Коробка передач транспортного средства

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может использоваться в трансмиссиях самоходных машин. Цель - расширение функциональных возможностей путем обеспечения реверсной передачи и режима стояночного тормоза. Коробка передач транспортного средства содержит корпус, входной 2 и выходной 3 валы, планетарный механизм 4 с солнечной шестерней 5, коронной шестерней 6 и водилом 7, первую муфту 8, связанную с входным валом 2, вторую муфту, связанную с корпусом, и дополнительную муфту 10, связанную с выходным валом 3, а также механизм 11 управления. Выполнен механизм 11 управления, например, в виде рычага, установленного средней частью на шарнире относительно корпуса и связывающего первую 8 и вторую муфты, и рычага 14 управления, установленного на шарнире 15 относительно корпуса, двух ползунов 16,17 с лунками 18,19 для взаимодействия с концом 20 рычага 14 управления, связанных соответственно с первой 8 и дополнительной 10 муфтами, и ограничительной кулисы 21 с пазом 22 определения перемещения рычага 14 управления. Возможно и другое выполнение механизма 11 управления. Для взаимодействии с первой, второй и дополнительной муфтами солнечная шестерня 5, коронная шестерня 6 и водило 7 снабжены соответсвующими зубчатыми венцами 23, 24, 25. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

СО!03 СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

40 ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

1 (21) 4484426/31-11 (22) 20.09.88 (46) 07.07.90. Бюл. № 25 (71) Белорусский политехнический институт (72) О. К. Доннар, В. Л. Николаенко, О. Н. Протасеня и А. И. Бобровник (53) 629.113-585.1 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1472224, кл. В 60 К 17/08, 1987. (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению и может использоваться в трансмиссиях самоходных машин.

Цель — расширение фукнциональных возможностей путем обеспечения реверсной передачи и режима стояночного тормоза.

Коробка передач транспортного средства содержит корпус, входной 2 и выходной 3 валы, планетарный механизм 4 с солнечной шестерней 5, коронной шестерней 6 и водилом 7, первую муфту 8, связанную с вход„„SU„„1576361 А 1 (51)5 B 60 К 17/08

2 ным валом 2, вторую муфту, связанную с корпусом, и дополнительную муфту 10, связанную с выходным валом 3, а также механизм 11 управления. Выполнен механизм 11 управления, например, в виде рычага, установленного средней частью на шарнире относительно корпуса и связывающего первую 8 и вторую муфты и рычага 14 управления, установленного на шарнире 15 относительно корпуса, двух ползунов 16, 17 с лунками 18, 19 для взаимодействия с концом 20 рычага 14 управления, связанных соответственно с первой 8 и дополнительной 10 муфтами, и ограничительной кулисы 21 с пазом 21 с пазом 22 определения перемещения рычага 14 управления. Возможно и другое выполнение механизма 11 управления. Для взаимодействия с первой, второй и дополнительной муфтами солнечная шестерня 5, коронная шестерня 6 и водило 7 снабжены соответствующими зубчатыми венцами 23, 24, 25. 1 з. и. ф-лы, 3 ил.

1576361

Формула изобретения

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях самоходных машин.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей путем обеспечения реверсной передачи и режима стояночного тормоза.

На фиг. 1 приведена общая кинематическая схема предлагаемой коробки передач; на фиг. 2 — вторая муфта; на фиг. 3— то же, вид сбоку.

Коробка передач транспортного средства содержит корпус 1, входной 2 и выходно" 3 валы, планетарный механизм 4 с солнечной шестерней 5, коронной шестерней 6 и водилом 7, первую муфту 8, связанную с входным валом 2, вторую муфту 9, связанную с корпусом 1, и дополнительную муфту 10, связанную с выходным валом 3, а также механизм 11 управления выполненР ный например, в виде рычага 12, установленного средней частью на шарнире 13 относительно корпуса 1 и связывающего первую 8 и вторую 9 муфты, и рычага 14 управления, установленного на шарнире 15 относительно корпуса 1, двух ползунов 16 и 17 с лунками 18 и 19 для взаимодействия с концом 20 рычага 14 управления связанных соответственно с первой 8 и дополнительной

10 муфтами, и ограничительной кулисы 21 с пазом 22 определения перемещения рычага 14 управления. Возможно и другое выполнение механизма 11 управления. Для взаимодействия с муфтами 8 — 10 солнечная шестерня 5, коронная шестерня 6 и водило 7 снабжены соответствующими зубчатыми венцами 23 — 25.

Предлагаемая коробка передач транспортного средства обеспечивает три передачи переднего хода (i, 11, III) режим стояночного тормоза (Р) и реверсную передачу (R).

Первая (низшая) передача обеспечивается при связи солнечной шестерни 5 посредством первой муфты 8 с входным валом 2, водила 7 посредством дополнительной муфты

l0 с выходным валом 3 и коронной шестерни 6 посредством второй муфты 9 с корпусом 1. Вторая (средняя) передача обеспечивается при связи коронной шестерни 6 посредством первой муфты 8 с входным валом 2, водила 7 посредством дополнительной муфты 10 с, выходным валом 3 и солнечной шестерни 5 посредством второй муфты 9 с корпусом 1. Третья (высшая) передача обеспечивается при связи водила 7 посредством первой муфты 8 с входным валом 2 и посредством дополнительной муфты 10 с выходным валом 3. Для обеспечения режима стояночного тормоза водило 7 посредством дополнительной муфты 10 связывается с выходным валом 3 и посредством второй муфты 9 с корпусом 1 (положение муфты 9 показано на схеме, а положение муфты 10 показано пунктирной линией), а для обеспечения реверсной передачи солнечная шестерня 5 посредством первой муфты 8 связывается с входным валом 2, коронная шестерня 6 посредством дополнительной муфты 10 связывается с выходным валом 3 и водило 7 посредством второй муфты 9 связывается с корпусом 1 (положение муфт 8 — 10 показано на схеме).

Механизм ll управления обеспечивает однозначное положение рычага 14 управления для включения каждой упомянутой передачи, а также режима стояночного тормоза, положение для включения которого является промежуточным между включением передач переднего хода и передачи заднего хода.

Таким образом, снабжение коробки передач транспортного средства дополнительной муфтой, связанной с выходным валом, а механизм управления — четвертой и пятой позициями обеспечивает расширение технологических возможностей коробки передач транспортного средства путем обеспечения реверсной передачи и режима стояночного тормоза.

1. Коробка передач транспортного средства, содержащая установленные в корпусе входной и выходной валы, планетарный механизм с солнечной шестерней, коронной шестерней и связывающими их сателлитами, установленными на осях водила, две муфты, одна из которых установлена с возможностью осевого перемещения на ведущем валу коробки передач, а вторая установлена с возможностью осевого перемещения в корпусе, и механизм управления, связанный с муфтами, при этом в первой позиции механизма управления первая муфта связана с солнечной шестерней, а вторая — с коронной шестерней, во второй позиции механизма управления первая муфта связана с коронной шестерней, а вторая — с солнечной шестерней, в третьей позиции механизма управления первая муфта связана с водилом, отличающаяся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей путем обеспечения реверсной передачи и режима стояночного тормоза, она снабжена дополнительной муфтой, связанной с выходным валом, а механизм управления— четвертой и пятой позициями, при этом в первых трех позициях механизма управления дополнительная муфта связана с водилом, в четвертой позиции механизма управ ления вторая и дополнительная муфта свя. заны с водилом, а в пятой позиции механизма управления первая муфта связана с солнечной шестерней, вторая — с водилом и дополнительна я — с коронной шестерней.

2. Коробка передач по и. 1, отличающаяся тем, что механизм управления выполнен из рычага управления, шарнирно

1576361

Составитель С. Белоусько

Редактор С. Пекарь Техред А. Кравчук Корректор Л. Патай

Заказ !820 Тираж 423 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

1! 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Г1роизводственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101 закрепленного на корпусе, ограничительной кулисы с пазом, в котором расположен один конец рычага управления, двух ползунов с лунками для взаимодействия с другим концом рычага управления, связанных соответственно с первой и дополнительной муфтами, и рычага, концы которого взаимодействуют с первой и второй муфтами, а средняя часть шарнирно связана с кор5 пусом.

Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к коробкам передач, используемым, например, на автомобилях, тракторах, бульдозерах и аналогичных самоходных машинах

Изобретение относится к машиностроению, в частности к коробкам передач, используемым, например, на самоходных машинах

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, используемым на тракторах, бульдозерах и аналогичных самоходных машинах

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач самоходных машин типа тракторов и аналогичных транспортных средств

Изобретение относится к трансмиссиям транспортных машин

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к ступенчатым, переключаемым под нагрузкой коробкам передач, используемым на таких транспортных средствах как тракторы и аналогичные самоходные машины

Изобретение относится к транспортному машиностроению , в частности, к коробкам передач тракторов

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается выполнения трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к бесступенчатой трансмиссии для автомашин, тракторов и других транспортных средств, и может быть использовано в различных установках, где требуется плавное изменение передаточного отношения

Изобретение относится к сложным трансмиссиям "5х2" для транспортных средств

Изобретение относится к механическим трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено, в частности, в приводе хода экскаватора

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, применяемым в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств, и может быть использовано в различных колесных и гусеничных машинах
Наверх