Ку)КРмакс

Параметры режима обозначены:

à — сила прижима детали к опоре, Н;

45 Р =- F/S „- давление детали HA oBo ру р %1а где Бщ площадь базовой поверхности опоры— определяется из условия с; . с

Ф

"оп "ySbdy s скорость скольжения кольца по опоре, м/с.

Как видно из таблицы, при F v K возникают надирь1. При собгюдении указанных режимов, в частности условия

55 1"ч К, обес ечи ется?Илуеие годных деталей, Помимо приведенных в таблице примеров, способ испытан также примениК

Э

Лмакс

5 1454 тельно к обработке деталей типа игл, в частности миниатюрных сверл; в. этом случае К2 = 0,4 IC> = 2,5. Испытания показали работоспособность предложенного способа в диапазоне

5 давлений 0,16 — 2,8 МПа при скоростях скольжения 2 — 6 м/с.

Во всех описанных модификациях спо соб а обеспечивается достижение высокого эффекта в части повышения стабильности вращения деталей на Qrro рах и уменьшения износа опор: например, алмазные опоры, значительно превышающие опоры из .эльбора P no твердости и соизмеримые по коэффи.циенту трения, по достигаемым стабильностям вращения и стойкости опор существенно хуже опор из эльбора P.

Так, при базировании на неподвиж- ныв опоры из карбонадо суперфинишируемое кольцо приборного подшипника периодически тормозится (иногда до остановки) и разгоняется, на его 25 базовых поверхностях возникают грубые надиры, поэтому суперфиниш практически невозможен. При базировании по предложенному способу кольцо вращается стабильно, обеспечивается высокий процент выхода годной продукции. При одинаковых условиях испытаний в течение 24 ч получены следующие результаты: по предложенному способу — износ опоры 7 мкм, износ

35 детали (надир) 8 мкм, а по способу с базированием на сферическую Опору из карбонадо — 25 и 15 мкм соответственнц.

Предложенный способ позволяет ис- 40 пользовать эльбор как конструкционный материал для изготовления опор типа подшипников и подпятников прецизионных механизмов и приборов.При этом сохраняются известные преимущества эльбора по сравнению с алмазом". эльбор дешевле карбонадо, легче

Обрабатывается, сравнительно просто соединяется с металлами пайкой или склеиванием.

655 6

Формула изобретения

Способ базирования вращающейся детали по кольцевой поверхности с прижатием к опорам,. по меньшей мере одна из которых выполнена из поликристаллов на основе кубического нитрида бора, отличающийся тем, что, с целью повышения стабильности углового движения детали, преимущественно стальной, в диапазоне скоростей 2-6 м/с, а также износостойкости опор, базирование осуществляют по кольцевой поверхности, ширина которой равна не менее 107, ее максимального диаметра, на поверхности опор, кривизна которых равна по величине и обратна по знаку кривизне базовой поверхности детали,.а их суммарная площадь составляет не менее 20 площади базовой поверхности детали, при этом давление прижатия детали к опорам выбирают в диапазоне 0,16-2,8 МПа из условия:

Кв где F — усилие прижатия детали к опорам, Н;

v — средняя скорость скольжения, м/с;

K = К,К К Л" „— критерий;

К, — коэффициент, зависящий от материала детали (составляющий

3 10 м Па ° с для подшип7 никОВОй стали) g коэффициент относительной площади опор, равный отношению суммарной площади опор к площади базовой поверхности детали; коэффициент ОтнОсительнОй ширины базовой поверхности, равный отношению ее ширины к максимальному диаметру; максимальный диаметр базовой поверхности.

1454655 се л ri е а е е i- cv

W 00 а б оо фф

° \ 4Ь Ф ею CV hl

Ю

Ю о

bc b3 b4 bd о со

54 М со

% CV

Ф

Ф ФЧ Э сес; о ео

4Ч Ф 8 IN C4 4Ч ФЪ

3 е

ФЧ

° М о б фФ) В о

Ю а с

Щ

ФЧ

Ф л

° 1

° °

5i 5 (!

В Й ю1 и Л и

rs 14

1454655

Clue. 4

Фце,$

11

I 454655

4- A

mue.!

1454655

1454655

Вид8

Составитель A. Козлова

Техр ед М. Дидык

Редактор А.Маковская

Корректор В.Бутяга

Заказ 7392/20 Тираж 663 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ базирования вращающейся детали Способ базирования вращающейся детали Способ базирования вращающейся детали Способ базирования вращающейся детали Способ базирования вращающейся детали Способ базирования вращающейся детали Способ базирования вращающейся детали Способ базирования вращающейся детали 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к станкам и устройствам для бесцентровой обработки деталей

Изобретение относится к области станкостроения и может быть использовано для бесцентрового шлифования наружных поверхностей тел вращения, в частности для м JClгoпoэициoннoгo электроалмазного пшифования твердосплавных роликов

Изобретение относится к металлообработке и может быть использовано во всех областях народного хозяйства при шлифовании деталей типа тел вращения

Изобретение относится к металлургии полупроводников, в частности к производству стержней поликристаллического кремния, имеющих отклонение от круглой формы в сечении и от прямолинейности оси

Изобретение относится к устройствам для бесцентрового шлифования

Изобретение относится к абразивной обработке и может быть использовано в бесцентровых круглопшифовальных станках, работающих по методу А-л врезного шлифования

Изобретение относится к области станкостроения и предназначено для повышения точности при обработке высоко точных деталей

Изобретение относится к области станкостроения и может быть использовано на круглошлифовальных бесцентровых станках для обработки, например, дорожек качения или буртов наружных или внутренних колец подшипников качения
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано на бесцентровошлифовальных станках

Изобретение относится к области абразивной обработки и может быть использовано при тонком шлифовании цилиндрических деталей, в частности таблеток ядерного топлива

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при бесцентровой абразивной доводке прецизионных ферромагнитных деталей типа плунжера, штока топливно-регулирующей аппаратуры, роликов подшипников

Изобретение относится к области абразивной обработки и может быть использовано при бесцентровом шлифовании цилиндрических поверхностей с удалением малых или больших объемов материала с заготовки

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при шлифовании тел вращения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при изготовлении цилиндрических роликов роликовых подшипников

Изобретение относится к технологии машиностроения и может быть использовано в различных отраслях промышленности при массовом производстве высокоточных деталей методом шлифования фасонных поверхностей, в том числе в инструментальной промышленности для изготовления различных инструментов (боры, фрезы и т
Наверх