Фрикционная многодисковая муфта

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к фрикционным многодисковым муфтам, работающим в масле. Цель изобретения - повышение долговечности муфты путем обеспечения равномерной теплонагруженности фрикционных дисков. Муфта содержит наружный (НБ) 1 и внутренний барабан (ВБ) 2, нажимной 3 и опорный 4 диски, пакет 5 фрикционных дисков. ВБ 2 выполнен с полостью (П) 6, соединенной радиальными сквозными отверстиями 7 с полостью 10 между НБ 1 и ВБ 2. П 6 образована двумя коническими поверхностями 8 и 9, имеющими общую центральную ось, совмещенную с продольной осью муфты. Большие основания конических поверхностей 8 и 9 обращены одна к другой. Радиальные отверстия 7, выполненные в центральной части П 6, имеют больший диаметр по сравнению с периферийными. Во включенном и выключенном состояниях муфты смазочный материал поступает из П 6 по радиальным отверстиям 7 к пакету 5 фрикционных дисков, равномерно охлаждая его. 4 з.п. ф-лы, 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИС1 ИЧ Е СКИХ

РЕСПУБЛИК (я) s Р 16 D 13/72

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Ф

ОЮ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

I (21) 4716110/27 (22) 10.07.89 (46) 07.07.91, Бюл. N 25 (71) Московское научно-производственное обьединение по строительному и дорожному машиностроению "ВНИИстройдормаш" (72) А.Н.Чернышев, А.B.×è÷èíàäýå, Я.Я.Андраш, А.О.Некрасов и Е.M.Ïàâëîâ (53) 621-825.54 (088.8) (56) Патент США

N 2690248, кл, 192-113, 1954. (54) ФРИКЦИОННАЯ МНОГОДИСКОВАЯ

МУФТА (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к фрикционным многодисковым муфтам, работающим в масле. Цель изобретения — повышение долговечности муфты путем обеспечения равномерной теплонагруженности фрикционных дисков.,, 4),„, 1661510 А1

Муфта содержит наружный барабан (НБ) 1 и внутренний барабан (ВБ) 2, нажимной 3 и опорный 4 диски, пакет 5 фрикционных дисков. ВБ 2 выполнен с полостью (П) 6. соединенной радиальными сквозными отверстиями 7 с полостью 10 между НБ 1 и.

ВБ 2. П 6 образована двумя коническими поверхностями 8 и 9, имеющими общую центральную ось, совмещенную с продольной осью муфты. Большие основания конических поверхностей 8 и 9 обращены одна к другой. Радиальные отверстия 7, выполненные в центральной части П 6, имеют больший диаметр по сравнению с периферийными. Во включенном и выключенном состояниях муфты смазочный материал поступает из П 6 по радиальным отверстиям 7 к пакету 5 фрикционных дисков, равномерно охлаждая его. 4 з,п. ф-лы, 2 ил.

1661510 сти 6 к ее центру, Фрикционная многодисковая муфта работает следующим образом.

При включении муфты нажимной диск 3, перемещаясь в осевом направлении, прижимает пакет 5 фрикционных дисков к опорному диску 4, создавая за счет сил трения необходимый крутящий момент. В процессе буксования фрикционных дисков на поверхностях трения выделяется значительное количество тепла, которое должно быть от50

Изобретение относится к машиностроению, в частности к фрикционным многодисковым муфтам, работающим в масле.

Целью изобретения является повышение долговечности муфты путем обеспече- 5 ния равномерной теплонапряженности фрикционных дисков.

На фиг.1 изображена предлагаемая ( фрикционная многодисковая муфта, общий вид, продольный разрез; на фиг.2 — узел! на 10, фиг.1, Фрикционная многодисковая муфта со держит наружный 1 и внутренний 2 барабаны, нажимной 3 и опорный 4 диски, пакет 5 фрикционных дисков. размещенный между 15 нажимным 3 и опорным 4 дисками. Пакет 5 фрикционных дисков соединен с наружным

1 и внутренним 2 барабанами. Последний имеет полость 6 для смазочного материала, выполненную с диаметром„увеличиваю- 20 щимся от нажимного 3 и опорного 4 дисков к поперечной плоскости симметрии пакета

5 фрикционных дисков. Радиальные сквозные отверстия 7 равномерно расположены по боковой (образующей) поверхности ко- 25 нических поверхностей 8 и 9 и соединяют полость 6 с полостью 10 между внутренним

1 и наружным 2 барабанами. Конические поверхности 8 и,9 обращены одна к другой большими основаниями, расположенными 30 в поперечной плоскости симметрии полости

6 для смазочного материала, и имеют общую центральную ось, совмещенную с продольной осью муфты. Радиальные сквозные отверстия 7 в центральной части полости 6 35 выполнены с большим диаметром по сравнению с периферийными и равномерно распределены по образующей полости 6. В промежутках между сквозными отверстиями 7 могут быть выполнены кольцевые вы- 40 ступы 11, разделяющие полость 6 для смазочного материала на отсеки 12. Сквоз, ные каналы 13 выполнены в кольцевых выступах 11 и соединяют отсеки 12 между собой. Полость 6 для смазочного материала 45 может быть образована цилиндрическими ступенчатыми поверхностями 14. Диаметр ступеней равномерно увеличивается в продольном направлении от периферии половедено смазочным материалам. При этом диски, расположенные в середине пакета 5, в отношении условий охлаждения находятся в худшем положении, чем крайние, так как теплоотвод от средних дисков затруднен вследствие влияния источников тепла, возникающих на поверхностях трения соседних дисков, а также вследствие большего удаления их от свободных для охлаждения поверхностей. Поэтому при повторном выключении муфты температура поверхностей трейия средних дисков будет выше, чем у крайних. При размыкании муфты нажимной диск 3 отходит в осевом направлении от пакета 5 фрикционных дисков, которые расходятся в осевом направлении и вращаются в разомкнутом состоянии, при этом крутящий момент через муфту не передается. Как во включенном, так и в выключенном состояниях смазочный материал под действием центробежнйх сил поступает в полость 6 и оттуда по радиальным отверстиям 7 к пакету 5 фрикционных дисков.

При этом благодаря конической форме боковых поверхностей полости 6, а также большему диаметру радиальных отверстий

8, расположенных в. центральной части полости 6 (по сравнению с периферийными), к средним дискам пакета 5 поступает повышенное количество смазочного материала, обеспечивая тем самым равномерный теплоотвод от пакета 5 дисков. В то же время при малых значениях расхода смазочной жидкости кольцевые выступы 11 препятствуют скапливанию ее в центральной части полости 6, распределяя по отсекам 12, которые сообщаются каналами 13.

Формула изобретения

1, Фрикционная многодисковая муфта, содержащая наружный барабан, внутренний барабан с полостью для смазочного материала и с сообщающимися с ней радиальными отверстиями нажимной и опорный диски, пакет фрикционных дисков, размещенный в полости между нажимным и опорным дисками с воэможностью осевого перемещения, сообщающейся с полостью внутреннего барабана через сквозные радиальные отверстия, отличающаяся тем, что, с целью повышения долговечности путем обеспечения равномерной теплонагруженности фрикционных дисков, полость для смазочного материала выполнена с диаметром, увеличивающимся от нажимного и опорного дисков к поперечной плоскости симметрии пакета фрикционных дисков.

2, Муфта по п1, отличающаяся тем, что полость для смазочного материала образована двумя боковыми коническими поверхностями с общей центральной осью, 1661510

Составитель И. Лукина

Техред М.Моргентал Корректор Н. Король

Редактор Т, Зубкова

Заказ 2112 Тираж 419 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. ужгород, ул.Гагарина, 101 совмещенной с продольной осью муфты, причем их большие основания обращены одно к другому и расположены в поперечной плоскости симметрии полости для смазочного материала. 5

3. Муфта по п.1, отличающаяся тем, что радиальные отверстия, расположенные в центральной части полости для смазочного материала, выполнены с большим диаметром, чем отверстия, располо- 10 женные между ними и торцовыми поверхностями.

4. Муфта по пп. 1и2.о тл ича ю ща яс я тем, что на боковых конических поверхностях полости для смазочного материала между радиальными отверстиями выполнены кольцевые выступы со сквозны .и каналами, параллельными оси, 5, Муфта по пп. 1 — 3, о т л и ч а ю щ а ясятем,,что полость для смазочного материала образована цилиндрическими ступенчатыми поверхностями, при этом диаметры ступеней увеличиваются от периферии полости к ее центру.

Фрикционная многодисковая муфта Фрикционная многодисковая муфта Фрикционная многодисковая муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортной технике и может быть использовано в бродоходимых транспортных средствах, снабженных пневмоусилителем привода сцепления

Изобретение относится к машиностроению, в частности к механизмам для передачи крутящего момента транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во фрикционных муфтах с жидкой смазкой

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для ступенчатого изменения частоты вращения выходного вала

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в многодисковых фрикционных устройствах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в устройствах для передачи крутящего момента

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для передачи вращения, и может быть использовано в тракторах, автомобилях, подъемно-транспортных механизмах и в других устройствах, связанных с управлением вращающихся высокоинерционных масс
Наверх