Ходовая часть транспортного средства

 

Изобретение относится к движителям транспортных средств, преимущественно внедорожных. Цель изобретения - повышение эффективности проходимости движителя путем перераспределения нагрузки на опорную поверхность движителя. Поставленная цель достигается приспосабливанием устройства к условиям движения за счет продольного смещения дополнительных опорных катков 3 и 4 относительно колеса 2. При этом получает смещение и эпюра давлений движителя под охватывающей колесо и катки эластичной лентой 1. Регулировка смещения обеспечивается связью балансира 6 катков 3 и 4 с колесом 2 посредством поворотной эксцентричной втулки 11, фиксируемой в различных угловых положениях фиксатором 22. 2 з.п. ф-лы, 14 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛ ИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (У)5 В 62 D 55/04

1

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЦТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

К ABTOPGH0MY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4447809/31-11 (22) 23.06.88 (46) 15.04.90. Бкл. N - 14 (71) Белорусский политехнический институт (72) П.В.Зеленый, В.П.Бойков, М.И.Вергун и А.П.Бончковская (53) 629.113,012 .4(088.8) (56) Патент США Р 380164, кл. В 52 D 55/04, 1974. (54) ХОДОВАЯ ЧАСТЬ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к движителям транспортных средств, преимущественно внедорожных. Цель изобретения — повышение эффективности прохо„„SU „„1556992 А 1 димости движителя путем перераспределения нагрузки на опорную поверхность движителя. Поставленная цель достигается приспосабливанием устройства к условиям движения эа счет продольного смещения дополнительных

-опорных катков 3 и 4 относительно колеса 2, Прн этом получает смещение и эпюра давлений движителя под охватывающей колесо и катки эластичной лентой 1. Регулировка смещения обеспечивается связью балансира 6 катков

3 и 4 с колесом 2 посредствой поворотной эксцентричной втулки 11, фиксируемой в различных угловых положениях фиксатором 22. 2 э.п.ф-лы, 14 ил.

1556992

Изобретение относится к движителям транспортных средств,, преимущественно внедорожных.

Цель изобретения — повышение эф5 фективиости проходимости движителя путем перераспределения нагрузки на опорную поверхность движителя.

На фиг.1 кинематическая схема устройства, вид сбоку; на фиг.2 — 10

1 кинематическая схема устройства, вид сверху; на фиг.3 — вариант ее конструктивной проработки на фиг.1; на фиг.4 — вариант ее конструктивной проработки на фиг.2; на фиг.5 — кон |структивная проработка фиксирующих элементов; на фиг.б — конструктивная проработка фиксирующих элементов; на фиг.7 — вариант выполнения плеч балансира выдвижными, на фиг.8 — схема 20 гидравлического привода фиксаторов

l ,на фиг.9 — схема выполнения баланси ра из двух частей, связанных винтом для регулирования; на фиг.10 — вариант выполнения по фиг.9, но при íà- 25 личин упругой связи между частями балансирами на фиг.11 — схема привода эксцентричной втулки посредством червячного механизма на фиг.12 — связь частей балансира посредством силово-. го гидроцилиндра; на фиг.13 — прин- цип работы движителя при реверсировании движения по деформируемой опорной поверхности; на фиг.14 — последовательные стадии работы элементов движителя в режиме шагания.

Ходовая часть транспортного сред- . ства содержит замкнутую эластичную ленту 1, выполненную, например, из резины, армированной продольным гиб- 40 ким нерастяжимым кордом и поперечными планками. Лента охватывает основное пневматическое колесо 2 и расположенные по обе стороны опорные катки 3 и 4. Лля расположения катков 45 вблизи, пятна контакта колеса 2, они выполнены сдвоенными, что позволяет им находиться непосредственно у боковин 5 шины. Катки связаны с колесом посредством балансира 6, оба пле- 50 ча которого выполнены, в частности, равной длины. К концам 7 и 8 плеч прикреплены перпендикулярно к плоскости вращения колеса оси 9 и 1О, на которые посажены с возможностью свободного вращения упомянутые пары катков 3 и 4. В месте схождения плеч балансира 6 расположен шарнир, связывающий его с колесом и состоящий из эксцентричной втулки 11, установленной в расточке 12 балансира и оси

13, на которую втулка посажена с возможностью вращения.

Ось 13 снабжена фланцем 14 и прикреплена болтами 15 к ступице 16 ко" леса вместе с его диском 17. У транспортного средства с регулируемой колеей балансир шарнирно связан с колесом посредством полой оси 18, охватывающей ось 19 колеса с кольцевым зазором. Ступица 20 в этом случае имеет возможность. осевого перемещения с фиксацией в различных положениях. Ось 19 колеса установлена в корпусе 21 остова транспортного средства с возможностью вращения.

Эксцентричная втулка снабжена фиксатором 22 в виде винта для стопорения ее от вращения в расточке 12 балансира. Стопорение достигается тем, что при ввинчивании винта его конец 23 входит в отверстие 24 на внешней стороне втулки. Выполнив ряд отверстий во втулке под фиксирующий винт можно обеспечить возможность ее фиксирования в различных угловых положениях в расточке.

При этом балансир б, а следовательно, и несомые им катки 3 и 4 будут занимать различные положения относительно колеса 2 по высоте и в продольном направлении. Поворот втулки в расточке достигается вручную при вывинченном вин1е 22. Для облегчения проворота используется рычаг в виде стержня, вставляемый в отверстие 25.

При ином конструктивном решении устройства отверстия под рычаг (на схемах не показан) могут быть выполнены в специальном кольце 26, прикрепленном ко втулке. Иным также может выполняться и фиксатор, например. в виде подпружиненного цилиндрического стержня 27 с оттяжной чекой 28.

На корпусе 29 такого фиксатора имеются пазы под чеку двух разных глубин. При нахождении чеки 28 в глубоких пазах нижнии конец 30 стержня находится в однбм из радиальных отверстий 31 втулки, а при нахождении чеки 28 в пазах меньшей глубины (что достигается поворотом стержня в оттянутом положении на 90 град.) упомянутый его конец, находясь за пределами отверстия, не препятствует повороту втулки. Для механизированного по1556992 ворота втулки в устройстве может быть . предусмотрен второй фиксатор аналогичной конструкции, также содержащий подпружиненный цилиндрический стер5 жень 32 с оттяжной чекой 33 и корпус

34 с пазами под чеку, В полой оси 18 конец 35 этого стержня предусмотрен ряд радиальных отверстий 36, распо,ложенных с ним в одной плоскости. 10

При опускании упомянутого конца 35 стержня фиксатора в одно из отверстий

36 эксцентричная втулка 11 получает возможность вращаться совместно с колесом 2 транспортного средства за . счет подводимого к нему крутящего момента.

Привод обоих стержней 27 и 32 фиксаторов может быть гидрофицирован, т;е, стержнем содержат поршни 37 и

38, а в корпусах фиксаторов имеются герметичные полости 39 и 40, сообщенные с источником давления рабочего тела — насосом 41 — через управляемый с рабочего места водителя рас- 25 пределитель 42 ° Давление в нагнетательной магистрали насоса определяет перепускной клапан 43. В исходном положении обе полости 39 и 40 фик поршней фиксаторов сообщены распре- 30 делителем 42 со сливом 44 и фиксирующие стержни 27 и 32 удерживаются от самопроизвольного перемещения пружинами 45 и 46. При этом эксцентричная втулка 11 зафиксирована от вращения с балансиром 6.

Помимо отмеченных особенностей конструктивного исполнения балансира, несущего опорные катки 3 и 4 движителя, плечи балансира могут выпол- 40 няться выдвижными для натяжения ленты;

1, охватывающей катки и основное ведущее колесо 2 (фиг.7).

Для обеспечения натяжения ленты постоянным каждое плесо, в частности, 45 может представлять собой ллунжер 47 и 48 силового цилиндра в рабочих полостях 49 и 50 которого поддерживается постоянное давление рабочей среды, например, ресивером или гидроаккуму- 50 лятором (не представлены).

Регулируя давление можно изменить натяжение ленты применительно к конкретным условиям движения.

В соответствии со схемами на фиг. 55

9,10,12 плечи балансира шарнирно связаны не только с колесом, но и друг с другом. Для удержания: их в определенном угловом положении, а также для регулирования этого положения предназначена тяга 51 регулируемой длины, или силовой цилиндр 52 двухстороннего действия.

Наличие упругого элемента 52 в связи плеч друг с другом позволяет изменять угловое положение плеч, а следовательно, и катков 3 и 4 балансира в зависимости от нагрузки на движитель и неровностей поверхности дви- жения, повышая плавность хода устройства.

Привод и фиксация эксцентричной втулки 11 в расточке балансира может осуществляться также червячным механизмом 54 (фиг.11).

Работает устройство следующим образом.

Посредством фиксатора (болта 22 фиг.3 или стержня 27 — фиг.5) стопорят эксцентричную втулку 11 в расточке балансира 6 в одном из положений, соответствующем реальным условиям движения и его направлению, Так при движении влево (фиг.13) балансир удерживается эксцентриком 11 в положении, смещенном также влево, что обеспечивает благоприятные условия для качения катков 3 по деформируемому опорному основанию.

Деформируемый участок грунта в передней по направлению движенйя зоне пятна контакта приобретает более пологий профиль, а максимум суммарной эпюры давлений движителя смещается назад (в сторону катков 4), обеспечивая большую плавность колесообразования.

При реверсировании движения, когда впереди оказывается каток 4 первыми, деформируя грунт, втулку 11 переводят вправо, вместив в этом же направлении балансир 6 и обеспечив каткам 4 возможность более легкого взбегания на поверхность грунта благодаря смещению максимума эпюры суммарных давлений движителя назад (в сторону катков 3, фиг.14).

Поворотом эксцентричной втулки

11, помимо смещения катков в продольном направлении, можно обеспечивать смещение их по высоте относительно основного колеса 2, регулируя тем самым распределение вертикальной нагрузки между катками и колесом применительно к условиям движения. Так на дорогах и опорных поверхностях вне дорог с высокими не1556992 сущими свойствами опорные катки приподнимают (фиг.!8), обеспечивая полное или частичное восприятие нагрузки колесом 2. При этом повышается быстроходность транспортного средства, плавность его движения, снижается износ эластичной ленты, улучшаются маневренные свойства. При движении по песку, напротив — обеспечивают вос- 1О приятие большей. доли нагрузки катками 3 и 4 для куполообразного защемления массива грунта под пятном контакта движения.

Кроме того, устройство позволяет 1 реализовать режим шагания движителя для повышения проходимости в условиях с низкими сцепными свойствами (например, по льду). Для этого втулка 11 расстопаривается с балансиром 6, фик- g0 сируется для совместного вращения с полой осью 18 колеса (фиг.5). Все стадии режима шагания представлены на фиг.lS-18. В начале (фиг.15} нагрузка воспринимается и катками 3 и

4 и колесом 2. Затем (фиг.16) колесо

2, благодаря вращению эксцентричной втулки 11, приподнимается над опорным основанием и переносится вперед до очередного опирания (фиг.17).

После этого дальнейшее вращение эксцентрика приводит к подъему и переносу вперед катков 3 и 4 (фиг.18).

Как только катки обопрутся, процесс повторяется, т.е. приподнимается и переносится вперед вновь колесо и

- т.д. В положениях колеса и катков, изображенных на фиг. 1S и l8 зластичная лента получает дополнительное натяжение, что компенсируется упругими свойствами шины колеса, или применением в качестве армирующего слоя в ленте упругого материала. Возможны однако и другие варианты компенсации натяжения ленты (фиг.7, где натяжение постоянно).

Формула изобретения

Ходовая часть транспортного средства, содержащая установленное на оси колесо, балансир, установленный на оси колеса посредством втулки, опорные катки, установленные на свободных концах балансира, управляемый фиксатор положения балансиров относительно колеса и бесконечную ленту, охватывающую ведущее колесо и опорные катки, отличающаяся тем, что, е целью повышения проходимости движителя путем перераспределения нагрузки на опорную поверхность движителя, втулка выполнена эксцентричной, установлена с возможностью вращения в балансире и связана с ним посредством управляемого фиксатора.

2. Ходовая часть по п.l, о т л ич а ю щ а я с я тем, что втулка выполнена с диаметральными отверстиями, а фиксатор — в виде стержня, размещенного в одном из диаметральных отверстий втулки.

3. Ходовая часть по пп.l и 2, отличающаяся тем, что стержень фиксатора снабжен гидравлическим приводом.

1556992!

556992

1556992

1556992

1556992

1556992

Составитель E. Гучкова

Техред Л.Олийнык

Корректор Т.Малец

Редактор M.Òoâòèí

Заказ 689 Тираж 451 Подписное

BHHHGH Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Ходовая часть транспортного средства Ходовая часть транспортного средства Ходовая часть транспортного средства Ходовая часть транспортного средства Ходовая часть транспортного средства Ходовая часть транспортного средства Ходовая часть транспортного средства Ходовая часть транспортного средства Ходовая часть транспортного средства Ходовая часть транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к транспортным средствам со съемными кузовами, и может быть использовано в качестве прицепного средства и в виде сборной емкости при уборке урожая в агропромышленном комплексе

Изобретение относится к области транспортного машиностроения , в частности, к гусеничным транспортным средствам специального назначения

Изобретение относится к транспортному машиностроению и обеспечивает повьшение надежности движителя

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к тракторным подвескам

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к шасси транспортных средств высокой проходимости

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и обеспечивает улучшение маневренности транспортного средства

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и представляет собой колесно-гусеничный движитель с упругим гусеничным обводом, обеспечивающим высокие тягово-сцепные качества и надежность в работе

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к тракторам с шарнирно-сочлененной рамой типа 4х4 и предназначено для повышения проходимости тракторов, снижения удельного давления движителя на почву

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к сельскохозяйственному и тракторному машиностроению

Изобретение относится к области автотранспорта и может применяться в автомобилях, работающих в сельской местности

Изобретение относится к устройствам для строительства и ремонта железнодорожного пути методом звеньевой укладки

Изобретение относится к машиностроению, а точнее к автомобилестроению, в частности к транспортным средствам повышенной проходимости, и может быть использовано в широком спектре транспортных средств с колесным и гусеничным движителем

Изобретение относится к автомобильному транспорту и касается создания уетройств для повышения проходимости транспортных средств при их движении по неровной поверхности с низкой прочностью

Изобретение относится к универсальным транспортным средствам, которые могут перемещаться как по дорогам с твердым покрытием, так и по слабонесущим грунтам
Наверх