Устройство для регулирования температуры воздуха в салоне транспортного средства

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)э В 60 Н 1/32

1-ОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

;:.PN ГКНТ СССР.

;:".) ! ;",АНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

1,. АВ ГОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 1468778 (21) 4404572/11 (22) 06.04.88 (46) 15,04 91. Бюл М 14 (71) Запорожский автомобильный завод

", Хом f H3 о (72) Б,В, Чернявский и Г.В, Аверин (53) Ю9»3(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

М. ;468778, кл. В 60 Н 1/32, 1989. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ

ТЕМПЕРАТУРЫ ВОЗДУХА В САЛОНЕ

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к комбинированным системам охлаждения и обогрева воздуха в салоне транспортного средства, в

Изобретение относится к комбинироВанным системам охлаждения и обогрева воздуха в салоне транспортного средства, s частности r устройствам регулирования температуры воздуха (устройства PT8) с использованием компрессионной холодильной машины и отопителя, и является усовершенствованием изобретения по авт, % 1468778, Цель изобретения — улучшение техноло.ичности регулировки устройства и расширение диапазона его регулирования.

Нг фиг.1 представлено предлагаемое устройство, общий вид; на фиг.2 — возмож ныа варианты подключения резистора 29;

:. а фиг.3 — подключение резисторов 22 и 60; на фиг.4- то же, вариант; на фиг.5- вариант подключения резисторов 22 и 40; на фиг.6гисимости сопротивления датчика темпе„„. Ж„„1641656 А2 частности к устройствам регулирования температуры воздуха с использованием компрессионной холодильной машины и отопителя, Цель изобретения — улучшение технологичности регулировки устройства и расширение диапазона его регулирования.

Устройство состоит из дифференциального усилителя 8, ко входам которого подключены датчик 1 температуры воздуха, выполненный в виде терморезистора, и задатчик

19, выполненный в виде переменного резистора. Дифференциальный усилитель 8 связан с обмоткой реле, к контакту которого через переключатель режимов работы подключены привод охладителя и привод отопителя. В устройство введены два дополнительных резистора 26, 40. 12 ил. ратуры, задатчика, диапазонов регулирования устройства от угла поворота оси эадатчика при введении в устройство резисторов (40; на фиг.7 — зависимости сопротивления ф датчика температуры, эадатчика, диапазо- л нов регулирования устройства и общего сопротивления цепочки резисторов 19, 26, 29 от угла поворота оси эадатчика: на фиг.8— диапазон регулирования температуры устройства; на фиг.9-диапазон регулирования температуры устройства с перекрытием; на „@:" фиг.10 — диапазон регулирования температуры устройства с разрывом; на фиг,11 и 12 — возможные варианты подключения датчика температуры с дополнительными резисторами, изменяющими сопротивление последнего.

Устройство (фиг,1) содержит датчик 1 температуры. воздуха, выходящего из ком1641656 бинированного теплообменника, который одним выводом подключен к минусу источника питания, вторым в зависимости от режима работы, посредством контактов 2, 3 или 3,4 реле 5 к одному из входов 6 и 7 дифференциального усилителя 8, свяэанного посредством усилителя мощности, выполненного на транзисторе 9, с исполнительным реле 10, к контакту 11 которого подведен плюс источника питания, а к контакту 12 через контакты 13 и 14 реле 15 подключен электропривод 16 крана отопителя, а через контакты 14 и 17- электромагнитная обмотка 18 муфты компрессора холодильной машины.

Задатчик 19 температуры воздуха в салоне подключен посредством контактов 20 и 21 реле 5 ко второму входу 7 дифференциального усилителя 8, контакту 4 реле 5 и резисторам 22 — 24 посредством контактов

21 и 25 реле 5 и резистору 26 и контакту 27 реле 15, контакт 28 которого соединен с резистором 29, соединенным со вторым выводом задатчика 19 и контактом 30 реле 5, контакт 31 которого соединен с общей точкой соединения резисторов 23 и 32.

Кроме этого, резистор 29 может быть подключен как показано на фиг.2, Контакт 33 реле 5 соединен с его контактом 2, с первым входом 6 дифференциального усилителя 8 и резистором 34. Общая точка соединения резисторов 23 и 32 и контакта 31 реле 5 соединена посредством контактов 35 и 36 реле 5 с резистором 24.

Резистор 22 соединен посредством контактов 37 и 38 реле 5 с минусом источника .питания, между контактами 38 и 39 включен резистор 40. Подключение резисторов 22 и

40 можно также осуществить в соответствии со схемами, представленными на фиг.3 — 5.

Общая точ . соединения резисторов 32 и 34 плюсового вывода дифференциального усилителя 8, диода 41, обмотка реле 10 представляет собой плюсовую шину устройства РТВ, которая подсоединена к общей точке соединения диодов 42 и 43, Второй вывод диода 42 соединен с контактом 38 переключателя 44 и одним выводом обмотки реле 15.

Второй вывод обмотки реле 15 соединен с минусом источника питания. Противоположный вывод диода 43 соединен с контактом 39 переключателя 44 и выводом обмотки реле 5, второй вывод которого соединен с минусом источника питания.

Контакты 45 и 46 переключателя 44 соединены между собой и подключены через диоды 47-49 с контактами 50-52 переключътеля 53 соответственно, контакт 54 кото30 же может быть подключен один резистор с

40

55

25 рого соединен с контактом 11 реле 10 и плюсом источника питания.

Контакт 50 переключателя 53 соединен с общей точкой соединения резистора 55 и электровентилятора 56, второй вывод которого соединен с минусом источника питания.

Контакт 51 того же переключателя соединен с общей точкой соединения резисторов 55 и 57, второй вывод которого соединен с контактом 52. Между общей точкой соединения контакта 12 реле 10 и контакта 14 реле 15 и минусом источника питания включена последовательная цепочка, состоящая из резистора 58 и светодиода

59, Контакт 37 реле 5, минусовой вывод дифференциального усилителя 8, эмиттер транзистора 9, электромагнитная обмотка

18 муфты и электропривод 16 крана отопителя соединены с минусом источника питания, Как видно из фиг.1, ко второму входу 7 дифференциального усилителя 8 подключен через контакты 37 и 38 резистор 22 при работе устройства PTB в режиме охлаждения, а при его работе в режиме отопителя через контакты 37 и 39 подключена последовательная цепь резисторов 22 и 40, или сопротивлением 60, равный сумме сопротивлений резисторов 22 и 40 (фиг.3, 4).

Введение резистора 40 при работе устройства в режиме отопителя позволяет повысить потенциал второго входа дифференциального усилителя 8 и тем самым максимально использовать сопротивление термореэистора 1, что в итоге расширяет диапазон регулирования температур в сторону их положительных значений и позволяет увеличить угол поворота оси задатчика 19, что видно из фиг,6.

Так введение резистора 40 увеличивает рабочий угол поворота задатчика 19 до 2400.

Оставшиеся 30 нерабочей зоны создают определенные неудобства в эксплуатации устройства.

Для устранения их воэможности регулировки одинакового диапазона регулируемых температур каждого устройства при его работе в режиме отопителя введен еще один дополнительный резистор 26.

Резисторы 26 и 29 необходимы для разгона диапазона регулирования уетройства при работе его в режиме отопителя; 26- для установки значения конца диапазона; 29— для установки значения начала диапазона, Настройку диапазона регулирования температур устройства в режиме обогрева

1641656 осуществляют, например, следующим образом, Датчик 1 помещают в термостат, в котором поддерживают температуру, например

95 С = const, соответствующую значению конца диапазона регулирования. Вместо резисторов 26 и 29 включают магазины сопротивлений, Выводят (закорачивают) ручкой управления сопротивление эадатчика 19, а магазином сопротивления, соответствующим резистору 26, устанавливают такое значение его сопротивления. при котором дифференциальный усилитель 8 переходит в состоя ние, соответствующее отключению исполнительного реле 10 (закрытию крана отопителя), о чем свидетельствует светодиод 59 (гаснет).

Фиксируют значение сопротивления магазина. Затем датчик 1 помещают в термостат, у которого температура поддерживается постоянной и равной значению, например, 22 С = const, соответствующему концу диапазона регулирования устройства в режиме охлаждения. Не изменяя значение полученного сопротивления магазина, соответствующего резистору 26, поворотом оси переменного задатчика 19 вводят полностью его сопротивление, а магазин сопротивления, соответствующий резистору 29, устанавливают величину его сопротивления такую, при которой балансный усилитель переходит в состояние, соответствующее отключению исполнительного реле 10 (закрытие крана отопителя, о чем свидетельствует светодиод 59, он гаснет). Фиксируют значение сопротивления магазина, Зафиксированные соответствующие сопротивления магазинов и будут величинами сопротивлений резисторов 26 и 29.

Резистор 29 позволяет при необходимости создать разрыв в интервале температур общего диапазона регулирования или же перекрытие при переходе устройства

PTB из одного режима работы в другой путем изменения величины его сопротивления в ту же или в другую сторону.

Возможные исполнения диапазона регулирования температур устройства показаны на фиг.8 — 10.

Кроме указанного, возможно подключение датчика 1 температур в соответствии со схемами, представленными на фиг.11 и 12.

Устройство регулирования температуры воздуха в салоне транспортного средства обеспечивает три режима: приточная вентиляции воздуха, охлаждение воздуха и обогрев.

Приточная вентиляция воздуха в салоне летом и зимой осуществляется за счет естественного прохождения наружного воздуха в салон через заборный канал под действи1

55 ем скоростного напора во время движения и эа счет принудительного нагнетания наружного воздуха в салон при помощи электродвигателя — вентилятора, имеющего три рабочих режима "малый расход", "средн .й расход" и "максимальный расход" воздуха. поступающего в салон.

Охлаждение воздуха происходит циркуляцией его по циклу салон — испаритель компрессионной машины — салон, а обогрев как наружного, так и рециркуляционного воздуха происходит прохождением через радиатор отопителя.

В режиме охлаждения теплоносителем является фреон, а в режиме отопителя— жидкость, охлаждающая двигатель транспортного средства.

Для обеспечения принудительной вентиляции как летом, так и зимой необходимо, чтобы переключатель 44 находился в среднем положении, а переключатель 53 необходимо перевести в одно из рабочих положений, например, соответствующее минимальному расходу.

При этом замыкаются его контакты 52 и

54 и плюс источника питания через резисторы 55 и 57 подводится к вентилятору 56, его ротор с крыльчаткой начинают вращаться и нагнетать наружный воздух е салон. Разумеется, что комбинированный теплообменник при этом не функционирует.

Для перехода в режим охлаждения воздуха в салоне необходимо при работающем вентиляторе 56, например, в режиме, соответствующем минимальному расходу воздуха, перевести переключатель 44 в левое крайнее положение.

При этом плюс источника питания через диод 49 и контакты 38 и 45 переключателя

44 подводится через диод 49 к плюсовой шине устройства PTB и непосредственно к обмотке реле 15, которое срабатывает и своими контактами 14 и 17 подключает обмотку электромагнитной муфты компрессора холодильной машины к контакту 12 исполнительного реле 40.

Одновременно контакты 35 и 36 реле 15 отключают резистор 24 от общей точки соединения резисторов 23 и 32, а контакты 27 и 28 отключают резистор 29 от общей точки соединения контакта 27 реле 15, контакты

25 реле 15 и резистора 26. Так как температура в салоне транспортного средства всегда выше возможно установленной задатчиком 19, то сопротивление задатчика

19 мало, и вход 6 дифференциального усилителя 18 оказывается под отрицательным потенциалом.

Последний переходит иэ одного устойчивого состояния в другое, соответствую1641656

25

40 фиг.7.

55 щее включению исполнительного реле 10, Его контакты 11 и 12 замыкаются, и плюс источника питания поступает на обмотку 18 муфты, а через резистор 58 на светодиод 59, сигнализирующий о включении и отключении последней.

Муфта срабатывает и посредством клинно-ременной передачи вал компрессора получает вращение от двигателя транспортного средства.

Компрессионная холодильная машина начинает работать.

Воздух салона, совершая цикл салон— испаритель — салон, постепенно охлаждается. Когда его температура достигает величины, равной установленной, сопротивление датчика 1 увеличивает свою величину так, что потенциал входа 6 дифференциального усилителя 8 станет положительнее входа 7.

Дифференциальный усилитель 8 перейдет в состояние, соответствующее отключению обмотки исполнительного реле 10, Его контакты 11 и 12 разорвут цепь питания муфты, которая отключится, тем самым прекратится передача вращения от двигателя транспортного средства валу компрессора, Холодильная машина перестанет работать, Воздух салона, совершая цикл салон— испаритель — салан, постепенно нагревается. Когда его температуры вновь достигнет установленной величины, цикл работы повторится, Для перехода в режим обогрева необходимо, при работающем вентиляторе 56 в каком-либо из режимов, переключатель 44 перевести в правое крайнее положение.

При этом его контакты 39 и 45 размыкаЬтся, обесточивают обмотку реле 15, которая контактами 14 и 17 отсоединяет муфту компрессора от контакта 12 исполнительного реле 10, а ко актами 13 и 14 подключает к нему исполнительный орган отопителя. например кран, снабженный электроприводом 16.

Одновремен,о контакты 35 и 36 реле 15 подключают резистор 26 к общей точке соединения резисторов 23 и 32, а контакты 27 и 28 соединяют резистор 29 с резистором

26.

Через замкнутые контакты 39 и 46 переключателя 44 плюс источника питания через один иэ диодов 47 — 49 подводится к плюсовой шине устройства РТВ и непосредственно к обмотке реле 5. Она срабатывает и контактами 3 и 4 подключает датчик 1 ко входу 7 дифференциального усилителя 8, контактами 21 и 25 подключает к резисторам 26 и 29, а контактами 30 и 33 ко входу 6 дифференциального усилителя 8 эадатчик

19, а контактами 37 и 39 подключает дополнительный резистор 40 к минусу источника питания.

Так как температура в салоне транспортного средства всегда ниже возможно заданной эадатчиком 19, то сопротивление датчика 1 велико, и вход 7 дифференциального усилителя 8 будет находиться под положительным потенциалом, что соответствует включению исполнительного реле 10. Его контакты 11 и 12 замыкаются, и плюс источника питания подводится к электроприводу 16 крана отопителя, а через резистор 58 к светодиоду 59. Кран открывается, и горячая жидкость системы охлаждения двигателя поступает в радиатор отопителя, нагревая его.

Наружный воздух или рециркуляционный, проходя по циклу наружный воздух— салон — радиатор отопителя — салон,нагревается. Когда его температура достигнет величины, равной установленной, сопротивление датчика 1 уменьшит свою величину так, что потенциал входа 7 дифференциального усилителя 8 станет отрицательнее входа 6, Дифференциальный усилитель 8 перейдет в состояние, соответствующее обесточиванию электропривода

16 крана отопителя, Последний закроется, прекращая доступ горячей жидкости в радиатор отопителя, Воздух и радиатор отопителя постепенно остывает. Когда температура вновь достигнет установленной величины, цикл работы повторится, Таким образом, дополнение устройства

РТВ резисторами улучшает его технологичность в части настройки диапазона регулирования температур при рабате в режиме обогрева воздуха, устраняет неудобство его эксплуатации эа счет исключения зоны его неработоспособности, обеспечивает полный угол поворота оси переменного резистора и в конечном итоге расширяет диапазон регулирования, что видно иэ

Формула изобретения

Устройство для регулирования температуры воздуха в салоне транспортного средства по авт. св. Nç 1468778, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что, с целью улучшения технологичности регулировки устройства и расширения диапазона его регулирования, оно снабжено двумя дополнительными резисторами, один иэ которых заключен между минусом источника питания и замыкающимся контактом переключателя режима, через который подключен задатчик температуры, а другой — между замыкающимся контактом и общей точкой соединения резистора и раэ1641656

10 мыкающегося контакта, посредством которого второй вход дифференциального усилителя подключен к минусу источника питания.

1641656

1641656

1641656 р фР . У

laixode веалообиенника (ототгоаль) 1641656

Рюкю

Фиг70

4 .72

Фиг. 77

Составитель С. Лошаков

Техред М.Моргентал Корректор А. Освуленко

Редактор И. Сегляник

Заказ 1115 Тираж 336 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35. Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 рдод8сми Х балаисобого уасиил еля 8

Фиг.У

Режим

ВХод о u 4 алаисодого ужлилтЮля

Устройство для регулирования температуры воздуха в салоне транспортного средства Устройство для регулирования температуры воздуха в салоне транспортного средства Устройство для регулирования температуры воздуха в салоне транспортного средства Устройство для регулирования температуры воздуха в салоне транспортного средства Устройство для регулирования температуры воздуха в салоне транспортного средства Устройство для регулирования температуры воздуха в салоне транспортного средства Устройство для регулирования температуры воздуха в салоне транспортного средства Устройство для регулирования температуры воздуха в салоне транспортного средства Устройство для регулирования температуры воздуха в салоне транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области транспорного машиностроения, в частности к системам жизнеобеспечения экипажа , и может быть использовано, нап ример, в транспортных машинах с газотурбинным двигателем

Изобретение относится к транспортным средствам, предназначенным для сохранения перевозимых скоропортящихся продуктов

Изобретение относится к транспортному машиностроению и позволяет повысить производительность системы охлаждения

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к кондиционированию воздуха пассажирских транспортных средств, и позволяет повысить надежность и звукоизоляцию холодильного оборудования

Изобретение относится к транспортному машиностроению, и позволяет снизить габариты и повысить надежность транспортных холодильных агрегатов

Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к кондиционерам транспортных средств, и позволяет повысить экономичность и эффективность кондиционера

Изобретение относится к устройствам для создания искусственного микроклимата и может быть использовано в транспортных средствах

Изобретение относится к транспортным средствам, снабженным двигателем внутреннего сгорания и кабиной, оборудованной системой кондиционирования воздуха

Изобретение относится к вентиляции и кондиционированию воздуха преимущественно в кабинах транспортных машин и обеспечивает расширение функциональных возможностей и повышение эксплуатационной надежности

Изобретение относится к транспортному машиностроению, конкретно касается конструкции систем охлаждения трансмиссии и подвески транспортных средств

Изобретение относится к средствам кондиционирования воздуха, преимущественно к кондиционерам салонов транспортных средств

Изобретение относится к области автомобильного транспорта и предназначено для создания благоприятного климата в салоне транспортного средства

Изобретение относится к технике кондиционирования и предназначено в основном для транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению, конкретно к системам кондиционирования воздуха

Изобретение относится к системам охлаждения и может быть использовано для охлаждения агрегатов летательных аппаратов

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено, предпочтительно, для охлаждения рабочих объемов термокузовов, устанавливаемых на транспортных средствах

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к двигателям внутреннего сгорания, использующим в качестве топлива сжатый или сжиженный газ

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, более конкретно - к системам охлаждения салонов или кузовов транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается конструкции систем охлаждения трансмиссии и подвески транспортных средств
Наверх