Устройство для обработки воздуха в кабине транспортного средства
Изобретение относится к транспортному машиностроению. Цель изобретения - повышение эффективности устройства и улучшение комфортных условий. На крыше 2 кабины транспортного средства установлен воздуховод 1, во входной части которого размещены задний фильтр 13 и боковые фильтры 12, а в выходной части установлены вентиляторы 4, теплообменник 10 и воздухораспределитель 6. Корпус вентилятора 4 выполнен с основным 5 и дополнительным 7 выходными патрубками, а внутри корпуса
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)л В 60 Н 1/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
«/
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4703972/11 (22) 14.06.89 (46) 07.06.91. Бюл. ЬЬ 21 (71) Азово-Черноморский институт механизации сельского хозяйства и Головное специализированное конструкторское бюро по комплексам зерноуборочных машин Производственного объединения "Ростсельмаш" им, Ю.В. Андропова (72) В.П, Хохряков и В.В. Козырев . (53) 629.113.06:628.83(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР
М 1270034, кл. В 60 Н 1/00, 1985, « Ы,„, 1654030 А1 (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБРАБОТКИ ВОЗДУХА В КАБИНЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению. Цель изобретения— повышение эффективности устройства и улучшение комфортных условий. На крыше
2 кабины транспортного средства установлен воэдуховод 1, во входной части которого размещены задний фильтр 13 и боковые фильтры 12, а в выходной части установлены вентиляторы 4, теплообменник 10 и воэдухораспределитель 6. Корпус вентилятора 4 выполнен с основным 5 и дополнительным
7 выходными патрубками, а внутри корпуса
1654030 установлена вставка 9, образующая спиральную полость вокруг рабочего колеса и обеспечивающая попеременное перекрытие основного и дополнительного патрубков, Между вентиляторами и фильтрами расположена перегородка коробчатой формы, имеющая переднюю стенку 8, заднюю 16 и боковые, В передней стенке 8 выполнены отверстия, которые сообщены сдополнительными патрубками вентиляторов, а в центИзобретение относится к транспортному машиностроению.
Цель изобретения — повышение эффективности устройства и улучшение комфортных условий.
На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство, установленное Hà KpblU38 кабины транспортного средства; на фиг. 2 — сечение
А-А на фиг, 1; на фиг, 3 — сечение Б-Б на фиг. 2; на фиг, 4 — вентилятор при открытом основном выходном патрубке; на фиг. 5— вентилятор при открытом дополнительном патрубке.
Устройство содержит воздуховод 1. образованный крышей 2 кабины транспортного средства и съемной крышкой 3, В выходной части воздуховода 1 установлены вентиляторы 4, каждый из которых имеет основной выходной патрубок 5, соединенный с воздухораспределителем 6, дополнительный выходной патрубок 7, соединенный с отверстием в передней стенке 8 перегородки коробчатой формы, вставку 9. образующую спиральную полость вокруг рабочего колеса. В центральное отверстие перегородки, выполненное в передней стенке 8, установлен теплообменник 10, например, отопителя или кондиционера соответственно для нагрева или охлаждения воздуха, подаваемого в кабину. Во входной части 11 воздуховода 1 установлены боковые 12 и задний 13 фильтры. В сужающейся части воздуховода установлена заслонка 14 для поочередного перекрытия рециркуляционного отверстия
15 в стенке воздуховода и отверстия в задней стенке 16 перегородки.
Перегородка имеет переднюю стенку 8, заднюю стенку 16 и боковые стенки 17, В передней стенке выполнены боковые отверстия 18 и центральное отверстие под установку теплообменника 10. В задней стенке
16 выполнено отверстие 19. Боковые стенки
17 установлены на выходе иэ боковых фильтров 12, i0
40 ральное отверстие установлен теплообменник 10, В задней стенке 16 имеется отверстие, которое вместе с рециркуляционным отверстием!5 в воздуховоде поочередно перекрывается заслонкой 14, Вентиляторы выполнены двухконсол ьн ы ми с двумя корпусами и рабочими колесами, установленными по обе стороны от электродвигателя. 5 ил.
Двухконсольный, радиальный вентилятор 4 имеет электродвигатель 20, два рабочих колеса 21, установленных по обе стороны электродвигателя, и два корпуса 22, Вставка
9 установлена только в одном корпусе вентилятора, расположенном напоотив отверстия 18 в передней стенке 8 перегородки.
Устройство работает следующим образом, Наружный воздух очищается в фильтрах
12 и 13 и поступает в вентиляторы 4 через отверстие в задней стенке 16 перегородки, теплообменник 10 и входные коллекторы корпусов вентиляторов, Иэ вентиляторов 4 очищенный и подогретый или охлажденный воздух через основные выходные патрубки
5 и воэдухораспределигепь 6 поступает в кабину, При загрязнении фильтров заслонка 14 перекрываег огверстие в задней стенке 16 и открывает рециркуляционное отверстие 15.
Вставки 9 в корпусах 22 вентиляторов поворачиваются, перекрывают выходной основной патрубок 5 и открывают дополнительный патрубок 7. При этом в других корпусах двухконсольных вентиляторов вставки отсутствуют и соответственно отсутствуют дополнительные патрубки, что абесг;ечивает постоянное движение воздуха (нагретого или охлажденного) в основные -пгтрубки и через ваздухораспределител.; в кабину.
Рециркуляционный воздух из кабины поступает в вентиляторы, часть воздуха используется для продувки фильтров, а часть воздуха поступает в кабину.
Таким образом даже при продувке (регенерации) фильтров в кабину продолжает поступать обработанный воздух и обеспечиваются необходимые комфортные условия.
Через определенный промежуток времени (60 — 80 с), котооый устанавливается экспериментально, продувка филь-ров прекращается, заслонка 14 и вставки 9 поь;-.ачиваются
1654030 в исходное положение и устройство работает в рабочем режиме.
Формула изобретения
Устройство для обработки воздуха в кабине транспортного средства. содержащее расположенный в верхней части кабины воздуховод, смонтированные 8 выходной части воэдуховода вентиляторы, каждый из которых включает в себя корпус, рабочее колесо и приводной электродвигатель, теплообменник, установленный на входе в вентиляторы, воздухорасп ределитель, размещенный в выходной части воздуховода, боковые фильтры, фильтр в задней части кабины и заслонку для перекрытия воздуховода и рециркуляционного отверстия в воэдуховоде,отличающееся тем,что,с целью повышения эффективности устройства и улучшения комфортных условий, корпуса вентиляторов выполнены с дополнительными выходными патрубками, а воздуховод
=5 6 Я
А х5 снабжен перегородкой коробчатой формы, установленной между вентиляторами и фильтром, причем передняя стенка перегородки
50 выполнена с центральным и боковыми отверстиями и смонтирована в выходной части воздуховода, при этом в центральном отверстии перегородки установлен упомянутый теплообменник, à s боковых отверстиях закреплены дополнительные выходные патрубки корпусов вентиляторов, причем задняя стенка перегородки смонтирована во входной части воздуховода и выполнена с отверстием, в котором установлена упомянутая заслонка, а боковые стенки перегородки размещены на выходе из боковых фильтров, при этом внутри корпусов вентиляторов установлены вставки с образованием спиральных полостей вокруг рабочих колес и возможностью поочередного перекрытия основных и дополнительных выходных патрубков корпусов вентиляторов.
1654030
Составитель Е.Игнатьев
Техред М.Моргентал Корректор М.Демчик
Редактор Е.Савина
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 2284 Тираж 336 Подписное
ВНИИГ!И Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35. Раушская наб., 4/5