Поршневой двигатель внутреннего сгорания

 

Изобретение позволяет повысить КПД поршневого двигателя внутреннего сгорания. Сущность изобретения: насадка цилиндрического регенератора выполнена в виде заключенного между верхней и нижней реберными решетками пакета реберных решеток, разделенных при помощи упругих элементов и контактирующих по поверхности ребер с размещением ребер каждой решетки пакета между ребрами двух соседних решеток, вал регенератора связан с нижней реберной решеткой с возможностью совместного возвратно-поступательного перемещения вдоль оси рабочего цилиндра, верхняя реберная решетка выполнена с возможностью возвратно-поступательного перемещения относительно вала и кинематически связана с выпускным клапаном, и компрессор снабжен устройством для охлаждения сжатого воздуха. Компрессор выполнен в виде поршневой машины, цилиндр которой снабжен теплообменными поверхностями, размещенными в нем. Ребра верхней и нижней решеток насадки цилиндрического регенератора в поперечном сечении выполнены в форме трапеции, а ребра решеток пакета - в форме ромба со срезанными острыми углами. 2 з.п.ф-лы, 2 ил.

соЮЗ СОВЕТСКИХ .

СОЦИДДИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 F 02 Ci 1 02, 3/02

ФФ»

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕ ЕНИР

К АВ ГОРСИСМЪ СВИДЕТЕЛЫП ВУ

-З2

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЬП ИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (61) 1444548 (21) 4389026/25-06 (22) 09,03.88 (46) 23.07.90. Бюл. ¹ 27 (75) Б. A. Глазунов (53) 621.41 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1444548, кл. F 02 G 1/02, 198?.

„„Я0„„1580О37 А 2

2 (54) ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Изобретение позволяет повысить КПД поршневого двигателя внутреннего сгорания.

Двигатель содержит рабочий цилиндр 2 с форсункой 10, впускным 3 и выпускным 5 клапанами и компрессорный цилиндр 13

1580037

55 автоматическими клапанами 15 и 16, рагочий 7 и компрессорный 14 поршни, соеиненные шатунами 8 и 37 с коленчатым валом 9. Цилиндры сообщаются между собой по каналу 18. Двигатель также снабжен вращающимся цилиндрическим регенератором 11, насадка 12 которого содержит пакет реберных решеток. Внутри компрессорного цилиндра 13 размещены теплообменные поверхности, охлаждающие воздух при сжатии. Сжатый в компрессорном цилиндИзобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, и является усовершенствованием изобретения по авт. св. № 1444548.

Цель изобретения — повышение КПД двигателя.

На фиг. 1 приведен двигатель, разрез по оси рабочего цилиндра и по оси компрессорного цилиндра в процессе впуска сжатого воздуха в рабочий цилиндр и в процессе сжатия в компрессоре; на фиг. 2— то же, в процессе расширения в рабочем цилиндре и нагнетания в компрессоре; на фиг. 3 — то же, в процессе выпуска из рабочего цилиндра и впуска в компрессоре; на фиг. 4 — регенератор с цилиндрической насадкой в сложенном виде в момент между окончанием выпуска и началом впуска; на фиг. 5 — то же, во время впуска в рабочий цилиндр; на фиг. 6 — то же, во время расширения сжатого воздуха в теплообменнике и расширения газов в двигателе; на фиг. 7 — то же, во время выпуска отработавших газов; на фиг. 8 — узел 1 на фиг. 7; на фиг. 9 — сечение А — А на фиг. 1; на фиг. 10 — разрез Б — Б на фиг. 6; на фиг. 11 — разрез  — В на фиг. 9.

Двигатель содержит корпус 1, рабочий цилиндр 2, снабженный впускным клапаном 3 со штоком 4 и выпускным клапаном 5 со штоком 6, поршень 7 размещенный в рабочем цилиндре 2 и связанный через шатун 8 с коленчатым валом 9, форсунку 10, цилиндрический регенератор 11 с насадкой 12 размещенный в рабочем цилиндре 2 между клапанами 3 и 5, компрессорный цилиндр 13 с компрессорным поршнем 14 и самодействующими впускным 15 и перепускным 16 клапанами, установленными во впускном 17 и перепускном 18 каналах. Рабочий цилиндр 2 и компрессорный цилиндр 13 сообщены между собой через впускной 3 и перепускной 16 клапаны при помощи перепускного канала 18.

Насадка 12 цилиндрического регенератора 11 выполнена в виде пакета 19 реберных решеток 20 и 21, заключенного межре 13 воздух по каналу 18 перетекает в рабочий цилиндр 2, проходя через реберные решетки-насадки 12 вращающегося цилиндрического регенератора, и нагревается от них. После впрыска топлива форсункой 10 происходит его воспламенение и сгорание, расширение отработавших газов и их выпуск.

На такие выпуски отработавшие газы проходят через реберные решетки-насадки 12

10 вращающегося цилиндрического теплообменника, нагревая их. 2 з. п. ф-лы, 11 ил. ду верхней 22 и нижней 23 реберными решетками. Нижняя реберная решетка 23 связана с валом 24 цилиндрического регенератора 1 с возможностью совместного возвратно-поступательного перемещения вдоль оси рабочего цилиндра 2. Верхняя реберная решетка 22 имеет втулку 25, которая установлена соосно валу 24 цилиндрического регенератора 11 и кинематически связана с ним при помощи шлицевого соединения, благодаря чему она имеет возможность возвратно-поступательного перемещения совместно с верхней реберной решеткой 22 относительно вала 24. Кроме того, втулка 25 кинематически связана со штоком 6 выпускного клапана 5. Реберные решетки 20 и 21 пакета 19 отделены друг от друга и от верхней 22 и нижней 23 реберных решеток при помощи упругих элементов 26, выполненных в виде пары тарельчатых пружин, зафиксированных штифтами 27. Реберные решетки 20 и 21 не соприкасаются с валом 24, и вращательное движение к ним передается через тарельчатые пружины упругих элементов 26 от верхней реберной решетки 22.

Ребра верхней 22 и нижней 23 реберных решеток в поперечном сечении выполнены в форме трапеции, а ребра решеток 20 и 21 пакета 19 — в форме ромба со срезанными острыми углами.

В плане ребра каждой решетки представляют собой набор концентрических колец, соединенных радиальными ребрами. В положении насадки 12 цилиндрического регенератора l l, соответствующем крайнему верхнему расположению нижней реберной решетки 23, реберные решетки контактируют по поверхностям ребер с размещением ребер каждой решетки пакета 19 между ребрами двух соседних решеток.

Компрессорные цилиндр 13 и поршень 14 снабжены теплообменными поверхностями, выполненными в виде ребер. В ребрах 28 компрессорного цилиндра 13 выполнены охлаждающие каналы 29, по которым цирку1580037

55 ли рует охла жда юща я жидкость, подводи ма я по трубе 30 и отводимая по трубе 31.

Ребра 32 компрессорного поршня 14 соединены в блок 33, закрепленный на торце компрессорного поршня 14 при помощи плоской пружины 34. Концы пластин пружины 34 соединены между собой шарнирами 35. Между ребрами 28 компрессорного цилиндра 13 установлены амортизирующие прокладки 36, выполненные из эластомера. Ребра 32 и 28 выполнены в плане прямолинейными. Коленчатый вал 9 соединен с компрессорным поршнем 14 при помощи шатуна 37. Двигатель снабжен трубкой 38 для подвода сжатого воздуха при пуске, распределительным валом 39, кинематически связанным с коленчатым валом 9 и воздействующим на коромысла 40 и 41 выпускного 5 и впускного 3 клапанов рабочего цилиндра 2. Кроме того, двигатель снабжен механизмом 42 вращения регенератора, кинематически связанным с валом 24.

Коромысло 43 связано с валом 24 и-соо6щает ему возвратно-поступательное перемещение. Поршень 7 рабочего цилиндра 2 снабжен укрепленной на его торце керамической теплоизолирующей накладкой 44.

Поршни 7 и 14, а также верхняя 22 и нижняя 23 решетки цилиндрического регенератора снабжены уплотнениями в виде компрессионных колец. Штоки 4 v 6 клапанов, вал 24 и втулка 25 также имеют уплотнения.

Двигатель работает следующим образом.

В компрессорном цилиндре 13 при движении поршня 14 вверх производится сжатие воздуха с отводом тепла, выделившегося при сжатии, к ребрам 28 и 32, благодаря чему процесс сжатия приближен к изотермическому. Когда да вле ние воздуха в компрессорном цилиндре 13 выше давления в перепускном канале 18, открывается перепускной клапан 16 и производится нагнетание воздуха в перепускной канал 18.

При приближении компрессорного поршня 14 к верхней мертвой точке ребра 32 по своим боковым поверхностям вступают в контакт с ребрами 28. При этом теплота, накопленная в процессе сжатия блоком 33 ребер 32 компрессорного поршня 14, отводится к ребрам 28 и уносится охлаждающей жидкостью, циркулирующей по каналам

29. При дальнейшем движении поршня 14 к верхней мертвой точке сжимается пружина 34, деформируя амортизирующие прокладки 36 и прижимная ребра 32 к ребрам 28.

После прихода компрессорного поршня 14 в верхнюю мертвую точку клапан 16 закрывается.

В начале движения вниз компрессорного поршня 14 открывается впускной клапан 15, обеспечивая всасывание воздуха по впускному каналу 17 в полость компрессорного цилиндра 13. При этом, пока усилие

35 плоской пружины 34 больше усилия сжатия амортизирующих прокладок 36, ребра 32остаются прижатыми к ребрам 28. Когда пружина 34 разжимается, блок 33 ребер 32 начинает движение вниз вслед за компрессорным поршнем 14. После достижения компрессорным поршнем 14 нижней мертвой точки рабочий цикл компрессора повторяется.

В процессе работы двигателя механизм 42 вращения постоянно сообщает вращательное движение регенератору 11 через вал 24.

В рабочем цилиндре 2 в начале движения вниз поршня 7 коромысло 41 открывает впускной клапан 3, а коромысло 43 через вал 24 передвигает вниз нижнюю реберную решетку 23. 3а счет упругих элементов 26 реберные решетки 20 и 21 сдвигаются вниз, образуя между ребрами зазоры. Сжатый воздух из перепускного канала 18 поступает в рабочий цилиндр 2, проходит через насадку 12 цилиндрического регенератора 11, нагреваясь в ней.

Когда до закрытия впускного клапана 3 остается время, соответствующее времени задержки воспламенения, с помощью форсунки 10 осуществляется впрыск топлива.

После прохождения поршнем 7 10 — 15Я рабочего хода коромысло 41 закрывает впускной клапан 3, после чего происходит воспламенение топлива в горячем воздухе.

Поршень 7 продолжает двигаться вниз осуществляя рабочий ход. Одновременно после закрытия впускного клапана 3 коромысло 43 через вал 24 перемещает нижнюю реберную решетку 23 вниз со скоростью, пропорциональной скорости поршня 7. При этом между реберной решеткой 21 и нижней реберной решеткой 23 образуется полость, в которую перетекает, расширяясь, сжатый воздух, находившийся в полостях между решетками 20 — 22.

После прихода поршня 7 в нижнюю мертвую точку коромысло 40 открывает выпускной клапа н 5. Вместе с ним благодаря кинематической связи втулки 25 с выпускным клапаном 5 сдвигается вниз верхняя реберная решетка 22 и решетки

20 и 21 пакета. Затем поршень 7 движется вверх, вытесняя отработавшие газы, которые при этом проходят через реберные решетки, отдавая им тепло. При подходе поршня 7 к нижней реберной решетке 23 коромысло 43 через вал 24 перемещает ее вверх, а коромысло 40 перемещает вверх выпускной клапан 5, закрывая его, при этом вместе с клапаном 5 перемещается вверх также втулка 25 с верхней реберной решеткой 22. Вместе с реберными решетками 22 и 23 движутся вверх решетки 20 и 21 пакета 19. В момент прихода поршня 7 в верхнюю мертвую точку выпускной клапан 5 закрывается, а реберные решетки плотно складываются, контак1580037

:пуя друг с другом по поверхностям ребр. Затем цикл повторяется.

Формула изобретения

1. Поршневой двигатель внутреннего сгорания по авт. св. № 1444548, отличающийся тем, что, с целью повышения КПД, насадка цилиндрического регенератора выполнена в виде заключенного между верхней и нижней реберными решетками пакета реберных решеток, разделенных при помощи упругих элементов и контактирующих по поверхностям ребер с размещением ребер каждой решетки пакета между ребрами двух соседних решеток, вал регенератора связан с нижней реберной решеткой с возможностью совместного возвратно-поступательного перемещения вдоль оси рабочего цилиндра, верхняя реберная решетка выполнена с возможностью возвратно-поступательного перемещения относительно вала и ки5 нематически связана с выпускным клапаном, и компрессор снабжен устройством для охлаждения сжатого воздуха.

2. Двигатель по п. 1, отличающийся тем, что компрессор выполнен в виде поршневой машины, цилиндр которой снабжен теплообменными поверхностями, размещенными в нем.

3. Двигатель по п. 1, отличающийся тем, что ребра верхней и нижней решеток насадки цилиндрического регенератора в по15 перечном сечении выполнены в форме трапеции, а ребра решеток пакета — в форме ромба со срезанными острыми углами.

1580037

1580037

1580037,4 -А

/!

580037

Составитель А. Ермолаев

Редактор О. Головач Техред А. Кравчук Корректор Л. Бескид

Тираж 437 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретен р, р етениям и отк ытиям при ГКНТ СССР

I 13035, Москва, )К вЂ” -35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательскии комбинат « а е

«П т нт», г. У>кго, од, ул. Гагарина, !О!

Поршневой двигатель внутреннего сгорания Поршневой двигатель внутреннего сгорания Поршневой двигатель внутреннего сгорания Поршневой двигатель внутреннего сгорания Поршневой двигатель внутреннего сгорания Поршневой двигатель внутреннего сгорания Поршневой двигатель внутреннего сгорания Поршневой двигатель внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области энергомашиностроения, может быть использовано для получения электрической энергии в закрытых помещениях либо в районах с повышенными требованиями к чистоте атмосферного воздуха, и позволяет устранить вредное экологическое воздействие энергетической установки

В птб // 385065

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для использования в машинах наземного, водного и воздушного транспорта, в стационарных наземных и космических энергоустановках

Изобретение относится к энергетике, силовым установкам и двигателям, работающим на горячих газах
Изобретение относится к двигателестроению, в частности к способам получения кинетической энергии за счет преобразования потенциальной энергии

Изобретение относится к области энергетики, а именно к силовым установкам, и может быть использовано в двигателях

Изобретение относится к двигателестроению

Изобретение относится к машиностроению
Изобретение относится к двигателестроению, в частности к способам преобразования потенциальной энергии химических веществ в кинетическую энергию газового потока
Наверх