Храповой механизм свободного хода

 

Изобретение относится к машиностроению и может применяться в импульсных вариаторах и других передачах. Цель изобретения - повышение нагрузочной способности за счет увеличения жесткости собачек и повышение быстродействия механизма. Механизм содержит полумуфту /П/ с храповым колесом 1, П 2, в пазах с упорами 6 которой размещены собачки /С/ 3, подпружиненные к храповому колесу П 1 с помощью пружин 4. Ход С 3 ограничен упорами 5, которые также ограничивают поворот С 3 вокруг продольной оси П 1 и 2. Несущие поверхности паза и С 3, а также С 3 и несущей поверхности зуба храпового колеса выполнены криволинейными с направлением выпуклости в сторону обращенной к ним поверхности собачки. При взаимодействии С 3 с зубьями храпового колеса П 1 концы собачек, противоположные несущим, будут взаимодействовать между собой. С 3 прогнутся до тех пор, пока не уравновесятся, что обеспечит равномерное распределение нагрузки. Жесткость С 3 увеличится, и они будут работать как шпонки. Это повысит нагрузочную способность механизма. Выполнение пазов в П 2 радиально повышает быстродействие механизма. Кинематическая связь концов С 3, противоположных несущим, может быть выполнена в виде гидроупоров, рабочие полости которых связаны между собой. Регулирование жесткости С 3 в данном случае осуществляется за счет установки плунжера с упругим элементом, причем рабочая полость плунжера соединена с рабочими полостями гидроупоров, а плунжер взаимодействует с упругим элементом. 4 з.п.ф-лы, 5 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я) F 16 0 41/12

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Фис.с (21) 4342854/25-27 (22) 09.10.87 (46) 30.10.90. Бюл. % 40 (72) Б.В. Громаков, А.я, Оссовский и Ю.С. Шкатов (53) 621.825.5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N 1214955, кл. F 16 D 41/12, 1986. (54) ХРАПОВОЙ МЕХАНИЗМ СВОБОДНОГО ХОДА (57) Изобретение относится к машиностроению и может применяться в импульсных вариаторах и других передачах. Цель изобретения —.повышение нагрузочной способности за счет увеличения жесткости собачек и повышение быстродействия механизма. Механизм содержит полумуфту (П) с храповым колесом 1, П 2, в пазах с упорами 6 которой размещены собачки (С)

3, подпружиненные к храповому колесу П 1 с помощью пружин 4. Ход С 3 ограничен упорами 5, которые также ограничивают поворот С 3 вокруг продольной оси П 1 и 2.

Несущие поверхности паза и С 3, а также С

„„Я2„„1603094 А1

3 и несущей поверхности зуба храпового колеса выполнены криволинейными с направлением выпуклости в сторону обращенной к ним поверхности собачки. При взаимодействии С 3 с зубьями храпового колеса П 1 концы собачек, противоположные несущим, будут взаимодействовать между собой. С 3 прогнутся до тех пор, покане уравновесятся, что обеспечит равномерное распределение нагрузки. Жесткость С 3 увеличится, и они будут работать как шпонки.. Это повысит нагрузочную способность механизма. Выполнение пазов в П 2 радиально повышает быстродействие механизма. Кинематическая связь концов С 3, противоположных несущим. может быть выполнена в виде гидроупоров, рабочие поло- 3 сти которых связаны между собой.

Регулирование жесткости С 3 в данном слу-. чае осуществляется за счет установки плунжера с упругим элементом, причем рабочая полость плунжера соединена с рабочими полостями гидроупоров, а плунжер взаимодействует с упругим элементом. 4 з.п. ф-лы, 5 ил.

1603094

Изобретение относится к машиностроению и может применяться в импульсныХ вариаторах и других передачах, Цель изобретения — повышение на- грузочной способности за счет увеличения жесткости собачек и повышение быстродействия механизма, На фиг. 1 изображен предлагаемый храповой механизм свободного хода (МСХ); на фиг. 2 — кинематическая схема взаимодействия собачек с несущей поверхностью паза и зуба храпового колеса; на фиг. 3 — кинематическая схема взаимодействия собачек; на фиг, 4 — собачка, общий вид; на фиг. 5 — МСХ с гидроупорами.

Предлагаемый храповой МСХ содержит: полумуфту 1 с храповым колесом, полумуфту 2 с собачками 3, пружины 4, упоры 5, ограничивающие ход собачек при совершении свободного хода, упоры 6, являющиеся несущими поверхностями паза, гидроупоры

8, плунжер 9, На фиг. 1 изображен МСХ, содержащий одну пару собачек с механической кинематической связью, Пружины 4 прижимают концы собачек 7 друг к другу и каждую собачку к храповому колесу. Упор 5 служит для .ограничения движения собачек и ограничения поворота собачек вокруг продольной оси во время свободного хода, На фиг, 5 изображен МСХс тремя собачками, уравнение нагрузки на которые производится с помощью гидроупоров 8.

Плунжер 9 относительно регулировочного элемента 10 подпружинен пружиной 11, что позволяет изменять упругие свойства MCX.

Пружины 4 прижимают собачки к гидро.упорам 8 и к храповому колесу, Механизм работает следующим образом.

При вращении полумуфты 2 с собачками против часовой стрелки собачки взаимодействуют с храповым колесом, которое поворачивает их вокруг упоров 6 до тех пор, пока силы, действующие на собачки, не уравновесятся (фиг. 3). При дальнейшем нагружении МСХ увеличивается прогиб собачек, а линии контакта В и С стремятся навстречу друг другу(фиг. 2), При передаче максимальной нагрузки собачки работают как шпанки, При вращении полумуфты с собачками по часовой стрелке совершается свободный ход МСХ.

Работа MCX с гидроупорами производится следующим образом.

При вращении полумуфты 2 с собачками против часовой стрелки собачки взаимодействуют с храповым колесом, которое поворачивает их вокруг упоров 6. Собачки своим концом 7.упираются в гидроупоры 8, перемещая последние. Перемещение гидроупоров 8 с собачками совершается до тех пор, пока все собачки не вступят во взаимодействие с храповым колесом с одинаковой си5 лой. Одни гидроупоры утапливаются (гидроупоры, на которые давят собачки, вошедшие в зацепление с храповым колесом), другие гидроупоры выдвигаются, перемещая собачки навстречу зубьям храпового

10 колеса, После зацепления всех собачек с храповым колесом давление в рабочих полостях растет, перемещая плунжер 9, который воздействует на регулируемую пружину 11.

15 Жесткость МСХ можно изменять, затягивая пружину элемента 10.

При вращении полумуфты с собачками по часовой стрелке совершается свободный ход МСХ.

20 Несущие поверхности паза В1 и собачек

R, а также собачки R и несущей поверхности зуба храпового колеса Rz выполнены криволинейными с направлением выпуклости в сторону обращенной к ним поверхности со25 бачки.

Относительная кривизна сопрягаемых поверхностей собачки и паза, собачки и храпового колеса выбирается из следующей зависимости:

30 P Е Й +Йг

В R1 R2

2R где Р— сила, действующая в сечении С на собачку;

Š— модуль упругости;

 — ширина собачки;

R> — радиус кривизны собачки;

Rz — радиус кривизны упора (зуба);

M — момент на муфте;

R — радиус несущей поверхности МСХ, или

og 2R В К1+К2

P 4180 М

45 Пар кинематически связанных собачек может быть несколько, например три, в MCX с гидроупорами количество собачек ограничивается конструктивными признаками.

Быстродействие механизма зависит от

50 массы собачек и силы, с которой собачки прижимаются к храповому колесу. На малых скоростях и в статике прижим собачки обеспечивается пружиной 4, при увеличении скорости центробежные силы увеличивают

55 прижим собачек к храповому колесу, тем самым повышая быстродействие МСХ. Для этой же цели служит упор 5.

Данная конструкция храпового MCX позволит добиться равномерного нагружения

1603094 собачек, увеличения несущей способности механизма, позволит повысить его быстродействие. Следствием этого является повышенная нагрузочная способность, надежность и долговечность МСХ в широком диапазоне скоростей..Формула изобретения

1. Храповой механизм свободного хода, состоящий из двух кон центр ич но установленных полумуфт, одна из которых выполнена в виде храпового колеса, а другая — с радиально расположенными пазами, упругих подпружиненных собачек, размещенных в радиальных пазах с возможностью взаимодействия с зубьями храпового колеса и упоров, ограничивающих ход собачек, отличающийся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности за счет увеличения жесткости собачек при увеличении нагруэки, несущие поверхности паза и несущие поверхности зубьев храпового колеса выполнены криволинейными с направлением выпуклости в сторону обращенной к ним поверхности собачки, а последние размещены в пазах с возможностью поворота относительно продольной оси механизма.

5 2. Механизм по и. 1, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что концы каждых двух собачек, противоположные несущим, кинематически связаны между собой с возможностью относительного перемещения, 10 3. Механизм по и. 2, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что средство кинематической связи выполнено в виде гидроупоров, рабочие полости которых соединены между собой.

4. Механизм по п.3, отл и ч а ю щи й15 с я тем, что он снабжен средством регулирования жесткости, выполненным в виде резьбового регулировочного элемента и плунжера, подпружиненного относительно последнего, рабочая полость плунжера сое20 динена с рабочими полостями гидроупоров.

5. Механизм по пп. 1-4, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения быстродействия, пазы во внутренней полумуфте расположены радиально.

1603094

Составитель В. Разоренов

Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор Э. Лончакова

Редактор М. Циткина

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 3372 Тираж 534 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Храповой механизм свободного хода Храповой механизм свободного хода Храповой механизм свободного хода Храповой механизм свободного хода 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах машин и механизмов

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в инерционно-импульсных передачах, бесступенчатых вариаторах и др

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в импульсных передачах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования реверсивного движения валов в инерционно-импульсных 2 3 бесступенчатых передачах, стартерах и гидротрансформаторах

Изобретение относится к области .машиностроения и м.б

Изобретение относится к области машиностроения и м.б

Изобретение относится к мапшностроению и может быть использовано в транслортных машинах

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для соединения или разобщения валов различных конструкций

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в импульсных приводах, стартерных устройствах, в стендовом оборудовании и т.д

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в инерционно-импульсных передачах, вариаторах и других устройствах, где необходимо передавать крутящий момент только в одном направлении

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено для передачи крутящего момента с одного вала на другой в одном направлении при большой передаваемой мощности

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для соединения валов в тех случаях, когда ведомый вал должен воспринимать крутящий момент определенного знака

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в устройствах, требующих автоматического реверсирования ведомого звена в зависимости от направления и скорости вращения ведущего звена, а также в других механизмах для соединения валов в тех случаях, когда ведомый вал должен воспринимать крутящий момент определенного знака

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах стартеров для пуска двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах стартеров для пуска двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в импульсных вариаторах для преобразования движения, а также в других механизмах для соединения валов в тех случаях, когда ведомый вал должен воспринимать крутящий момент определенного знака

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение, в частности, в механизмах свободного хода инерционных трансформаторов

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в механизмах свободного хода инерционных трансформаторов
Наверх