Направляющие скольжения

 

Изобретение относится к машиностроению , например к аэростатическим направляющим для прямолинейного и кругового движений. Цель изобретения - повышение демпфирующей способности и предотвращение аварийных ситуаций при отключении источника давления или перегрузке. Направляющая скольжения для прямолинейного движения содержит сборный ползун, установленный на сборном основании. В основании выполнены каналы питания для аэростатических опор. На основании размещены две опоры с эластогидродинамической смазкой. В качестве зластогидродинамической смазки может быть использована полиметилсилоксановая жидкость. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫИ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

7 11 (21) 4651386/27 (22) 15,02.89 (46) 07.02,91, Бюл. ¹ 5 (71) Московское станкостроительное и роизводственное объединение "Красный пролетарий" (72) В.С.Горохов, Г.Л.Давыдов, Е,М.Захаревич, К.В.Индукаев и Г.В.Маринин (53) 621.822.5 (088.8) (56) Заявка ФРГ ¹ 1925828, кл. F 16 С 28/02, 1969. (54) НАПРАВЛЯЮЩИЕ СКОЛЬЖЕНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению, например к азростатическим направ. Ж „1626010 А1 (51)5 F 16 С 29/02, 21/00 ляющим для прямолинейного и кругового движений, Цель изобретения — повышение демпфирующей способности и предотвращение аварийных ситуаций при отключении источника давления или перегрузке. Направляющая скольжения для прямолинейного движения содержит сборный ползун, установленный на сборном основании. В основании выполнены каналы питания для азростатических опор. На основании размещены две опоры с зластогидродинамической смазкой. В качестве зластогидродинамической смазки может быть использована полиметилсилоксановая жидкость. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

1626010

Иэобрет> IIIIO относ>>тся к машиностроени>o, конкретно к прямолинейным и кругсным направляющим скольжения.

1(ель изобретени — повышение демпфиру>ощей способности направляющих и предотвращение аварийных ситуаций при отключении источника давления или перегрузке зз счет высокой вязкости жидкости дополнительной опоры, Нз фиг. 1 изображены направляющие прямолинейного движения типа "ласточкин хвост", поперечный разрез; нз фиг, 2 - разрез Л-Л нз фиг. 1; на фиг. 3 — направляющие кругового дн >жения, осевой разрез, Напра>з»яющие скольжения для прямоли >ейн>:>., переMc .щен >и типа "ласточкин хвост" одер;кзт сборное основание (фиг, 1 и 2), состоящее из плиты 1 и закрепленных

>з ней планок 2 и 3, и сборный ползун (подвиж»ь>й элемент), состоящий из плиты 4 и закреплен»ых нз ней боковых планок 5 и 6.

В основании ныполнень> каналы 7 основной аэростатической опоры ползуна, соединенные с источником 8 давления воздуха. В зазоре между выступами 9 ползуна и планками 2 и 3 основания расположены дне дополнительные опоры жидкостного трения, представляющие собой дне емкости, образованные вертикальными ребрами 10 и за"IолнеIIIIûå эластогидродинзмичес> ой с.- ззкой 11, находящейся в контакте с нижней >1, Iocêoc÷>.lo выступа 9 ползуна. В кзчесТВс привода ползуна может быть

>спользонзна бесконтактная магнитная н> н>оная передача, состс>ящая из гайки 12, закрепленной нэ ползуне, и винта 13.

Направляющие кругового движения (вращения) (фиг. 3) содержат корпус (основания), состанленнь>й из трех скрепленных

Ь между собой кольцевых дисков 14 — 16 (фиг.

3) и установленный в нем ротор 17 (подвижный элемент). В корпусе выполнены каналы

7 основной рзд сально-упорной аэростатической опоры ротора, соединенные с источником 8 давления воздуха, На резьбовом хвостонике 18 ротора посажен диск 19, который контрится гайкой 20. В диске 16 основания выполнена выточка (емкость), ззпол»енная эластогидродинамической смазкой 11, находящейся в контакте с нижним торцом диска 19, и выполняющая функции дополнительной опоры жидкостного трения, В качестве привода вращения ротора может использоваться электродвигатель

Нзпрзнля>ощие работают следующим образом.

При подаче воздуха под давлением от

I>cao I>III>;a 8 в каналы 7 основной аэростатической опоры ползун "всплывает" относи5

q5

50 тельно основания (фиг. 1), а ротор относитель> о корпуса (фиг. 3), чем достигается высокоточное базирование указанных подвижных элементов относительно основания (корпуса) с образованием равномерного зазора между поверхностями, куда подается сжатый воздух. Равномерный зазор поддерживается на всей длине хода ползуна, перемещаемого от привода 13, 12 (фиг, 1 и 2) или в течение всего времени вращения ротрра (фиг. 3), вращаемого электродвигателем 21.

В процессе перемещения ползуна или вращения ротора нижние плоскости выступа

9 ползуна или диска 19, находясь в контакте с поверхностью слоя эластогидродинамичес ой смазки 11, находящейся в соответствующих емкостях обеспечивает гашение вибраций за счет проявления демпфирующих свойств высоковязкой эластогидродинзмической жидкости.

R случае аварийного падения (отключения) давления сжатого воздуха, подаваемого в аэростатические опоры, или при перегрузках, результирующая сил которых направлена нормально к поверхности слоя элзстогидродинамической смазки, силу высокой вязкости последней мгновенного контакта опорных поверхностей ползуна или оотор;. с ос> ования не происходит, так как для вытеснения этой смазки из емкости требуется достаточный промежуток времени, исчисляемый в зависимости от вязкости и усилия, действующего нз подвижный элемент, по меньшей мере несколькими минутами, т.е. тем временем, которого достаточно для снятия нагрузки и устранения причин возникновения аварийной ситуации.

Наиболее эффективно применение в качестве эластогидродинамической смазки полиметилсилоксановых жидкостей типа

ПМС. При этом вязкость указанной жидкости может быть подобрана опытным или расчетным путем, исходя из действующих на подвижный элемент сил, площади поверхностей, находящихся в контакте с эластогидродинамической смазкой, величины зазора и других параметров, необходимых для нормального функционирования узла, Подобное исполнение направляющих скольжения, работающих на бесконтактных опорах с внешним источником давления высокотекучей среды, например аэростатических, в результате введения дополнительных опор жидкостного трения, работающих на высоковязкой эластогидродинамической смазке, обеспечивает достижение новых качеств, выражающихся в повышении демпфирующей способности и возможности

1626010 одной опорой с эластогидродинамической смазкой.

1 11

7

Составитель Т.Хромова

Редактор В.Бугренкова Техред М.Моргентал Корректор О,Кравцова

Заказ 267 Тираж 424 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 предотвращения аварийных ситуаций, возникающих при отключении источника давления высокотекучей среды или перегрузке подвижного элемента, Формула изобретения 5

1. Направляющие скольжения, содержащие подвижный элемент и основание с каналами для подачи рабочей среды под давлением на несущие рабочие поверхности, о т л и ч а ю щ и е с я тем, что, с целью 10 повышения демпфирующей способности и предотвращения аварийных ситуаций, они дополнительно снабжены по меньшей мере

2. Направляющие по и, 1, о т л и ч а ющ и е с я тем, что в качестве эластогидродинамической смазки использована полиметилсилоксановая жидкость.

3. Направляющие по пп. 1 и 2, о т л ич а ю щ и е с я тем, что ho меньшей мере одна из несущих поверхностей основания снабжена вертикальными продольными ребрами для образования емкости для эластогидродинамической смазки.

Направляющие скольжения Направляющие скольжения Направляющие скольжения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в металлорежущих станках и других машинах для прямолинейного перемещения узлов

Изобретение относится к конструкции направляющих скольжения, используемых для прокладки трубопроводов, для удержания пролетных строений мостов, и может быть применено в качестве конструкции в промежуточных опорах эстакад теплопроводов

Изобретение относится к машиностроению, а именно к оборудованию для обработки металлов давлением и к станкостроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в металлорежущих станках

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для работы в режиме возвратно-поступательного движения при малых относительных перемещениях, например в долбежных станках

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях машин с быстровращающимися валами

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в станкостроении, в частности в шпиндельных узлах металлорежущих станков

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах валов и осей

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в координатных измерительных машинах

Изобретение относится к машиностроению, а именно к конструкциям подшипниковых узлов

Изобретение относится к судостроению , а именно к дейдвудным уст ройствам, и м.б

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в роторных механизмах на магнитных опорах как страховочный подшипниковый узел

Изобретение относится к машиностроению , а именно к высокооборотным агрегатам

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к опорам для валов и осей

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в условиях повышенных скоростей скольжения, больших радиальных нагрузок в безоткатных установках
Наверх