Коробка передач транспортного средства

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к приводам тяжелых транспортных машин. Цель изобретения - упрощение конструкции. Коробка состоит из планетарного редуктора, включающего три трехзвенных планетарных ряда с общей коронной шестерней, размещенные в корпусе 1 на ведущем валу 2 через распорные шайбы 3 солнечные шестерни 4, приводящие во вращение моноблоки сателлитных шестерен 5 Ведущий вал 2 имеет внутри три продольные проточки 15 (по числу предполагаемых переключений), а справа три кольцевых канала 16, соединенных с проточками, через которые подается импульс давления от золотникового устройства 9. Система переключения скоростей производится через фигурные выемки давлением жидкости, которое передается на кулачки 19, расположенные в валу 2 и закрепленные на полуоси 18 с эксцентриситетом , за счет которого кулачки плавно входят в окружные полости, расположенные на внутренней стороне ступеней солнечных шестерен. 1 з. п. ф-лы, 2 ил. сл

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 В 60 К 17/10

ГОСУДАРСТВЕННЪ|Й. КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К -АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4183660/11 (22) 28.11.86 (46) 15.09.91. Бюл. N 34 (71) Трест "Омскнефтепроводстрой" (72) В. И. Гончер и Д, С,.Матвийчук (53) 629.11 — 585.2(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1227525, кл. В 60 К 17/10, 1985. (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к приводам тяжелых транспортных машин. Цель изобретения — упрощение конструкции. Коробка состоит из планетарного редуктора, включающего три трехзвенных планетарных ряда с общей коронной шестерней, раэИзобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к приводам тяжелых транспортных машин.

Цель изобретения — упрощение конструкции.

На фиг. 1 изображена коробка передач, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1.

Коробка передач включает корпус 1, внутри которого на ведущем валу 2 посажены через распорные шайбы 3 солнечные шестерни 4 (по числу переключаемых передач), которые свободно вращаются на валу. Вращающий.момент на солнечные шестерни 4 передается через моноблоки 5 сателлитных шестерен по три моноблока на каждую из трех солнечных шестерен, расположенных под углом 120О., Каждый моноблок 5 посажен на своей полуоси 6, которые закреплены с одной стороны в выемке корпуса 1

„„!Ж „„1676846 А1 мещенные в корпусе 1 на ведущем валу 2 через распорные шайбы 3 солнечные шестерни 4, приводящие во вращение моноблоки сателлитных шестерен 5. Ведущий вал 2 имеет внутри три продольные проточки 15 (по числу предполагаемых переключений), а справа три кольцевых канала 16, соединенных с проточками, через которые подается импульс давления от золотникового устройства 9. Система переключения скоростей производится через фигурные выемки давлением жидкости, которое передается на кулачки 19, расположенные в валу 2 и закрепленные на полуоси 18 с эксцентриситетом, эа счет которого кулачки плавно входят в окружные полости, расположенные на внутренней стороне ступеней солнечных шестерен. 1 з, и. ф-лы, 2 ил. коробки, а с другой —. водилом 7, которое установлено на ведущем валу 2 на подшипнике.

Корпус 1 коробки передач закрывается . справа крышкой 8, в приливе которой выполнено эолотниковое устройство 9.

Коронная шестерня 10 имеет прилив 11, на котором установлен дополнительный подшипник, что обеспечивает ей большую . устойчивость и соответственно надежность в работе, На внешней стороне коронной шестерни 10 нарезаны по окружности зубья 12 для обеспечения передачи вращающегося момента через промежуточную шестерню на ведомый вал движителя (не показана).

Также на внешней стороне коронной шестерни 10 предусмотрен окружной паз 13 для размещения в нем кольцевого тормоза

14.

1676846

Ведущий вал 2 принят ступенчатой формы с кольцевым буртиком, в теле которого предусмотрены три продольные проточки

15 (по числу переключений), а справа три кольцевых канала 16, продольные проточки 5 и кольцевые каналы соединены между со( бой раздельно, С другой стороны продольные проточки 15 подключены к фигурным выемкам 17, внутри которых на полуоси 18 с эксцентриситетом I ðàçìåùåíû кулачки 19 10 специальной формы, внутри имеют сквозные проточки 20. Фигурные выемки 17 на ведущем валу 2 расположены строго против . солнечных шестерен 4 и в один ряд для удобства крепления расположенных в них 15 кулачков 19 на одной полуоси 18.

На внутренней стороне солнечной шестерни 4 предусмотрена окружная проточка

21, выполненная с эксцентриситетом I, а в углубленной части проточки 21 выполняется 20 выступ 22, который повторяет форму наружной поверхности кулачка 19.

Золотниковое устройство 9 имеет продольный канал 23, где располагается механизм переключения 24, ряд поперечных 25 проточек 25 обратного клапана 26 и предохранительного клапана 227.

Вход or гицросистемы предусматривается через канал 28 и обратный клапан 26, а сброс жидкости из коробки передач про- 30 изводится через канал 29, соединенный с предохранительным клапаном 27 дополнительным патрубком 30.

Коробка передач работает следующим образом, 35

Механизм переключения 24 ставим в положение, например "первая передача" управление производится из кабины). Под давлением жидкость от гидросистемы движителя через-канал 28 и обратный клапан 26 40 подается в золотниковое устройство 9, где вначале проходит по продольному каналу

23 и затем одной из поперечных проточек

25, соответствующей первой передаче, далее по кольцевому каналу 16 ведущего вала 45

2 и его продольной проточке 15 до выхода в фигурную выемку 17, Под давлением жидкости кулачок 19 поворачивается на полуоси

18 и за счет эксцентриситета входит в плотное соединение в окружную проточку 21 на 50 внутренней поверхности солнечной шестерни 4 первой передачи и приводит во вращение планетарныи редуктор коробки передач на первой скорости.

Ведущий вал 2 коробки передач нахо- 55 дится во вращении при работе двигателя, соединенного с его валом одним из известных способов, шестерни трехэвенного планетарного редуктора коробки передач до включения скорости находятся в покое, Включение, передачи происходит под давлением жидкости и для исключения шума при входе кулачка 19 в проточку 21 солнечной шестерни частично жидкости перетекает по предусмотренной сквозной проточке 20 в кулачке.

Сброс жидкости из коробки передач производится через канал 29 в гидросистему движителя, при возникновении критических давлений в коробке передач сбрасывается через предохранительный клапан 27 и дополнительный патрубок 30.

Формула изобретения

1. Коробка передач транспортного средства, содержащая размещенные в корпусе два вала и планетарный редуктор, включающий в себя по крайней мере три трехзвенных планетарных ряда с общей коронной шестерней, водило, закрепленное в корпусе посредством муфты для исключения праворачивания и выполненное с.осями для установки сателлитных шестерен разного диаметра, зацепленных с солнечными шестернями, свободно расположенными на одном из валов и выполненными с гидроуправляемыми муфтами, размещенными в этом валу напротив ступиц солнечных шестерен, а система управления включает в себя связанные через обратные клапаны и управляемый распределитель источник давления и радиальные полости управления укаэанных муфт, выполненный на этомже валу, отлича юща я с я тем, что, с целью упрощения конструкции, вал, на котором установлены солнечные шестерни, выполнен приводным, в другой вал связан с коронной шестерней, зацепленной с сателлитом большего диаметра, сателлитные шестерни выполнены в виде моноблока на общей оси, а солнечные шестерни на внутренней поверхности шестерни выполнены с кольцевыми проточками с полукруглым выступом и установлены на валу эксцентрично, а в радиальных полостях этого вала на осях установлены кулачки муфт для фиксации солнечной шестерни на валу при повороте кулачка от давления в полости.

2. Коробка передач по и, 1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью уменьшения шума включения муфт, в кулачках выполнены дроссельные сквозные каналы для подачи жидкости из полости в зону контакта кулачка со ступицей.

1676846

Ю с7 б(/2 1

Составитель С.Белоусько

Техред М.Моргентал Корректор М.Кучерявая

Редактор Н.Товтин

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 3073 Тираж 326 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к трансмиссиям и приводам хода дорожных машин

Изобретение относится к транспортно-тяговым средствам, в частности к малогабаритным тракторам

Изобретение относится к трансмиссиям самоходных машин, а более конкретно к трансмиссиям, имеющим ступенчатую коробку передач и бесступенчатый гидрообъемный ходоуменьшитель

Изобретение относится к трансмиссиям тракторных средств, а именно к дополнительным устройствам трансмиссии - ходоуменьшителям, предназначенным для обеспечения движения этих средств на пониженных скоростях

Изобретение относится к транспортному машиностроению Цель изобретения повышение топливной экономичности и упрощение управления транспортным средством при движении на спуске

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к гидростатическим трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к сельскохозяйственным машинам, а именно к тракторам

Изобретение относится к транспортному машиностроению и позволяет повысить КПД и увеличить точность автоматического переключения режимов работы, а также упростить конструкцию гидромеханической передачи (ГМП)

Изобретение относится к трансмиссиям транспортных средств, преимущественно большой грузоподъемности

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к гидромеханическим трансмиссиям, используемым на самоходных машинах типа тракторов, бульдозеров и т.д

Изобретение относится к гидроприводам передвижения транспортных средств и может быть использовано в строительно-дорожном машиностроении

Гидрообъемный привод ходовой части транспортного средства, система автоматической смены рабочей жидкости гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, насосный агрегат гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, система кондиционирования и реверса гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства и гидромоторный агрегат гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства // 2108507
Изобретение относится к гидрообъемному приводу ходовой части транспортного средства, системе автоматической смены рабочей жидкости гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, насосному агрегату гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, системе кондиционирования и реверса гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, гидромоторному агрегату гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, предназначенному для самоходных машин

Изобретение относится к области транспорта и позволяет избавиться от механического ручного переключения передач в коробке передач при сохранении высокого КПД коробки передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к гидроходопреобразователям - устройствам для изменения и бесступенчатого регулирования скорости тракторов и аналогичных машин

Изобретение относится к лесному хозяйству и лесной промышленности, в частности к конструкциям энергетических средств

Изобретение относится к гидроприводам транспортных средств

Изобретение относится к области тракторного машиностроения, в частности к тракторам сельскохозяйственного назначения со всеми ведущими мостами

Изобретение относится к транспортному средству, в частности к механизму автоматической трансмиссии
Наверх