Устройство воздействия на угол складывания шарнирно- сочлененных автопоездов

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (!9) ()1) (()4 В 62 D 5/28 le.:"," .73 с (р

,,1

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

К ПАТЕНТУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3398942/27-11 (22) 19.02.82 (31) 426/81 (32) 21. 02. 81 (33) HU. (46) 07.02.86. Бюл. Ф 5. (71) Аутоипари Кутато Интеэет и Икаруш Карошсериа Еш Ярмюдьяр (HU) (72) Йожеф Ивони,Иштван Ратшко, Дьердь Караси и Ене Мади (HU) (53) 629.113.014.5 (088.8) (56) Патент ВНР У 173148,кл.В 62

D .53/10, 1979. (54)(57) 1.УСТРОЙСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ

НА УГОЛ СКЛАДЫВАНИЯ ШАРНИРНО-СОЧЛЕНЕННЫХ АВТОПОЕЗДОВ, имеющих передние управляемые колеса, содержащие фрикционный тормоз с гидравлическим рабочим цилиндром и с двумя фрикционными элементами, кинематически связанными с соответствующими секциями автопоезда, гидравлический цилиндр гидравлически соединен с гидравлическим блоком управления, который,в свою очередь, соединен с рабочим гид. роцилиндром поворота и с гидробаком, о т л и ч а ю щ е е с я, тем, что, е целью повышения безопасности работы эа счет обеспечения более правильного угла складывания автопоезда, оно . снабжено датчиком угла поворота управляемых колес, датчиком угла складывания секций автопоезда, а гидравлический блок управления выполнен В виде трехпозиционного четырехлинейного гидрораспределителя, подвижный элемент которого кинематически соединен через передаточные элементы, с одной стороны, с датчиком угла по-, \ ворота управляемых колес, а с другойс датчиком угла складывания секций автопоезда, первая и вторая лйнии гидрораспределителя соединены соответственно с поршневой и штоковой полостями рабочего гидроцилиндра поворота, третья его линия соединена с гид-; равлическимфрикционным тормозом,через обратный клапан с гидробаком, а через предохранительный клапан с четвертой линией гидрораспределителя, причем в нейтральной позиции гидрораспределителя все его линии соединены между собой, в одной из крайних первая линия соединена с третьей,а вторая — с четвертой линией, а в другой первая линия соединена с четвертой, а вторая — с третьей линией,при этом обратный клапан установлен с возможностью перепуска рабочей жидкости по направлению от гидробака, 2.Устройство по п.1,о т л и ч а— ю щ е е с я тем, что связь подвижно- го элемента гидрораспределителя с датчиком угла поворота управляемых колес выполнена в виде двух ползунов, один из которых связан с датчиком, а другой — с подвижным элементом гидрораспределителя и расположенной между ними пружиной,. а кинематическая связь подвижного элемента гидрораспределителя с датчиком угла складывания секций автопоезда выполнена в виде соединенного с датчиком управляющего кулачка, звук ползунов, один из которых оперт на управляющий кулачок, а другой связан с подвижным элементом гидрораспределителя, и расположенной межд ползунами пружины.

1 12

Изобретение относится к автомобильной промьппленности, в частности к устройству воздействия на угол складывания шарнирно-сочлененных автопоеэдов, имеющих передние управляемые колеса.

Цель изобретения — повышение безопасности работы за счет обеспечения более правильного угла складывания автопоезда.

На фиг. 1 представлена блок-схема устройства воздействия на угол складывания шарнирно-сочлененных автопоездов, имеющих передние управляемые колеса; на фиг.2 — гидравлическая схема и блок управления устройства. !

Сочлененный автопоезд состоит из двух транспортных секций: первичной 1 и вторичной 2, соединенных шарниром 3. Передняя ось 4 первичной секции 1 представляет собой управляемую ось. Угол поворота управляемых передних колес 5 обозначен ес, угол складывания первичной 1 и вторичной 2 секций — 5.

К устройству рулевого управления. (не показано) передней. осью 4 присоединен датчик 6 угла поворота управляемых колес, а между обеими частями транспортного средства первичной секцией 1 и вторичной секцией 2, установлен датчик 7 угла складывания секций автопоезда. Датчики 6 и

7 присоединены к блоку 8 анализа углового положения, который в качестве выходного сигнала выдает направление отклонения действительного угла складывания от находящегося в соответствии с углом поворота ж переднего управляемого колеса 5 угла складывания р . Относящийся к углу поворота м управляемого переднего колеса 5 угол складывания Й является стационарным уг! Р лом складывания, >, самоустанавливающимися при поддержании постоянства угла управляемого поворота ос по ровной дороге при движении колес без буксования. Между первичной 1 и вторичной 2 секциями расположен воспринимающий направление изменения угла складывания рабочий гидроцилиндр 9, который совместно с блоком 8 анализа углового положения подключен к гидравлическому блоку 10 управления.

Блок 10 управления соединен с гидравлическим фрикционным тормозом 11, 10658 2

5

40 у которого смещающиеся один относительно другого фрикционные элементы присоединены один к первичной секции 1, другой — к вторичной секции 2.

Датчик 6 угла поворота управляемых колес снабжен ползуном 12, который соединен с устройством рулевого управления (не показано). Датчик 7 угла складывания секций автопоезда снабжен управляющими кулачками 13.

Корпус 14 рабочего гидроцилиндра 9 присоединен к первичной секции, а его шток 15 — к вторичной секции.

Гидравлический блок 10 управления выполнен в виде трехпозиционного гидравлического четырехлинейного гидрораспределителя, первая линия 16 которого соединена трубопроводом 17 с поршневой полостью 18 гидравлического рабочего цилиндра 9, а вторая линия 19 через трубопровод 20 — со штоковой полостью 21 гидравлического рабочего цилиндра 9. Третья линия 22 гидрораспределителя 10 через образующий внутреннюю гидравлическую петлю трубопровод 23 соединена с четвертой линией 24 и снабжена обратным клапаном 25, запирающим поток, проходящий от третьей линии 22 в направлении четвертой линии 24. В среднем . неподвижном положении подвижного элемента трехпозиционного четырехлинейного гидрораспределителя 10 все четыре линии 16, 19, 24 и 22 взаимно открыты,в первом положении подвижного элемента открыты первая линия 16 и третья линия 22, а также вторая линия 19 и четвертая линия 24, во втором положении подвижного элемента взаимно открыты первая линия 16 и четвертая линия 24, а также вторая линия 19 и третья линия 22.

Внутренняя гидравлическая петля 23 соединена с наружной гидравлической петлей 26, и обратный клапан 25 ус:тановлен в обеих петлях. В наружной гидравлической петле 26 установлен предохранительный клапан 27 ограничения давления между третьей линией 22 и обратным клапаном 25.Третья линия 22 гидрораспределителя 10 соединена через обратный клапан 25 с гидробаком 28, подключенным к гидравлическим петлям 23 и 26 и расположенным между предохранительным кла. паном 27 и четвертой линией 24. Гидрораспределитель 10 проще. всего при- водить с помощью электромагнита.

10658

50, дается давление, которое вытесняет

1 жидкость из этой полости, причем дав.ление жидкости повышается, так как напор, создаваемый поршнем гидроци55 линдра 9, заставляет течь жидкость от третьей линии 22 в направлении обратного клапана 25, пропускающего в этом направлении поток. Таким об3 12

Гидрораспределитель 10 (фиг.2)снаб- жен полузном 29, который соединен с подвижным элементом гидрораспределителя 10 и на торцовую поверхность 30 которого опирается пружина 31.Последняя прижимается к торцовой поверхности с помощью ползуна 32, установленного в направляющей 33 и опирающегося на образующий выход датчика 7 угла складывания управляющий кулачок 13.

Выход датчика 7 угла складывания выполнен в виде тяги управления уп-. равляющего кулачка 13, установленнок в направляющей 34, и через хвосто- вик 35 управляющего кулачка 13 соединен с блоком 8 анализа углового положения. С противоположной стороны гидрораспределитель 10 снабжен полузном 36, который соединен с подвижным элементом гидрораспределитеЛя и на торцовую поверхность 37 которого.опирается пружина 38, соединенная с ползуном 12 датчика 6 угла поворота управляемых колес установленным в направляющей 39.

Длина пружины 31 выбирается такой, что ее .пружинный ход больше, чем максимальное перемещение ползуна. Аналогично этому пружинный ход пружины 38 больше, чем максимальное перемещение ползуна 12 датчика 6 угла поворота управляемых колес. К расположенному между третьей линией 22 и обратным клапаном 25 участку внутренней гидI равлической петли 23 присоединен че-! рез трубопровод 40 рабочий гидроцилиндр 41 фрикционного тормоза 11,приводящий в действие тормозные колодки 42 с помощью поршня и расположенный в хомуте 43. Тормозные колодки 42 оснащены тормозной тягой 44. Тормозной хомут 43 присоединен к вторичной секции 2, тормозная тяга 44. — к первичной секции 1, Используемый в качестве тормозной тяги конструкционный элемент 44 может выполняться в виде установленного через тормозные колодки 42 в середину любого фрикционного элемента, например, тормозного диска.

Устройство работает следующим образом.

Угол поворота управляемых передних колес 5 воспринимается датчиком 6 угла поворота управляемых колес, угол складывания — датчиком 7 угла складывания секций автопоезда. Выходные сигналы обоих датчиков подаются в блок 8 анализа углового положения, в котором с каждым отдельным углом управляемого поворота р находится в соответствии угол складывания Pp .

Блок 8 анализа углового положения сравнивает оба поступивших сигнала об углах и устанавливает, отклоняется ли и в .каком направлении фактический угол складывания / от находя10 щегося в соответствии с данным углом поворота управляемых колес 5 угла складывания Р>. Блок 8 анализа углового положения дает в случае отклонения в зависимости от его направления два различных сигнала на гидравлический блок 10 управления, который, действуя совместно с рабочим гидроцилиндром 9, в случае неправильного направления изменения угла складывания создает напорное давление на примыкающем к рабочему цилиндру 41 фрикционного тормоза 11 гидравлическом выходе гидравлического блока 10 управления, которое, приводя в действие тормозные колодки, создает момент, направленный против изменения угла складывания.

В среднем положении подвижного элемента гидрораспределителя 10 обеспечивается непосредственное гидравлическое соединение между первой линией 16 и второй линией 19.Шток 15 может беспрепятственно перемещаться в обоих направлениях и гидроцилиндре 9 поворота, так как соединение межжу поршневой 18 и штоковой 21 полостями обеспечивается трубопроводами 17 и 20. В этом положении гидрораспределителя 10 устройство не оказывает сопротивления процессу складывания. Если подвижный элемент гидрораспределителя 10 перемещается в направлении ползуна 36, то в положении управления происходит гидравлическое соединение между первой линией 16 и третьей линией 22, а также между второй линией 19 и четвертой линией 24.

Если шток 15 гидравлического рабочего гидроцилиндра 9 движется к поршневой полости 18, тов ней соз1.210658 разом, жидкость течет через гидравлический трубопровод 40 в рабочий цилиндр 41, поршень 45 которого сжимает тормозные колодки 42, опирающиеся на тормозную тягу 44 и получающие на ней вращающий момент против изменения угла складывания. Как только фактический угол складывания / совпадает с находящимся в соответствии с углом поворота управляемых колес ос углом складывания Р, подвижный элемент гидрораспределителя 10 возвращается в среднее положение,в результате чего. давление жидкости в тормозном рабочем цилиндре 41 уменьшается.

Возникающее в гидравлической системе и, следовательно, в тормозном рабочем цилиндре 41 максимальное дав- эО ление ограничивается присоединенным параллельно к обратному клапану 25 предохранительным клапаном 27.

Если шток 15 рабочего гидроцилиндра 9 движется в направлении вйдвижения (первое положение подвижного элемента гидрораспределителя 10), то из штоковой полости 21 вытесняется жидкость,которая, выходя через четвертую линию24, через внутреннюю гидравлическую петлю 23 может беспрепятственно течь к третьей линии 22, так как обратный клапан 25 открывается в этом направлении. В гидравлической схеме в соответствии с этим создается лишь требующееся для открытия обратного клапана 25 давление и в тормозе 11 не возникает существенного фрикционного усилия.

Первое отклоненноеположение под- 4> вижного элемента трехпозиционного четырехлинейного распределителя 10 возникает,.когда вторичная секция 2 находится в обогнанном, если смотреть на сочленненный автопоезд .свер- 4> ху, в направлении по часовой стрелке положении, определенном углом складывания Р>, находящимся в соответствии с углом поворота управляемых колес.

Подвижный элемент трехпозиционного четырехлинейного гидрораспределителя 10 попадает во второе положение управления, когда вторичная секция 2 находится в положении, обогнанном против часовой стрелки, если смотреть на сочлененный автопоезд сверху, под углом 6, находящимся в соответствии с углом поворота управляемого колеса . При этом вторая линия 19 соединена с третьей линией 22, а первая линия 16 — с четвертой линией 24. Если при этом шток 15. рабочего гидроцилиндра 9 находится в положении выдвижения, то жидкость вытесняется из штоковой полости 21 и, выходя через третью линию 22, течет через трубопровод 40 в тормозной рабочий цилиндр 41. Причем давление жидкости возрастает, так как от третьей линии 22 в направлении четвертой линии 24 путь закрывает обратный клапан 25. Вследствие повысившегося давления жидкости тормозной рабочий цилиндр 41 оказывает через тормозные колодки 42 усилие нажатия, ввиду чего на тормозной тяге 44 появляется момент кручения против изменения угла складывания.

Если шток рабочего гидроцнлиндра 9 во втором положении управления трехпозиционного четырехлинейного гидрораспределителя 10 перемещается в положение выдвижения, то из поршневой полости 4 вытесняется жидкость, которая, выходя через четвертую линию 24,может беспрепятственно течь через гидравлическую петлю 23 к третьей линии 22, так как обратный клапан в этом направлении открывается. В гидравлической петле создается лишь требующееся для открытия обратного клапана 25 давление, и в тормозе 11 не возникает существенного фрикционного усилия.

1210658

1210658

У Ю

Фиг. 2

Составитель В.Калмыков

Редактор В.Петраш Техред А.Кикемезей Корректор А.Зимокосов

Заказ 540/61 Тираж 572 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Филиал ППП "Патент", r.Óæroðoä, ул.Проектная, 4

Устройство воздействия на угол складывания шарнирно- сочлененных автопоездов Устройство воздействия на угол складывания шарнирно- сочлененных автопоездов Устройство воздействия на угол складывания шарнирно- сочлененных автопоездов Устройство воздействия на угол складывания шарнирно- сочлененных автопоездов Устройство воздействия на угол складывания шарнирно- сочлененных автопоездов Устройство воздействия на угол складывания шарнирно- сочлененных автопоездов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному и сельскохозяйственному машиностроению

Изобретение относится к тракто-

Изобретение относится к машиностроению , в частности к гидравлическим системам рулевого управления шарнирно сочлененных транспортных средств

Изобретение относится к рулевым управлениям транспортных средств, преимущественно к тяжелым колесным тракторам с шарнирно сочлененной рамой

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к системам управления шарнирно-сочлененных гусеничных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частно-
Наверх