Система управления шарнирно-сочлененной гусеничной машины

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к системам управления шарнирно-сочлененных гусеничных машин. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей системы путем обеспечения возможности разновременной работы исполнительных гидроцилиндров. В гидролиниях 30 и 31 исполнительного гидроцилиндра 9 поворота задней тележки включен гидрораспределитель 16, а в гидролиниях 32 и 33 исполнительного гидроцилиндра 8 поворота передней тележки включен гидрораспределитель 17 Гидрораспределители 17 и 16 выполнены управляемыми. При вдвинутых штоках оба исполнительных гидроцилиндра 8 и 9 через соответствующие гидрораспределители 16 и 17 гидравлически соединены с гидрораспределителем рулевого управления . При повороте рулевого колеса один из гидрораспределителей 16 и 17 закрывает полости соответствующего исполнительного гидроцилиндра 8 или 9, препятствуя движению его штока 3 з.п ф-лы, 4 ил Ё О vj 00 О 00 (Риг 2

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛ ИСТИ Ч Е С К ИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР. 1 (ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4724193/11; 4724203/11 (22) 26.07.89 (46) 23.09.91. Бюл. ¹ 35 (71) Сибирский технологический институт (72) В.Н.Холопов и В.А.Лабзин (53) 629.113.014.5 (088,8) (56) Авторское свидетельство СССР № 662404, кл. В 62 0 5/06, 1974.

{54) СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ШАРНИРНОСОЧЛЕНЕННОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к системам управления шарнирно-сочлененных гусеничных машин. Цель изобретения — расширение функциональных возможностей системы путем обеспечения возможности разновременной работы исполнительных, . Ы 1б78б84 А1 гидроцилиндров. В гидролиниях 30 и 31 исполнительного гидроцилиндра 9 поворота задней тележки включен гидрораспределитель 16, а в гидролиниях 32 и 33 исполнительного гидроцилиндра 8 поворота передней тележки включен гидрораспределитель 17. Гидрораспределители 17 и 16 выполнены управляемыми. При вдвинутых штоках оба исполнительных гидроцилиндра

8 и 9 через соответствующие гидрораспределители 16 и 17 гидравлически соединены с гидрораспределителем рулевого управления, При повороте рулевого колеса один из гидрораспределителей 16 и 17 закрывает полости соответствующего исполнительного гидроцилиндра 8 или 9, препятствуя движению его штока. 3 з.п. ф-лы, 4 ил, 50

1678684

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к системам управления шарнирно-сочлененных машин.

Целью изобретения является расширение функциональных возможностей системы путем обеспечения возможности разновременной работы исполнительных гидроцилиндров, На фиг.1 показана схема шарнирно-сочлененной гусеничной машины; на фиг,2— схема системы управления шарнирно-сочлененной гусеничной машины; на фиг.3—, схема системы управления шарнирно-сочлененной гусеничной машины при закреплении гидрораспределителей на корпусах исполнительных гидроцилиндров; на фиг.4 — схема системы управления с электроуправлением.

Шарнирно-сочлененная гусеничная машина имеет переднюю 1 и заднюю 2 гусеничные тележки, соединенные сцепным устройством, которое содержит поперечный стержень 3, связанный вертикальными шарнирами 4 и 5 соответственно с промежуточными элементами 6 и 7. Между поперечным стержнем 3 и промежуточным элементом 6 установлен исполнительный гидроцилиндр 8 поворота передней тележки 1, а между поперечным стержнем 3 и промежуточным элементом 7 установлен исполнительный гидроцилиндр 9 поворота задней тележки 2, Система управления:шарнирно-сочлененной гусеничной машины содержит насос

10 с предохранительным клапаном 11, гидробак 12, гидроуправляемый гидрораспределитель 13 рулевого управления, насос-дозатор 14, кинематически связанный с рулевым колесом 15, исполнительные гидроцилиндры 8 и 9, а также двухпозиционные четырехлинейные гидрораспределители.16 и 17. Гидрораспределитель 16 установлен на передней тележке 1, а его золотник 18 толкателем 19 кинематически связан с поперечным стержнем 3. Гидрораспределитель 17 установлен на задней тележке 2, а золотник 20 толкателем 21 кинематически связан с поперечным стержнем 3. Золотник 18 снабжен пружиной 22, а золотник 20 — пружиной 23.

Гидрораспределитель 13 рулевого управления гидролиниями 24 и 25 гидравлически связан с насосом 10 и баком 12, разветляющимися гидролиниями 26 и 27— гидрорасп ределителями 16 и 17, гидролини, ями 28 и 29 управления — с насосом-дозатором 14. Гидрораспределитель 16 гидролиниями 30 и 31 гидравлически связан с исполнительным гидроцилиндром 9, а гидрораспределитель 17 гидравлически связан гидролиниями 32 и 33 с исполнительным. гидроцилиндром 8.

При вдвинутых штоках исполнительных

5 гидроцилиндров 8 и 9 штоковая полость гидроцилиндра 8 посредством гидролиний 33.

27 и 30 гидравлически соединена с поршневой полостью гидроцилиндра 9, а поршневая полость гидроцилиндра 8 посредством

10 гидролиний 32, 26, 30 соединена гидравлически со штоковой полостью гидроцилиндра

9.

Гидрораспределитель 16 может быть закреплен на корпусе исполнительного гидро15 цилиндра 8. а гидрораспределитель 17 — на корпусе исполнительного гидроцилиндра 9, В этом случае золотник 18 гидрораспределителя 16 посредством толкателя 19 кинематически связан со штоком 34

20 исполнительного гидроцилиндра 8, а золотник 20 гидрораспределителя 17 — посредством толкателя 21 со штоком 35 исполнительного гидроцилиндра 9, Гидрораспределители 16 и 17 могут

25 быть выполнены с электромагнитами 36 и

37, электрически соединенными с источником 38 электроэнергии и с двумя электрическими датчиками 39 и 40 включения, механически связанными со штоками 34 и

30 35 исполнительных гидроцилиндров 8 и 9 и установленными на их корпусах.

Система управления шарнирно-сочлененной гусеничной машины работает следующим образом.

35 При прямолинейном движении машины водитель. не вращает рулевое колесо 15, Толкатель 19 удерживает золотник 18 гидрораспределителя 16 в крайнем левом положении, толкатель 21 удерживает золотник

40 20 гидрораспределителя 17 в крайнем правом положении. Штоковая полость гидроцилиндра 8 гидравлически соединены через гидрораспределители 16-и 17 с поршневой полостью гидроцилиндра 9, а штоковая по45 лость гидроцилиндра 9 через гидрораспределители 16 и 17 гидравлически соединена с поршневой полостью гидроцилиндра 8.

Золотник гидрораспределителя 13 рулевого управления находится в среднем положе50 нии, гидролинии 26 и 27 не связаны с гидролиниями 24 и 25. Поршни гидроцилиндров 8 и 9 не перемещаются, эти гидроцилиндры замкнуты из-за разных объемов вытесняемой жидкости штоковой и поршневой поло55 стями.

При повороте налево водитель вращает рулевое колесо 15 в соответствующую сторону, насос-дозатор 14 нагнетает рабочую жидкость в соответствующую управляющую полость гидрораспределителя 13 рулевого

1678684 управления, золотник которого смещается, изменяется угол между поперечным стержв результате чего гидролиния 27 гидравли- нем 3 и промежуточным звеном 6 и, следочески соединяется с гидролинией 24, а гид- вательно, угол между продольными осями ролиния 28 — с гидролинией 25, Рабочая передней 1 и задней 2 гусеничных тележек. жидкость от насоса 10 поступает в гидроли- 5 Перемещение штока 34 гидроцилиндра 8 и нию 27 и далее через гидрораспределитель связанное с ним изменение угла между по16 в поршневую полость гидроцилиндра 9, перечным стержнем 3 и промежуточным а через гидрораспределитель 17 в штоковую звеном 6 вызывает перемещение толкателя полость гидроцилиндра 8. Поршень гидро- 19отзолотника18гидрораспределителя16. цилиндра 8 остается неподвижным, а пор- 10 Пружина перемещает золотник 18 гидрошень гидроцилиндра 9 перемещается, распределителя 16 в крайнее правое(фиг,2) выдвигая шток 35, при этом изменяется угол положение, в результате чего гидролинии 30 между поперечным стержнем 3 и промежу- и 31 гидравлически отсоединяются от гидроточным звеном 7 и, следовательно, угол линий 26 и 27. Гидроцилиндр9 замыкается. между продольными осями передней 1 и 15 Вдальнейшем при поворотерулевогоколезадней 2 гусеничных тележек. Перемеще- са 15 в любую сторону, т.е. при изменении . ние штока 35 гидроцилиндра 9 и связанное радиуса поворота, работает только цилиндр с ним изменением угла между поперечным 8, При возвращении машины к прямолинейстержнем 3 и промежуточным звеном 7 вы- ному движению шток 34 гидроцилиндра 8 эывает перемещение толкателя 21 от эолот- 20 вдвигается в результате вращения рулевого ника гидрораспределителя 17. Пружина 23 колеса 15 до предела в гидроцилиндр 8, перемещает золотник 20 гидрораспредели- толкатель 19 упирается в золотник 18 и петеля 17 в крайнее левое (фиг.2) положение, ремещает его в крайнее левое положение. в результате чего гидролинии 32 и 33 гид- Гидролиния 26 гидравлически соединяется равлически отсоединяются от гидролиний 25 с гидролинией 31, а гидролиния 27 — с гид26 и 27. Гидроцилиндр 8 замыкается, В ролинией 30, Штоковая полость гидроцидальнейшем при повороте рулевого колеса линдра 8 вновь соединяется с поршневой

15 в любую сторону, т.е. при изменении полостью гидроцилиндра 9, а штоковая порадиуса поворота, работает только гидроци- лость гидроцилиндра 9 — с поршневой пололиндр 9. При возвращении машины к пря- 30 стью гидроцилиндра 8. молинейному движению шток 35 Работа устройств, изображенных на гидроцилиндра9в результатевращенияру- фиг,3 и 4, аналогична описанному, с той левого колеса 15 вдвигается до предела в лишь разницей, что управление гидрораспгидроцилиндр 9, толкатель 21 упирается в ределителями 16 и 17 (фиг.3) производится золотник 20 и перемещает его в крайнее 35 механически в зависимости от величины пеправое положение. Гидролиния 26 гидрав- ремещения штоков исполнительных гидролически соединяется с гидролинией 32, а цилиндров 8 и 9 или электрический (фиг.4), гидролиния 27 — с гидролинией 33. Таким при замыкании контактов электрических образом, штоковая полость гидроцилиндра датчиков 39 и 40 и подключении посредст8вновьсоединяется споршневойполостью 40 вом их соответствующего электромагнита гидроцилиндра 9, а штоковая полость гид- 36 и 37 электроуправляемых гидрораспрероцилиндра 9 — с поршневой полостыю гид- делителей 16 и 17. роцилиндра 8.

При повороте направо водитель враща- Формула изобретения

- ет рулевое колесо 15 в соответствующую 45 сторону, насос-дозатор 14 нагнетает раба- 1. Система управления шарнирно-сочую жидкость в соответствующую управля- члененной гусеничной машины, состоящей ющую полость гидрораспределителя 13 из передней и задней гусеничных тележек, рулевого управления. золотник которого соединенных сцепным устройством, выполсмещается, в результате чего гидролиния 26 50 ненным в виде поперечного стержня, свягидравлически соединяется с гидролинией эанного вертикальными шарнирами с

24, а гидролиния 27 — с гидролинией 25. промежуточными элементами, шарнирно

Рабочая жидкость от насоса 10 поступает в соединенными с тележками машины, и исгидролинию 26 и далее через гидрораспре- полнительных гидроцилиндров, шарнирно делитель 16 в штоковую полость гидроци-. 55 соединенных с поперечным стержнем и солиндра 9, а через гидрораспределитель 17 — ответствующими промежуточными элеменв поршневую полость гидроцилиндра 8. тами, содержащая насос-дозатор, Поршень гидроцилиндра 9 остается непод- кинематически связанный с органом управвижным, а поршень гидроцилиндра 8 пере- ления и гидравлически — с гидроуправляемещается, выдвигая шток 34, при этом мым гидрораспределителем рулевого

1678684 управления, гидравлически соединенным с источником питания, с гидробаком и с двумя исполнительными гидроцилиндрами поворота, о т л и ч,а ю щ а я с я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей системы путем обеспечения разновременной работы исполнительных гидроцилиндров, она снабжена двумя двухпозиционными четырехлинейными гидрораспределителями, которые двумя своими линиями соединены друг с другом и с гидрораспределителем рулевого управления, а двумя другими своими линиями каждый из . двухпозиционных гидрораспределителей соединен с соответствующим исполнительным гидроцилиндром поворота; при этом оба двухпозиционных четырехлинейных гидрораспределителя выполнены управляемыми с возможностью переключения каждого из них в позицию, при которой рабочие полости одного из исполнительных гидроцилиндров заперты при вращении органа управления насоса-дозатора в соответствующую сторону.

2, Система по и 1. отл и ч а ю ща я с я тем, что уг равление двухпозиционных гидрораспредели гелей выполнено в виде кинематической связи корпусов каждого из них соответственно с передней и. с задней тележками, а их золотников — с поперечным

5 стержнем сцепного устройства.

3. Система по п.1, отличающаяся тем, что управление двухпозиционных гидрораспределителей выполнено в виде кинематической связи корпусов каждого иэ них

10 соответственно с корпусами каждого исполнительного гидроцилиндра, а их золотников — со штоками этих же исполнительных гидроцилиндров.

15 4. Система по п.1, отличающаяся тем, что управление двчхпозиционных гидрораспределителей выполнено в виде двух электрических датчиков включения, закрепленных на корпусах исполнительных гидро20 цилиндров, установленных с возможностью взаимодействия со штоками соответствующих гидроцилиндров, причем эти датчики электрически соединены с источником питания и электромагнитами управления двух25 позиционных гидрораспределителей. выполненных злектроуправляемыми.

1678684 1

I

I

Ае4

Составитель В.Ионова

Техред М.Моргентал Корректор Т. Малец

Редактор Н.Бобкова

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул, Гагарина, 101

Заказ 3175 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб.. 4/5

Система управления шарнирно-сочлененной гусеничной машины Система управления шарнирно-сочлененной гусеничной машины Система управления шарнирно-сочлененной гусеничной машины Система управления шарнирно-сочлененной гусеничной машины Система управления шарнирно-сочлененной гусеничной машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к рулевым управлениям транспортных средств, преимущественно к тяжелым колесным тракторам с шарнирно сочлененной рамой

Изобретение относится к машиностроению , в частности к гидравлическим системам рулевого управления шарнирно сочлененных транспортных средств

Изобретение относится к тракто-

Изобретение относится к транспортному и сельскохозяйственному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частно-
Наверх