Способ контроля положения оси вращения роторов подшипниковых узлов

 

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано для контроля качества изготовления и сборки, а также режимов работы подшипниковых узлов различных приборов. Цель изобретения - расширение области применения путем осуществления неразрушающего контроля окончательно собранных узлов. В процессе измерения отключают напряжения питания обмоток статора в каждом его полупериоде на промежуток времени, в N раз меньший длительности полупериода. При постоянном периоде повторения этих промежутков фиксируют напряжение в течение их длительности в одной из обмоток статора. Сравнивают по амплитуде зафиксированные напряжения за весь период и получают величину, характеризующую радиальное смещение оси вращения ротора. Для окончательной оценки измерений используют тарировочные данные. 3 ил.

СОЮЗ СО8ЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (И) 506321 А 1 (51) 4 С 01 M 13 04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPGKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

Г)РИ ГКНТ СССР

;21) 4307890/31-27 (22) 23 ° 09.87 (46) 07.09.89. Бюл. ) 33 (71) Каунасский политехнический институт им. Антанаса Снечкуса (72) П.Б.Бамбалас, И.П.Воболис, В,И.Жегас и К.М.Рагульскис (53) 658,562.012.7(088,8) (56) Пинегин С.В., Табачников Ю.Б., Силенков И.Е. Статистические и динамические характеристики гаэостатических опор. — Иэд-во "Наука", 1982, с. 217-222, (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ПОЛОЖЕНИЯ ОСИ

ВРАЩЕНИЯ РОТОРОВ ПОДШИПНИКОВЫХ УЗЛОВ (57) Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано для контроля качества изготовления и сборки, а также режимов работы подИзобретение относится к приборо-, строению и может быть использовано для, контроля качества изготовления и сборки, а также режимов работы подшипниковых узлов различных приборов.

Целью изобретения является расширение области применения путем осуществления нераэрушающего контроля окончательно собранных узлов, На фиг ° 1 показан исследуемый подшипниковый узел; на фиг. 2 — функциональная схема для осуществления способа; на фиг, 3 — временные диаграммы сигналов соответствующих блоков функциональной схемы. функциональная схема для реализации предлагаемого способа содержит подшипниковый узел 1, имеющий врь

2 шипниковых узлов различных приборов.

Цель изобретения — расширение области применения путем осуществления нераэрушающего контроля окончательно собранных узлов, В процессе измерения отключают напряжение питания обмоток статора в каждом его полупериоде на промежуток времени, в п раз меньший длительности полупериода. При постоянном периоде повторения этих промежутков фиксируют напряжение в течение их длительности в одной из обмоток статора. Сравнивают по амплитуде зафиксированные напряжения за весь период и получают величину, характеризующую радиальное смещение оси вращения ротора. Для окончательной оценки измерений используют тарировочные данные. 3 ил. щающийся ротор 2 с магнитным полем

SN, статорные обмотки а, б, в (фиг. 1), источник 3 питания, блок

4 переключения, блок 5 измерений (фиг. 2), причем источник 3 питания подключен к блоку 4 переключения, который соединен с блоком 5 измерений и статорными обмотками а, б и в, которые подключены также к блоку

5 измерений.

Способ реализуется следующим образом, При помощи блока 4 переключения отключают на промежутки времени напряжение питания статорных обмоток а, б и в. Длительность этих промежутков подбирают в и раз меньше длительности. полупериода напряжения пи1506 .2 тани.r I tc Т„, ll, фиг ° 3), исходя и".:

1; -.о, тобл IlaEIIIOIII IIIEm образом иэl1pнился режим работы подшипникового узла 1. При этом период повторения этих промежутков (Т, фиг. 3) поддерживают постоянным, т.е, отключение напряжения питания в каждом его полупериоде производят в один и тот же момент времени, 10

Так как вращающийся ротор 2 подшипиикового узла 1 имеет постоянное магнитное поле SN (ротор 2 может быть выполнен из постоянного магнита

lm» иэ магнитотвердого материала), 15 поэтому Во время отключения напряжения питания в обмотках статора а, б и в индуцируется напряжение, величина которого зависит от напряженности магии r»oro поля SN ротора 2 и 20

От расстояния между обмотками и ротором 7.

11аиряжешсе одной обмотки (11, фиг. 3) фиксируется при помощи блока

5 измерений, управляемого блоком 4

llepeIIJIIoweIIIIEI, Б связи с этим в блоке измерения появляются знакопеременные импульсы (U,, фиг. 3) с периодом повторения и иириссой, соответствующими иаралсетрам отключающих промежутков времени (t и Т,, U,, фиг. 3).

11ри помощи блока измерения сравнивают Elo:IìïJIèòóIlå каждые два HM пульса, появляющиеся во время всего периода напряжения питания (U, 35 фиг. 3), что осуществляется задержкой одн гG íз импульсов иа период их повторения Т,.

1 - ави имости от радиального положения ротора 2 в каждый полупериод 40 го вращения меняется амплитуда упом спут.,сх имиу. и с ов, т. е. амплитуда фикс.ируемых импульсов зависит от ползя .ения оси «ращешся ротора 2 в пространстве, Когда ось вращения ротора 45

2 илсеет фиксированное положение (ротор установлен .. а качественных подшипниках качения или радиальная жесткость применяемых 1содшипни|сов являс тся постоянной), амплитуды как положительных, так и отрицательных импульcов EIIEJIEIþòñя постояшыл1и и равными между собой.

Когда Ос1 вращения ротора 2 о суще стилист TptlcIITopEI10 движения

II пространстве, амплитуды этих нмI

4 пульсов не равны между собой, и в связи с этим в блоке 3 измерений получается разностное напряжение (04, фиг. 3), величина которого является пропорциональной радиальному смещению оси вращения ротора 2. Для получения траектории движения оси вращения ротора 2 в виде круговой диаграммы необходимо производить указанные измерения при помощи двух статорных обмоток, расположенных одна о относительно другой на 90 по периметру (для этого можно использовать отдельные части статосных обмоток), и использовать в качестве регистрирующего устройства двухкоординатный самопишущий прибор, Для окончательной оценки измереEIHEI используют тарировочные данные, Таким образом, отключением напряжения питания обмоток статора в каждом его полупериоде на промежуток времени, в и раз меньший длительности ссолупериода, при постоянном периоде повторения этих промежутков, фиксированием напряжений эа каждый проля- .жуток в одной иэ обмоток статора и соответствующим сравнением зафиксированных напряжений создается возможность определения положения о. EI вращения ротора.

Формула изо6 ре т ения

Способ контроля положения оси вращения роторов подшипниковых узлов, основанный на измерении величины смещения ротора по двум ортогональным координатам, о т л и ч а ю щ и йс я TCEI, что, с целью расширения области применения путем осуществления неразрушающего контроля окончательно

roбранных узлов, имеющих вращающееся магнитное поле ротора, отключают напряжение питания обмоток статора в каждом его полупериоде на промежуток времени, в и раз меньший длительности полупериода, при постсянном периоде повторения этих промежутков фиксируют напряжение эа каждый промежуток времени в одной из обмоток статора и, сравнивая по амплитуде зафиксированные напряжения в течение всего периода напряжения питания, определяют положение оси вращения ротора.

1506321

1506321 и, Составитель В. Пучинский

Редактор И. Горная Техред А. Кравчук Ко ррек тор Т. Малец

Закаэ 5421/44 Тираж 789 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Проиэводственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Способ контроля положения оси вращения роторов подшипниковых узлов Способ контроля положения оси вращения роторов подшипниковых узлов Способ контроля положения оси вращения роторов подшипниковых узлов Способ контроля положения оси вращения роторов подшипниковых узлов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в парах трения, работающих в режимах граничного и полусухого трения при смазывании пластичной смазкой

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для сортировки подшипников качения по моменту сопротивления вращению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при оценке качества прецизионных подшипников качения по моменту трения, например, при входном контроле

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для испытания подшипников качения

Изобретение относится к области испытаний на износ неподвижных соединений вал-внутреннее кольцо подшипника качения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при экспериментальных исследованиях гибких подшипников волновых передач

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для определения работоспособности подшипников электрических машин

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано для измерения моментов сопротивления вращению вала специальных изделий ,в частности, токосъемников

Изобретение относится к машиностроению ,в частности, к испытаниям подшипников скольжения в гидрогазоабразивной среде

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для исследования подшипников скольжения

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля готовых изделий с целью определения качества изготовления путем анализа вибрационных характеристик подшипника

Изобретение относится к измерительной технике и может быть, преимущественно, использовано для диагностирования поверхностей качения колец подшипников в узлах в процессе эксплуатации и ремонта машин и механизмов

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно подшипников качения авиационных газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для исследования и испытания подшипников качения

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно межвальных подшипников качения двухвальных авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено для использования при реализации контроля шарикоподшипников в процессе их изготовления и при осуществлении диагностики в процессе их эксплуатации

Изобретение относится к измерительной технике в машиностроении и используется для контроля и прогнозирования состояния подшипников качения в условиях, когда известен вид износа

Изобретение относится к энергетическим и транспортным машинам и механизмам

Изобретение относится к измерительной технике
Наверх