Устройство для обучения

 

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к автоматизированным обучающим системам, и может быть использовано как при обучении, так и при проведении психолого-педагогических экспериментов в ходе учебного процесса . Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства. Устройство содержит пульт 1 преподавателя , пульты 2 обучаемых, счетчик 3 правильных ответов, блок 4 индикации, блок 5 ввода реакций обучаемых, блок б ключей, блок 7 индикации консультативной информации, блок 8 интегрирования, блок 9 сравнения, второй блек 10 сравнения, пороговый блок 11, счетчики 12 и блок 13 синхронизации. Кроме того, устройство содержит блок 14 задания пороговых напряжений, третий блок 15 сравнения и блок 16 счетчиков времени . 2 з.п. ф-лы. 9 ил. со С г g сь ю ю 00 го

COIO3 СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)э 6 09 В 7/07

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 1043719 (21) 4636451/24 (22) 12.01,89 (46) 30.01.91. Бюл. ЬЬ 4 (71) Таганрогский радиотехнический институт им. В,Д, Калмыкова (72) В.П. Мадведев, С,В. Борисенко .

И.Б. Ахалая, E,А. Герасимова, Т.С. Серикова и С,В. Медведев (53) 681.3.071(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

N 11004433771199, кл. G 09 В 7/07, 1982. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ (57) Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к автоматизированным обучающим системам, и

„„Я „„1624498 А2. может быть использовано как при обучении, так и при проведении психолого-педагогических экспериментов в ходе учебного процесса. Цель изобретения — расширение дидактических воэможностей устройства.

Устройство содержит пульт 1 преподавателя, пульты 2 обучаемых, счетчик 3 правильных ответов, блок 4 индикации, блок 5 ввода реакций обучаемых, блок 6 ключей, блок 7 индикации консультативной информации, блок 8 интегрирования, блок 9 сравнения, второй блек 10 сравнения, пороговый блок

11, счетчики 12 и блок 13 синхронизаций.

Кроме того, устройство содержит блок 14 задания пороговых напряжений, третий блок 15 сравнения и блок 16 счетчиков времени. 2 з,п. ф-лы, 9 ил.

1624498

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к автоматизированным обучающим системам (АОС), и может быть использовано как при обучении, так и при проведении психологопедагогических экспериментов в ходе учебного процесса.

Цель изобретения — расширение дидактических возможностей устройства.

На фиг. 1 приведена структурная схема предлагаемого устройства; на фиг. 2 — вид реоэнцефалограммы при спокойном состоянии обучаемого; на фиг. 3 — то же, при активной умственной работе; на фиг, 4 — то же. блока индикации; на фиг. 5 — то же, блока индикации консультативной информации; на фиг. 6 — то же, блока интегрирования; на фиг. 7 — то же, первого блока сравнения; на фиг. 8 — то же, третьего блока сравнения; на фиг. 9 — то же, блока счетчиков времени, Устройство содержит (фиг. 1) пульт преподавателя, пульты 2 обучаемых, счетчик 3 правильных ответов, блок 4 индикации, блок 5 ввода реакций обучаемых, блок

6 ключей, блок 7 индикации консультативной информации, блок 8 интегрирования, первый блок 9 сравнения, второй блок 10 сравнения, пороговый блок 11, счетчики 12, блок 13 синхронизации, блок 14 задания пороговых напряжений, третий блок 15 сравнения, блок 16 счетчиков времени.

Блок 4 индикации состоит из элементов

17-19 индикации уровней логического мышления для каждого обучаемого. элементов

20 — 22 индикации уровней образного мышления для каждого обучаемого, элемента 23 индикации логической трудоемкости программы и элемента 24 индикации образной трудоемкости программы.

Блок 5 ввода реакций обучаемых, как и в основном изобретении, состоит из последовательно включенных двух групп биодатчиков, узла усилителей, коммутатора. селектора и аналого-цифрового преобразователя.

Блок 6 ключей, как и в основном изобретении, включает электронные ключи по числу пультов обучаемых.

Блок 7 индикации консультативной информации состоит иэ цепочек по две на каждый пульт 2 обучаемого, содержащих первый регистр 25, первый узел 26 сравнения, первый счетчик 27, второй узел 28 сравнения, первый индикатор 29, второй регистр 30, третий узел 31 сравнения, второй счетчик 32, четвертый узел 33 сравнения, второй индикатор 34. элемент И 35, третий индикатор 36.

Блок 8 интегрирования содержит первые интеграторы 37 и узлы 38 умножения, первый групповой интегратор 39, вторые интеграторы 40 и узел 41 умножения, второй групповой индикатор 42.

Первый блок 9 сравнения представлен узлами 43 и 44 сравнения по два узла на каждый пульт обучаемого. На выходах узлов

43 и 44 сравнения появляются сигналы:

"Больше", "Равно" или "Меньше".

Второй блок 10 сравнения, как и в основном изобретении, состоит из цепочек последовательно включенных узлов сравнения и логических элементов И, а также цифроаналоговых преобразователей.

Пороговый блок 11, как и в основном изобретении, представлен логическими элементами определения экстремума. Счетчики 12, как и в основном изобретении, представлены реверсивн ыми счетчиками.

Блок 13 синхронизации, как и в основном изобретении, включает последовательно соединенные генератор тактовых импульсов, делитель частоты, распределитель импульсов и триггер.

Блок 14 представлен набором переключателей, позволяющих задавать в цифровом коде предельные значения H2max и времени работы ta max (для блока 7) и фоновое значение Нгф (для блока 15).

Третий блок 15 сравнения представлен узлами 45 и 46 сравнения по два узла на каждый пульт 2 обучаемого.

Блок 16 счетчиков времени представлен счетчиками 47 и 48 времени по два на каждый пульт 2 обучаемого, Устройство работает следующим образом, Перед началом работы в блоке 14 устанавливается фоновое значение Н ф (в спокойном состоянии), предельно допустимое значение H2max, а также предельно допустимое время работы обучаемого на уровне

Hzmax — tamax Учащиеся получают программу, после чего с пульта 1 включаются все блоки устройства и через электроды биодатчиков блока 5 пропускают слабый ток. На выходе этих биодатчиков для обучаемого, начавшего работать над программой, появляется сигнал, форма которого приведена на фиг. 2, Эти сигналы проходят через узел усилителей, нормирующий сигнэл, коммутатор, обеспечивающий переключение с одного канала на другой по сигналам иэ блока 13, селектор, обеспечивающий выделение сигнала основной волны Н>, и поступают на вход аналого-цифрового преобразователя блока 5 и узлы сравнения блока 10, уровни срабатывания которых смещены один относительно другого на интервал квантования

1624498

hX. Учитывая, что АЦП блока 5 работает на участке реоэнцефалограммы а, Ь, c, d (фиг.

2 и 3), где происходит уменьшение сигнала, то вначале сигналы из блока 10 проходят на прямые входы счетчиков 12, а в момент увеличения сигнала, что на участке реоэнцефалограммы а, Ь, с, 0 (фиг. 3) соответствует катакротическому зубцу (Ь вЂ” H2), сигналы начинают поступать из блока 10 на инверсные входы счетчиков 12. Этот момент (появление экстремума) фиксируется пороговым блоком 11, который включает блок 6, и с АЦП блока 5 — второго выхода блока 5 через блок

6 ключей значение Hz поступает на первые входы регистров 25 и 30 блока 7, на вторые входы которых поступают сигналы от блока

13, обеспечивающие запись Нг с первого канала биодатчиков блока 5 в регистр 25, а с второго — в регистр 30. С выходов регистров 25 и 30 сигналы поступают на входы узлов 45 и 46 блока 15, где происходит их сравнение с сигналом Нгф, поступающим из блока 14, на входы интеграторов 37 и 40 блока 8 и на входы первых узлов 26 и 31 блока 7, где происходит их сравнение с сигналом Hzmax, поступающим из блока 14. Как только Hz no любому из двух каналов (с выходов регистров 25 и 30) или по двум каналам сразу превысит значение Нгф, на выходах соответствующих узлов 45 и 46 блока 15 появляются сигналы, которые, поступив на входы счетчиков 47 и 48 блока, разрешают счет импульсов, поступающих от блока 1,3; При снижении Нр ниже уровня

Н2ф сигналов на выходах узлов 45 и 46 нет и счет импульсов счетчиками 47 и 48 прекращается. Таким образом, в счетчиках 47 и 48 записывается для каждого учащегося время

его активной работы соответственно над логической и обратной частями учебного задания. Интеграторы 37 и 40 блока 8 при отсутствии сигналов от пультов 2, т.е. данный обучаемый работает над программой, осуществляют интегрирование значений

Нг, поступающих с регистров 25 и 30, Как только обучаемый верно выполнит задание, сигна- с пульта 2 проходит на блок 8 и сигналы с выходов интеграторов 37 и 40 поступают на узлы 38 и 41. где осуществляется перемножение проинтегрированных величин Нр с активным временем работы обучаемого соответственно над логической и образной частью задания, поступающим от счетчиков 47 и 48 блока 16. В результате на выходе узлов 38 и 41 мы получаем сигналы комплексной оценки трудоемкости программы для данного обучаемого по логической (с выхода узла 38) и образной составляющей (c выхода узла 41). Эти сигналы поступают на первые входы узлов 43 и 44 блока 9 и групповые интеграторы 39 и 42, с выходов которых сигналы поступают на вторые входы узлов 43 и 44 блока 9 и индикаторы 23 и 24 блока 4: Узлы 43 и 44 блока 9

5 сравнивают значения трудоемкости программы для каждого обучаемого по логическому и образному компонентам с соответствующими среднегрупповыми этими же значениями и выдают сигналы "Боль10 ше", "Равно" или "Меньше", которые поступают на соответствующие элементы

17 — 22 индикации блока 4, которые трансформируют их при приходе сигнала разрешения от счетчика 3 в соответствующие

15 визуальные сигналы: "! логический уровень", "И логический уровень", "!!! логический уровень", "! образный уровень", "II образный уровень" и "III образный уровень". Как только значение Hz по одному или

20 обоим каналам превысит значение H2max, на выходе соответствующих узлов 26 и 31 появляются сигналы, позволяющие запись импульсов, поступающих от блока 13, в счетчики 27 и 32. Эта запись прекращается, 25 как только Нр снизится ниже уровня H2max а при последующем возрастании Нг выше укаэанного уровня вначале сигналом с узлов

25 и 31 производится сброс счетчиков 27 и

32, а затем начинается повторная запись

30 импульсов. Таким образом, в счетчики 27 и

32 записывается информация о времени непрерывной работы обучаемого на запредельных уровнях напряженности соответственно по логическому и образно35 му компонентам. Как только это время превысит заданное в блоке 14 время tamax, на выходе соответствующих узлов 28 и 33 появляется сигнал, обеспечивающий срабатывание соответствующих индикаторов 29 и

40 34. Если это произойдет в узле 28, то индикатор 29 обеспечивает визуальную надпись

"Переключитесь на образно-интуитивную часть задания", если — в узле 33, то через индикатор 34 — "Переключитесь на логиче45 скую часть задания". Если же это произойдет и в узле 28, и в узле 33, то на выходе элемента 35 появляется сигнал, который погашает индикаторы 29 и 34 и включает индикатор 36 — "Вам необходимо немного

50 отдохнуть, а затем вновь вернуться к работе над программой".

Так осуществляется работа устройства до тех пор, пока все обучаемые правильно выполнят задание. После чего из счетчика 3

55 поступает сигнал разрешения в блок 4 на визуализацию информации через элементы

17 — 24. В результате по завершению работы всех обучаемых над программой мы имеем данные о средней групповой трудоемкости программы по ее логическому (злемент 23) и

1624498 образному компонентам (элемент 24), а для каждого обучаемого имеем соответственно данные об оценке уровня его логического мышления в виде: или "I логический уровень" (элемент 17), или "II логический уровень" (элемент 18), или "!!! логический уровень" (элемент 19) и образного мышления в виде: или "! образный уровень" (элемент 20), или "I I образный уровень" (элемент

21), или "!!! образный уровень" (элемент 22).

Таким образом, введение блока задания пороговых значений, третьего блока сравнения, блока счетчиков времени и их связей, а также особенностей конструктивного исполнения блока индикации консультативной информации и блока интегрирования, обеспечивает расширение дидактических возможностей устройства.

Формула изобретения

1. Устройство для обучения по авт. св.

М 1043719, о тл и чаю ще ес я тем,что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в него введены блок задания пороговых напряжений, третий блок сравнения и блок счетчиков времени, выходы группы которого соединены с входами третьей группы блока интегрирования, входы второй группы которого объединены с входами первой группы третьего блока сравнения, выход которого соединен с входом разрешения блока счетчиков времени, счетный вход которого соединен с вторым выходом блока синхронизации и с тактовым входом блока индикации консультативной информации, второй и третий информационные входы которого соединены с первым и вторым выходами блока задания пороговых напряжений, третий выход которого соединен с вторым входом третьего блока сравнения.

2. Устройство по и. 1, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что блок индикации консультативной информации содержит два регистра, четыре узла сравнения, два счетчика, три индикатора и элемент И, выход первого регистра подключен к первому входу первого

45 узла сравнения, выход которого соединен с входом разрешения первого счетчика, счетный вход которого является первым счетным входом блока, а выход соединен с первым входом второго узла сравнения, выход которого соединен с информационным входом первого индикатора и с первым входом элемента И, выход которого соединен с управляющими входами первого и второго индикаторов и с входом третьего индикатора. выход второго регистра соединен с первым входом третьего узла сравнения, выход которого соединен с входом разрешения второго счетчика, счетный вход которого является вторым счетным входом блока, а выход соединен с первым входом четвертого узла сравнения, выход которого соединен с информационным входом второго индикатора и с вторым входом элемента И, вторые входы первого и третьего узлов сравнения объединены и являются вторым информационным входом блока, вторые входы второго и четвертого узлов сравнения объединены и являются третьим информационным входом блока, выходы первого и второго регистров являются выходами группы блока.

3, Устройство поп. 1, отл ича ющее с я тем, что, блок интегрирования содержит два узла умножения и два интегратора, информационные входы первого и второго интеграторов являются первыми входами группы блока, управляющие входы первого и второго интеграторов объединены и являются вторым входом группы блока, выход первого интегратора соединен с первым входом первого узла умножения, выход второго интегратора соединей с первым входом второго узла умножения, второй вход которого и второй вход первого узла умножения являются входами третьей группы блока, выходы первого и второго узлов умножения соединены с входами первого и второго групповых интеграторов и являются выходами первой группы блока, выходы первого и второго групповых интеграторов являются выходами второй группы блока.

1624498 дл dn0Na У

om &акад

ФИ2. 4

1624498

1624498

1624498

om Ааи Я к &оку Ф

Фиг. 7 к&юаи 7и8 к difDKg 16

Составитель Г, Левин

Редактор М. Келемеш Техред М,Моргентал Корректор С.Шекмар

Заказ 193 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва. Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 от

И от Йои fS фиг. 0

Устройство для обучения Устройство для обучения Устройство для обучения Устройство для обучения Устройство для обучения Устройство для обучения Устройство для обучения Устройство для обучения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано в различных учебных заведениях при организации учебного процесса Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к автоматизированным системам обучения, и может быть использовано как при обучении, так и при исследовании учебного процесса

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, а именно к средствам программированного обучения и контроля знаний, предназначенным для автоматизации процесса обучения и контроля на различных этапах работы с материалом в учебных заведениях любого типа

Изобретение относится к учебным устройствам и может быть использовано в лекционных, практических и контрольных занятиях при проверке знаний обучаемых по тем курсам, где ответ может быть сформулирован достаточно кратко и конкретно в виде формул или небольшого количества слов, при проверке профессиональной пригодности

Изобретение относится к средствам автоматики и вычислительной техники, в частности к техническим средствам обучения и игрового моделирования, и может быть использовано для проведения учебных, исследовательских или тестирующих деловых игр в учебных заведениях, в исследовательских и проектных организациях

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано при организации обучения в учебных заведениях

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано для программированного контроля знаний по различным дисциплинам

Изобретение относится к обучающе-контролирукщим устройствам и может быть использовано на лекциях (при фронтальном опросе), на классногрупповых занятиях (при контроле и самоконтроле, каждого учащегося), на лабораторных работах (при проведении коллоквиума), при проведении рубежного контроля, зачета и при самостоятельной работе (самоконтроль)

Изобретение относится к техническим средствам группового контроля знаний по различным дисциплинам

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к обучающе-контролирующим устройствам, и может быть использовано в различных учебных заведениях

Изобретение относится к электронным обучающим машинам

Изобретение относится к обучающе-контролирующим учебным устройствам

Изобретение относится к обучающе-контролирующим учебным устройствам, используемым на классно-групповых занятиях

Изобретение относится к области образовательных систем с аудиовизуальными и компьютерными технологиями

Изобретение относится к устройствам, позволяющим организовать безбумажные процессы записи оценок, получаемых слушателями на занятиях, а также регистрацию посещения ими занятий, и может быть использовано во всех случаях при проведении занятий (классно-групповых, лабораторных, контрольных и т.д.)

Изобретение относится к области образовательных систем с аудиовизуальными и компьютерными технологиями

Изобретение относится к техническим средствам обучения и может быть использовано в учебном процессе для повышения эффективности группового обучения и дидактических исследований

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, а именно к средствам программированного обучения и контроля знаний, предназначенным для автоматизации процесса обучения и контроля на различных этапах работы с материалом в учебных заведениях любого типа, и является усовершенствованием известного устройства, описанного в а

Изобретение относится к автоматике, в частности к устройствам для обучения и контроля знаний

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к обучающе-контролирующим устройствам
Наверх