Стопорное устройство

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к соединению деталей машин. Цель изобретения - повышение надежности стопорения. В тангенциальном отверстии корпуса 1 расположен механизм стопорения, состоящий из стержня 2, нажимных винтов 3 и штифтов 4 из материала с эффектом памяти формы. Стержень выполнен с цилиндрической выемкой и резьбой на ней. После сборки при нагреве устройства до рабочей температуры штифты удлиняются и деформируют стержень, обеспечивая постоянство контакта с охватываемой деталью. Это позволяет обеспечить надежную работу устройства как при высоких (до 250°С), так и при низких до (-196°С) температурах. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСИИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (5 i ) 4 F 16 B 39/00, 21/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А ВТОРСНОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЬПИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4314702/25-27 (22) 12.10.87 (46) 30.10.89. Бюл. № 40 (72) Б.В.Гонченко и С.М.Кроткова (53) 621.882.55 (088.8) (56) Патент США ¹ 2545927, кл. 151-25, 1951. (54) СТОПОРНОЕ УСТРОЙСТВО (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к соединению деталей машин. Цель изобретения— повышение надежности стопорения. В тангенциальном отверстии корпуса 1

„„SU„„1518576 А 1

2 расположен механизм стопорения, состоящий из стержня 2, нажимных винтов

3 и штифтов 4 из материала с эффектом памяти формы. Стержень выполнен с цилиндрической выемкой и резьбой на ней. После сборки при нагреве устройства до рабочей температуры штифты удлиняются и деформируют стержень 2, обеспечивая постоянство контакта с охватываемой деталью. Это позволяет обеспечить надежную работу устройства как при высоких (до 250 С), так и при низких до (-196 С) температурах. 2 з.п. ф-лы. 2 ил.

1518576

Изобретение относится к машино троению и может быть использовано ф соединениях деталей машин и механизмов в качестве фрикционного сто|

5 йорного соединения, работающего как

1 ри повышенных, так и при пониженных температурах.

Целью изобретения является повыение надежности стопорения в проессе эксплуатации в заданном диаазоне температур, На фиг.1 изображено предлагаемое топорное устройство, на фиг.2— тержень механизма стопорения до ус" ановки.

Стопорное устройство содержит корус 1, который может быть выполнен с еэьбовым осевым отверстием и пересеающим последнее сквозным тангенци- 20 льным отверстием, в котором устаовлен механизм стопорения в виде тержня 2 с,глухими осевыми гнезда.— и на торцах, размещенного в средней части отверстия, и установленных 25 на выходе из отверстия нажимных вин.iToB 3, в KoTOpblx выполнены ответные глухие осевые гнезда. Между взаимо обращенными торцами стержня 2 и нажимных винтов 3 установлены штифты 4 из материала с эффектом памяти форСтержень 2 выполнен в средней части с выемкой, радиус которой равен радиусу осевого отверстия. Если осевое отверстие корпуса выполнено резьбовым, то на выемке выполнена резьба, являющаяся продолжением резьбы осевого отверстия в корпусе 1, стержень выполнен с двумя кольцевыми шейками в зоне радиусной выемки и íà- н1

:сечками на цилиндрической части, Noдуль упругости материала штифтов больше модуля упругости материала стержня, но меньше модуля упругости материала нажимных винтов. 45

В корпусе 1 могут быть выполнены дополнительные тангенциальные отверстия, в каждом из которых размещен механизм стопорения, аналогичный описанному.

Устройство работает следующим образом.

Сборку на валу или резьбовом стержне корпуса 1 в сборке с деталями 2-4, осуществляют, например, при температуре 20 С.

Штифты 4 перед сборкой подвергают деформации на память формы, т,е. дрессировке" на расчетную величину линейной деформации при рабочей .".-ипературе. Например, исходную заготовку под штифты подвергают растяжению о на 20 при 60 С, затем осаживают заготовку на 207 при 20 С (т.е. возвращают в исходное положение). После нескольких циклов "дрессировки" материал нитинол запоминает форму и способен совершить более миллиона циклов, развивая удельное давление до 70 кН/см .

Стопорение устройства производят путем нагрева корпуса 1 до 60 С, при этом штифты 4 совершают работу против

J деиствия внешних сил, перемещаются относительно торцов винтов 3 и пластически деформируют-среднюю часть стержня 2. Оба штифта срабатывают навстречу друг другу. За счет перемещения концов стержня 2 и под действием его пластической деформации осуществляется стопорение вала относительно корпуса 1. Силы трения между стопоримой и стопорящей деталями поддерживаются за счет осевой силы со стороны штифтов при появлении в соединении остаточных деформаций, вибрации, пульсации нагрузки.

В целях обеспечения повышенных усилий в зоне стопорения корпус охлаждают до 20 С. Штифты 4 возвращаются в исходное состояние (принимают длину, равную исходной заготовке), после чего производят доворот винтов

3 до упора в торец штифта и вновь нагревают до 60 С. Штифты вновь совершают ход и, если соединение работает при дайной температуре, упруго поддерживают постоянное давление.

Стопорное устройство может рабо тать при любых условиях в интервале температур работы нитинола от +250 о до -196 0, при этом штифты могут сработать и один — два раза с последующей затяжкой винтов (выборкой зазора между винтом и штифтом) ° Однако лучшие результаты достигаются, если устройство работает при постоянной температуре, равной температуре в условиях эксплуатации, чем достигается большая надежность работы устройства, Тангенциальные отверстия в корпусе могут быть расположены во взаимно параллельных плоскостях, содержать три отверстия под углом 120 в разных плоскостях и т,д. Кроме того, средняя часть стержня может быть выполнена из материала с повышенными

5 151 фрикционными свойствами, например из металлокерамики °

Предлагаемое конструктивное решение позволяет повысить надежность стопорного устройства при работе его о в условиях как высоких (до 250 С), так и низких (до -196 С) температур, обеспечивая постоянство фрикционного контакта с охватываемой деталью.

Формула изобретения

Составитель П.Чесных

Редактор Т.Парфенова Техред Л.Сердюкова Корректор Ы.Пожо

Заказ 6588/4 1 Тираж 699 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r Ужгород, ул. Гагарина, 101

1. Стопорное устройство, содержащее корпус с осевым отверстием и пересекающим последнее тангенциальным отверстием, в котором установлен механизм стопорения в виде стержня,размещенного в средней части тангенциального отверстия, и установленного на его выходе нажимного винта с глухим осевым гнездом со стороны стержня, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности стопорения в процессе эксплуатации в заданном диапазоне темпе. ратур, механизм стопорения снабжен дополнительным нажимным винтом с глухим осевым гнездом и двумя штифтами из материала с эффектом памяти

8576 6 формы, при этом тангенциальное отверстие выполнено сквозным, дополнительный винт размещен со стороны

5 второго выхода тангенциального от— верстия, стержень в средней части выполнен с выемкой радиусом, равным радиусу осевого отверстия, двумя кольцевыми шейками в зоне выемки и глухими осевыми гнездами на торцах, каждый штифт установлен между взаимодействующими торцами стержня и нажимных винтов с расположением концевых участков в осевых гнездах последних, причем модуль упругости материала штифта больше модуля упругости материала стержня, но меньше модуля упругости материала нажимного винта.

2. Устройство по и. 1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что в корпусе выполнены дополнительные тангенциальные отверстия, в каждом иэ которых размещен механизм стопорения, 25 идентичный аналогичному механизму, размещенному в первом отверстии.

3. Устройство по п. 1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что средняя, часть стержня выполнена из материа-. ла с повышенными фрикционными свойствами, например металлокерамики.

Стопорное устройство Стопорное устройство Стопорное устройство 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к самостопорящемуся резьбовому элементу

Изобретение относится к маиино-

Изобретение относится к машиностроению, в частности к стопорению резьбовых соединений

Изобретение относится к машиностроению , в частности к крепежным элементам

Болт // 1425368
Изобретение относится к мащиностроению и м.б

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к соеди-- нениям деталей резьбовыми крепежными элементами

Гайка // 1375873
Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в резьбовых соединениях механизмов и машин преимущественно при переменных нагрузках

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в других областях народного хозяйства для стопорения резьбовых соединений, подвергающихся вибрационным и знакопеременным нагрузкам

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к устройствам для стопорения валика подъемника автосцепок подвижного состава

Изобретение относится к машиностроению, а именно к соединениям деталей машин

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям быстроразъемных соединений, и может быть использовано для надежного соединения деталей в условиях повышенных вибраций

Изобретение относится к машиностроению , в частности, к жесткому разъемному соединению деталей с гладким валом при воздействии знакопеременных осевых усилий и крутящих моментов

Изобретение относится к области машиностроения ,в частности, к устройствам для соединения и осевой фиксации трубчатых и других цилиндрических деталей

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения деталей в различных отраслях народного хозяйства

Изобретение относится к приборостроению и может быть применено при регулировке и односторонней фиксации между собой двух деталей без их относительного перемещения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для соединения деталей, а также может найти применение в шарнирных соединениях с использованием поршневых пальцев

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для быстроразъемного соединения откидных панелей, люков, дверей и т.д
Наверх