Установка для утилизации энергии выхлопных газов газотурбинных двигателей

 

Изобретение позволяет повысить ресурс и надежности работы установки путем обеспечения перепуска газов с помощью заслонки 7 мимо турбины 2 при изменении режима работы испытуемого двигателя. Регулирование подачи газов на турбину 2 осуществляют также лопатки соплового аппарата 8 с помощью привода и датчика числа оборотов. 1 з.п, ф-лы, 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)ю G 01 M 15/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

2 11

Фиг.1

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4650773/06 (22) 01.02.88 (46) 30,03.91. Бюл. ЬЬ 12 (71) Казанский авиационный институт им. А.H.Tóïoëåâà (72) В.И.Локай, А.Ф,Павлов, Ю.Г.Красильников, А,С.Лиманский, А.И.Архипов, B.È,Прокопьев и Р.С.Агачев (53) 629.7.036 (088,8) (56) Известия высш. учеб. заведений. Авиационная техника, 1988, ЬЬ 1. с. 53-58.,, Ы2„, 1638592 А1 (54) УСТАНОВКА ДЛЯ УТИЛИЗАЦИИ

ЭНЕРГИИ ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ (57) Изобретение позволяет повысить ресурс и надежность работы установки путем обеспечения перепуска газов с помощью заслонки 7 мимо турбины 2 при изменении режима работы испытуемого двигателя. Регулирование подачи газов на турбину 2 осуществляют также лопатки соплового аппарата 8 с помощью привода и датчика числа оборотов. 1 з.п, ф-лы, 2 ил.

1638592

Изобретение относится к специальному оборудованию испытательных станций моторостроительных заводов и может быть использовано при испытаниях реактивных газотурбинных двигателей.

Целью изобретения является повышение ресурса и надежности работы установки.

На фиг.1 представлена предлагаемая установка, общий вид; на фиг.2 — схема работы регулирующих заслонок.

Установка для утилизации энергии выхлопных газов газотурбинных двигателей на испытательных станциях содержит выхлопной тракт 1, газовую турбину 2 с потребителем 3 мощности, расположенные вне выхлопного тракта 1, подводящий и отводящий газоводы 4 и 5, связывающие газовую турбину 2 с выхлопным трактом 1, и перепускной гаэовод 6 с заслонками (не показаны).

Установка дополнительно снабжена кольцевой заслонкой 7. кинематически связанной с приводом (не показан), причем подводящий газовод 4 монтирован с зазором относительно входа в турбину 2, перекрытым заслонкой 7. Установка снабжена также регулируемым сопловым аппаратом 8. Одним концом подводящий 4 и отводящий 5 газоводы прикреплены к стенкам выхлопного тракта 1 с помощью узлов 9 крепления с упругих элементов 10. Другие концы газоводов 4 и 5, обращенные к турбине 2, установлены на подвижном устройстве 11 (типа рольганг) и не соприкасаются с корпусом турбины 2. Между подводящим газоводом 4 и корпусом турбины 2 выдержан осевой зазор д,, величина которого может регулироI ваться с помощью кольцевой заслонки 7.

Максимальный размер зазора должен обеспечивать перепуск всего количества газа, эабиваемого подводящим газоводом 4 из выхлопного тракта 1 испытательного бокса.

Сопловой аппарат 8 (фиг,2) имеет привод 12, управляемый следящей системой

13, в которой заложена программа положений привода 12 поворота сопловых лопаток в зависимости от режима испытаний ГТД и числа оборотов утилизационной турбины 2, получаемых при помощи датчика 14 оборотов.

Установка работает следующим образом.

Часть газов из реактивной струи испытуемого ГТД отбирается в выхлопном тракте испытательного бокса заборным отверстием газовода 4 и транспортируется к турбине

2, откуда, совершив работу, выбрасывается в отводящий газовод 5, из которого возвращается в выхлопной тракт испытательного

10 бокса. Мощность, вырабатываемая турбиной 2, передается на потребитель 3 мощности. Узлы 9 крепления с упругими элементами 10 и подвижными устройствами 11 позволяют газоводам 4 и 5 свободно расширяться и в осевом, и в радиальном направлениях, не воздействуя на турбину 2, Вибрации газоводов 4 и 5 также не передаются на турбину 2. Таким образом повышается надежность работы турбины 2 и ее ресурс.

В зависимости от режима работы испытуемого ГТД и положения поворотных лопаток соплового аппарата 8 турбины 2 в открытый радиальный зазор д между турбиной 2 и газоводом 4 может эжектироваться воздух иэ газовода 6 перепуска либо перепускаться в гаэовод 6 избыточное количество газа, которое в газоводе 6 смешивается с эжектируемым воздухом, а затем выбрасывается эа турбину 2 в гаэовод 5. При испытании различных типоразмеров ГТД наличие кольцевой заслонки 7 необходимо, чтобы избежать избыточной эжекции возду2„ха через осевой зазор д,, т.е. заслонка 7

I обеспечивает универсальность установки к нескольким типоразмерам ГТД. При испытании одного типоразмера ГТД заслонка 7 в конструкции установки может отсутствовать, а все регулирование осуществляется поворотом лопаток соплового аппарата 8, При полностью закрытом сопловом аппарате 8 (аварийный сброс) осевой зазор д, долI жен обеспечить полный перепуск газа в

35 газовод 6. Регулированием положения лопаток соплового аппарата 8 осуществляется по программе испытаний, заложенной в следящей системе 13, которая управляет работой привода 12. При необходимости

40 поддержания постоянным числа оборотов турбины 2 в следящую систему поступает сигнал от датчика 14 числа оборотов, по которому следящая система управляет положением лопаток соплового аппарата 8.

45 Предлагаемая установка гаэоводов на узлах 9 крепления в выхлопном тракте 1 испытательного бокса с воэможностью осевого перемещения относительно турбины 2 обеспечивает независимое тепловое рас50 ширение газоводов и турбины на всех режимах работы, Формула изобретения

1. Установка для утилизации энергии выхлопных газов газотурбинных двигателей

55 на испытательных станциях, содержащая выхлопной тракт, газовую турбину с потребителем мощности, расположенные вне выхлопного тракта подводящий и отводящий газоводы, связывающие газовую турбину с выхлопным трактом, и перепускной газовод

1638592

Риг. 2

Составитель Е.Крейдин

Редактор Т.Парфенова Техред М,Моргентал Корректор С, Шекмар

Заказ 923 Тираж 361 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101 с заслонками, отличающаяся тем, что, с целью повышения ресурса и надежности работы, она дополнительно снабжена приводом и кольцевой заслонкой, кинематически связанной с приводом, причем подводя-. щий газовод монтирован с зазором относительно входа в турбину, перекрытым заслонкой, 2. Установка по п1, отл ича ю щая с я тем, что она снабжена регулируемым сопло5 вым аппаратом, установленным перед турбиной.

Установка для утилизации энергии выхлопных газов газотурбинных двигателей Установка для утилизации энергии выхлопных газов газотурбинных двигателей Установка для утилизации энергии выхлопных газов газотурбинных двигателей 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электронным устройствам диагностики двигателей внутреннего сгорания, в частности к устройствам измерения частотно-фазовых параметров работы дизельных двигателей

Изобретение относится к машиностроению , служит для испытания двигателей внутреннего сгорания при их работе при различных температурах окружающего воздуха и позволяет снизить энергозатраты при проведении испытаний путем использою вания нагретого в системе охлаждения двигателя воздуха Устройство содержит рабочую температурную камеру, выполненную в виде замкнутого объекта, и дополнительно снабжено смесительной и воздухораспределительной камерами Воздухораспределительная камера посредством окон регулируемого сечения связана с рабочей камерой, атмосферой и смесительной камерой , в одной из стенок которой выполнено впускное окно, а в другой - отверстие для установки кожуха вентилятора

Изобретение относится к машиностроению и позволяет повысить эффективность и качество приработки и испытания двигателя внутреннего сгорания, упростить конструкцию и повысить надежность работы

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано для контроля теплового состояния двигателя внутреннего сгорания с целью предотвращения возникновения и развития поверхностного кипения охлаждающей жидкости (ОЖ), что позволяет повысить надежность работы двигателя

Изобретение относится к стендам для имитационных испытаний рабочих органов сельскохозяйственных машин

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания, заключающимся в создании температурных напряжений в блоке и головке цилиндров при чередовании режимов работы двигателей на холостом ходу и полной нагрузке, осуществляемом по достижении установившегося температурного режима двигателя

Изобретение относится к приборостроению , в частности к средствам для контроля и диагностирования топливной аппаратуры дизельных двигателей

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх