Механизм отбора мощности транспортного средства

 

Изобретение позволяет повысить эффективность путем расширения функциональных возможностей и снижения динамической нагруженности трансмиссии. Это достигается тем, что фрикционная муфта (М) включения механизма заменена зубчатой М, предохранительным клапаном, пневмогидроаккумулятором (П) соединительной М, при этом приводной вал (В) гидронасоса кинематически через зубчатую М и зубчатую передачу связан с основным и дополнительным В отбора мощности (ОМ), а напорная гидролиния насоса соединена через предохранительный клапан с гидробаком, через гидрораспределитель с входом П и с соединительной М. Выбор требуемой частоты вращения рабочих органов сельхозмашины осуществляется введением зубчатой М 13 в зацепление с шестернями 14 или 16, связанными с хвостовиком основного и дополнительного ВОМ. Выбор требуемого типа ОМ (механический или гидравлический) осуществляется наличием или отсутствием кинематической связи стакана с хвостовиком 9 или 12 и с корпусом 1. Выбор времени включения механизма осуществляется подбором объема П 21. При механическом ОМ через основной 9 или дополнительный 12 хвостовики ВОМ стакан не устанавливается. Включение механизма ОМ осуществляется гидрораспределителем 3. П 21, заряжаясь, обеспечивает плавность разгона рабочих органов. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕО- ИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1544600 (51)5 В 60 К 17 28

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCH0MV СВИДЕТЕПЬСТВУ

Диг. 7

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

IlO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4437096/30- 1 (22) 06.06.88 (46) 23.02.90. Бюл. ¹ 7 (71) Белорусский институт механизапии сельского хозяйства (72) В. Н. Лукашевич, А. А. Рожанский, В. В. Кечко и А. H. Кубарко (53) 629.118 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1105341, кл. В 60 К 7/28, 1984. (54) МЕХАНИЗМ ОТБОРА МОЩНОСТИ

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение позволяет повысить эффективность путем расширения функциональных возможностей и снижения динамической;«агруженности трансмиссии. Зто достигается тем, что фрикционная муфта (М) включения механизма заменена зубчатой М, предохранительным клапаном, пневмогидроаккумулятором (П) соединительной М, при этом приводной вал (В) гидронасоса кинематически через зубчатую М и зубчатую передачу связан с основным и дополнительным В отбора мощности (ОМ), а напорная гидролиния насоса соединена через предохранитеl» Hb»H клапан с гидробаком, через гидрораспределитель с входом П и с соединительной М. Выбор требуемой частоты вращения рабочих органов сельхозмашины осуществляется введением зубчатой М !3 в зацепление с шестернями 14 или 16, связанными с хвостов!»»«О31 основного 1» дополнительного ВОМ, Выбор требуемого типа ОМ (механический или гидравлический) осушествляется наличием или отсутств!«ем кинематической связи стакана с хвостовиком 9 или 12 и с корпусом !. Выбор времени включения механнзма осуществляется подбором объема П 21 При мс;ани »еском ОМ через основной 9 или дополнительный !2 хвостовиK»«ВОМ стакан не устанавливается. ВклK)чение механизма ОМ осуществляется».!«дрораспределите.»см 3. 11 21. заряжаясь, обеспечивает плавность разгона рабочих органов. 3. »!. ф-лы, 2 ил.

1544600 з

Изобретение относится к машиностроению, в частности к механизмам привода валов отбора мощности тракторов и аналоговых машин.

Цель изобретения — повышение эффективности работы путем расширения функциональных возможностей и снижения динамических нагрузок на трансмиссию.

На фиг. 1 и 2 даны схемы универсального механизма отбора мощности транспортного средства соответственно в режиме ме- 10 ханического отбора мощности и в режиме гидравлического отбора мощности.

Механизм содержит корпус 1, гидронасос 2, гидрораспределитель 3, шлицевой стакан 4 с фланцем 5, планетарный редуктор, коронная шестерня 6 которого связана с двигателем 7, водило 8 связано с шлицевым хвостовиком 9 основного вала отбора мощности, а солнечная шестерня 10 через шестерню 11 связана с шлицевым хвостовиком !

2 дополнительного вала отбора мощности. 20

На приводном валу насоса 2 установлена зубчатая муфта 13, а также свободно вращающаяся шестерня 14, кинематически через шестерню 15 связанная с шлицевым хвостовиком 9, и шестерня 16, кинематически через шестерню 11 связанная с шлицевым хвостовиком 12. Всасывающая гидролиния ! 7 насоса 2 соединена с гидробаком 18, а напорная гидролиния 19 через предохранительный клапан 20 связана с баком, через гидрораспределитель 3 — с полостью пневмо- 30 гидроаккумулятора 21 и через соединительные муфты 22 и 23 — с гидродвигателем 24.

Механизм работает следующим образом.

Передаточные числа зубчатых передач, 35 образованных шестернями 1! и 16, 14 и 15, выбираются исходя из условия обеспечения номинального крутящего момента на приводном валу насоса 2 при максимальном крутящем моменте двигателя 7 на водиле 8.

Время нарастания крутящего момента на хвостовике 9 или 12 вала отбора мощности

Т(с) выбирается достаточным для обеспечения плавного разгона рабочих органов сельхозмашины при минимальной динамической нагруженности деталей трансмиссии. Вы- 45 бор времени Т осуществляется изменением объема пневмогидроаккумулятора 21. При зыбранном времени Т и передаточном числе зубчатой передачи максимальный объем заканчиваемой в аккумулятор 2! жидкости опрсдезяется по формуле 50

Vno..= ч ц n„(äу Ts..ч где V„— рабочий объем гидронасоса, см"; и„„„— максимальная частота вращения вала насоса, с

Объем газовой части аккумулятора определяется по формуле

V(IO((V(a.(P i

2лМп(ах где Р„,.„—

В основной позиции золотника гидрораспределителя 3 давление жидкости в напорной гидролинии 19 отсутствует, поэтому вращение от коронной шестерни 6 передается на водило 8 и через зубчатую передачу 14 — 15 на вал насоса 2. Хвостовик 12 при этом остановлен сопротивлением подсоединенного привода рабочих органов сельхозмашины. При переводе золотника гидрораспределителя в позицию «1» напорная линия

19 соединяется с входом аккумулятора 21.

Слив жидкости предотвращается запорным клапаном муфты 22. При вращении вала насоса 2 аккумулятор 21 заряжается. По мере его зарядки возрастает давление рабочей жидкости в напорной гидролинии и, следовательно, момент сопротивления на приводном валу насоса 2 и водиле 8, замедляя его вращение. По мере уменьшения частоты вращения водила 8 частота вращения солнечной шестерни 10 увеличивается, активные рабочие органы сельхозмашины разгоняются. Происходит передача крутящего момента двигателя через коронную 6 и солнечную максимальное давление рабочей жидкости при максимальном крутящем моменте двигателя, ограничиваемое предохранительным клапаном 20, кг/см, М„„, — максимальный, предельный для трансмиссии момент на валу насоса, кг. см;

Р„„„— минймальное (остаточное) давление рабочей жидкости (необходимое для преодоления потерь на трение), кг/см .

Минимальное давление газа при наполнении аккумулятора соответствует Р„„„. Давление срабатывания предохранительного клапана 20 соответствует Р„„„. Конструктивный объем V> аккумулятора 21 выбирается из ряда известных по условию v>) Vnoл+Ч(аз.

Выбор требуемой частоты вращения рабочих органов сельхозмашины осуществляется введением зубчатой муфты 13 в зацепление с шестернями 14 или 16, не связанными с валом насоса 2. Выбор требуемого типа отбора мощности (механический или гидравлический) осуществляется наличием или отсутствием кинематической связи стакана 4 с хвостовиком 9 или 12 и с корпусом l.

При механическом отборе мошности через основной хвостовик 9 или дополнительный хвостовик 12 валов отбора мощности стакан 4 не устанавливается. Зубчатая муфта

13 для включения основного хвостовика 9 вводится в зацепление с шестерней 16, а для включения дополнительного хвостовика 12 вала отбора мощности вводится в зацепление с шестерней 14 (фиг. 1) .

1544600

Формула изобретения фиг. 2

Составитель В. Яковлев

Редактор О. Головая Техред И. Верес Корректор Т.,Малец

Заказ 461 Тира>к 420 Поди»сн»с

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям ири ГКНТ ССС.Р

1 l 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раугнская иаб.. д. 4 5 (1роизводственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, 1л Гагарин; >. 11>l

10 шестерни на хвостовик 12. Величина зарядки аккумулятора пропорциональна моменту сопротивления в трансмиссии вала отбора мошности и поэтому время разгона рабочих органов сельхозмашины Т.. до полной остановки вала насоса 2 также пропорционально этому моменту сопротивления. По мере разгона рабочих органов сельхозмашины крутящий момент на валу насоса 2 уменьшается, аккумулятор 21 разряжается через насос 2, отдавая часть запасенной 10 энергии в трансмиссию и повышая плавность разгона. В установившемся режиме работы аккумулятор сглаживает крутильные (пульсации крутяшего момента) на валах трансмиссии, снижая ее динамическую нагруженность и увеличивая долговечность. 15

Если при включении привода или при перегрузках на рабочих органах момент сопротивления на хвостовике 9 или 12 превысит предельно допустимое значение для валов данной трансмиссии, клапан 20 откроется и соединит напорную линию 19 со сливом.

Водило 8 и вал насоса 2 прокручиваются, защищая трансмиссию от перегрузок по крутя>шему моменту.

При гидравлическом отборе мощности для получения одной частоты вращения хвостовик 9 через шлицевой стакан 4 с фланцем 5 связывается с корпусом 1, а зубчатая муфта 13 — с шестерней 16, для получения другой частоты вращения хвостовик 12 через шлицевой стакан 4 с фланцем 5 связывается с корпусом 1, а зубчатая муфта 13—

30 с шестерней 14 (фиг. 2). К напорной гидролинии 19 через муфты 22 и 23 подключается гидродвигатель (гидромотор, гидроцилиндр)

При остановке одного из звеньев планетарного редуктора стаканом 4 крутяший момент передается через второе выходное звено на вал насоса 2. При этом один из хвостовиков 9 или 12 врашается свободно.

Включение гидравлического привода осушествл я ется гидрора с предел ителе м 3. Напорная гидролиния 19 при этом соединяется с входом гидродвигателя 24. Гидроаккумулятор 21, заряжаясь, обеспечивает плавность разгона рабочих органов.

1. Механизм отбора мошности трансп4ртного средства, содержаший корпус, гидронасос, гидрораспределитель, шлицевой стакан с фланцем, трехзвенный планетарный механизм, одно из звеньев которого связано с приводным элементом, второе — с шлицевым хвостовиком основного вала отбора мошности, а третье кинематически через зубчатую передачу связано с шлицевым хвостовиком дополнительного вала отбора мошности, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности работы путем расширения функциональных возможностей и снижения динамических нагрузок на трансмиссию, он снабжен зубчатой муфтой, предохранительным гидроклапаном, пневмогидравлическим аккумулятором, гидравлической соединительной муфтой, при этом приводной вал гидронасоса кинематически через зубчатую муфту и зубчатые передачи связан с основ ным и дополнительным валами отбора мошности, а напорная гидролиния насоса сообщена через предохранительный клапан с гидробаком, а через гидрораспределитель — с входом пневмогидроаккумулятора и с соединительной полумуфтой.

2. Механизм по п. 1, отличающийся тем, что по крайней мере один шлицевой хвостовик связан с корпусом посредством шлицевого стакана с болтовым соединением, а к полости пневмогидроаккумулятора через соединительную муфту подключен гидрораспределитель агрегатируемой сельхозмапшны.

Механизм отбора мощности транспортного средства Механизм отбора мощности транспортного средства Механизм отбора мощности транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и касается устройств для отбора мощности от двигателя транспортного средства на электрические машины, предназначенные для привода транспортного средства и электропитания в полевых условиях потребителей электроэнергии

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к механизмам привода валов отбора мощности тракторов и аналогичных самоходных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к бесступенчатым механизмам приводов валов отбора мощности тракторов и аналогичных самоходных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к механизмам привода вала отбора мощности сельскохозяйственных машин

Изобретение относится к механизмам отбора мощности транспортных средств, в частности к двухскоростным валам отбора мощности тракторов

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к механизмам привода валов отбора мощности тракторов и аналогичных самоходных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению , в частности, к механизмам привода валов отбора мощности тракторов и аналогичных транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к конструкциям коробок передач, применяемых преимущественно на тракторах

Изобретение относится к тракторостроению , в частности, к конструкциям коробок передач для тракторов малой мощности

Изобретение относится к автомобилестроению

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к системам управления рабочим оборудованием самоходных энергетических средств, предназначенных для передачи мощности двигателя рабочим органам машин, и предусматривает автоматическое отключение передачи крутящего момента на хвостовик вала отбора мощности при остановке движения машинно-тракторного агрегата и тем самым возможность устранения захвата пользователя незащищенными элементами карданного вала, система использует имеющуюся на энергетическом средстве коробку перемены передач 1 и рычаг 2 коробки перемены передач (КПП) и дополнительно содержит качающуюся рамку 3 с поперечным пазом 4, установленную в КПП над ползунами 5 с пазами 6 так, что при включении любой передачи рамка 3 совершает угловой поворот на оси 7, заставляя поворачиваться жестко связанный с рамкой 3 золотник 14, имеющий общую ось вращения с золотником 8

Изобретение относится к машиностроению, в частности к механизмам привода вала отбора мощности тракторов и аналогичных машин

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к механизмам отбора мощности тракторов и аналогичных машин

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам для сообщения вращательного движения

Изобретение относится к области тракторного машиностроения, в частности к тракторам сельскохозяйственного назначения со всеми ведущими мостами

Изобретение относится к тракторному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортным средствам, в которых используется вал отбора мощности для различных механизмов, в частности для привода навесного оборудования в коммунальных и строительно-дорожных машинах

Изобретение относится к машиностроению
Наверх