Способ испытаний валов машин на усталость при кручении

 

Изобретение относится к машиностроению . Цель изобретения - повышение достоверности испытаний. При реверсивном вращении вала скорость реверсирования и угол поворота вала задают соотношениями Q - Циакс 2, (A sin а ад t + В cos b ад t) ; i 1 «i амакс Z, (С sin а ад t + D cos b ад t), i 1 где Qj ,- скорость реверсирования зала приводного агрегата ;Ц аКс максиная скорость реверсирования; А и В - амплитудные значения колебаний скорости реверсирования; а и b - эмпирические коэффициенты; ад - угловая скорость вала приводного агрегата; t - время вращения вала; угол поворота вала приводного агрегата; «макс -максимальный угол поворота ;С и D амплитудные значения колебаний угла по - ворота вала приводного агрегата. Способ позволяет более полно имитировать эксплуатационный характер нагружения валов машин при испытании, в результате чего повышается их достоверность. 1 ил. (Л С

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)л G 01 M 13/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОЙИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (2 1) 471 81 14/27 (22) 11.07,89 (46) 30.09.91. Бюл. К 36

{71) Институт проблем надежности и долговечности машин АН БССР (72) Л,В.Лаврентьев, Н.И.Афанасьев, Л,И.Бойко, В.А.Дьяченко, А.А.Кот, Ю.Л.Солитерман, И.Т.Русинович и А.M.Гацко (53) 621,83.061(088.8) (56) Школьник Л.М. Методика усталостных испытаний. М.: Металлургия, 1978, с.172173. (54) СПОСОБ ИСПbITAНИЙ ВАЛОВ МАШИН НА УСТАЛОСТЬ ПРИ КРУЧЕНИИ (57) Изобретение относится к машиностроению. Цель изобретения — повышение достоверности испытаний, При реверсивном вращении вала скорость реверсировэния и угол поворота вала задают соотношениями (A sin s vt t + B cos b (tt t) (=!

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способам испытаний деталей и узлов машин, например валопроводов и их элементов, и может быть использовано для ускоренной оценки параметров надежности и долговечности валопроводов и их элементов.

Цель изобретения — повышение.достоверности испытаний.

На чертеже изображена конструктивная схема стенда для осуществления предлагаемого способа.

„,; SU „„1681174 А1 а; =а„„, g (Csinàv;t+Всогbа1t).

I =! где Q),— скорость реверсирования зала приводного агрегата;Я „,— максиная скорость реверсирования; А и  — амплитудные значения колебаний скорости реверсирования; а и Ь вЂ” эмпирические коэффициенты; N — угловая скорость вала при водного агрегата; t — время вращения вала;

ci — угол поворота вала приводного агрегата; а,„-максимальный угол поворота;С и D амплитудные значения колебаний угла поворота вала приводного агрегата. Способ позволяет более полно имитировать эксплуатационный характер нагружения валов машин при испытании, в результате чего повышается их достоверность. 1 ил, СтенД содержит приводной электродвигатель 1 либо с реверсивной тиристорной системой 2 управления, либо без этой системы (но соединенный с силовозбудителем

3 с возвратно-поворотным действием выходного звена с возможностью регулирования угла его поворота). Вал приводного элекгродвигателя 1 с,реверсивной тиристорной системой управления (или входной вал силовозбудителя 3) жестко связан через муфту 4 с испытуемым валом 5 с насаженным на свободный конец маховиком 6.

1681174

В эксплуатационных условиях при произвольном нагружении вала угол его закручивания прямо пропорционален скручивающей нагрузке, причем с изменением нагрузки одновременно изменяется угол закручивания, т.е. оба эти процесса протекают одновременно и в одном направлении.

При такой взаимосвязи законы изменения идентичны.

При испытании валов инерционным нагружением (с помощью, например, маховой массы) изменение угла поворота вала приводного агрегата, связанного с испытуемым валом, определяет (благодаря наличию маховой массы на свободном конце, вала) изменение угла закручивания испытуемого вала, а скорость реверсирования определяет угловую скорость маховой массы в процессе реверса и в итоге величину приложенной к валу нагрузки.

Поэтому, задавая закон измене: ия угла поворота вала приводного агрегата, задают закон изменения угла закручивания испытуемого вала, а задавая закон изменения скорости реверсирования (частоты реверса) задают закон изменения нагрузки, скручивающей испытуемый вал, Поскольку в реальных условиях эксплуатации изменение нагрузки на вал приводит к адекватному изменению угла его закручивания, то и при испытаниях с целью приближения условий (характера нагружения испытаний к эксплуатационным) необходимо одновременно и в одном направлении изменять угол поворота вала приводного агрегата и скорость его реверсирования, задав характер их изменения аналогично эксплуатационному.

В условиях эксплуатации скручивающие нагрузки (колебания крутящего момента — крутильные колебания) меняются по переменному закону и описываются соотношение м к

Мскр=M ac f (AclfcоВ1 РBco>ЬккВк).

I =1 (1)

Как следствие приложения нагрузки, угол закручивания испытуемого вала при эксплуатации (исходя из изложенного) также описывается аналогичным соотношением а аакр =арак g (С slcc во>, к р-О сов bed c) (2) В уравнениях (1) и (2):

М„р — величина нагрузки, скручивающей вал;

MM>« — максимальная величина скручи5 вающей нагрузки;

А,  — амплитуда колебаний скручивающей нагрузки на валу; а, b — эмпирические коэффициенты. отражающие влияние в условиях эксплуата10 ции испытуемого вала на характер его динамического нагружения; (с — угловая скорость вала;

t — время вращения вала, с;

15 йзакр — угол закручивания вала;

aM c — максимальный угол закручивания вала;

С, 0 — амплитуда колебаний угла закручивания вала, причем значения А, В, С, D при колебаниях меняютзнак;

А, В.С,0>ОприО

АВСО<Опри1р t (2t>, где tp — время вращения вала в одном направлении в течение одного крутильного колебания.

Коэффициенты а и b изменяются в зависимости от условий эксплуатации. Например, для мобильных энергетических средств (автомобили, тракторы, комбайны, самолеты) B зависимости от сосатояния дороги для спектральной плотности воздействия в вертикальном направлении они изменяются в пределах: а = 0,014 — 0,111: b = 0,029 — 0,14.

Таким образом, уравнения (1) и (2), описывающие характер протекания процессов изменения скручивающей вал нагрузки и угла закручивания вала, справедливы для описания характера изменения скорости реверсирования вала приводного. агрегата и угла его поворота.

Поскольку нагрузка на вал при его испытаниях задается реверсированием вала приводного агрегата (с учетом наличия маховой массы на свободном конце вала), а угол закручивания испытуемого вала — углом поворота вала приводного агрегата, то можно записать следующее:

Q =й акс g (А stn аа1t + В cos bав) t};

I 1

55 (3) ко = аа ° g (C в!о в ов к + D сов Ь ов c), 1=1

И) 1681174 где Я„- скорость реверсирования вала приводного агрегата;

Р кс — максимальная скорость реверсирования;

А,  — амплитуда колебаний скорости 5 реверсирования; а, Ь вЂ” эмпирические коэффициенты; (xp — угловая скорость вала приводного агрегата;

t — время вр-ùåíèÿ вала,,с; 10

ai — угол поворота вала приводного агрегата; о»«максимальный угол поворота вала приводного агрегата;

С, 0 — амплитуда колебаний угла поворота вала приводного агрегата.

При осуществлении способа испытуемый вал 5 устанавливают в опоры и жестко соединяют муфту 4 одним концом с приводным агрегатом 1 циклического (возвратноповоротного) действия — электродвигателем с реверсивной тиристорной системой 2 управления или силовозбудителем 3 с возвратно-поворотным действием выходного звена с возможностью регулирования угла его поворота, причем входное звено силовозбудителя связано с приводным агрегатом, не снабженным тиристорной системой управления. На свободном конце вала 5 неподвижно закрепляют маховик 6, приводят вал в циклическое вращательное движение — реверсирование, задавая при этом закон изменения скорости реверсирования и угла поворота (управляемого электродвигателя или выходного звена силовозбудителя), имеющих синфазный характер, согласнО соотношениям (3) и (4). Это приводит к тому, что изменяются скорость и угол вращения маховой массы в обоих í "ïðàâëåíèÿõ при реверсировании, что из-за ее инерционно-.40 сти приводит к нагружению испытуемого вала с изменением характера нагружения (уровень нагрузок и угол закручивания вала), идентичным характеру изменения скорости реверсирования и характеру 45 изменения угла поворота вала приводного агрегата. Поскольку согласно способу законы изменения скорости реверсирования и угла поворота вала приводного агрегата ° идентичны эксплуатационным, режимы испытания максимал ьно приближены к эксплуатационным, что увеличивает достоверность испытаний.

Использование изобретения дает возможность более полно имитировать эксплуатационный характер нагружения валов машин при испытаниях, в результате чего повышается их достоверность.

Формула изобретения

Способ испытаний валов машин ka усталость при кру-ении, включающий установку вала в захваты с последующим реверсивным вращением с заданнь.ми имеющими синфазный характер скоростью реверсирования и углом поворота sana, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения достоверности испытаний скорость реверсирования и угол поворота вала задают соотношениями:

Qt Q4BKc g (Asioаааt+ВcosЬиt), я =серакс Й (C sin asst + 0 cos bott), l=1 где Яq — скорость реверсирования вала. приводного агрегата;

Р„„— максимальная скорость реверсирования;

А,  — амплитудные значения колебаний скорости реверсирования; а, Ь вЂ” эмпирические коэффициенты; а — угловая скорость вала приводного агрегата;

t — время вращения вала; — угол поворота вала приводного агрегата;

% эxc — максимальный ;:-; л поворота;

С, 0 — амплитудные значения колебаний угла поворота вала приводного агрегата.

1681174

Редактор А. Огар

Заказ 3306 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, )К-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул,Гагарина, 101

Составитель И.Храмцова

Техред М.Моргентал Корректор О.Ципле

"кр

Способ испытаний валов машин на усталость при кручении Способ испытаний валов машин на усталость при кручении Способ испытаний валов машин на усталость при кручении Способ испытаний валов машин на усталость при кручении 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано для испытаний агрегатов трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к машиностроению , а именно к испытательной технике и может быть использовано при механической обработке и испытании зубчатых кинематических цепей

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано при определении эксплуатационных характеристик зубчатых колес и других сложнопрофильных изделий

Изобретение относится к машиностроению, а именно к стендам для испытаний механических передач (редукторов, коробок скоростей и др.)

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано при испытании в электрических стендах механических передач, например реверсивных редукторов, коробок скоростей и т

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано при исследованиях динамических процессов, протекающих в редукторах и различных зубчатых механизмах

Изобретение относится к стендовому оборудованию для испытаний элементов передач с гибкой связью, в частности для испытания элементов зубчатых ременных передач

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано при обкатке и испытании под реверсивной нагрузкой мотор-редукторов, число которых кратно двум при одновременном контроле величины нагрузки

Изобретение относится к машиностроению, а именно к методам и средствам контроля зубчатых колес

Изобретение относится к транспортному средству и может быть использовано при лабораторно-исследовательских испытаниях моторно-трансмиссионной установки транспортного средства

Изобретение относится к испытательным машинам и стендам

Изобретение относится к испытательным машинам и стендам, а именно к стендам с замкнутым силовым контуром

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано для исследования прочности зубчатых колес и их элементов

Изобретение относится к машиностроению, касается испытательной техники и может быть использовано при испытании агрегатов трансмиссий, передающих большую мощность
Наверх