Устройство для контроля знаний обучаемых

 

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к обучающе-контролирующим устройствам. Цель изобретения - повышение надежности устройства . Устройство содержит пульт 1 преподавателя , пульты 2 обучаемых, генератор 3 импульсов, распределитель 4 импульсов, формирователь 5 кодов команд, блок 6 ввода задания, блок 7 шифраторов, блок 8 регистров , распределитель 9 кодов, блок 10 ключей, формирователь 12 кодов ответов обучаемого, индикаторы 22, формирователь 23 пачки импульсов, счетчик 24, блок 25 сравнения, блок 26 памяти, счетчик 27 и формирователь 28 команд. 3-4-6-7-5-23- 8-25-23-26-28- 27-5-15-16-17-22, 28-9- 10-11, 13-14-15, 9-17, 4-7, 23-24. Зил.

союз советских

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

Ф Ю

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

М Ф

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГК1(Т СССР (21) 4847178/24 (22) 02.07.90 (46) 30.08.92. Бюл. M 32 (72) А.E.Àéçåíöoí и В.И.Кудинов (56) Авторское свидетельство СССР

N 1444859, кл. G 09 В 7/07, 1986. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗКАКИЙ ОБУЧАЕМЫХ (57) Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к обучающе-контролирующим устройствам. цель изобретения — повышение надежности уст» Б(2„„1758о58 Al ройства. Устройство содержит пульт 1 преподавателя, пульты 2 обучаемых, генератор

3 импульсов, распределитель 4 импульсов, формирователь 5 кодов команд, блок 6 ввода задания, блок 7 шифраторов; блок 8 регистров, распределитель 9 кодов, блок 10 ключей, формирователь 12 кодов ответов обучаемого, индикаторы 22, формирователь

23 пачки импульсов, счетчик 24, блок 25 сравнения, блок 26 памяти, счетчик 27 и формирователь 28 команд. 3 — 4 — 6 — 7-5 — 23—

8-25-23-26-28- 27 5 15-16 17-22, 28-910 — 11, 13 — 14 — 15, 9 — 17, 4 — 7, 23 — 24. 3 ил.

1758658

20

30

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к обучающе-контролирующим устройствам, и может быть использовано в учебных заведениях.

Известно устройство для контроля знаний обучаемых, содержащее пульты обучаемых, содержащее пульты обучаемых и пульт преподавателя, включающий генератор импульсов, распределитель импульсов, блок ввода заданий, индикаторы, формирователь кодов команд, блок шифраторов и блок регистров, каждый пульт обучаемого содержит формирователь кодов ответов обучаемого, формирователь кодов оценки и дешифратор, первый выход которого соединен с информационным входом формирователя кодов ответов обучаемого, а второй и третий выходы — с управляющими входами формирователя кодов оценки, информационный вход которого соединен с выходом формирователя кодов ответов обучаемого, выход формирователя кодов оценки каждого пульта обучаемого соединен с входом соответствующего индикатора, первый выход генератора импульсов. соединен с входом распределителя импульсов, выходы. которогосоединены суправляющим входом формирователя кодов команд, синхровходом блока шифраторов и блока ввода заданий, выходы которого соединены с входами формирователя кодов команд и информационным входом блока шифраторов, выходы которого соединены с информационными входами блока регистров, выход которого 35 соединен с дешифраторами пультов обучаемых и формирователя кодов команд, выходы которого соединены с управляющими входами блока шифраторов и блоков дешифраторов пультов обучаемых

Устройство позволяет. дистанционно вводить информацию в программируемые микрокалькуляторы (ПМК) пультов обучаемых, сравнивать ее с информацией, введенной обучаемыми, и в зависимости от результатов сравнения выставлять им оценку, индицируемую как на табло преподавателя, так и на пультах обучаемых, Применение устройства показало, что оно имеет ряд преимуществ по сравнению с известными и позволяет проводить оперативный контроль знаний всей группы обучаемых.

Однако его применение выявило и ряд недостатков. Шестипозиционный код адреса с блока регистров и команда с формирователя кодов команд требуют семи проводов связи пульта преподавателя с каждым пультом обучаемых (не считая питания). Учитывая, что число пультов обучаемых порядка 30 и расположены они по всему периметру аудитории, это затрудняет монтаж устройства (крепление жгута, допускающего перемещение пультов, ввод и распайка проводов и каждый пульт). Кроме того, близко расположенные провода в длинной линии чреваты сбоями в результате как взаимных, так и внешних помех, что требует дополнительной экранировки. Дру.гие недостатки связаны стем, что оператору центрального пульта свойственно ошибаться и ошибки эти различны как по характеру, так и по частоте у разных операторов, при разном их состоянии и на разных стадиях занятия. Это же относится и ко времени, которое требуется на прочтение, осмысление и приведение в действие следующей команды, В результате общее время введения массива информации с центрального пульта составляет 2 — 3 мин. При использовании разных вариантов заданий или (и) проведении нескольких контролей в течение одного занятия потери времени на контроль становятся более заметны. Наконец, при работе на устройстве требуется оператор, располагающий содержанием контролируемой информации — как на занятии, так и при самоконтроле обучаемых вне занятий, что не всегда возможно и целесообразно, Цель изобретения — повышение надежности устройства.

Поставленная цель достигается тем, что в пульт преподавателя введены блок сравнения, формирователь пачки импульсов, первый счетчик и блок памяти, управляющий вход которого соединен с информационным входом первого счетчика и первым выходом формирователя пачки импульсов, информационный вход которого соединен с вторым выходом генератора импульсов, первый управляющий вход подключен к выходу формирователя кодов команд, второй выход соединен с управляющим входом блока регистров, второй управляющий вход соединен с выходом блока сравнения, а выход — с управляющим входом первого счетчика, выход которого соединен с первым входом блока сравнения, второй вход которого соединен с выходом блока регистров, в каждый пульт обучаемого введены второй счетчик и формирователь команд, информационные входы которых соединены с выходом блока памяти, а выходы — с входами дешифратора, второй выход формирователя команд соединен с управляющим входом второго счетчика.

1758658

Связь между новой совокупностью признаков и достигаемым положительным эффектом состоит в следующем, Формирователь пачки импульсов, блок памяти, первый счетчик и блок сравнения при названных выше связях между ними и другими блоками устройства позволяют сформировать такой код адресации команд, который требует, вместо семи, всего лишь одного провода между пультом преподавателя и пультами обучаемых. Это существенно упрощает монтаж таких устройств и повышает их надежность вследствие повышения помехоустойчивости.

При этом второй счетчик и формирователь команд, установленные на пугьте обучаемого, служат для согласования видоизмененного кодирующего устройства с существующим распределителем кодов дешифратора.

Эти же существенные признаки позволяют исключить оператора центрального пульта, точнее, заменить его неквалифицированным оператором, который лишь включает и выключает блок памяти и клавишу

"Сброс оценки".

Это дополнительно повышает надежность устройства вследствие исключения ошибок оператора, так как, например, магнитная запись вводимой информации (блок памяти) отлаживаетсл заранее, что исключает ошибки. Кроме того, это уменьшает время контроля, так как магнитная запись может иметь большую временную плотность, что достигается как с помощью наиболее "быстрого" о ератора, так и путем воспроизведения записаннОй информации на большей скорости, чем при записи, При необходимости дистанционного ввода информации на пульты обучаемых, отличной от записанной в блоке памяти (на магнитном носителе), используется переключатель, который соединяет формирователь пачки импульсов с информационным входом второго счетчика и формирователем команд не через блок памяти, а мимо него— напрямую, На фиг. 1 представлена блок-схема устройства; на фиг. 2 — принципиальная схема пульта преподавателя; на фиг. 3 — то же, пульта обучаемого.

Устройство (фиг. 1) состоит из пульта 1 преподавателя и пультов 2 (2> 2п) обучаемых, подключенных к пульту преподавател<,: параллельно. Устройство содержит генератор 3 импульсов, распределитель 4 импульсов, формирователь 5 кодов команд, блок 6 ввода заданий блок 7 шифраторов, блок 8 регистров, дешифратор 20, содержащий распределитель 9 кодов и блок 10 ключей;

35 формирователь 12 кодов ответов обучаемого (программируемый микрокалькулятор) с клавиатурой 11 и индикатором 13; согласующий блок 14, логический блок 15, блок 16 фильтров и блок 17 регистров, составляющие формирователь 21 кодов оценки; ячейки 22 (22) — 22,) индикации, содержащие преобразователь 18 кодов и индикатор 19, Существенно новыми элементами устройства по данному изобретению являются формирователь 23 пачки импульсов, первый счетчик 24. блок 25 сравнения, блок 26 памяти. второй счетчик 27 и формирователь 28 команд.

Принципиальная схема устройства представлена на фиг. 2 — 3. Генератор 3 импульсов имеет любое устройство. Распределитель 4 импульсов собран, например, содержит двоичный счетчик 401 (например, К155ИЕ5) и дешифратор 402 4х16 (например. К155ИДЗ), информационные входы которого соединены с информационными входами счетчика.

Из шестнадцати выходов дешифратора использованы четыре (через три), э именно

О, 4, 8, 12. Три из них (О, 4, 8) подключены к горизонтальным шинам О, 1, 2 блока 6 ввода заданий (матричной клавиатуры), а один (12) — к клавишам 5S1 "Вызов оценки" и 5S2

"Сброс оценки" формирователя 5 кодов команд. Этот же выход распределителя 4 импульсов и два из трех (4, 8), подключенных к горизонтальным шинам блока 6, соединены с информационными входами второго разряда блока 7 шифраторов.

Блок 6 представляет собой матрицу микропереключателей, аналогичную клавиатуре 11, входящей в состав формирователя

12 кодов ответов пульта 2 обучаемого, например 3 . 10. При этом три горизонтальных ряда (О, 1, 2) клавиатуры 6 подключены к трем выходам распределителя 4, а девять вертикальных рядов (1-9) — к информационным входам первого разряда блока 7 шифраторов.

Каждая клавиша блока 6 в конечном счете коммутирует соответствующую ей клавишу блока 11 и имеет свой номер от 01 до 30.

Первый (младший) разряд этого номера преобразуется элементами 709-7012 (например, К155ЛА2) блока 7 шифраторов, второй (старший) разряд номера — элементами

707 — 708 (например, К155ЛАЗ) блока 7.

Элементы 709 — 7012 являются логическими элементами соответственно 5И-НЕ, 4И-НЕ, 4И -НЕ и 2И-НЕ. Их входы соединены с вертикальными шинами блока 6, а выходы — с входами инверторов 7013-7016 (например, К155ЛН1). Входы инверторов

1758658

20

55

701-703 (например, К155Л Н1), второго разряда шифратора подключены к трем горизонтальными шинам (1, 2, 3) блока 6, а их выходы — к первым входам логических элементов 2И-HE 704 — 706 (например, К155ЛАЗ).

Выходы элементов 704-706 соединены с входами элементов 707 — 708 2И-HE (К155ЛАЗ). Выходы элементов 707-708 соединены с входами инверторов 7017 — 7D18 (К155Л Н1).

Выходы инверторов 7014 — 7016 первого разряда и инверторов 7017-7018 второго разряда блока 7 шифраторов подкл»очены к информационным входам блока 8 регистров, выполненного на триггерах 8D1-8D6, например, К155ТМ2, Кроме того, выходы инверто ров 7013 — 7016 первого разряда и вертикальная шина "0" блока 6 подключены к элементу 501 5И-НЕ (например, К155ЛА2) формирователя 5 кодов команд.

Выход этого элемента подключен к вторым входам элементов 704 — 706 второго разряда блока 7 и ключу 5VT1 (КТ315). Его выход подключен через. конденсатор 5С1 с токоограничивающим резистором 583 к эмиттерному повторителю 5VT2 (КТ608), В ыход повторителя подключен к триггеру Шмидта 502 (К155ТЛ1), выход которого подключен к одновибратору 503, собранному на микросхеме К155АГ1.

Выход одновибратора 503 подключен к первому входу триггера 2301 (управляющий вход формирователя пачки импульсов), Один из выходов этого триггера подключен к управляющему входу логического вентиля на элементах 23D2, 23DÇ (К155ЛАЗ). Информационный вход этого вентиля подключен к выходу генератора 3 импульсов.

Выход логического вентиля 2302 — 2303 соединен с информационным входом первого счетчика 24, выполненного на элементах 2401, 2402 (К155ИЕ2) и одновременно— с входным согласующим узлом блока 26 памяти, например, через ключ 2681, В данном случае этот узел представляет собой двигатель на резисторах 26R1. 26R2, согласующий выходное напряжение логического вентиля с входом магнитофона 26Мг, предназначенным, например, для звукоснимателя. Линейный выход магнитофона через выходной согласующий узел 2601 соединен с информационным входом второго счетчика 27 и формирователем 28 команд. Узел

2601 является усилителем (153УД4), согласующим по напряжению линейный выход магнитофона и входы второго счетчика 27 и формирователя 28 команд.

Ключ 26$1 имеет три положения, В положении 1 он соединяет выход логического вентиля 2302-23DÇ с входом блока 26 памяти и отключает выход. В положении

2 он отключает выход логического вентиля

2302-2303 от входа блока 26 и соединяет его выход с входами второго счетчика 27 и формирователя 28 команд, В положении 3 or- соединяет выход логического вентиля 23D2 — 23DÇ непосредственно с входами второго счетчика 27 и формирователя 28 команд, минуя блок 26 памяти, Блок 25 сравнения содержит шесть аналогичных ячеек, одна из которых — на элементах 2И-Н Е 2501 — 2505 (К155ЛАЗ)— показана на фиг. 2. Каждая ячейка имеет два входа, один из которых подключен к выходу блока 8 регистров, а другой — к соответствующему ему выходу первого счетчика 24, то есть входы первой ячейки подключены к первому выходу блока

8 и первому выходу блока 24, входы второй ячейки — к вторым выходам этих блоков и т.д.

Выходы всех шести ячеек подкл»очены к элементу 2506 (К155ЛА1), выход которого подключе»» к входу генератора импульсов 23D4 на элементе К155АГ1 (управляющий вход формирователя пачки импульсов). Выход этого генератора соединен с вторым входом триггера 2301, а второй выход этого триггера соединен с входом генератора импульсов 23D5 (К155АГ1). Один выход генератора импульса 2305 г одкл»очен к управляющему входу блока 8 регистров, а другой — к управляющему входу первого счетчика 24.

Второй счетчик 27 (фиг. 3) на элементах 2701-2702 (К155ИЕ2) полностью аналогичен первому счетчику 24. его выход подключен к информационному входу распределителя 9 кодов, принадлежащего дешифратору 20, Формирователь 28 команд аналогичен части блока 5 (фиг. 2). Он содержит ключ

28VT1; эмиттерный повторитель 28чт2. триггер Шмидта 2801, одновибратора

2802 и инвертор 2803. Выход одновибратора 2802 подключен к управляющему входу распределителя 9 кодов, а выход инвертора 2803 — к управляющему входу второго счетчика 27.

Распределитель 9 кодов пульта обучаемого содержит дешифраторы 901 — 202 (К155ИДЗ), инверторы 903 — 905, 908 (К155ЛН1) и логические элементы 906-907

2И-Н Е (К155ЛАЗ).

Выход блока 9 соединен с блоком 10 ключей, например, герконовых реле РЭС64

1758658

i0

30

50

724. При этом выходы О, 1, 2 дешифратора

901 второго разряда подключены к обмоткам реле Р1-Р3, коммутирующих горизонтальные шины клавиатуры 11 (фиг. 1).

Выходы 0-9 дешифратора 901 первого разряда подключены к обмоткам реле Р4Р13, коммутирующих вертикальные шины клавиатуры 11. При этом один из контактов каждой пары подключен к общей шине, а другой — к горизонтальной или вертикальной шине клавиатуры 11 (в зависимости от того, какому реле принадлежат контакты).

Три выхода 9D1 — 902 через инверторы

903 — 906 подключены к логическим элементам 906 — 907, как показано на фиг. 3.

Выход 906 через инвертор 9D8 подключен к управляющим входам логических элементов блока 15. Выход 907 подключен к управляющим входам (установка "О") регистра 17 оценки.

Формирование оценки осуществляется блоками 14 — 19. Входы согласующего блока

14 подключены к катоду К и трем сегментам, например,.д, б, а (в обозначении описания

MK-61) первого разряда индикатора программируемого микрокалькулятора (ПМК).

Согласующий блок 14 содержит четыре .идентичных каскада, в состав каждого из которых входят делитель 14R1-14R2, эмиттерный повторитель на элементе 14VT1 (К315), защитный диод 14ЧД1, ключ на элементе 14VT2 (КТ315) и инвертор 1401 (К155Л Н 1).

Выходы согласующего блока 14 подключены к информационным входам логического блока 15, выполненного на элементах 15D1 — 1503 (К155ЛА4), выходы которых соединены с блоком 16 фильтров.

Каждый из трех аналогичных фильтров содержит интегрирующую цепь на элементах 1681, 16С1, ключи на элементах 16VT1 (КТ315) и инверторы 16D1 (К155ЛН1). Выходы фильтров подключены к информационным входам триггеров 17D1 — 17D3 (K155TM2) регистра 17 оценки. Выходы регистра оценки подключены к преобразователю 18 кодов на дешифраторе 1801 (К155ИД1) (фиг. 2). В ы ходы и рео браза вателя 18 подключены к индикатору 19 оценки, например к катодам газоразрядного индикатора ИН12.

Работа устройства в основном описана.

С учетом введения новых блоков оно работает следующим образом. Импульсы генератора 3 поступают на счетчик 401.

Результат счета в двоичном коде поступает на вход дешифратора 4D2. По мере увеличения числа импульсов на его выходах последовательно появляются импульсы, временная пауза между которыми определяется числом пропущенных выводов дешифратора. В данном случае используется каждый четвертый вывод.

При нажатии и отпускании одной из клавиш блока 6 в блоке 8 формируется код ее номера раздельно для первого (младшего) и второго (старшего) разрядов (номер двузначный оТ 01 до 30). Старший разряд определяется номером (Π— 2) горизонтальной, а младший — номером (Π— 9) вертикальной шин блока 6.

Код младшего разряда формируется следующим образом.

При замыкании пересечения шин (нажатии клавиши) на вертикальной шине появляется импульс, поступающий на входы тех логических элементов 709 — 7012, которые соединены с этой шиной. Поступление импульса на любой из входов каждого из этих логических элементов вызывает появление импульса на его выходе. В результате на выходах 709-7012 формируется четырехпозиционный код первого разряда номера нажатой клавиши. После инвертирования элементами 7013-7016 этот код поступает на S-входы элементов 801 — 804 блока 8, В результате на их выходах формируется тот же код в виде уровней логической "1".

Например, если первый разряд номера клавиши соответствует цифре 5, то на выходах

8D1 и SD3 установятся уровни логической

"1", а на выходах 802 и 804 — уровни логического "0" (1010).

Код старшего разряда номера клавиши формируется элементами 7D7-7DS, на которые поступают импульсы с горизонтальных шин 1, 2 после инвертирования элементами

701-702. Однако поступают они не непосредственно, а через логические вентили

704 7D5, вторые входы которых подключены к выходу элемента 501. На этом выходе импульсы логической "1" появляются в те моменты времени, когда на любом входе

5D1 есть импульсы логического "0", то есть когда нажата любая клавиша. По этому вектили 704 — 706 открываются только при временном совпадекии импульсов, поступающих непосредственно с горизонтальных шин блока 6, и импульсов с выхода 501.

Следовательно, на логические элементы

707-7DS поступают импульсы только с той горизонтальной шины блока 6, у которой нажата связанная с ней клавиша, В противном случае сканирование по горизонтальным шинам не позволило бы шифратору

707-7DS выделить старший разряд номера нажатой клавиши, 1758658

На выходах 707, 708 формируется двоичный код второго (старшего) разряда номера клавиши, который далее преобразуется так же, как и код первого разряда, то есть инвертируется элементами 7017, 7018 и затем поступает на триггеры 805, 806, на выходах которых формируется в виде комбинации уровней "0" и "1".

Таким образом, на выходах блока 8 регистров формируется шестипозиционный код номера клавиши, который поступает на блок 25 сравнения. Он сравнивает этот код с другим, который создается блоками 23, 24, и при совпадении позволяет сформировать пачку. содержащую определенное число импульсов, соответствующее номеру клавиши.

Формирование пачки импульсов начинается после того. как нажатая клавиша блока 6 будет отпущена, чтобы избежать сбоев информации из-эа помех; С этой целью блок 5 "запускает" формирователь 23 пачки импульсов только после отпускания клавиши.

Пока клавиша блока 6 "нажата", на вход элемента 501 поступают импульсы логиче. ского "0",. а с его выхода импульсы логической "1" поступают на ключ 5VTI. Первый же такой импульс открывает этот ключ, и конденсатор 5СI. первоначально заряженный до напряжения источника питания, быстро разряжается через открытый ключ

5VT1 и токоограничивающий резистор 5R3, В паузе между импульсами, поступающими на вход 5VTI, этот ключ закрыт, и конденсатор 5СI заряжается от источника питания через резисторы 5R2, 5R3. Однако из-за относительной величины сопротивлений 5R2 и 5R3 постоянная времени заряда конденсатора 5С1 много больше, чем постоянная времени его разряда.

Напряжение конденсатора 5С1 через эмиттерный повторитель на 5VT2 поступает на вход триггера Шмидта 502. Пока импульсы поступают на входной ключ 5VTI, напряжение конденсатора 5СI остается ниже порога срабатывания триггера Шмидта

502 и на его выходе остается уровень логического "0".

Как только клавиша блока 6 будет отпу. щена (разомкнута). импульсы на вход 5VTI поступать перестанут, ключ закроется и конденсатор 5С1 будет заряжаться от источника питания, Когда его напряжение достигнет порога срабатывания триггера Шмидта

502. на ого выходе появится логическая "1", и этот перепад напряжений запускает одновибратор 503. На его выходе появляется импульс логического "0", который поступает на вход триггера 2301 (управляющий вход формирователя пачки импульсов). На втором выходе триггера 2301 появляется уровень логической "1", который открывает логический вентиль 2302 — 2303, В результате импульсы генератора начинают поступать

5 через этот вентиль одновременно на блок 25 памяти (в положении 1 ключа 26SI) и на информационный вход первого счетчика 24.

На выходах блока 24 появляется двоичнодесятичный код числа импульСов, При его

10 совпадении с кодом номера клавиши на выходах блока 8 блок 25 сравнения по выходу элемента 2506 запускает генератор на элементе 2304, Импульс с выхода генератора поступает на второй вход триггера 2301, 15 вследствие чего он возвращается в исходное состояние. При этом на втором выходе триггера ооэникает уровень логического нуля, логический вентиль 2302-2303 закрывается и импульсы от генератора 3 перестают

20 поступать,как на первый счетчик 24, TBK u HB блок 26 памяти.

Одновременно на другом выходе триггера появляется уровень логической единицы, который запускает генератор на

25 элементе 2305. В результате на первом его выходе появляется импульс логического нуля,. "обнуляющий" регистры (по управляющему входу блока 8), о на втором аыходе— импульс логической "1", "обнуляющий" пер30 оый счетчик (по управляющему входу блока

24), Тем самым устройство подготавливается к новоселу циклу, то есть записи нового номера клавиши.

При положении 3 ключа 26SI сформиро35 ванная пачка импульсов поступает непосредственно на дешифраторы 20 пультов обучаемых, а при положении 1 — на блок 26 памяти, При необходимости использования блока памяти (магнитофонной записи) ключ

40 2GSI переводится в положение 2, и тогда импульсы с линейного выхода магнитофона через операционный усилитель на элементе

2601 также поступают на дешифратор 20 пультов обучаемых. Усилитель согласует на45 пряжение на линейном выходе магнитофона с уровнем логической единицы в системе.

Диод 26ЧД1 устраняет отрицательные выбросы на входе усилителя. обусловленные разрядом емкости 26СЗ о паузе между им50 пульсами, Пачка импульсов поступает одновременно на второй счетчик 27 и формирователь 28 команд пульта обучаемого.

Формирователь 28 работает аналогично

55 блоку 5. Первый же импульс пачки открывает ключ 28VTI и конденсатор 28СI, первоначально заряженный до напряжения питания, быстро разряжается через открытый ключ 28VT1. и токоограничивающий резистор 28R3. В паузе лежду импульсами

1758658

28VT1 закрыт, «о конденсатор 28С1 не успевает заметно зарядиться через сопротивления 2882, 2883 (из-за относительной величины), Напряжение конденсатора 28С1 через эмиттерный повторитель (на 28VT2) поступает на вход триггера Шмидта 2801 и остается ниже порога его срабатывания. По окончании последнего импульса пачки ключ

28VT1 закрь:вается и конденсатор 28С1 заряжается от источника питания, Когда его напряжение достигает порога срабатывания триггера Шмидта 2801, на его выходе появляется перепад напряжений, поступающий на одновибратор 2802. На выходе одновибратора формируется импульс, который поступает одновременно на управляющий вход распределителя 9 кодов и через инвертор 2803 — на управляющий вход счетчика 2701. Этот счетчик подсчитывает число импульсов в пачке, и код этого числа с выхода счетчика поступает на входы распределителя 9 кодов. Во время действия на его управляющем входе стробирующего импульса с выхода одновибратора 2802 коды с блока 9 распределяются по ключевым элементам блока 10 ключей. Импульс с одновибратора 2803 "обнуляет" счетчик 2701, подготавливая его к приему следующей пачки.

Дальнейшее прохождение сигналов состоит в следующем. Блок 9 распределяет код номера клавиши по ключам P1 — РЗ, коммутирующим горизонтальные шины 0-2 клавиатуры 11 микрокалькулятора 12, и по ключам Р4-Р13, коммутирующим вертикальные шины 0-9 этой клавиатуры. Замыкание контактов какого-либо из реле Р1 — P3 и какого-либо из реле Р4 — P13 приводит к замыканию пересечения соответствующих горизонтальной и вертикальной шин наборного поля микрокалькулятора, что эквивалентно нажатию его клавиши, Таким образом, преподаватель с центрального пульта вводит в ПМК массив правильных ответов и программу их сравнения с ответами обучаемых. Результат в виде числа правильных ответов обучаемого высвечивается в виде цифры 0-5 в первом разряде индикатора МПК.

Далее клавишей 5S1 формируется команда "Вызов оценки", код номера которой (31) формируется точно так же, как и остальных клавиш. Сигналы этой команды с выходов 901 и 902 после инвертирования элементами 903 и 904 поступают на схему

2И-НЕ (906), с выхода которой после инвертирования элементов 908 управляющий сигнал поступает на входы логических элементов 1501 — 1503. открывая их для прохождения сигналов оценки с индикатора, 5

55 которые поступают с общего электрода (катода) и сегментов первого разряда индикатора 13 на согласующий блок 14.

Схема оконструирована так. что оценка распознается всего лишь потрем сегментам (фиг. 3), например "д", "б", "а" (в обозначениях описания к микрокалькулятору MK-61).

Засвеченные сегменты при разных оценках:

О (д, б, а); 1 (- - -); 2 (д, -, а); 3 (- - а): 4 (- б -);

5(- б, а).

Сигналы с шин управления каждым сегментом и катодом поступают на четыре идентичных согласующих каскада. На фиг. 3 показан такой каскад для катода. Делитель на 1481 — 1482 подобран так, что при отсутствии на сегментах сигналов засветки тран- . зистор 14НТ1 закрыт. При засветке какого-либо сегмента на нем и на катоде первого разряда индикатора имеется импульс напряжения, который открывает транзистор 14VT1, Импульс, который выделяется на 1483, усиливается ключом на транзисторе 14VT2 и после инвертирования элементом 1401 поступает на логические элементы блока 15. Согласующий каскад каждого сегмента подключен к второму входу одного из элементов блока 15, а согласующий каскад катода — к первым входам всех трех элементов 1501 — 1503, так как импульс на катоде имеется при засветке любого сегмента.

Если на третьих входах логических элементов 1501 — 1503 имеется сигнал "Вызов оценки", поступающий с 908, то сигнал будет появляться на выходе того элемента из

1501-1503, который подключен к засвеченi ому сегменту.

С выходов логических элементов 1501—

1503 сигналы поступают через три интегрирующих фильтра на входы триггеров блока

17 регистра оценки. На их выходах появляются уровни (логической "1"), которые по линии связи поступают на блок 18 преобразователя кода в соответствующей ячейке индикации пульта преподавателя. Он преобразует трехпозиционный код оценки в шестипозиционный, соответствующий цифрам 0-5 индикатора 19 оценки. Для этого сигналы с регистров 17 поступают на входы

1, 2, 4 дешифратора 1801, выходы 7, О, 5, 4, 2, 6 которого подключены к катодам О, 1, 2, 3, 4, 5 индикатора ИН-12.

Выявив оценки на индивидуальных пультах, оператор переводит ключ 26S1 в положение 3 (если до этого управление индивидуальными пультами осуществлялось с магнитофона) и нажимает клавишу 5S2

"Сброс оценки", имеющую номер 32. Код этого номера формируется так же, как и остальных. Соответствующие ему сигналы с

1758658

30

55 выходов 9DI и 902 после инвертирования элементами 904 и 9D5 поступают на схему

9D7 (2И-НЕ) и далее — на вторые входы блока 17, обнуляя регистры оценки. После этого система подготовлена как к новому вводу информации, так и к сьему результатов с индикаторов IlMK.

При положении 3 ключа 26$1 порядок работы точно такой же. Однако при этом . реализуется только часть преимуществ настоящего предложения.

При использовании блока 26 памяти (которое стало возможным, благодаря изменению кода номеров клавиш) в положении 1 ключа 26$1 осуществляется предварительная запись на магнитофон программы и массива правильных ответов опытным оператором, который набирает их на клавиатуре блока 6. Программа выверяется пробными прогонами, и при наличии ошибок осуществляется перезапись. При необходимости ее можно затем уплотнить во времени перезаписью на меньшей скорости или последующим произведением на большей скорости во время работы. После того как в пульты обучаемых введены массивы контролируемой информации, оператор ставит ключ 26$1 в положение 2 и запускает магнитофон. Тем самым в пульты обучаемых вводятся массив правильных ответов, программа контроля команды "Вызов оценки". Окончание ввода этой информации легко определяется на слух и по появлению оценок на табло центрального пульта. После этого магнитофон выключается, оценки заносятся в журнал и нажатием клавиши 5$2 выдается команда "Сброс оценки".

ПМК на пультах обучаемых в отсутствие команд с центральйого пульта используется по прямому назначению,.то есть для текущих расчетов, в том числе программируемых.

Технико-экономические преимущества предложенного решения состоят в том, что .облегчается монтаж устройства вследствие существенного уменьшения числа линий связи между центральным и индивидуальными пультами. Повышается его надежность вследствие повышения помехоустойчивости (иэ-эа взаимных "наводок" между линиями связи и от внешних помех), а также исключения ошибок оператора центрального пульта, который в основном заменяется выверенной программой на магнитном носителе. По этой же причине уменьшается время контроля и может быть использован менее квалифицированный труд, так как оператор не обязан знать программу, а должен только осуществлять общее включение устройства, менять положения ключа 26SI, включать и останавливать магнитофон и нажимать клавишу

"Сброс оценки". Это позволяет применять устройства не только для контроля, но и для самоконтроля.

Формула изобретения

Устройство для контроля знаний обучаемых, содержащее пульты обучаемых и пульт преподавателя, включающий генератор импульсов, распределитель импульсов, блок ввода заданий, индикаторы, формирователь кодов (команд), блок шифраторов, блок регистров, каждый пульт обучаемого содержит формирователь кодов ответов обучаемого, формирователь кодов оценки и дешифратор, первый выход которого соединен с информационным входом формирователя кодов ответов обучаемого, а второй и третий выходы соединены с управляющими входами формирователя кодов оценки, информационный вход которого соединен с выходом формирователя кодов ответов обучаемого, выход формирователя кодов ответов обучаемого каждого пульта обучаемого соединен с входами соответствующих индикаторов, первый выход генератора импульсов соединен с входом распределителя импульсов, выходы которого соединены соответственно с управляющим входом формирователя кодов команд, синхровходом блока шифраторов и блока ввода заданий, выход которого соединен с информационным входом блока шифраторов, выходы которого соединены соответственно с информационными входами блока регистров и формирователя кодов команд, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности устройства, в пульт преподавателя введены блок сравнения, формирователь пачки импульсов, первый счетчик и блок памяти, управляющий вход которого соединен с информационным входом первого счетчика и первым выходом формирователя пачки импульсов, информационный вход которого соединен с вторым выходом генератора импульсов, первый управляющий вход подключен к выходу формирователя кодов команд, второй выход соединен с управляющим входом блока регистров, второй управляющий вход соединен с выходом блока сравнения, а выход — с управляющим входом первого счетчика, выход которого соединен с первым входом блока сравне-. ния, второй вход которого соединен с выходом блока регистров, в каждый пульт обучаемого введены второй счетчик и формирователь команд, информационные входы которых соединены с выходом блока

1758658

18 памяти, а выходы соединены с входами деыифратора, второй выход формирователя команд соединен с управляющим входом второго счетчика.

1768658

Фиг. 8h

1758658

1758658

Составитель А.Айэенцон

Редактор А.Маковская Техред M.Moðãåíòàë Корректор И.Кудинов

Заказ 3001 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж 35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Устройство для контроля знаний обучаемых Устройство для контроля знаний обучаемых Устройство для контроля знаний обучаемых Устройство для контроля знаний обучаемых Устройство для контроля знаний обучаемых Устройство для контроля знаний обучаемых Устройство для контроля знаний обучаемых Устройство для контроля знаний обучаемых Устройство для контроля знаний обучаемых Устройство для контроля знаний обучаемых Устройство для контроля знаний обучаемых Устройство для контроля знаний обучаемых 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматике, в частности к устройствам для обучения и контроля знаний

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, а именно к средствам программированного обучения и контроля знаний, предназначенным для автоматизации процесса обучения и контроля на различных этапах работы с материалом в учебных заведениях любого типа, и является усовершенствованием известного устройства, описанного в а

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к автоматизированным обучающим системам, и может быть использовано как при обучении, так и при проведении психолого-педагогических экспериментов в ходе учебного процесса

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано в различных учебных заведениях при организации учебного процесса Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к автоматизированным системам обучения, и может быть использовано как при обучении, так и при исследовании учебного процесса

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, а именно к средствам программированного обучения и контроля знаний, предназначенным для автоматизации процесса обучения и контроля на различных этапах работы с материалом в учебных заведениях любого типа

Изобретение относится к учебным устройствам и может быть использовано в лекционных, практических и контрольных занятиях при проверке знаний обучаемых по тем курсам, где ответ может быть сформулирован достаточно кратко и конкретно в виде формул или небольшого количества слов, при проверке профессиональной пригодности

Изобретение относится к средствам автоматики и вычислительной техники, в частности к техническим средствам обучения и игрового моделирования, и может быть использовано для проведения учебных, исследовательских или тестирующих деловых игр в учебных заведениях, в исследовательских и проектных организациях

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано при организации обучения в учебных заведениях

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано для программированного контроля знаний по различным дисциплинам

Изобретение относится к электронным обучающим машинам

Изобретение относится к обучающе-контролирующим учебным устройствам

Изобретение относится к обучающе-контролирующим учебным устройствам, используемым на классно-групповых занятиях

Изобретение относится к области образовательных систем с аудиовизуальными и компьютерными технологиями

Изобретение относится к устройствам, позволяющим организовать безбумажные процессы записи оценок, получаемых слушателями на занятиях, а также регистрацию посещения ими занятий, и может быть использовано во всех случаях при проведении занятий (классно-групповых, лабораторных, контрольных и т.д.)

Изобретение относится к области образовательных систем с аудиовизуальными и компьютерными технологиями

Изобретение относится к техническим средствам обучения и может быть использовано в учебном процессе для повышения эффективности группового обучения и дидактических исследований

Изобретение относится к медицинскому приборостроению, предназначено для осуществления оценочных классификаций в малых группах и может найти применение в социометрии для изучения малых групп и выявления лидеров, а также в научных исследованиях (в области социальной психологии )

Изобретение относится к области технических средств обучения, построенным на базе ЭВМ и периферийного оборудования, построенного на электронных компонентах, и может быть применено для разработки конкретных программно-аппаратных тренажеров и последующего обучения специалистов связи работе на средствах связи цифровых систем передачи, а также для обеспечения совместной работы с другими программно-аппаратными тренажерами. Тренажер содержит модуль управления процессом обучения и взаимодействия, модуль выбора заданий, интерактивный модуль, модуль взаимодействия с базой данных, модуль сравнения параметров, интерфейсный модуль, центральное процессорное устройство, устройство хранения информации, устройство ввода-вывода и визуализации информации, блок абонентских устройств, блок линейных окончаний, блок индикации. Указанный тренажер обеспечивает возможность разработки конкретных программно-аппаратных тренажеров для последующего обучения специалистов основам применения и порядку работы на средствах связи цифровых систем передачи, а также возможность совместной работы разработанных конкретных программно-аппаратных тренажеров с другими программно-аппаратными тренажерами в составе программно-аппаратного комплекса в качестве средства имитации абонентских и линейных сигналов аппаратуры цифровых систем передачи. 1 ил.
Наверх