Бесшпоночное соединение

 

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для соединения вала с вращающейся на нем деталью. Цель изобретения - расширение эксплуатационных качеств соединения путем обеспечения возможности регулирования диапазона срабатывания бесшпоночного соединения как предохранительного устройства в процессе его работы. Регулирование диапазона срабатывания соединения осуществляется путем введения в торцовую полость 18 вала 1 на определенную величину магнита 19, который своим магнитным полем взаимодействует с вкладышами, находящимися во внутренней полости упругого элемента. При этом магнитное поле отталкивает или притягивает вкладыши, меняя величину силы трения между упругим элементом 3 и валом 1. При уменьшении силы трения деталь 2 проворачивается вместе с кольцом и упругой втулкой 3 относительно вала 1. Выступы 8 вала совпадают с впадинами кольца, которое перемещается в осевом направлении и выходит из зацепления с хвостовиком 10 стопорного элемента 9. Упругая втулка разжимается и соединение не передает вращающий момент. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для соединения вала с вращающейся на нем деталью. Цель изобретения расширение эксплуатационных свойств путем обеспечения возможности регулирования диапазона срабатывания бесшпоночного соединения как предохранительного устройства во время его работы. На фиг. 1 изображено предлагаемое соединение в исходном положении перед началом работы; на фиг.2 вид А на фиг.1 (соединение после срабатывания); на фиг.3 разрез Б-Б на фиг.2. Между валом 1 и деталью 2 установлена упругая втулка 3, поджатая через втулку 4 гайкой 5. Между уступом вала и упругой втулкой 3 расположено кольцо 6 с выступами 7, а на уступе вала 1 выполнены ответные выступы 8. На детали 2 закреплен стопорный элемент 9, хвостовик 10 которого входит в выполненные на торцах кольца 6 и упругой втулки 3 осевые пазы 11, 12 и кольцевой паз 13 на валу 1. В упругой втулке 3 выполнены кольцевые концентричные полости 14, 15, разделенные между собой диафрагмой 16. Наружная полость 14 заполнена газом, во внутренней полости 15, заполненной жидкостью, размещены вкладыши 17 с магнитными свойствами, а в торцовой полости вала 18 размещен с возможностью осевого перемещения магнит 19. При использовании соединения в качестве предохранительного устройства при превышении допускаемых вращающего момента, частоты вращения и передаваемой мощности соединение работает следующим образом. В рабочем положении торцовые выступы 7 кольца 6 совпадают с торцовыми выступами вала 1. Упругая втулка 3 сжата гайкой 5 через втулку 4. Между втулкой 3, валом 1 и деталью 2 создаются силы трения, позволяющие передавать вращающий момент. При вращении соединения возникают центробежные силы, зависящие от частоты вращения и величины вращающихся масс. Вкладыши 17 с жидкостью в полости 15 под действием центробежных сил создают дополнительное давление на диафрагму 16, которая начинает прогибаться, дополнительно сдавливая газ в полости 14. При этом силы трения между втулкой 3 и валом 1 уменьшаются, а величина передаваемого вращающегося момента снижается до величины, при которой происходит проворачивание детали 2 вместе с кольцом 6 и втулкой 3 относительно вала 1. При этом выступы 8 вала 1 совпадают с впадинами кольца 6, которое перемещается в осевом направлении и выходит из зацепления с хвостовиком 10 стопорного элемента 9. Упругая втулка 3 разжимается и соединение не передает вращающий момент. Кольцо 6 поворачивается вместе с валом 1 относительно втулки 3 и детали 2. Для обеспечения регулирования диапазона срабатывания бесшпоночного соединения как предохранительного устройства в торцовую полость вала, выполненного из немагнитного материала, вводится магнит 19 (см.фиг.1). Его магнитное поле взаимодействует с вкладышами 17, обладающими магнитными свойствами, и при этом в зависимости от взаимного расположения полюсов магнита и вкладышей 17 (перемещение магнита производится по направлениям, указанным стрелками "а" или "б"), происходит притягивание или отталкивание вкладышей, тем самым увеличивается или уменьшается сила трения между втулкой 3 и валом 1, а следовательно, осуществляется регулирование диапазона срабатывания бесшпоночного соединения как предохранительного устройства в зависимости от величины и направления перемещения магнита 19 в торцовой полости вала. Предлагаемое бесшпоночное соединение позволяет осуществлять регулирование диапазона срабатывания бесшпоночного соединения как предохранительного устройства во время его работы и может быть применено в механизмах, где необходимо без остановки механизма понизить или повысить величину допускаемых передаваемого крутящего момента, передаваемой мощности и частоты вращения, а также для экстренной остановки одной из кинематических цепей при общем приводе. Например, при изменении режимов непрерывных технологических процессов или в случае возникновения аварийных ситуаций, когда срочно необходимо отключить одну из кинематических цепей или увеличить пределы срабатывания соединения как предохранительного устройства при заеданиях, поломках, случайных попаданиях посторонних предметов в обрабатываемую среду, при необходимости закончить начатый технологический процесс.

Формула изобретения

БЕСШПОНОЧНОЕ СОЕДИНЕНИЕ по авт. св. N 1358529, отличающееся тем, что, с целью расширения эксплуатационных свойств путем обеспечения возможности регулирования диапазона срабатывания бесшпоночного соединения как предохранительного устройства в процессе работы, вал выполнен с торцовой полостью, в которой размещен с возможностью осевого перемещения магнит, во внутренней полости упругого элемента размещены радиально подвижные вкладыши с магнитными свойствами, расположенные с возможностью взаимодействия с полем магнита.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Номер и год публикации бюллетеня: 36-2000

Извещение опубликовано: 27.12.2000        




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для соединения вала с вращающейся деталью

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для соединения валов двух механизмов, требующих частого разъединения

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к электротехнике , для соединения вала электродвигателя с валом моментоизмерительной установки

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях станков, машин и механизмов для безшпоночного соединения деталей

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для передачи момеита на несколько установленных на валу ступиц

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для соединения вала с вращающейся деталью

Изобретение относится к машиностроению , в частности к разъемным соединениям вала со ступицей для передачи крутящего момента

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для соединения вала с установленной на нем деталью и обеспечения предохранительных свойств

Изобретение относится к области машиностроения и может быть испольяовано в соединениях, эксплуатирующихся при высоких частотах вращения

Изобретение относится к судовому машиностроению, в частности к узлам соединения гребного винта с валом и способам получения посадочной поверхности ступицы гребного винта

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к соеди-- нениям деталей резьбовыми крепежными элементами

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в соединениях ступицы с валом на его консольной части, воспринимающих рабочие крутящие моменты без реверсирования и осевые усилия двустороннего действия

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения деталей типа вал-втулка , труба-труба и т.д

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано, например, при испытании под нагрузкой электрических машин, валы которых не имеют шпоночных пазов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к приводам наземных транспортных средств, в частности к приводам тепловозов, и содержит муфту с упругими брусками, включающую две соосно установленные на валу полумуфты с отверстиями, в которых расположены упругие элементы
Наверх